_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
третьего поколения. В рамках нового ФГОС поставлена одна из важнейших задач - разработка ОС в условиях компетентностного подхода, которые должны быть способны эффективно решать задачи оценки формирования компетенций в рамках учебного процесса. Как показывает опыт, вопрос соотношения теории и практики - это самый острый вопрос, который связан с однозначной ориентацией компетентностного подхода на освоение компетенций, то есть на осуществление трудовой деятельности и на комплексное целостное освоение необходимых компетенций [2, с. 47 - 49]. Дадим определение компетенции.
Компетенция - это такая форма характеристики обучаемого лица, которая концентрирует в единое целое всю совокупность полученных знаний, умений, навыков в сочетании с выявленными способностями и личностными качествами. Причем в рамках учебного процесса вузов на текущий момент выделено всего два основных традиционных блока по контролю приобретаемых и уже приобретенных знаний, умений и навыков. А именно: промежуточная аттестация; итоговая государственная аттестация (ИГА).
Соответственно, для контроля приобретаемых знаний используется механизм промежуточной аттестации, который позволяет оценить студентов по определенному предмету или предметам непосредственно в процессе обучения. А ИГА, в свою очередь, имеет единственную цель - дать комплексную оценку подготовленности студентов уже по завершению обучения. На основании этого можно утверждать, что и методология для этих блоков применяется разная.
Разработка ОС в условиях компетентностного подхода, в рамках указанных блоков, и есть конечная цель изменений, которые постепенно должны быть введены во всех Вузах страны, согласно ФГОС ВО третьего поколения. А это, в свою очередь, порождает целую цепь взаимосвязанных задач, поскольку переход на новые ОС требует, как пересмотра всех, используемых годами, методик оценивания, так и самих методик преподавания в высшей школе. Это очень глобальная и сложная задача и несомненно носит первостепенный характер среди задач, стоящих сейчас перед ВО. Прямое следствие из этого -формирование новых ОС в условиях компетентностного подхода является длительным процессом, который требует системного рассмотрения всех взаимосвязанных процессов.
Научный руководитель - к.ф. - м.н., доцент Ким В.Б., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Список использованной литературы:
1. Ковтун Е.Н. Промежуточная и итоговая аттестация при компетентностном подходе: применение инновационных образовательных технологий / Статья в научном журнале Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. М., 2013. [Электронный ресурс].
2. Глухова О.Ю. Компетентностный подход при подготовке учителя математики. - In Situ. - 2016. № 3. с. 47-49.
© Тимофеева Н.А., 2016
УДК 378
А.Н. Фанталов
кандидат культурологи, доцент, старший преподаватель, АППО, г. Санкт-Петербург, РФ
М.А. Малязина Аспирант АППО, г. Санкт-Петербург, РФ
«ФРЕЙМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА» И ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Аннотация
В данной статье мы хотим рассмотреть вопрос использования фреймов в художественно-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
эстетическом аспекте. Представить эти дисциплины с точки зрения фреймовой теории. Рассмотреть фреймы как сценарий, как логико-смысловую схему, как идеальную картину, как динамический процесс выбора языковых средств.
Ключевые слова
Фрейм, изобразительное искусство, фреймирование, фрейм как сценарий, фрейм как логико-смысловая схема, фрейм как идеальная картина, фрейм как динамический процесс выбора языковых средств.
Ряд авторов описывают использование фреймов в различных областях знаний, в основном, в точных науках: физике, математике, астрономии и в гуманитарных науках: литературе, иностранный язык, истории. Они применяются на разных этапах урока (новая тема, закрепление, обобщение), на разных видах уроков и несут разную функцию (структурирование информации, сжатие и т.д.).
А почему же фреймы не используются на предметах художественно-эстетического цикла?
На первый взгляд некорректно сравнивать точные науки и искусство. Точные науки - это четкий алгоритм действий, а искусство - это творческая деятельность, которая вроде бы не поддается рациональному объяснению. Однако, как известно создание произведений изобразительного искусства, музыки и т.д. подчиняются определенным правилам.
