Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал педагогического образования как фактор интеграции профессионального обучения и воспитания будущего учителя'

Воспитательный потенциал педагогического образования как фактор интеграции профессионального обучения и воспитания будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1612
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярмакеев И. Э.

В статье предлагается оригинальное научное и практическое решение проблемы интеграции обучения и воспитания будущего учителя путем актуализации и реализации воспитательного потенциала педагогического образования. Представлены понятийный аппарат и сущность данного подхода, основные функции воспитательного потенциала педагогического образования и процессов его актуализации и реализации, дидактическая система воспитания на их основе будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing Potential of Pedagogical Education as an Integration Factor of Professional Training and Future Teachers Upbringing

In the article an original scientific and practical solution of the problem of integration education and future teacher upbringing through actualization and realization of upbringing potential of pedagogical education is offered. The key notions and the essence of this approach, basic functions of upbringing potential of pedagogical education and its actualization and realization processes, didactic system of future teacher upbringing are presented.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал педагогического образования как фактор интеграции профессионального обучения и воспитания будущего учителя»

ность каждого человека или социальной группы, входящей в данную общность, во имя реализации этнических интересов в самом широком смысле, например: труд на благо процветания своего народа, участие в этнических движениях и, как крайняя форма, самопожертвование при защите своего народа от внешних врагов, что можно видеть в истории многих народов. В этом проявляется высокий уровень ценности этнонационального патриотизма в сознательной деятельности, направленной на реализацию политических интересов своей этнической общности, — который является наиболее подвижным элементом системы ценностей в этническом самосознании. Данная ценность подвержена влиянию социально-политических изменений,особенно связанных с распределением власти между этническими группами, проживающими совместно в полиэтническом обществе.

Гражданственность в своем практическом проявлении выступает как социально-политическое качество гражданина, которое характеризуется способностью к разумному сочетанию всеобщих и частных интересов, активной ролью в функционировании гражданского и политического общества. Она связана и с другими особенностями личности: с достоинством, нравственностью, патриотизмом и т. п., а также с такими качествами человека, как гражданская пози-

ция, гражданский долг, гражданское сознание, выражающими различные стороны гражданственности2,

Программы формирования гражданственности, патриотизма и общей культуры могут быть разработаны и реализованы различными социокультурными учреждениями (например, краеведческим музеем) совместно с образовательными структурами, которые находятся в ведении органов местного самоуправления. Наряду с этим ведущую роль в процессе социализации молодежи могут играть различного рода комплексные социокультурные программы регионального и местного уровней по многим проблемам воспитания молодежи, преемственности поколений, этнокультурных взаимодействий и др.

Таким образом, на уровне местного сообщества воспитание молодежи в полиэтническом социуме возможно осуществлять в различных социальных институтах, с обязательным учетом социокультурных особенностей разных этносов и координации этого процесса местными органами власти.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Яновский Р. Г. Патриотизм / Р. Г. Яновский, М., 2004.

2 См.: Полухин О. Н. Идея, опыт и идеал гражданственности. Философский проект/О. Н. Полухин. М., 2003.

Поступила 25.07.05.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

И. Э. Ярмакеее, ученый секретарь Учебно-мет одического объединения Казанского государственного педагогического университета, доцент

В статье предлагается оригинальное научное и практическое решение проблемы интеграции обучения и воспитания будущего учителя путем актуализации и реализации воспитательного потенциала педагогического образования. Представлены понятийный аппарат и сущность данного подхода, основные функции воспитательного потенциала педагогического образования и процессов его актуализации и реализации, дидактическая система воспитания на их основе будущего учителя.

© И- Э. Ярмакеев, 2005

Несмотря на принятые в последние годы меры по гуманизации и гуманитаризации подготовки учителя, усилению воспитательного начала в деятельности педагогических вузов, воспитание еще не стало равноправным компонентом высшего профессионального педагогического образования, интегрированным в общий образовательный процесс, сохраняется разрыв единства системы обучения и воспитания.

