традиции художественно-педагогического сообщества и воспитание будущей российской интеллигенции: реалии образования в контексте глобализации культуры
А. п. Бредихин
Автор представляет читателю процесс образования как многофакторное профессиональноличностное формирование, становление и развитие личности будущего специалиста. Раскрыты сущность и значение социально-воспитательной системы факультета в подготовке будущего специалиста. Автор анализирует содержание профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства.
Значительные изменения общественной и культурной жизни страны актуализируют необходимость модернизации и всей системы профессионального образования, повышения его качества. Образование сегодня уже нельзя свести только к формальному получению знаний — это еще и мощное, многофакторное профессионально-личностное развитие будущего специалиста, обеспечение условий для максимально полной реализации им всего комплекса функций зрелого человека — гражданских, профессиональных, социально-трудовых. По этой причине профессиональная подготовка педагога — человека, который творит будущее, не может базироваться только на получении знаний; нельзя определять учителя только как обезличенного ретранслятора научно-практического опыта предшествующих поколений, — он еще и мощный фактор социокультурного становления молодежи, помогающий подрастающему поколению осмыслить научный и духовный опыт, накопленный человечеством. Сегодня назрела объективная необходимость в профессиональном воспитании духовно богатой личности учителя, соответствующей высоким требованиям изменяющегося российского общества.
Профессиональное воспитание будущего педагога в вузе зависит от множества факторов, определяющих конечный результат образовательного процесса — профессиональную воспитанность будущего учителя изобразительного искусства. Важную роль в этом процессе играет воспитательная система факультета, обеспечивающая комплекс социализирующих, воспитательных влияний на личность студента, позволяющая максимально прибли-
зить задачи профессионального воспитания будущего учителя к специфике осваиваемой им специальности. Моделирование и обеспечение влияний воспитательной системы факультета на личность студента требует максимального учета всей совокупности факторов, реализующих воспитательные функции такой системы, налаживания их четкого и гармоничного взаимодействия, учета эффективности влияния каждого из них. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства представляет собой многомерное и многоплановое социально-педагогическое явление, включающее формирование духовности, т. е. активного стремления будущего педагога к Красоте, Добру, Истине, целостному осмыслению мира, приобщенность к мировым и национальным культурным ценностям; как процесс обретения студентом профессионального художественного и педагогического мастерства — глубоких профессиональных знаний, умений, вкуса, сформированной педагогической культуры, потребности в самосовершенствовании. Специфика профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства связана со спецификой предмета его профессиональной деятельности, — таким предметом является не просто ребенок, не просто некоторый уровень его личностного развития, знания об искусстве, владение прикладными умениями и навыками в этой сфере, но (самое важное!) отношение ребенка к миру, к окружающей действительности, его способность и готовность целенаправленно ее преобразовывать и созидать. Чтобы сформировать такого воспитанника, педагог должен сам обладать достаточным духовным потенциалом, устой-
чивым нравственно-эстетическим отношением к миру, быть носителем высоких социальных и профессиональных ценностей. Реализовать такую специфику профессионального воспитания будущего учителя возможно только на уровне воспитательной системы факультета, объединяющей студентов и преподавателей, ориентированных на реальную предметную область педагогической деятельности, что позволяет максимально учесть это в процессе реализации специфического содержания, форм и методов воспитания студентов, через моделирование условий и способов организации их взаимодействия в рамках системы, понимание результатов их профессионально-личностного развития, обеспечение эффективного управления жизнедеятельностью такой воспитательной системы.
Становление и развитие воспитательной системы предполагает целенаправленное обеспечение условий для обретения факультетским сообществом подлинной субъектности, «авторства» в выдвижении совместных целей деятельности, их реализации, активном взаимодействии со средой. Факультет является локальным социально-психологическим сообществом, объединенным организационно и территориально; у него достаточно выраженные общие цели, содержание и формы деятельности, одинаковые условия, относительно общее понимание результатов жизнедеятельности. Все это делает факультет весьма удобной, привлекательной, организационно и психологически целостной средой, способной при определенных условиях стать эффективной воспитательной системой, обеспечивающей продуктивное социальное и профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства.