Обратимся к мнению, высказанному в своем исследовании Зыряновой М.Н., исследовавшей творчество произведений Пригова Д.А..
По мнению Зыряновой М.Н., творческая деятельность, представляющая процесс развития, последовательную смену состояний и, обладающая определенной логикой, которая является методологической основой существования искусства. Следовательно, творческий процесс можно изучать и структурировать, так как при создании художественного произведения существует этапность.
Творческий процесс - это внутренний, невидимый процесс. При помощи фрейма «творческий процесс» процесс визуализируется, так как идет описание ситуации подъема, спада, пассивности, выброса творческой энергии.
При рассмотрении фрейма «творческий процесс», Зырянова М.Н., предлагает следующую очередность действий:«
1. Определение номинативного поля концепт-фрейма.
2. Выбор репрезентантов, описывающих тот или иной номинант.
3. Формулировка когнитивных метафор (с оценкой частотности репрезентантов, представляющих метафору).
4. Определение когнитивных признаков в результате интерпретации метафоры.
5. Распределение этих признаков по субфреймам (или ККП). Количество КП определяет энергетическую яркость для Пригова Д.А. той или иной ситуации в творческом процессе» [1, с.57].
Фреймы наряду с другими возможностями используются для структурирования информации.
Теперь попытаемся описать творческий процесс в изобразительном искусстве при помощи языка фреймов.
Изобразительное искусство - своеобразный и специфический вид деятельности, к которой способны не все индивидуумы и при этом, труднодоступен пониманию процесс рождения картины.
Для того, чтобы попытаться в этом разобраться, попытаемся осознать весь процесс целиком и попробовать объяснить через понятие фрейм.
Если рассматривать изобразительную деятельность, в основе, которой лежит творчество, то несмотря на присутствие инсайта.
Если взять за основу, что фрейм -это определенный порядок действий, то можно представить написание картины следующим образом:
1. Вначале, определяется тематика картины;
2. Художник в своем мышлении вычленяет основные образы и взаимосвязи между ними;
3. Продумывается фон картины, то есть окружающая среда для ее предметов и действующих лиц;
4. Художник находит композиционное решение.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Как все это выглядит с точки зрения фреймовой теории. Фреймы можно рассматривать как сценарий, как логико-смысловую схему, как идеальную картину, как динамический процесс выбора языковых средств.
Фрейм как сценарий в изобразительном искусстве позволяет представить последовательность действий, совершаемую художником от замысла картины до начала воплощения ее «в материале».
a) Работа с образом и сюжетом. Отбор персонажей картины и его пространственного окружения.
b) Художник решает какие композиционные законы надо применить для осуществления данного сюжета?
c) Создание фреймированной композиционной схемы (а это и есть нахождение «композиционного решения»). Художник представляет изображаемые объекты как совокупность разнообразных геометрических фигур и линий. Он делает множество миниатюрных геометрических композиций-клаузур, в которых «прокручивает» варианты схематизированной композиции при большом количестве подобных упражнений, вырабатывается грамотные композиционные схемы в сознании художника.
d) Замена в избранной композиции геометрических фигур на реальные объекты.
e) Перенос избранной композиции по клеткам или диагоналям на большой формат.
f) Дальнейшая работа строится от избранной живописной или графической техники.
Фрейм в изобразительном искусстве может существовать и как логико-смысловая схема.
Представители «русского» авангарда Казимир Малевич и Василий Кандинский ввели в искусство
осознание того факта, что любое произведение изобразительного искусства может быть абстрагировано от его реалистической оболочки и осмысленно в качестве сочетания геометрических фигур и линий (хотя в какой-то степени данный подход практиковался мастерами старой академической школы, которые использовали вырезанные монохромные силуэты фигурок и, двигая их по листу бумаги, эмпирически определяли оптимальную композицию).