На практике очень часто бытует искусственное разделение обучающего и воспитывающего начал в подготовке учителя, когда процесс воспитания сосредоточивается преимущественно в рамках внеаудиторной воспитательной работы и проявляется в виде традиционной системы «мероприятий», а учебный процесс сводится лишь к реализации информационной и репродуктивной функций, приобретая характер «передачи-усвоения» формальных, оторванных от жизни и не затрагивающих личность обучаемых знаний и умений. Слабо реализуется огромный социокультурный, профессио-нально-нравственный и эстетический потенциал учебных занятий, большинство из них не обладают выраженной личностно развивающей направленностью. Педагогическая практика нередко сводится к формированию методических умений и навыков. Разобщение внеаудиторной воспитательной работы, учебной и учебно-профессиональной деятельности студентов серьезно нарушает целостность единого процесса профессионального педагогического образования1.

Новая культурологическая парадигма образования не признает знание само по себе, в отрыве от его культурноисторического и личностно-смыслового контекста. Истинное знание должно обладать выраженным социокультурным и индивидуально-личностным смыслом — лишь тогда оно будет способно служить средством гуманизации и гуманитаризации общественного бытия. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в такой высокогуманной и гуманитарной по характеру профессии, как педагогическая.

Сегодня признается неприемлемым сводить как общее, так и профессиональное воспитание будущих учителей к традиционной практике воспитательной работы, которая сама по себе носит неоднородный характер и складывается из различных форм организаторской, культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной, трудовой, общественной, художественно-эстетической и других видов деятельности. Так называемая воспитательная работа является, по сути, лишь одним из компонентов общей системы воспитания, обеспечивая формирование прежде всего деятельностного аспекта воспитания будущего учителя.

Эффективность воспитательной работы в значительной степени зависит от существующего уровня сформированно-сти когнитивного и эмоциональноценностного компонентов воспитанности студентов. Эти компоненты невозможно развить с помощью отдельных бесед или дискуссий в процессе внеучебной воспитательной работы. Важным условием полноценного формирования познавательного и эмоционально-ценностного фундамента общей и профессиональной воспитанности будущих учителей является, на наш взгляд, переориентация всего процесса педагогического образования на решение не только задач профессиональной педагогической подготовки, но и важнейших воспитательных, духовно ориентированных задач, на придание ему последовательно аксиологического характера.

Необходимо переосмысление целевых установок и содержания педагогического образования в сторону интеграции его обучающей и воспитывающей направленности. В силу самой специфики педагогической профессии духовные начала, нравственно-эстетический потенциал учителя традиционно являются одними из ключевых факторов достижения профессиональных успехов, способствуя эффективной реализации педагогического мастерства. Поэтому задачи профессионального педагогического воспитания будущего учителя должны не

просто увязываться с задачами его профессионального обучения, а способствовать их успешному решению, обеспечивать важнейшую духовную составляющую профессиональной деятельности, а также полноценную реализацию и развитие личностного потенциала студентов как важнейшего фактора дальнейшего профессионально-личностного саморазвития.

Соответственно процесс воспитания будущего учителя должен органически вплетаться в единый процесс педагогического образования и в значительной степени определяться им, не нарушая целостности, а укрепляя и обогащая его. Другими словами, воспитание будущего учителя как составная часть педагогического образования должно, на наш взгляд, рассматриваться прежде всего как процесс реализации воспитательной функции педагогического образования. Это, в свою очередь, требует систематической и планомерной работы по изучению и практическому использованию воспитательного потенциала всех компонентов педагогического образования, каждый из которых вносит свой определенный вклад в воспитание и развитие студентов. В конечном счете «реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников... >>2;.

Современная педагогика высшего профессионального образования отмечает большие возможности учебного процесса в реализации актуальных задач воспитания, подчеркивает, что учеба — это основной вид деятельности студентов, которому они отдают львиную долю своего времени. В ходе обучения у будущих специалистов закладываются теоретические и практические основы избранной профессии, формируются определенное отношение к ней, конкретная жизненная позиция, которая и определяет их профессиональный облик.

По мнению Н. А. Кулаковской, отсутствие специальных молодежных организаций делает современный процесс обучения в российских вузах практически единственным полем приложения воспитательного воздействия, которое осуществляется через содержательные и процессуальные характеристики преподаваемых дисциплин. В процессе обучения в вузе, считает она, могут быть реализованы практически все направления воспитательного воздействия, особенно в профессиональном университетском образовании3.

