REFERENCES
1. Deputat, D.A. and Meshcheryakov, V.A. (2015), "Use of video recording of technical elements in figure skating", Practice and prospect of using the intellectual games in the sports technologies and applied training of athletes: materials of I all-Russian scientific-practical conference (Moscow, 1017, 2015) / under the General editorship of M. A. Novoselov, RSUPESY&T, Moscow, pp. 45-48.
2. Meshcheryakov A.V. and Levushkin, S. P. (2015), "Cross effects of adaptation to stress situations", Historical and socio-educational thought, Vol. 7, No. 3, pp. 122-125.
3. Mishin, A.N. (1985), Figure skating: a Textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
4. Mishin, A.N. (1981), Biomechanics of the movements of the skater, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: aleksei236632@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.07.2017
УДК 796-053.7
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КЛУБАХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Людмила Борисовна Дзержинская, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры» (ФГБОУ ВО
«ВГАФК»), Волгоград
Аннотация
Статья посвящена изучению ключевых направлений совершенствования физической подготовки девиантных подростков в условиях военно-патриотических клубов, основными из которых являются рациональное сочетание объема общей и специальной подготовки, адекватный подбор средств и обеспечение их преемственности, а также их интеграция со средствами огневой и специально-тактической подготовки.
Ключевые слова: физическая подготовка, девиантные подростки, военно-патриотический
клуб.
PERFECTION OF PHYSICAL TRAINING WITH DEVIANT TEENAGERS IN MILITARY-PATRIOTIC CLUBS AND ASSOCIATIONS
Lyudmila Borisovna Dzerzhinskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Education, Volgograd
Annotation
The article is devoted to the study of key areas for improving the physical preparation of deviant adolescents in military-patriotic clubs, the main ones being a rational combination of the general and special training, adequate selection of funds and ensuring their continuity, as well as their integration with fire and special tactical training.
Keywords: physical training, deviant teenagers, military-patriotic club.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, физическая подготовка в военно-патриотических клубах и объединениях, а также в учреждениях дополнительного образования военно-патриотической направленности осуществляется в соответствии с Наставлением по физической подготовке в вооруженных силах РФ. Вместе с тем, практика осуществления данного процесса доказала неэффективность его полного заимствования особенно в учебно-воспитательной работе с трудными подростками, которые имеют особенности физического состояния и эмоционально-волевой сферы [1, 3]. Последняя выражается в повы-
шенной тревожности, агрессивности, враждебности, потребности в острых ощущениях, склонности к риску, а также в не сформированности у трудных подростков способности «терпеть», ответственности, целеустремленности и пр. Указанные выше факты приводят к возникновению ряда проблем, связанных с организацией и содержанием физической подготовки с девиантными подростками в условиях военно-патриотических клубов и объединений, решение которых возможно посредством совершенствования данного процесса [2].
МЕТОДИКА
Как известно, физическая подготовка представляет собой целенаправленный процесс развития двигательных способностей человека и состоит из двух видов: общей и специальной. Именно их рациональное сочетание в течение учебного года явилось основным направлением совершенствования данного процесса. Учитывая, что девиантные подростки, имеют сниженный уровень физической подготовленности и функционального состояния, в начале занятий предпочтение отдавалось общей физической подготовке, которая повысила адаптационные ресурсы организма подростков и устранила отставания в развитии двигательных способностей. В свою очередь, специальная физическая подготовка обеспечила обучение занимающихся прикладным умениям и навыкам, а также содействовала развитию прикладных физических, психофизических и психических качеств и свойств личности. Причем доля СФП к концу учебного года значительно увеличилась (таблица 1).
Таблица 1 - Соотношение общей и специальной физической подготовки в течение учебного года (%)_
Месяц
Разделы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
ОФП 80 80 70 70 60 55 50 45 40
СФП 20 20 30 30 40 45 50 55 60
Вторым ключевым направление совершенствования физической подготовки являлся подбор средств ОФП и СФП и обеспечение их преемственности. В сентябре-октябре месяце основными средствами ОФП выступали спортивные игры и акробатика, которая создала техническую базу для изучения «нижней акробатики» и некоторых приемов рукопашного боя, в конце года - легкая атлетика. Средствами СФП в начале учебного года служили упражнения на стационарном колесе и лопинге, с ноября по февраль -двигательные действия по преодолению препятствий (вертикальных и горизонтальных) и ускоренные передвижения, с марта по май - приемы рукопашного боя.
Третьим направлением явилась интеграция средств физической подготовки со средствами огневой и специально-тактической подготовки, что позволило повысить эмоциональный фон учебно-тренировочных занятий и подчеркнуть их прикладность. Для этого использовались: имитация передвижений на поле боя как индивидуально, так и в составе «двойки» или «четверки», с переноской раненного или боеприпасов, преодоление препятствий с массогабаритным макетом автомата Калашникова, с имитацией стрельбы или со стрельбой из пневматического варианта макета пистолета Макарова, с метанием гранат из окопа или из различных исходных положений (с колена, из положения «лежа»), снятие часового, ликвидация пикета или боевого охранения и пр.
