1 #
Рахметов Саттар Муканович,
главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор
ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СТАТЬЯ 310-1)
Свобода предпринимательства провозглашается Конституцией Республики Казахстан (далее - Конституция) (ч. 4 ст.26): «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности» [1, с. 57].
Важная роль в реализации указанного конституционного права человека и гражданина принадлежит ст. 310-1 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК), устанавливающей ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. в настоящее время данное преступление отнесено к числу коррупционных.
Опасность данного преступления заключается в том, что воспрепятствование законной предпринимательской деятельности ограничивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также наносит ущерб авторитету органов государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит регулирование экономической деятельности. Совершение этого преступления грубо нарушает положения, содержащиеся в п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан, о том, что государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.
Родовым объектом воспрепятствования законной предпринимательской деятельности являются интересы государственной службы. Преступление следует отнести к числу двуобъ-ектных. Поэтому непосредственный объект данного преступления носит сложный характер. Он состоит из основного и дополнительного объектов. Основной непосредственный объект совпадает с родовым объектом данного преступления - им являются интересы государственной службы. Дополнительным объектом данного преступления следует признать право граждан на заня-
тие предпринимательской деятельностью.
в рассматриваемой статье УК речь идет о предпринимательской деятельности, поэтому необходимо обратиться к содержанию этого понятия. Согласно п.1 ст.10 ГК Республики Казахстан (далее - ГК) предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц независимо от форм собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (индивидуальное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство).
Объективная сторона заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, которое может выражаться в различных формах: а) в ограничении прав и законных интересов коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, совершенном лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б) в ограничении самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, совершенном лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы; в) в ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, совершенном лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы. Суть этих деяний заключается в том, что указанное в диспозиции комментируемой статьи лицо препятствует предпринимателю (физическому или
юридическому лицу) полностью или частично осуществлять свою деятельность в порядке и в границах, установленных законом. Ограничение сферы деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации может допускаться на законном основании (например, в соответствии с ч. 1 ст. 35 ГК). Статья 310-1 УК применяется лишь в случаях незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.
в соответствии с п. 3 нормативного постановления верховного Суда Республики Казахстан от 18 июня 2004 года № 2 «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфере экономической деятельности», «Под ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации следует понимать принятие решений, дачу указаний, предъявление требований, установление запретов и другие действия должностного лица, в той или иной степени препятствующие эффективному осуществлению законной предпринимательской деятельности (неправомерный отказ в регистрации; уклонение от регистрации или выдачи лицензии; наложение запрета на занятие не запрещенным законом видом деятельности)».
Ограничение прав и законных интересов может выразиться, в частности, в совершении обусловленных особенностями организационно-правовой формы или формы собственности таких деяний, как принятие нормативного акта, устанавливающего неравенство индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций по отношению к другим организациям. то же относится к таким видам преступлений, как:
- непредставление индивидуальным предпринимателям или коммерческим организациям предусмотренных законом льгот и преимуществ;
- незаконное изъятие товаров из обращения;
- установление определенных цен на товары или их верхних и нижних пределов;
- незаконное возложение обязанности сбывать продукцию определенным организациям;
- противоречащая закону дискриминация в сдаче в аренду нежилых помещений;
- создание препятствий доступу на рынок и т.д.
Ограничение прав и законных интересов может
носить как явную, так и скрытую форму. Обычно оно выражается в неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, неправомерном отказе в выдаче лицензии на осуществление определенной предпринимательской деятельности.
таким образом, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации представляет
собой совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом разнообразных деяний, состоящих в сужении правомочий и создании препятствий в реализации соответствующих закону интересов физических или юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Эти деяния связаны с нарушением равноправия индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций из-за специфики организационно-правовой формы этой деятельности либо формы собственности, лежащей в основе такой деятельности. Указанные действия противоречат Конституции и ГК. так, ч.1 ст.12 Конституции устанавливает, что «в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственности».
Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации нередко выражается в таких действиях, как неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной предпринимательской деятельности. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации состоит в том, что потерпевшим, желающим осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо коммерческой организации, должностное лицо, призванное выполнить такую регистрацию, прямо сообщает об отказе в регистрации, хотя никаких законных оснований для этого нет.
Например, государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом, Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». Согласно этим правилам, отказ в регистрации может иметь место только в строго определенных случаях, к которым относится несоответствие представленных на регистрацию документов требованиям закона и т. д.
в частности, в 54 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств указывается: «Нарушение порядка создания и реорганизации юридического лица, установленного законодательными актами Республики Казахстан, несоответствие учредительных документов законодательным актам Республики Казахстан, а также передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствие в них положений о пра-
вопреемстве реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации и перерегистрации юридического лица» [2].