В то же время, как утверждают В. С. Кагерманьян и Л. И. Коханович (НИИ высшей школы Минобрнауки РФ), наблюдается «...нерациональный отбор базового компонента высшего образования в учебных планах, государственных образовательных стандартах и примерных учебных программах, что обусловливает их слабую гуманитарную и воспитательную насыщенность, заниженную нравственно-психологическую и ценно-стно-формирующую направленность учебного процесса»4. Министерство образования Российской Федерации отмечает, что воспитательному потенциалу учебного процесса уделяется пока недостаточно внимания, несмотря на то что данное направление согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучаемого5.

Анализируя опыт работы высших учебных заведений России, ученые Тульского государственного педагогического университета пришли к выводу, что одним из самых слабых мест в их деятельности является недостаточная воспитательная направленность учебного процесса, в частности в области формирования у студентов важнейших мировоззренческих идей. В то же время именно воспитание выступает ядром образовательного процесса в вузе, факто-

ром его развития и совершенствования: «Преподавателю важно осознать, что воспитание, по сути, „вплетено“ в весь процесс передачи содержания образования, различные методы обучения и формы учебной работы в вузе»6.

Особое значение приобретают сегодня проблемы изучения, актуализации и реализации воспитательного потенциала педагогического образования. Современные тенденции гуманизации и гуманитаризации педагогического образования, перехода к его личностно ориентированной модели существенно расширяют педагогические функции процесса профессиональной подготовки учителя. На одно из первых мест в учебном процессе педагогического вуза выходят задачи формирования гуманитарной и социокультурной направленности мировоззрения и мышления студентов, становления про-фессионально-личностной субъективности, интеллектуальных и нравственных основ духовности.

Эффективность овладения теоретикометодологическим и технологическим потенциалом будущей профессии находится сегодня в прямой зависимости от степени его глубокого личностного осмысления, эмоционально-ценностной оценки, выявления субъективного смысла для будущего педагога. В таких условиях значительно ослабляется традиционно существующее противопоставление учебной и воспитательной работы, задач «вооружения» подрастающего поколения совокупностью знаний, умений и навыков (пресловутых ЗУ Нов) и задач становления личностных начал юного человека, хотя еще в 1960-е гг. выдающийся отечественный психолог и педагог Л. В. Занков писал по этому поводу: «Противопоставление воспитания обучению — это ошибка, равно как и игнорирование различий между ними. Обучение и воспитание представляют собой единство, внутри которого существует целая система связей»'.

С учетом вышесказанного нами была осуществлена научно-теоретическая и опытно-экспериментальная работа на

базе Казанского и Елабужского государственных педагогических университетов, Набережночелнинского государственного педагогического института и Татарского государственного гуманитарного института по изучению теоретико-мето-дологических и технологических основ актуализации и реализации воспитательного потенциала педагогического образования. Полученные результаты показали, что данный потенциал представляет собой особую, отличающуюся внутренней динамичностью виртуально-реальную систему личностно-психологических, акмеологических, содержательно-целевых и организационно-деятельностных ресурсов педагогического образования ценностно-смысловой направленности и скрытых в них воспитательных возможностей, актуализация и практическая реализация которых способна обеспечить успешное воспитание будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Сущность указанного потенциала заключается в его принципиальной способности к актуализации и практической реализации в форме планирования и осуществления процесса профессионального педагогического воспитания будущего учителя в ходе профессиональной подготовки.

Основной функцией воспитательного потенциала педагогического образования является воспитателъно-реализую-щая, в соответствии с которой данный потенциал призван способствовать реализации воспитательной функции педагогического образования. Ее осуществление в то же время связано с реализацией комплекса нижеприведенных виртуальных педагогических функций, носящих вероятностный и опосредованный характер:

1) ценностно-смысловой, предполагающей, что в процессе творческой реализации воспитательного потенциала педагогического образования происходят формирование и развитие у будущих учителей системы базовых морально-нравственных, художественно-эстетических, гносеологических, гражданских, профес-сионалыю-педагогических, валеологи-

ческих и экологических ценностей и потребностей;

2) мировоззренческой — формирование и развитие у будущего учителя глубоко осмысленных сквозь призму важнейших профессионально значимых ценностей базовых основ профессиональнопедагогической картины мира;