Отдельно отметим, что указанные выше направления совершенствования физической подготовки девиантных подростков относятся только к первому году занятий в военно-патриотическом клубе или в учреждении дополнительного образования, основная цель которого заинтересовать подростков в данной досуговой деятельности (обеспечить
сохранность контингента занимающихся) и сформировать положительное отношение к военно-патриотическому клубу.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Внедрение экспериментальной методики было осуществлено на базе военно-патриотического клуба «Юный спецназовец» Центрального района г. Волгограда, военно-патриотических клубов Волгоградской области «Росич» и «Красная гвоздика», МОУ Центра дополнительного образования детей «Пост №1» г. Волгограда, МОУ Центра дополнительного образования детей «Качинец» им. В.А. Шаталова г. Волгограда с 2010 г. по 2016 г. В общей сложности в педагогическом эксперименте приняло участие 526 подростков мужского пола в возрасте от 11 до 14 лет (из которых 86 человек - девиантные подростки).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты многолетних экспериментов свидетельствуют о положительном влиянии экспериментальной методики на показатели физической подготовленности девиант-ных подростков. Наиболее выражены изменения в тестах, характеризующих развитие общей выносливости (в среднем на 10%), мышечной силы рук и туловища (в среднем на 12%), скоростно-силовых способностей (в среднем на 9%). Выявленные изменения носят статистически достоверный характер (р<0,05). Вместе с тем, нами выявлено значительное повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма подростков, что свидетельствует о росте их функциональных возможностей и повышении адаптационных резервов.
Кроме того, экспериментальная методика содействовала повышению образовательного эффекта учебно-тренировочных занятий, что выразилось в качественном освоении техники выполнения отдельных приемов рукопашного боя (в среднем на 20% при р<0,01) и элементов единой полосы препятствий (метание гранаты из траншеи, преодоление рва прыжком, преодоление лабиринта, преодоление разрушенного моста, преодоление забора «зацепом»). Техника выполнения данных элементов девиантными подростками экспериментальных групп оценена была экспертами в среднем на 22% выше (р<0,05; р<0,01), чем у их сверстников из контрольных групп.
Следует отметить, что у подростков экспериментальных групп уменьшилась склонность к риску (в среднем на 12% при р<0,01), потребность в острых ощущениях и косвенная агрессия (в среднем на 25% при р<0,05).
Изучая отношение девиантных подростков к учебно-тренировочным занятиям, мы констатировали повышение у них активности, желания заниматься физкультурно-оздоровительными и военно-прикладными видами деятельности, настроения и способности к преодолению трудностей (в среднем на 12%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая подготовка девиантных подростков в условиях военно-патриотических клубов и объединений должна иметь отличия не только от аналогичного процесса в вооруженных силах РФ, но и от процесса физической подготовки обычных подростков. Предложенные нами направления совершенствования данного процесса содействуют решению как образовательных, развивающих и оздоровительных задач, так и специфических воспитательных задач, что в конечном итоге позволяет педагогам-практикам приблизиться к достижению генеральной цели - обеспечение досуговой деятельностью данной категории подростков и отвлечение их от бесцельного времяпрепровождения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дзержинская, Л.Б. Особенности физического состояния подростков с девиантным поведением / Л.Б. Дзержинская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 12 (82). -2011. - С. 69-72.
2. Жуков, М.Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Жуков Н.М. - М., 2005. - 48 с.
3. Dzerzhinskaya, L.B. Problems of organizing special physical training of troubled teenagers in military patriotic clubs and associations / L.B. Dzerzhinskaya // European Conference on Education and Applied Psychology: proceedings of the 9th International scientific conference (Vienna, 27th November, 2015). - Vienna : «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2015. - P. 112-114.
REFERENCES
1. Dzerzhinskaya, L.B. (2011), "Features of the physical condition of young people with behavioral problems", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 69-72.
2. Zhukov, M.N. (2005), Social pedagogic and healthcare technologies in physical education of children and teenagers with deviant behavior, dissertation, Moscow.
3. Dzerzhinskaya, L.B. (2015), "Problems of organizing special physical training of troubled teenagers in military patriotic clubs and associations", European Conference on Education and Applied Psychology: proceedings of the 9th International scientific conference (Vienna, 27th November, 2015), Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, pp. 112-114.
Контактная информация: dzer-family@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.07.2017
УДК 378
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ
Эдуард Николаевич Дьяков, адъюнкт, Анатолий Петрович Шарухин, профессор, доктор педагогических наук, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации", г. Санкт-Петербург
Аннотация
Целью предлагаемой статьи является изложение основных представлений о социокультурной среде военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии РФ и ее особенностях. Для решения исследовательской задачи автором посредством сравнительного и теоретического анализа делается попытка уточнить структуру социокультурной среды военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии РФ. Уточняются основные отличительные признаки социокультурной среды. Приводится определение термина «социокультурное пространство», и выделяются его основные характерные особенности. Приводится определение термина «государственный патриотизм» и его структура. Описаны социокультурные факторы, влияющие на формирование государственного патриотизма у курсантов военных образовательных организаций войск национальной гвардии РФ. Полученные результаты исследования отражают специфические особенности социокультурной среды военных образовательных организаций высшего образования, создающие условия для воспитания государственного патриотизма.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, патриотизм, государственный патриотизм, структура государственного патриотизма, социокультурные факторы.