А.В. Топор
воспитательно-образовательный потенциал содержания естественнонаучной подготовки будущих учителей
экологическое образование и воспитание является одним из приоритетных направлений подготовки будущих учителей начальных классов. в этом немалая роль отводится естественнонаучным дисциплинам, воспитательно-образовательный потенциал которых позволяет формировать экологическую культуру будущих педагогов.
Ключевые слова: экологическое образование и воспитание, естественнонаучная подготовка, экологическая культура.
Молодые исследователи
В связи с ухудшением экологической ситуации, стремлением современного общества извлечь выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей следует подчеркнуть важность поиска и разработки путей экологизации учебно-воспитательного процесса как средства развития и воспитания экологической культуры подрастающего поколения.
Сегодня важно донести до сознания воспитанников, что каждый человек связан с природой незримой нитью и находится в полной зависимости от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее гармонии, ритму, симметрии, целесообразности. Окружающий мир для людей -объект постоянной заботы, и за его благополучие каждый несет персональную ответственность.
В современных условиях вопреки негативным реалиям, связанным с господством потребительской психологии, заниженности нравственных ценностей, ростом агрессивных проявлений в молодежной среде, чрезвычайно важно опираться на приоритет тех истинных, природосообразных ценностей, по которым можно определить человека с подлинной экологической культурой.
Формирование экологической культуры как специфической формы организации деятельности на основе знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций и идеалов обуславливает потребность в экологическом воспитании и образовании, результатом которого становится определенный уровень экологической воспитанности. Принято считать, что данный уровень определяется сформированностью системы естественнонаучных знаний о картине мира для поддержания устойчивых представлений у обучаемых об организации отношений людей с окружающей средой [2].
Социокультурный опыт взаимодействия с окружающей средой рассматривается в качестве интегративного показателя экологической воспитанности личности, развитости ее экологической культуры. К особенностям развития экокультурных навыков Н.С. Дежникова относит психологические аспекты мировосприятия, поддержку экологических инициатив гражданского характера, преодоление пессимизма и безысходности, созерцание природы и живой контакт с нею, включение в деятельность по улучшению окружающей среды и изменение позиции воспитанников, а также создание условий для реализации потребности в самопознании [2].
Важной педагогической проблемой становится разработка соответствующих технологий, не только расширяющих естественнонаучные знания, но и стимулирующих развитие чувственной сферы у будущих учителей, а также методов, включающих их в практическую деятельность экологической направленности.
Под технологиями экологического воспитания понимается сочетание психолого-педагогических приемов и методов, позволяющее обучаемому продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные технологии.
Реализовать воспитательно-образовательный потенциал естествен- | нонаучных дисциплин удастся при соблюдении следующих условий:
1) применения целостного подхода к развитию личности, т.е. одновременного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы; 2) строгой ориентации на индивидуальные особенности личностного развития; 3) обеспечения интегративной связи в преподавании естественнонаучных дисциплин, таких как «Ботаника», «Зоология», «Концепция современного естествознания», «Возрастная анатомия и физиология», «Землеведение и краеведение», «Методика преподавания начального естествознания»; 4) учета региональных возможностей и конкретной социально-экологической ситуации.
Согласно современной концепции воспитания экологической культуры (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев) основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые, компьютерные и т.д.). основой методов и форм воспитания экокультуры является актуализация экологических знаний, построенных на предыдущем опыте, которые используются в ходе воспитывающих ситуаций (выбора, проблемные, игровые), применяемых в преподавании всех вышеперечисленных дисциплин. также целесообразно использование таких форм воспитания экологической культуры, как экологических игр, практикумов, проектов, опытов, которые в наибольшей степени позволяют изменить потребительское отношение студентов к природе.
оптимизация воспитательно-образовательного процесса естественнонаучной подготовки возможно за счет [1]:
- включения в воспитательный процесс туристско-краеведческой деятельности, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом;
- насыщения совместной деятельности студентов общением и творчеством для придания ей большей привлекательности (реализация экологических проектов, участие в работе студенческого научного общества, выпуск газет, отражающих экологическую деятельность, и др.);
- создания в вузе особой психологической среды, ориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру межличност-
47
технологии
Молодые исследователи
] .
ных отношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в улучшении экологической ситуации в своем городе, районе, селе);
- обращения к позитивным примерам природосообразной деятельности людей, чтобы избавиться от пессимизма, возникающего у студентов на почве неверия в возможности человека изменить мир к лучшему [1].
Решение проблемы экологического воспитания и образования будущих учителей начальных классов в процессе естественнонаучной подготовки заключается в ответе на вопрос: «Как с помощью естественнонаучных знаний привить такое отношение к природе, которое основано на эмпатии и добре?». Отвечая него, необходимо ориентироваться на следующие приоритеты:
- воспитание понимания того, что природа - невосполнимая ценность, жизнь - уникальное явление, человек - часть биосферы и может жить исключительно в рамках ее законов, а разрушение природных и культурных ценностей безнравственно;
- изучение законов развития и воспитания человеческих потребностей с точки зрения условий сохранения природы и общества, человека;
- обучение прогнозированию последствий принятых решений и действий для природы, общества и человека;
- воспитание у будущих специалистов ответственности за собственные решения и действия;
- обучение умению применять полученные знания в педагогической практике [3].
особенностью экологического образования и воспитания в профессиональной подготовке будущих учителей является непрерывная связь с профилирующими дисциплинами, которая существенно расширяет рамки воспитательно-образовательного потенциала естественнонаучных дисциплин, тем самым открывая педагогам вуза дополнительные возможности для организации жизнедеятельности студентов, пронизанной экологическими ценностями и содействующей духовно-нравственному становлению, развитию, формированию нового мышления, опыта и навыков гуманного отношения к окружающей среде.
Роль естественнонаучного образования на современном этапе развития общества огромна. Это важнейшее звено высшего педагогического образования. Формирование интереса к естественным наукам - сложнейший многоступенчатый процесс, в котором ключевой фигурой является учитель.
Будущий учитель должен не только овладеть необходимым объемом экологических и естественнонаучных знаний, но и научиться организовывать учебный процесс с позиций экоцентрической педагогики, формировать у учащихся активную жизненную позицию.
Библиографический список
1. Заборина М.А. Экологическое образование как приоритетное направление профессионального образования // В мире научных открытий. 2010. Ч. 2.
№ 1 (07). С. 162-165.
2. Педагогическое общество России: Учебное пособие / Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. и др. М., 2000.
3. Пивоварова Л.В., Корженевская Т.Г., Гусев М.В. Роль науки и образования 1
в формировании биологической грамотности // Вестник Российской Акаде- °
мии наук. 2006. Т. 76. № 1. С. 30-35.
технологии