Научная статья на тему 'Проектирование как средство повышения эффективности военно-патриотической работы с подростками в условиях дополнительного образования'

Проектирование как средство повышения эффективности военно-патриотической работы с подростками в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1170
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Молодежь / подростки / дополнительное образование / военно-патриотическая работа / допризывная подготовка / проектирование / программно-целевой подход / педагогические технологии / youth / Teenagers / additional education / military-patriotic work / preinduction preparation / Designing / special-purpose program / pedagogical technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарахова Лариса Николаевна

Статья посвящена проектированию военно-патриотической работы с подростками в условиях дополнительного образования. Проектирование, с позиции автора, способствует расширению масштабов патриотической работы, совершенствованию форм и методов ее проведения, тем самым повышая ее эффективность. В статье приводятся конкретные примеры организации патриотического воспитания, подготовки молодежи к военной службе в образовательных учреждениях Республики Мордовия, которые иллюстрируют определенные стороны проектного подхода. Автор приходит к выводу, что дополнительное образование позволяет создать условия, позволяющие подросткам максимально реализовать себя, самоопределиться личностно и профессионально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article refers to a system of military-patriotic work with adolescents in institutions of additional education of the Republic of Mordovia. Sense of patriotism plays an important role in the formation of personality, in preparing a young man for an active life position. In shaping such a person in the extra education system the use of design technology of military-patriotic work is the most effective. Theoretical prototype of the process mentioned above becomes an educational model of the patriotic education of children, which main elements are: target, methodological, organization-procedural, criterion-diagnostic and evaluative-productive, as well as the stages of preparation and the necessary conditions. Examples cited in the article illustrate certain aspects of the project approach.

Текст научной работы на тему «Проектирование как средство повышения эффективности военно-патриотической работы с подростками в условиях дополнительного образования»

Шарахова Л.Н.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца.

Президент Российской Федерации

Д.А. Медведев

Проблема воспитания подрастающего поколения была актуальной во все времена. Современная Россия в этом плане не является исключением. Однако в условиях политической, экономической, социально-культурной трансформации нашего общества было подорвано свойственное молодежи советского поколения чувство гордости за историческое прошлое Отечества, достижения науки и культуры, которое воспитывалось «дедами-освободителями, родителями-

романтиками, учителями-идеалистами» и, самое действенное, продуманной государственной идеологией. В связи с этим сегодня патриотический аспект воспитательной работы приобретает особую окраску [11].

Патриотизм - яркая, традиционная, веками формировавшаяся черта сознания россиян. По мнению современного философа В.И. Лутовинова, патриотизм представляется как «...одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущ всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достижением личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества» [Цит. по 6, с. 43-49].

Весьма точно определяют значение патриотического воспитания в современных условиях слова Президента Российской Федерации, сказанные в ходе видеоконференции 9 апреля 2009 г.: «Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственно-

сти задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца» [13].

Происходящая в России модернизация образования заставляет по-новому взглянуть на содержание военно-патриотического воспитания. Оно представляет собой комплексную систему мер со стороны государственных и общественных организаций, направленную на создание у молодёжи основных военнопатриотических навыков и таких качеств, как дисциплинированность, мужество, смелость, стойкость, ответственность, гражданственность [1, с. 26].

Системность предполагает наличие полноценной образовательной среды, способствующей формированию подобных качеств личности. Такой средой в современных условиях является дополнительное образование. Основное предназначение данного вида образования - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей обучающихся, непрерывная, многоуровневая система образования в сочетании с системой базового образования, составляющая единое образовательное пространство [см.: 14, с. 23; 15].

Одной из проблем современного дополнительного образования является разработка научно-теоретических и методических основ военно-патриотического воспитания подростков [3]. В настоящее время педагогической общественностью широко обсуждается принятая в феврале 2010 г. «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года», основными задачами которой являются:

- улучшение состояния здоровья молодежи и повышение качества медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу;

- повышение уровня физической подготовленности граждан к военной службе;

- совершенствование военно-патриотического воспитания граждан и повышение мотивации к военной службе;

- получение гражданами начальных знаний в области обороны и обучение основам военной службы в объемах, необходимых для военной службы;

- повышение качества подготовки по военно-учетным специальностям [10].

