_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 37.017
Солдатова Ольга Владимировна
магистрант Омского государственного педагогического университета,
г. Омск, РФ E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ
Аннотация
В статье раскрывается роль изобразительной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников. Описываются средства формирования эстетического вкуса, эстетических чувств у дошкольников.
Ключевые слова
Эстетическое воспитание, изобразительная деятельность, дошкольник.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности дошкольника, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное (Б.Т. Лихачёв). В настоящее время эстетическое воспитание и культура - главная задача дошкольного образования. Этой проблемой занимались отечественные и зарубежные педагоги, психологи Д.Н. Джон, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкий. Сегодня вопросам эстетического воспитания детей и подростков посвящены исследования Л.Г. Медведева [8], Н.В. Чекалевой [9], Е.С. Лыковой [4, 5], Р.И. Капустной [2], О.П. Савельевой [10, 11] и др.
Ветлугина Н.А. говорит об эстетическом воспитании, как о развитии способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [1]. По мнению Сластенина В.А. эстетическое воспитание - это способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Бубнова С.Ю. считает, что эстетическое воспитание - это работа совместной деятельности педагога и дошкольника.
В работе с детьми, по развитию эстетического воспитания необходимы следующие задачи: развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства; приобщать детей к деятельности; вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения; формировать основы эстетического вкуса, способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления; развивать художественно-творческие способности.
В эстетическом воспитании средством является искусство, условием художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и детьми. Воспитывать ребенка в деятельности -одна из закономерностей воспитания [3]. Изобразительная деятельность - это средство эстетического воспитания. Цвет и колорит - это средства выразительности в изобразительном искусстве, в творчестве детских рисунков. На занятиях по изобразительной деятельности, отмечается, что дети очень мало обращают внимания на цвет, игнорируют его. А также не используют разнообразную цветовую гамму и выполняют рисунок чаще одним цветом. В данном случае, следует развивать у детей восприятие цвета, обогащать сенсорный опыт. Таким образом, все эти средства позволяют формировать представление о цвете предметов, свойстве. У дошкольников возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Поэтому, необходимо развивать восприятие цвета, цветосочетания, вызвать эмоциональную реакцию ребенка на цвет и сочетание, учить находить цветовое решение, цветосочетание [6]. Ритм, также является средством художественной выразительности. Чувства прекрасного возникают у детей при восприятии формы предмета или ритмического строя. Эстетические чувства будут более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
окружающего мира. Посредством этого, у детей формируется эстетический вкус [7].
Важно отметить, что чувство прекрасного сформируется у ребенка тогда, когда красота предмета, явления становится в конкретном выражении. Описывая с детьми цветок, можно сказать, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья. Детям нужно подобрать такие слова, чтобы передать эстетическую характеристику этого предмета. Ребенок поймет, что значит красиво и начнет находить красоту в других явлениях, предметах.
У ребенка появится эстетический вкус тогда, когда он будет получать удовольствие, духовное наслаждение от красоты в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус - понятие широкое, включает в себя не только понимание, наслаждение прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. В формировании эстетического вкуса у детей, большая роль принадлежит обучению. На занятиях об изобразительной деятельности, дети учатся узнавать, любить произведения искусства. В художественной деятельности, присутствует воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети получают умения и навыки, которые имеют большое значение не только для повышения эффективности детского творчества, но и для осуществления других воспитательных задач. В творческой деятельности, эстетическое воспитание зависит от того, что берется для рисования (знакомые детям красивые предметы, игрушки, явления природы). Когда дети рисуют рисунок, отмечают, почему он нравятся, что в нем интересного, почему радует, или вызывает негативное отношение. Эстетическая оценка рисунка тоже играет свою роль, она переплетается с нравственной. Дети учатся адекватно оценивать свои рисунки и сверстников, делать небольшие выводы, умозаключения, что хорошо получается, а над чем необходимо еще поработать. На занятиях дети рисуют явления из окружающей жизни, отражают свое отношение к ней.
На занятиях по изобразительной деятельности, дети получают огромное удовольствие от рисования, так как в занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания сюжета, игр. Поэтому, очень важно поддерживать это стремление, не ограничивать детей только изображением отдельных предметов. Когда дети придумают сюжет своего рисунка, он не только радует их, но и развивает воображение, фантазию, уточняет представления.
В развитии творческой деятельности на занятии создаются положительные условия для развития ощущений и эмоций, которые перейдут в эстетические чувства, будут формировать эстетическое отношение к действительности. Практика работы показывает, что обогащать опыт детей целесообразно наблюдениями из окружающего мира, заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту дома; на занятии, чтобы дети получали возможность выразить эстетические впечатления; внимательно относились к подбору соответствующего материала [12].
Подводя итог, можно сказать следующее, что дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания. У дошкольников формируется отношение к миру, происходит развитие эстетических качеств будущей личности. Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе художественной деятельности происходит не само по себе, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Лучше использовать методы, приемы, которые будут вызывать хорошие эмоции у детей. Чем ярче будут впечатления, чем содержательнее и интереснее их жизнь, тем лучше будет развиваться воображение, а рисунки будут интересными, разнообразными и красивыми.
Список использованной литературы:
1. Ветлугина Н.В. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1962.
2. Капустина Р.И. Эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства. - Шадринск, 1999.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 416 с.
4. Лыкова Е.С. Анализ возрастных особенностей развития детского рисунка // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. №3 (19). С. 134-139.
5. Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 177-180
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 2410-700Х
6. Лыкова Е.С. Методика развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников // Проблемы художественного образования. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск, 1997. - С. 4047.
7. Лыкова Е.С. Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 28-33.
8. Медведев Л.Г. Проблема эстетического воспитания учащихся средних школ на занятиях по изобразительному искусству // Проблемы развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - С. 11-20.
9. Медведев Л.Г., Чекалева Н.В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. 2012.№ 2(106). С. 233-235.
10.Савельева О.П. Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения древнерусской архитектуры: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. 226 с.
11.Савельева О.П. Виртуальная выставка-конкурс детского творчества как современных социокультурный проект // Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания международная научно-практическая конференция: сборник статей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. С. 245 -249.
12.Савельева О.П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства)// Начальная школа плюс До и После. 2006. № 5. - С. 7 - 13.
© Солдатова О.В., 2016
УДК 371.214.14371.214.14
Солодовникова Ирина Николаевна
директор
МОАУ СОШ № 56 им. Хана В.Д.
Г. Оренбург, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА,
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье рассмотрены содержательные и организационные особенности реализации индивидуального образовательного маршрута. Обозначена его роль в повышении эффективности деятельности школы. Рассмотрены функции педагога в реализации индивидуального образовательного маршрута.
Ключевые слова
Индивидуализация, образовательная деятельность, модель образовательного пространства, субъекты образовательного процесса, индивидуальный образовательный маршрут.
В современном образовании индивидуальный образовательный маршрут обучающегося характеризуется определенной спецификой. С одной стороны, он является отражением ориентированности образовательной организации на обеспечение индивидуальных запросов, обучающихся [5; 6], с другой -его содержательное наполнение происходит в зоне неопределенности, обусловленной наличием смежных составляющих, а именно индивидуальным учебным планом, образовательной траекторией и программой [2; 3]. В практической деятельности педагоги сталкиваются с противоречием между различными представлениями субъектов образовательного процесса о ценностях и роли образования и отсутствием единого механизма удовлетворения образовательных потребностей данных субъектов. Считаем, что одним