Данный прорыв в сфере художественного мышления был связан с революционными преобразованиями, который принес в мировую культуру ХХвек. Сейчас мы можем сказать, что они спонтанным образом вышли на интуитивное ощущение фреймовой логико-смысловой схемы, которая позволяет наглядно представить не только структуру изображаемой картины, но и связи, объединяющие ее компоненты.
Чтобы дать представление о проявлении фрейма в изобразительной деятельности как «идеальной картинки», достаточно вспомнить Микеланджело, который утверждал, что идеальной композицией в скульптуре являет спирально закрученная пирамида.
Наконец, в данной сфере фрейм может существовать как динамический процесс выбора языковых средств. Это легко видеть на примере того, как избранный художником сюжет диктует выбор художественного материала для его воплощения. Проходя каждый раз один и тот же порядок действий, в аналогичной ситуации уже всплывает определенный образ (фрейм).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что многократные упражнения, рождают для картины готовые структуры, которые, в свою очередь и являются фреймами.
Таким образом, мы видим, как посредством фреймовой структуры художник нарабатывает умение создавать картину, то есть композиционную компетенцию.
Лескова И.А.(к.п.н.) считает, что фрейм можно использовать как средство формирования общекультурной компетенции учащихся в процессе преподавания изобразительного искусства. Данная компетенция будет способствовать успешности процесса обучения в целом, и руководствуясь ею, можно будет вникать в смысл общезначимых ценностей. Автор предлагает формировать данную компетенцию, используя возможности фреймового обучения на предметах эстетического цикла.
Владеть общекультурной компетенцией, по мнению автора, - значит иметь представление о культурных ценностях и понимать их смысл и опыт деятельности.
Одним из важных вопросов, в данной области является задача определить, что такое «понимание». В науке существуют различные взгляды на данный термин. Лескова И.А. исходит из того, что понимание -извлечение смысла из ситуации.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
На данный момент, психологи выделяют три типа понимания: естественное, культурное и творческое. Каждый тип понимания нацелен на извлечение своего вида смысла.
Естественный тип понимания имеет место тогда, когда происходит извлечение смысла в исполнение, то есть в действии. Культурный тип понимания включает в себя извлечение смысла, оформляет и транслирует его. Творческий тип понимания при извлечении создает новый смысл.
Наличие всех типов понимания дает человеку целостное осознание себя как личности в пространстве окружающего мира.
Лескова И.А. приводит пример культурного понимания, опираясь на рассуждения Хайдеггера М., описывающие содержание картины Ван Гога «Башмаки». Он предлагает свою интерпретацию этой картины. Ван Гог раскрывает суть бытия, тяжкой крестьянской доле (стоптанные женские башмаки), об усталости от непосильной работы с утра до вечера. В такой интерпретации в картине представлена приукрашенная крестьянская жизнь.
Существует и другой взгляд на эту картину. Искусствоведы попытались установить кому принадлежали башмаки. Оказывается, что башмаки принадлежали самому Ван Гогу. Исходя из этого, следует, что интерпретация Хайдеггера оказалась не верна.
Фреймовый подход может стать средством для формирования культурного типа понимания в процессе обучения.
Лескова И.А. предлагает учителю для работы использовать разные фреймовые модели. Обучающиеся получают структурированную информацию, которую легче запоминать и легче воспроизводить.
Осваивая содержание учебных дисциплин в системе дополнительного образования, построенное по фреймовому типу, вместе с профессиональными знаниями получают основу для интерпретации художественных произведений и опыт деятельности, направленных на освоение общекультурных ценностей.
Итак, мы рассмотрели, как применяют фреймы применяя их к поэзии Пригова Д.А., в применении в изобразительном искусстве, а теперь познакомимся с их применением в музыке.
В детских школах искусств, для оптимального и эффективного обучения во время занятий по музыкальной литературе используют фреймы. Проблемное поле единое для изучения предметов в общей школе и в школе искусств: огромный поток информации, увеличившаяся нагрузка обучающихся, наглядное воплощение информации, воспринимаемой школьниками с помощью телевидения и компьютера, сокращение учебных часов на изучение материала.