3) рефлексивной— формирование и развитие основ профессионально-личностного самоотношения будущего учителя;

4) смысложизненной — формирование и развитие основ профессионально опосредованных смысложизненных ориентаций будущего учителя;

5) характерологической — формирование и развитие у будущего учителя базовых ценностно-ориентированных морально-нравственных, эстетических, гражданских и профессионально-личностных качеств (черт);

6) деятельностно-смысловой — формирование и развитие базовых цен-ностно-смысловых профессиональноличностных способностей и компетентностей будущего учителя;

7) профессионалъно-ориентацион-ной — активное усиление интереса студентов к учебному предмету и будущей профессиональной деятельности, выработка стремления к педагогической деятельности, профессиональной самореализации, самообразованию и саморазвитию;

8) личностно реализующей — придание учебно-воспитательному процессу глубокого личностно реализующего характера, активно способствующего самораскрытию, самопроявлению и саморазвитию личности будущего учителя;

9) интегративно-образовательной — интегрирование обучающего, развивающего и воспитывающего компонентов педагогического образования. Это, в частности, отражается на более глубоком, прочном и действенном усвоении будущим учителем общеобразовательных, общепрофессиональных и предметных знаний и умений благодаря обретению их личностного смысла сквозь призму эмоционально-ценностного к ним отношения.

Было определено, что актуализация воспитательного потенциала педагогического образования представляет собой специально организованный и целенаправленный процесс выявления и творческой мобилизации (обобщения и систематизации,, активизаций, модификации, дальнейшего ресурсного обеспечения) воспитательных ресурсов и возможностей педагогического образования для их последующей практической реализации. Сущностью данного процесса является целенаправленное изменение формы существования воспитательного потенциала педагогического образования, ее переход из виртуальной в реальную, предреализационную, форму; целью — приведение данного потенциала в предактивное состояние готовности к его практической реализации.

Место, занимаемое актуализацией в едином процессе практического использования воспитательного потенциала педагогического образования, позволило определить ее основные педагогические функции, такие как:

— диагностическая, в соответствии с которой в процессе актуализации воспитательного потенциала педагогического образования осуществляются его целенаправленное изучение, обобщение и систематизация со стороны ученых-пе-дагогов и субъектов педагогического образования;

— прогностическая, связанная с тем, что в процессе актуализации воспитательного потенциала педагогического образования осуществляется прогнозирование возможных перспектив реализации его воспитательной функции;

— совершенствующая, суть которой сводится к тому, что воспитательный потенциал педагогического образования является объектом дальнейшего развития, усиления и совершенствования в процессе его актуализации;

— проектировочная, предполагающая, что процесс актуализации воспитательного потенциала педагогического образования является основой проектирования воспитательного компонента педагогического образования;

— мобилизационная, в соответствии с которой данный процесс направлен на комплексную мобилизацию воспитательных ресурсов педагогического образования и скрытых возможностей для приведения их в предактивное состояние готовности к практическому использованию в поставленных целях;

— реализующая, предусматривающая, что этот процесс направлен на максимально возможное практическое обеспечение личностной, профессиональ-но-личностной, содержательно-целевой и организационно-деятельностной составляющих процесса актуализации и дальнейшей реализации воспитательной функции педагогического образования;

— личностно развивающая, согласно которой непосредственное участие в процессе изучения, обобщения и систематизации субъективного компонента воспитательного потенциала содержания педагогического образования в значительной мере способствует развитию гуманистического личностного потенциала студентов;

— акмеологическая, в соответствии с которой непосредственное участие в процессах изучения, обобщения, систематизации, дальнейшего развития и творческой мобилизации воспитательного потенциала, целей, содержания, организационных форм, методов и средств педагогического образования, личностнопсихологического потенциала студентов и своего профессионально-личностного потенциала в значительной мере способствует развитию воспитательной компетентности преподавателей педагогического вуза.

Исходя из сформулированных функций нами была разработана, апробирована и внедрена в практику комплексная поэтапная технология актуализации воспитательного потенциала педагогического образования.

Реализация данного потенциала представляет собой целенаправленный процесс планирования,организации, практического осуществления и мониторинга профессионального педагогического вос-

питания студентов на основе системного использования актуализированных воспитательных ресурсов педагогического образования и соответствующего практического воплощения заложенных в них воспитательных возможностей. Сущность этого процесса заключается в эффективной реализации воспитательной функции педагогического образования.