В практике квалификации деяния по ст.310-1 УК в связи с признанием неправомерности отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица возник вопрос: является ли перечень оснований для отказа в такой регистрации, изложенный в соответствующем нормативном правовом акте, исчерпывающим, или должностное лицо вправе использовать и другие основания? В качестве ответа на данный вопрос следует ответить, что изложенный в законе либо ином нормативно-правовом акте, определяющем порядок регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, перечень следует считать исчерпывающим. в противном случае появляются неограниченные возможности для произвола должностных лиц.
Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации представляет собой открытую форму воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, выражающуюся в доводимом до потерпевших решении должностного лица отказать в регистрации. При этом данное решение принимается в нарушение порядка регистрации и является, таким образом, неправомерным. Явное, недвусмысленно выраженное и доведенное до заявителя неправомерное решение должностного лица является характерной особенностью неправомерного отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в скрытой форме.
Уклонение от регистрации при наличии для нее правовых и фактических оснований представляет собой бездействие лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица. Оно выражается в неисполнении им обязанностей по регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя либо коммерческой организации, а также в затягивании рассмотрения поступивших материалов.
Уклонение имеет место, если виновный не исполняет соответствующие обязанности по регистрации после истечения срока, установленного законом для принятия решения, при отсутствии уважительных причин к непринятию соответствующего решения (болезнь, командировка, иные обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должностных обязанностей) [3].
Уклоняясь от регистрации индивидуального предпринимателя, виновный обычно ждет от потерпевшего вознаграждений в виде денег или
иного имущества (в ином случае затягивание процедуры регистрации просто не имело смысла). Поэтому рассматриваемое преступление тесно связано с другим видом коррупционных преступлений - вымогательством взятки.
в следственно-судебной практике уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации доказать гораздо сложнее, чем отказ. При квалификации уклонения от государственной регистрации указанных лиц целесообразно акцентировать внимание на следующих ключевых моментах:
1) истек ли на момент возбуждения уголовного дела установленный законом или иным нормативным правовым актом срок для регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица;
2) если упомянутый срок истек, то нет ли уважительных причин для его продления;
3) какое именно должностное лицо уклоняется от государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица;
4) в каких действиях или бездействии выразилось уклонение;
5) нет ли уважительных причин для невыполнения должностным лицом обязанностей по регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.
Отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной предпринимательской деятельности признается неправомерным, если он осуществлен без наличия к тому законных оснований. в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11 января 2007 года «О лицензировании», установлен порядок выдачи разрешений (лицензий) на предпринимательскую деятельность [4]. Заявитель обязан предоставить должным образом оформленные документы, а соответствующий орган - рассмотреть их в установленный срок и выдать специальное разрешение (лицензию). все основания возможного отказа в их выдаче исчерпывающе изложены в ст.45 указанного выше Закона. Там установлено, что в выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии может быть отказано в случаях, если:
1) занятие видом деятельности запрещено законами Республики Казахстан для данной категории субъектов;
2) не представлены все документы, требуемые в соответствии с настоящим Законом. При устранении заявителем указанных препятствий заявление рассматривается на общих основаниях;
3) не внесен лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности в слу-
чае подачи заявления на выдачу лицензии на вид деятельности;
4) заявитель не соответствует квалификационным требованиям;
5) в отношении заявителя имеется вступивший в законную силу приговор суда, запрещающий ему заниматься отдельным видом деятельности.
При отказе в выдаче лицензии лицензиаром заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде в сроки, установленные для выдачи лицензии и (или) приложения к лицензии.
Уклонение от выдачи разрешения (лицензии) на осуществление определенной предпринимательской деятельности, как скрытая форма воспрепятствования этой деятельности, выражается в бездействии либо действиях лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, направленных на замаскированный отказ в выдаче соответствующего разрешения (лицензии) без уважительных причин после истечения установленных для выдачи сроков. Мотивы такого поведения субъекта рассматриваемого преступления могут быть самыми разнообразными: от корысти до личной неприязни либо специального заказа других лиц.
«Ограничение самостоятельности есть ущемление права индивидуального предпринимателя или коммерческой организации самостоятельно принимать решения, осуществлять свою деятельность, может выражаться во вмешательстве в формирование списка соучредителей, в принуждении к сотрудничеству, в том числе к обслуживанию в конкретном банке, в установлении незаконного контроля за деятельностью индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, создание иных условий, препятствующих предпринимательской структуре в полной мере реализовывать свою правоспособность» [5, с. 311] .
