Научная статья на тему 'Восприятие произведений искусства как средство эстетического воспитания'

Восприятие произведений искусства как средство эстетического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Ксения Евгеньевна

В статье рассматривается вопрос об эстетическом воспитании школьников через организованное восприятие произведений искусства. В результате анализа литературы, автор показывает, что в основе эстетического воспитания лежит эмоциональный отклик на прекрасное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие произведений искусства как средство эстетического воспитания»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

Итак, мы видим, что использование фреймов в преподавании дисциплин художественно-эстетического цикла столь же оправдано, как и в отношении естественных и гуманитарных наук, поскольку фреймы могут решать одни и те же задачи (структурирование и сжатие огромного количества учебной информации, для лучшего и быстрого процесса усвоения и ее воспроизведения).

Более того, использование фреймов как сценария, как логико-смысловой схемы, как «идеальной картинки», как динамического процесса выбора языковых средств позволяет нам лучше понять основные принципы творческого процесса и применить их в преподавании. Список использованной литературы:

1. Зырянова М.Н. Когнитивное описание фреймовой структуры концепта «процесс творчества» (на материале произведений Д.А. Пригова).Вестник Челябинского государственного университета. 2011.№ 10(225).Филология. Искусствоведение. Вып. 52. С.57-59

2. Лескова И.А. Фрейм как средство формирования общекультурной компетенции учащихся в процессе преподавания изобразительного искусства. /И.А. Лескова //Четвертая Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся» (18 декабря 2013 г.). Режим доступа: http://poisk2020.ru/izo4.poisk/index.htm

3. Ермакова Т.Н. Жанровый подход и методика фреймирования в курсе музыкальной литературы ДМШ-ДШИ [Текст] / Т. Н. Ермакова // Искусство и образование. - 2011. - № 6. - С. 85-93.

© Фанталов А.Н., Малязина М.А., 2016

УДК 37.017

Филимонова Ксения Евгеньевна

магистрант Омского государственного педагогического университета,

г. Омск, РФ E-mail: [email protected]

ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос об эстетическом воспитании школьников через организованное восприятие произведений искусства. В результате анализа литературы, автор показывает, что в основе эстетического воспитания лежит эмоциональный отклик на прекрасное.

Ключевые слова Эстетическое воспитание, восприятие, изобразительное искусство.

В жизни и дети, и взрослые регулярно сталкиваются с эстетическими явлениями. Это происходит при труде, общении с природой, искусством, при межличностном общении и духовной жизни. Эстетические категории, такие как прекрасное и безобразное, трагическое и комическое встречаются повсюду. В настоящее время одной из значимых задач, стоящих перед школой, является формирование эстетической культуры личности и на данный момент в трудах многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов разработана эта проблема. Среди них Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие. О решении вопросов художественно-эстетического воспитания мы находим публикации С.П. Ломова, Л.Г. Медведева [4], Е.С. Лыковой [2, 3] и др.

В своих трудах В.Н. Шацкая говорит о том, что следует воспитывать в обучающихся не только способность целенаправленно воспринимать, но и правильно понимать, чувствовать красоту в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

окружающем мире. Сталкиваясь с многообразными эстетическими явлениями ребенок, так или иначе, развивается, но эстетическая сущность явлений не всегда осознается ребенком, так как причиной этого чаще всего может быть стремление к развлечению, следовательно, без вмешательства извне, есть риск, что у ребенка могут сложиться неверные представления об идеалах и ценностях. Если искусство - это часть эстетической культуры, то художественное воспитание - это часть эстетического воспитания. Воздействуя средствами искусства, мы развиваем в личности эстетический вкус, любовь к искусству, умение его понимать и наслаждаться им, тем самым осуществляем художественное воспитание. Для целей эстетического воспитания нужно использовать художественное, которое в свою очередь использует искусство как самое мощное средство [5]. Поэтому, через организованное восприятие, с которого начинается взаимодействие ребенка и искусства, можно достичь максимальной эффективности в эстетическом воспитании.

Процессу восприятия произведения искусства нужно уделять особое внимание, так считал Д.Б. Лихачев. Он выделил этапы восприятия произведения. Суть, так называемого, первичного восприятия состоит в том, что данный этап необходимо продумать, поскольку при первичном неорганизованном восприятии, детьми могут быть упущены моменты, которые покажутся им неинтересными или непонятными, вследствие недостатка жизненного опыта или слабого уровня художественно-эстетического развития.

Комплекс умений и способностей всестороннего восприятия произведений следует развивать в детях с самого начала преподавания искусства. Если педагог предварительно заинтересовывает детей сюжетом произведения, художественными приемами, которыми пользовался автор, указывая, на что следует обратить внимание, то в форме свободного общения знакомство ребенка с произведением происходит наиболее эффективно. Включение исторических сведений об эпохе, интересных фактов об авторе и процессе создания произведения поможет в формировании ярких образов в сознании школьников. Обсуждение спорных моментов произведения, неясных ситуаций и терминов, выполнение исследовательских заданий - приемы, активизирующее более глубокое, полное восприятие, порождающие устойчивый интерес [1].

Сущность второго этапа постижения художественного произведения заключается в предоставлении школьникам возможности творчески выполнить свое собственное произведение, которое будет являться аналогом изучаемого по стилю, жанру и методу исполнения. Учитель может выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника. Третьим этапом сюда можно включить такие задания как написание рецензии, подготовка доклада, написание эссе, выступление в процессе обсуждения, вскрытие основной идеи произведения, описание сюжета, выделение основных художественных приемов, оценка своеобразия манеры художника.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, отношения к природной и социальной среде, а также фундаментом эстетического восприятия является эмоциональный отклик на прекрасное, которое всегда индивидуально и уникально.

Список использованной литературы:

1. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.

2. Лыкова Е.С. Проблема декоративности в изобразительном искусстве // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству. Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 2000. - С. 90-98.

3. Лыкова Е.С. Разработка методов обучения рисованию // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 212-215.

4. Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 8. С. 14-16.

5. Рябинова С.В., Савельева О.П. Методические аспекты развития творческого подхода в живописи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2016. Т.2. №1. С. 60 - 63.

© Филимонова К.Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.