Одним из наиболее успешных методов компактной подачи материала и в этой сфере является фреймирование.
Современная педагогическая наука представляет различные способы организации умственной работы, используя блоки и структуры информации. Сочетание словесно-логического и эмоционально-образного присутствует в музыкальной литературе.
Важность фреймового подхода засвидетельствована Лозинской А.М. Комплексный подход применения фреймов разработала Кореева Л.В. (для свертывания текстов для слабослышащих учащихся). Мамедяров Д.М. использовал фреймы на уроках математики.
Амрахова А.А., разбирая тенденции семантики фреймов в музыковедении, отмечает, что при фреймовом подходе смысловые связи сопоставимый с ассоциативным полем окружающим культурно-исторический протопип.
Демчемченко-Анохина А.В. демонстрирует пример фреймирования в музыкальной литературе, внедряя многомерные дидактические инструменты (графические модели). Это позволяет адекватно и адекватно воплотить содержание музыкальной литературы через кодирование информации в знако-символическую и образные формы.
В целом можно утверждать, что применение фреймов оптимизирует процесс обучения. Благодаря фреймовым схемам мы можем избежать переполнения вербальной информацией, облегчив при этом визуальное восприятие. Фреймы способствуют возникновению в памяти стереотипных сценариев, организующих мыслительный процесс.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х
Итак, мы видим, что использование фреймов в преподавании дисциплин художественно-эстетического цикла столь же оправдано, как и в отношении естественных и гуманитарных наук, поскольку фреймы могут решать одни и те же задачи (структурирование и сжатие огромного количества учебной информации, для лучшего и быстрого процесса усвоения и ее воспроизведения).
Более того, использование фреймов как сценария, как логико-смысловой схемы, как «идеальной картинки», как динамического процесса выбора языковых средств позволяет нам лучше понять основные принципы творческого процесса и применить их в преподавании. Список использованной литературы:
1. Зырянова М.Н. Когнитивное описание фреймовой структуры концепта «процесс творчества» (на материале произведений Д.А. Пригова).Вестник Челябинского государственного университета. 2011.№ 10(225).Филология. Искусствоведение. Вып. 52. С.57-59
2. Лескова И.А. Фрейм как средство формирования общекультурной компетенции учащихся в процессе преподавания изобразительного искусства. /И.А. Лескова //Четвертая Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся» (18 декабря 2013 г.). Режим доступа: http://poisk2020.ru/izo4.poisk/index.htm
3. Ермакова Т.Н. Жанровый подход и методика фреймирования в курсе музыкальной литературы ДМШ-ДШИ [Текст] / Т. Н. Ермакова // Искусство и образование. - 2011. - № 6. - С. 85-93.
© Фанталов А.Н., Малязина М.А., 2016
УДК 37.017
Филимонова Ксения Евгеньевна
магистрант Омского государственного педагогического университета,
г. Омск, РФ E-mail: [email protected]
ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос об эстетическом воспитании школьников через организованное восприятие произведений искусства. В результате анализа литературы, автор показывает, что в основе эстетического воспитания лежит эмоциональный отклик на прекрасное.
Ключевые слова Эстетическое воспитание, восприятие, изобразительное искусство.
В жизни и дети, и взрослые регулярно сталкиваются с эстетическими явлениями. Это происходит при труде, общении с природой, искусством, при межличностном общении и духовной жизни. Эстетические категории, такие как прекрасное и безобразное, трагическое и комическое встречаются повсюду. В настоящее время одной из значимых задач, стоящих перед школой, является формирование эстетической культуры личности и на данный момент в трудах многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов разработана эта проблема. Среди них Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие. О решении вопросов художественно-эстетического воспитания мы находим публикации С.П. Ломова, Л.Г. Медведева [4], Е.С. Лыковой [2, 3] и др.
В своих трудах В.Н. Шацкая говорит о том, что следует воспитывать в обучающихся не только способность целенаправленно воспринимать, но и правильно понимать, чувствовать красоту в