Право самостоятельно принимать решения и вести дела является основным экономическим правом предпринимателя. При ограничении самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации виновным попираются эти права. Ограничение самостоятельности может быть в форме требования исключить из числа соучредителей конкретное юридическое или физическое лицо, дачи указаний на производство определенных видов товаров, необоснованных запретов на занятие определенной деятельностью, не запрещенной законодательством. К ограничению самостоятельности можно отнести незаконную передачу правомочий индивидуального предпринимателя или коммерческой организации другому лицу, создание иных препятствий для занятия пред-
принимательской деятельностью.
Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, как правило, не обусловлено организационно-правовой формой или формой собственности. Оно может состоять, помимо прочего, также в требовании совершить невыгодную сделку или принять на работу какое-либо лицо, в запрещении торговать в определенных местах или в определенное время, в ограничении возможности пользоваться счетом в банке, в осуществлении контроля по решениям, принимаемым предпринимателями и т.д.
При квалификации деяния, предусмотренного ст.310-1 УК, по признаку ограничения самостоятельности либо иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации важно иметь в виду следующие моменты:
1) в каких именно действиях либо бездействии лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица выразилось его вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;
2) являлось ли это вмешательство незаконным или носило правомерный характер (например, осуществление контрольно-надзорных функций и т.д.).
Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации - это такие виды злоупотребления указанным в диспозиции комментируемой статьи лицом своими служебными полномочиями или их превышение, которые не относятся к перечисленным формам преступного поведения. К ним можно отнести незаконное изъятие помещений, материальных средств, наложение ареста на счет в банке и т.п.
Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации может проявляться в следующих формах:
- незаконное приостановление предпринимательской деятельности гражданина или организации вследствие расторжения с ними договора об аренде помещения;
- проведение не предусмотренной законом ревизии или проверки деятельности;
- незаконное наложение ареста на банковские счета, на имущество, изъятие документов индивидуального предпринимателя или юридического лица и т.д.;
- незаконное проведение собраний акционеров;
- незаконное изъятие документов и материальных средств (если это не является признаком иного состава преступления, например, злоупо-
требления должностным лицом своими полномочиями);
- оказание препятствий в эксплуатации помещений и земельных участков и т.д.
Указанные деяния образуют состав преступления, предусмотренный ст.310-1 УК, только при условии, если лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо совершило их с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы.
Использование субъектом рассматриваемого преступления своих служебных полномочий вопреки интересам службы означает, что он совершает деяние, которое причиняет ущерб (моральный или материальный, в том числе имущественный) интересам государственного органа, в котором работает.
Рассматриваемое преступление имеет материальный состав, признается оконченным с момента наступления последствия в виде причинения интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства крупного ущерба. в соответствии с примечанием 1 к статье 310-1 УК, крупным признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в тысячу раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.
Крупный ущерб может выразиться как в положительном ущербе, так и в упущенной выгоде и должен находиться в причинной связи с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности, совершенным должностным лицом с использованием своего служебного положения. Понятие крупного ущерба слагается как из реального материального ущерба, так и упущенной выгоды
Переход законодателя нашей страны от оценочного к формально определенному понятию крупного ущерба представляется вполне оправданным, т.к. устраняет во многих случаях споры по определению этого понятия и способствует избежанию ошибок при квалификации рассматриваемого вида преступления.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознавало общественно опасный характер своих действий, предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий в виде причинения крупного ущерба интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства и желало их наступления.
вина лица по отношению к наступившим общественно опасным последствиям в виде причинения крупного ущерба возможна также в виде косвенного умысла.
Кроме этого обязательным признаком состава данного преступления является цель - извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям.
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Данный состав преступления содержит также признак специального субъекта. Им могут быть: а) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций (см. примечание 1 к ст. 307 УК); б) приравненное к уполномоченному на выполнение государственных функций лицо (см. примечание 2 к ст. 307 УК), которые совершают указанные в диспозиции комментируемой статьи действия с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы.
Ст.310-1 УК «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» устанавливает, в частности, ответственность за ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы. Последняя фраза породила среди практиков и теоретиков дискуссию, ее суть сводится к тому, требуется ли для привлечения к уголовной ответственности устанавливать мотив, руководствуясь которым, должностное лицо ущемляет законные интересы организации.
Использование указанного словосочетания в диспозиции ст.310-1 УК привело к тому, что данная статья УК применяется в судебно-следственной практике исключительно редко. Дело в том, что у сотрудников правоохранительных органов при применении данной статьи УК нередко возникает вопрос о том, нужно ли доказывать наличие у виновного мотива деяния (совершил он указанное деяние по мотивам принадлежности указанного субъекта к той или иной организационно-правовой форме или форме собственности) или нет.