Следовательно, перед педагогами встает необходимость разработки комплекса взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению систем

подготовки подростков к службе в армии как в общеобразовательных учреждениях, так и в условиях дополнительного образования школьников в течение заданного периода времени, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией, т.е. проектирования.

Педагогическое проектирование среды дополнительного образования — целенаправленная научно-педагогическая деятельность по созданию различных проектов, направленных на обеспечение эффективного функционирования и развития учреждения, включающая анализ, прогнозирование, разработку, реализацию и коррекцию изменений в образовательной сфере с учетом развивающихся потребностей детей, их родителей, социального заказа со стороны общества, государства и возможностей учреждения [8, с. 10].

Учреждения дополнительного образования во взаимодействии с воспитательной системой школ составляют единый непрерывный интегрированный образовательный процесс, основанный на вариативности, постоянном обновлении содержания дополнительного образования [2, с. 46]. Универсальные характеристики проектной деятельности позволяют обеспечить обогащение патриотическим содержанием работу учреждения дополнительного образования, повысить эффективность и качество военно-патриотической работы с подростками [См.: 4; 5; 7; 9].

Педагогическое проектирование может рассматриваться в двух аспектах: продуктивном и процессуальном. В продуктивном аспекте - как стремление изменить существующую действительность, подготовить теоретическую базу предстоящих изменений по достижению поставленных целей и задач, то есть как создание нового «продукта». В процессуальном (деятельностном) аспекте - как процесс деятельности проектировщиков и участников разработки и реализации проекта на всех стадиях инновационного проектирования, то есть управление проектной деятельностью (обеспечение в соответствии с целями и задачами научными, кадровыми, материальными, финансовыми, информационными ресурсами, позволяющими довести разработку проекта до реализации) [8, с. 43].

Опыт показывает, что комплексно педагогическое проектирование позволяет преодолевать ряд проблем в процессе патриотического воспитания, характерных для государственных учреждений дополнительного образования: отсутствие стройной системы патриотической работы, программы деятельности; невысокий уровень квалификации педагогов дополнительного образования; слабое

научно-методическое и материально-техническое обеспечение патриотического воспитания. Актуальность проектной деятельности состоит еще и в том, что она инициирует нестандартные решения проблем патриотического воспитания, создание педагогических условий, обеспечивающих повышение качества патриотической работы с подростками в условиях дополнительного образования, развивает социальную активность и ответственность педагогов.

Для разработки проекта по военно-патриотическому воспитанию подростков необходимо проанализировать существующее положение и выделить проблему, которую лучше представить в количественных и качественных показателях, определить, на какую целевую группу (возраст, пол, занятость, социальное положение, психологические особенности и др.) будет ориентирован проект, каковы его масштабы [подробнее см.: 9, с. 10]. При определении в ходе проектирования целей и задач следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы патриотического и военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации [например: 10; 12].

Основной компонент проектирования - выбор содержания, форм и методов (способов) деятельности по проекту. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач. Основными показателями качества любого педагогического проекта, в том числе и патриотической направленности, являются: полная ясность направлений, в которых будет работать проект; четкая структура проекта; соответствие выбранных форм работы содержанию проекта и его целям с ориентацией на конечный результат; логика реализации проекта; эффективность и действенность механизма управления проектом.

Обратимся к опыту организации патриотического воспитания в Республике Мордовия, где применяется программно-целевой подход, основанный на методе технологии проектной деятельности.

В республике реализуется целевая программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2007 - 2010 годы», которая придает работе по патриотическому воспитанию граждан черты системности, согласованности и комплексности.