Системный анализ процесса практической реализации воспитательного потенциала педагогического образования позволил выделить три главные подсистемы в единой системе воспитания будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза: подсистему планирования, подсистему организации и подсистему мониторинга процесса профессионального педагогического воспитания на основе системного использования воспитательного потенциала педагогического образования. Каждая из этих подсистем отличается известной самостоятельностью, в то же время являясь необходимой составной частью единого процесса реализации воспитательного потенциала педагогического образования.

Как показывают результаты системно-функционального анализа, для эффективного практического осуществления данного процесса в качестве системообразующего фактора должна выступить специально разработанная дидактическая система воспитания будущего учителя на основе практического использования воспитательного потенциала педагогического образования. Аккумулируя в себе результаты его актуализации, искомая система призвана стать системно-структурным ориентиром планирования процесса профессионального педагогического воспитания, дидактической основой его организации и практического осуществления. Ход и результаты практической реализации данной системы в процессе педагогического образования должны стать объектом мониторинга профессионального педагогического воспитания. Таким образом, дидактическая система воспитания будущего учителя является необходимым системно-инте-

гративным фактором процесса реализации воспитательного потенциала педагогического образования.

Анализ единых закономерностей процессов актуализации и реализации воспитательного потенциала педагогического образования показал, что необходимую основу конструирования искомой дидактической системы составляют обобщение и систематизация результатов актуализации воспитательного потенциала учебных дисциплин и педагогической практики.

В итоге теоретического обобщения результатов проведенной опытно-экспериментальной работы были разработаны шесть основных инвариантных моделей воспитания будущего учителя на основе практического использования воспитательного потенциала педагогического образования: коммуникативная, активно-поисковая, рефлексивная, имитационная, деятельно-практическая, а также модель самовоспитания. Перечисленные модели охватывают в своей совокупности практически все воспитательные возможности педагогического образования в их динамическом аспекте, связанном с реализацией. Эта совокупность отличается единой системной логикой, проявлением которой служит постепенное возрастание степени ценностно-смысло-вой зрелости, активности и самостоятельности студентов по мере последовательного перехода от одной модели к другой. В то же время данный переход не означает отказа от предшествующих моделей, которые должны реализоваться наряду с моделями более высокого уровня. На ранних этапах могут быть реализованы те или иные элементы моделей, относящихся к более позднему этапу. Таким образом, весь процесс воспитания будущего учителя на основе практического использования воспитательного потенциала педагогического образования приобретает выраженный системный характер.

Экспериментальная проверка разработанной в процессе исследования си-

стемы показала, что ее применение не только усиливает эффективность воспитания будущего учителя, но также способствует интеграции процессов профессионального обучения и воспитания в едином образовательном процессе педагогического вуза. Это проявляется, в частности, в повышении у студентов интереса к учебному материалу, осмысленности приобретаемых знаний и умений, усилении их мировоззренческого и аксиологического характера, а также в равномерном возрастании как когнитивной, так и деятельностной составляющих получаемых результатов профессионального педагогического воспитания. Все это позволяет рекомендовать систему воспитания будущего учителя на основе практического использования воспитательного потенциала педагогического образования к широкому внедрению в практику профессиональной подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки : программа Всерос. совещ.-семинара «Воспитательный потенциал учебных: дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя», 21—23 октября 2004 г. / авт.-сост. И. Э. Ярмакеев. Казань, 2004. С. 33—32.

2 О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении : письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 И Вестн. образования. 2002. № 14. С. 40.

3См.: Педагогика и психология высшей школы / отв. ред, М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д, 2002. С. 44—45. '

4 Кагермсшъян В. С. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов / В. С. Кагерманьян, Л. И. Коханович: // Организация воспитательной Деятельности в вузах. М., 2002. С. 14.

* См.: О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. С. 34—36.

6 Шайденко Н. А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н. А. Шайденко [и др.]. Тула, 2000. С. 9.

Д, В. Занков — педагог, психолог / сост. Н. В. Нечаева. М., 1994. С, 31.

Поступила 03.06.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.