так, в 2002 году в Республике Казахстан по этой статье возбуждено 5, в 2005-14, в 2006 и 2007 годах - по 6, в 2008 году - 1, в 2009 году - всего 2, в 2010 году - 4 уголовных дела, а в 2011 году по ст.310-1 не было возбуждено ни одного дела [6].
в связи с вышеизложенным представляется не совсем удачной редакция диспозиции ст.310-1 УК в части описания признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного этой статьей. Как было указано выше, использование в диспозиции указанной статьи УК слов:
«в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности» усложняет применение на практике данной статьи. в целях упрощения текста рассматриваемой статьи УК следует исключить из диспозиции этой статьи указанные слова. Это устранит противоречивое понимание содержания ст.310-1 УК, обеспечит более надежную охрану предпринимательской деятельности и повысит эффективность борьбы с указанным преступлением.
Загромождение статьи указанными словами и обязательными признаками для основного состава рассматриваемого преступления существенно снижает возможность уголовно-правовой охраны предпринимательства с помощью ст.310-1 УК и не способствует успешному противодействию данному коррупционному преступлении. Поэтому в части первой ст. 310-1 УК следует исключить указание на цель совершения данного преступления, то есть слова: «в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям,». Это необходимо потому, что воспрепятствование законной предпринимательской деятельности представляет значительную общественную опасность и следует рассматривать как преступное поведение и при отсутствии у виновного цели извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям.
В части второй рассматриваемой статьи следует предусмотреть в качестве квалифицирующего признака указание на цель совершения данного преступления.
В целом, предлагается новая редакция частей 1,2 и 3 ст. 310-1 УК:
«Статья 310-1. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
1. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это повлекло причинение крупного ущерба интересам граж-
дан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -
наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо привлечением к общественным работам на срок до ста часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные:
а) должностным лицом;
б) группой лиц по предварительному сговору;
в) организованной группой, -
г) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, -
наказываются штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч месячных расчетных показателей, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо привлечением к общественным работам на срок от ста часов до ста пятидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок от двух лет до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) лицом, занимающим ответственную государственную должность;
б) в особо крупном размере;
в) в интересах организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), - наказываются штрафом в размере от двух тысяч до пяти тысяч месячных расчетных показателей, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо привлечением к общественным работам на срок от ста пятидесяти часов до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок от трех до семи лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества».
Предложенная формулировка ст.310-1 УК обеспечит, на наш взгляд, более эффективную защиту законной предпринимательской деятельности.
Список литературы
1. Конституция Республики Казахстан. - Алматы: «Жет Жаргы», 2008.
2. Инструкция по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. Утверждена приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 12 апреля 2007 года № 112.
3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С. И. Никулина. М., 2001. С. 497; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. М. Лебедева, Ю. И. Скуратова. М., 2002. С. 418-419; Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики, 1997. С. 147.
4. Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года «О лицензировании».
5. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Казахской ССР, Пленума Верховного Суда Республики Казахстан, нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан (19682011 годы). - Алматы, Норма-К, 2011.
6. См.: Статистические отчеты о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2002 - 2011 годов.
Зацды кзсгпкерлгк щызметке кедергг жасау сыбайлас жемцорлъщ щылмыстарына жатады. Мацалада осы щылмысща жауаптылыщ царастырастырылган щылмыстыщ зацнаманыц дамуына багытталган усыныстар бар.
ТYйiн свздер: кедерг1 жасау, сыбайлас жемцорлыщ, щылмыстыщ жауаптылыщ.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является одним из коррупционных преступлений. В настоящей статье рассмотрены вопросы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за это преступление.
Ключевые слова: воспрепятствование, коррупция, уголовная ответственность.
Obstruction of legitimate business is one of corruption. This article describes how to improve the criminal law on the responsibility for this crime.
Keywords: obstruction, corruption, criminal liability.
Рахметов С.М.,
главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, д.ю.н., профессор
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (статья 310-1)
С.М. Рахметов,
Казахстан Республикасы Зац шыгару институтыньщ щылмыстыщ, щылмыстыщ ю жYргiзу, щылмыстыщ - ащару зацнамасы жэне сот сараптама бeлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор
Зацды кэсшкерлж кызметке кедерг жасау (310-1 бап)
Rakhmetov S.M.
Chief Scientific Officer of the department of criminal, the criminal - processual, criminal - law enforcement and forensic of legislation research Institute of Republic of Kazakhstan, Doctor of Laws, Professor
Obstruction of legitimate business (310-1 art.)