На должном уровне организовано межведомственное взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений, организаций, ассоциаций по воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, патрио-

тизма и подготовке к службе в армии. При республиканском Г оскомитете по делам молодежи работает молодежный центр, на который возложены задачи координации работы по патриотическому воспитанию. Отдел патриотических программ молодежного центра планирует и направляет работу самых массовых и популярных юношеских и молодежных общественных организаций и объединений патриотической направленности: «Созидание», «Молодая гвардия», «Наши», «Милосердие», «Поиск», «Броня», «ДОМ», «Истоки», «Союз православной молодежи», «Братство православных следопытов (скаутов)», Клуб реконструкции исторического фехтования «Владычный полк».

Популярность объединений военно-патриотической направленности растет с каждым годом. На сегодняшний день в республике функционируют 62 учреждения дополнительного образования детей различной направленности с охватом более 55 тыс. чел. Из них 32% занимаются в кружках и секциях физкультурноспортивной направленности, 17% - туристско-краеведческой деятельностью, 4%

- в военно-патриотических клубах и объединениях. Практика показывает, что большинство воспитанников этих клубов впоследствии связывают свою судьбу с профессией защитника Отечества.

Военно-патриотическая работа с подростками в учреждениях дополнительного образования ведется по трем основным направлениям - военноисторическое, военно-спортивное и военно-техническое.

Реализация военно-исторической работы происходит в различных формах. Среди них встречи с ветеранами войны и труда, а также военнослужащими запаса, прошедшими военную службу в Вооруженных силах РФ; посещение войсковых частей и музеев; сбор материала и написание статей (эссе) о ветеранах для Книги памяти по результатам поисково-исследовательской работы; тематические сборы, классные часы, читательские и научно-практические конференции, викторины по истории России.

Военно-спортивное направление предусматривает занятия подростков в военно-спортивных объединениях и спортивных секциях военно-прикладного характера; сдачу нормативов по военно-прикладным видам спорта. Занятия кружков и секций организуются высококвалифицированными педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями ДЮСШ в специально оборудованных помещениях. В их распоряжении находятся 96 стрелковых тиров, 218 спортгородков с элементами полосы препятствий. Подготовка юношей к военной службе осуществляется посредством занятий туризмом, каратэ, стрелко-

вым, рукопашным боем, борьбой, многоборьем, боксом и другими видами спорта.

В рамках военно-технического направления действуют кружки «Моделирование» и «Радиодело». В ходе занятий у подростков формируется представление о боевой технике, используемой в различных родах войск, ее назначении, что способствует их военно-профессиональной ориентации.

Одним из показателей эффективности военно-патриотической работы являются итоги ежегодных призывов на военную службу. Республика постоянно выполняет планы призыва. Более того, большинство призывников выражает желание отдать свой воинский долг на эскадренном миноносце Северного флота «Адмирал Ушаков» и малом десантном корабле Балтийского флота «Мордовия», над которыми шефствует республика.

Автором статьи разработан проект республиканской программы допризывной подготовки молодежи, которая предусматривает открытие совместных детско-юношеских учреждений дополнительного образования по авиационным, техническим, военно-прикладным видам спорта и профильных лагерей в районах республики, организацию мониторинга физического развития школьников, а также проведение республиканских соревнований по военно-техническим, военно-прикладным и другим видам спорта.

Одним из самых масштабных и массовых для республики является проект военно-спортивных игр «Движение юных патриотов». Ежегодно более 2,5 тыс. подростков имеют возможность проявить свою силу и смекалку. Так, в 2009 г. в финале игр приняли участие более 26 команд (350 участников), в 2010 г. - 24 команды (330 участников). В программу соревнований включены: спасательное многоборье ВОСВОДа; гребля на спасательных лодках; плавание; конкурс «Статен и строен - уважения достоин»; соревнования по линии ГИБДД; состязание «Снайперская дуэль»; «Пожарная эстафета» и многоборье «Защита». Главным итогом реализации данного проекта является то, что хорошая физическая подготовка, знание истории России, правовых вопросов, уставов Вооруженных сил РФ позволяют выпускникам школ успешно проходить службу в воинских частях или продолжать учебу в высших военно-учебных заведениях и школах милиции.

Одним из факторов, способствующих повышению эффективности патриотического воспитания учащихся, является развитие кадетского движения. В 9 образовательных учреждениях республики открыты и действуют кадетские классы. Республиканским центром развития кадетского движения является средняя об-

щеобразовательная школа № 3 г. Саранска. В ноябре 2009 г. на базе этого образовательного учреждения состоялась республиканская научно-практическая конференция «Проектная деятельность в системе нравственно-патриотического воспитания учащихся», в которой приняли участие ученые, педагоги-практики, школьники и их родители. Участниками были представлены педагогические и социальные проекты: «Роль кадетов в жизни знаменитых людей России», «Символика в системе самоуправления школы», «Школьный музей», «И будет помнить вся Россия».

Проектирование военно-патриотической работы с подростками в условиях дополнительного образования требует особого педагогического мастерства, способности педагогов к импровизации, умения чутко улавливать индивидуальные проявления учащихся, их интересы и предпочтения. В связи с этим актуальной становится задача регулярного повышения квалификации педагогов учреждений дополнительного образования, занимающихся патриотическим воспитанием. С этой целью в 2008 г. кафедрой педагогики, психологии и управления образованием Мордовского республиканского института образования при непосредственном участии автора статьи была разработана программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование работы по патриотическому воспитанию в системе дополнительного образования детей». Программа построена по модульному принципу и охватывает профессионально значимые для деятельности педагогов вопросы: государственная политика о месте и роли патриотического воспитания; социально-психологические условия патриотического воспитания школьников; проектирование современной системы патриотического воспитания. Курс имеет практическую ценность, так как слушатели обучаются составлению и (или) корректировке программ/проектов патриотического воспитания. Кроме того, рассматриваются существующие подходы к изучению эффективности воспитательного процесса.

Основным модулем программы курсов является «Проектирование современной системы патриотического воспитания». В нем раскрывается ряд вопросов: история патриотического воспитания детей и подростков; разработка и реализация концепции и программы патриотического воспитания детей; организационно-педагогические основы патриотического воспитания в системе дополнительного образования. Итогом курсовой подготовки является презентация авторского проекта по патриотическому воспитанию. Таким образом, успешность реализации военно-патриотической работы во многом зависит от степени овладения

педагогами дополнительного образования школьников технологией педагогического проектирования.

Ежегодно Министерством образования Республики Мордовия проводится конкурс на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи среди образовательных учреждений республики. Конкурс позволяет получить информацию, представляющую научный интерес в плане анализа применяемых в каждом конкретном образовательном учреждении систем, способов работы и организации деятельности в рамках программ/проектов по патриотическому воспитанию, а также определить научно-практические основы педагогической деятельности и условия эффективной организации проектирования военнопатриотической работы с подростками в системе дополнительного образования.

Приведем конкретный пример. В 2003 г. по инициативе П.Д. Кулагина на базе Ново-Зубаревской школы Краснослободского района был открыт музей мо-ряков-пограничников им. вице-адмирала А. С. Шиндяева, который оставил заметный след в истории морских сил пограничных войск нашего Отечества. С 2005 г. музей располагается в районном Доме детского творчества. Материалы музея были собраны по крупицам. В настоящее время основной фонд составляет более 1 тыс. единиц хранения. Среди экспонатов: Андреевский флаг, военноморская форма, адмиральский мундир, фотографии, медали, удостоверения, предметы быта моряков, фронтовые реликвии, часы, грамоты, знаки, навигационные приборы. Также в музее собрана богатая библиотека, аудио-, видеотека о морской сторожевой охране Федеральной службы безопасности.

Экспозиция музея состоит из следующих разделов: «Наследники и продолжатели боевых традиций», «Герои Советского Союза», «Боевые силы ВМФ России», «Военно-морскому флоту России - слава», «История военно-морской формы», «Герои России», «Славные сыны Мордовии», «Вице-адмирал Шиндяев Алексей Степанович».

Просветительская и методическая деятельность музея основывается на материалах экспозиции и включает в себя внедрение новых экскурсионных тем, лекционных материалов, публикаций в средствах массовой информации. Музей стал центром проведения семинарских занятий для руководителей патриотических клубов, учителей истории, заседаний районного совета школьных музеев. На базе музея занимаются члены клуба «Патриот». Воспитанники ведут активную работу по сбору, хранению и пропаганде материалов о ратных подвигах земляков, работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с

архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, что способствует приобретению навыков исследовательской деятельности.

Деятельность музея систематически освещается в региональных средствах массовой информации, на сайтах фонда «Милосердие - ХХ1 век», Пограничной академии ФСБ, а его руководитель П. Д. Кулагин за большой вклад в работу по патриотическому воспитанию награжден памятной медалью «Патриот России» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации.

Широкие возможности для реализации проектного подхода в военнопатриотической работе открывает использование новых информационных технологий. Они создают не просто дополнительные средства, но и особую воспитательную среду - виртуальное образовательное пространство. Создан интернет-сайт «Патриоты Мордовии», на котором размещены нормативно-директивные документы, методические разработки, программы и проекты по военнопатриотическому воспитанию.

Информационные возможности используются обучающимися для создания электронных версий музеев, памятников архитектуры, исторических событий. Подростки с огромным увлечением работают над этими проектами. Так, документально-хроникальный фильм «Солдаты Победы», посвященный участникам Великой Отечественной войны - уроженцам Темниковского района, был удостоен приза Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи. Сайт «Святой адмирал Ушаков» А. Гусева был признан абсолютным победителем на II Всероссийском конкурсе «Гренадеры, вперед!». Его же мультимедийный проект «Бородино», посвященный Отечественной войне 1812 г., стал победителем III Всероссийского конкурса «Гренадеры, вперед!», а создатель награжден медалью «Слава Отечества».

В заключение отметим, что патриотизм современного гражданина Российского государства выступает гарантом сохранения суверенитета нашей страны, обеспечения на должном уровне ее безопасности и является определяющим в деле поддержания высокой готовности воспитанников к будущему выполнению задачи защиты Отечества и его национальных интересов. При подготовке такой личности в условиях системы дополнительного образования эффективным является использование технологии проектирования военно-патриотической работы с

подростками. Теоретическим прообразом обозначенного процесса выступает педагогическая модель патриотического воспитания молодежи.

* * *

1. Актуальные проблемы патриотического воспитания молодёжи: сборник /сост.

Т.В. Самсонова, А.В. Карташов, Н.А. Ануфриева. Саранск, 2005.

2. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебно-метод. пособие. М.: АНО «Диалог культур», 2007.

3. Военно-патриотическое воспитание школьников в работе с Санкт-Петербургской межнациональной ассоциации дополнительного образования // Вестник образования. 2006. № 7.

4. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: МАРО, 1996.

5. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем : учеб. пособие; Казань: Казан. гос. тех-нол. ун-т, 2004. 212 с.

6. Доржиева Л.А. Гражданское воспитание: традиции, современные требования // Образование и воспитание детей в XXI веке; глобальный и региональный аспекты: сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции. Чита : ЧИПКРО, 2004. 257 с.

7. Жуковский И.В. Особенности работы учебного заведения в проектном режиме // Наука и школа. 2001. № 6.

8. Кокорева Н.В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2004. 184 с.

9. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.

10. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года // Российская газета. 2010. 12 февр.

11. Патриотическое воспитание в современной России: проблемы возрождения и развития: материалы научно-практической конференции (Центральный военно-морской музей). СПб., 2001.

12. Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе /утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441. URS:

http ://legion.wplus. net/others/podg. shtml

13. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи: материал к заседанию

государственно-патриотического клуба ВПП «Единая Россия» URL:

http://www.nirsi.ru/analitic/materials/patriotizm_vospitanie1.pdf

14. Словарь-справочник терминов, используемых в системе дополнительного образования детей / сост. Л.Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001.

15. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006 N 752) /утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 . N 233. URL:

http://g2p.tatar.ru/rus/prosv_postanowleniya_tipovye%20pologeniya%20QU.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.