Воспитательная система факультета — это социально и профессионально ориентированный, локальный, относительно автономный, целостный, развивающийся социально-педагогический организм, прочно сопряженный с воспитательной системой более высокого порядка, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности сообщества факультета, возникающий как продукт самоорганизации студенческого коллектива и целенаправленной деятельности преподавателей университета, ориентированный на реализацию педагогически целесообразных целей, задач и принци-
пов деятельности студентов и преподавателей, позволяющий оптимизировать процесс социализации будущих учителей изобразительного искусства, их социальной и профессиональной адаптации и достичь максимально возможного для данных условий результата в формировании социального и профессионального опыта будущих педагогов-художников. Специфика воспитательной системы связана с особенностями ценностно-целевых установок, содержания, основных направлений и форм организации воспитательной деятельности коллектива студентов и преподавателей художественнографического факультета, условиями ее организации и продуктивного влияния на социальное и профессиональное становление будущих педагогов-художников. Ценностно-целевые установки системы обусловлены специфичной областью профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства — художественным творчеством, приобщением к этой деятельности детей, развитием в них эстетического отношения к действительности и искусству, педагогической поддержкой сознательной и продуктивной самореализации учащихся в условиях стремительно изменяющейся социокультурной ситуации.
Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства — организованное особым образом взаимодействие субъектов воспитательной системы (среда фа-культета—деканат—кафедры—преподавате-ли—коллективы курсов и групп—творческие и профессиональные объединения студентов— студент), основанное на профессиональных и культурных ценностях и традициях художественно-педагогического сообщества, обеспечивающих формирование положительного образа профессии и целей профессиональной деятельности будущего педагога-художника. Содержание профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства определяется синтезом педагогики и художественных дисциплин, а технологии — профессиональнопедагогической направленностью воспитательного процесса, учитывающего особенности специализации и характер будущей профессиональной деятельности педагога-художника. Реализация задач профессионально-личностного развития студента в воспитательной системе художественно-графического факультета осуществляется посредством включения его в раз-
нообразные формы деятельности (аудиторной, внеаудиторной, досуговой) с целью введения его в профессию через развитие общих педагогических и художественно-творческих способностей с включением базовых культурных ценностей; ключевой фигурой в этом процессе является куратор академической студенческой группы.
Знакомство с опытом профессионального воспитания будущих педагогов-художников позволяет констатировать растущую озабоченность и тревогу в связи с утверждением ряда опасных тенденций в среде студенческой молодежи: доминирования личностного над общественным, эгоизации, индивидуализации человеческого бытия, локализации эстетических интересов молодежи, примитивизации нравственных оценок явлений и процессов социальной действительности, сокращения интенсивности и содержания межвозрастного взаимодействия в художественно-педагогической среде, обеднения творческого репертуара, выхолащивания тематики и содержания межличностного общения в студенческой среде — все это неизбежно приводит к искажению представлений о высокой Миссии учителя в обществе, о его месте и роли в обеспечении социального прогресса, ретрансляции ценностей и нормативов культуры, приобщении вступающих в жизнь поколений молодежи к достижениям национальной культуры. Этому способствуют и такие тенденции, как снижение уровня эмоциональной отзывчивости студентов, их эмпатических способностей, нравственноэстетического отношения к действительности, опыта рефлексии своей профессиональной деятельности. Эти явления объективно снижают мотивацию к учебе и интерес будущих педагогов к предстоящей профессиональной деятельности. Особое беспокойство вызывает и то, что в среде будущих педагогов-художников происходит заметное снижение потребности в устойчивых контактах с учреждениями культуры и искусства, существенно падает интерес к творческой деятельности, освоению художественных навыков, стремление к самореализации в художественной и педагогической сфере. Тенденция сциентистской ориентации всей системы образования неизбежно ведет к воспроизводству репродуктивного типа сознания человека, минимизирующего субъектность личности, предлагая ему лишь освоение жест-
ко регламентированных социальных и профессиональных функций. Высшее образование в этом случае остается традиционной сферой воспроизводства кадров, отраслью общественного производства «человеческих ресурсов».
Знакомство с реальным состоянием современной практики профессионально-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства показывает, что реализация возможностей воспитательной системы факультета остается недостаточно эффективной. Интересы школы и общества требуют существенной корректировки образовательного процесса педагогического вуза в сторону повышения эффективности воспитания будущих педагогов-художников, обеспечения необходимого уровня их общей и профессиональной культуры, обеспечения большей сопряженности образовательного процесса с профессионально-педагогической подготовкой, развитием художественно-творческих, коммуникативных, рефлексивных умений будущих учителей изобразительного искусства, опыта их социального взаимодействия.
Результаты теоретического исследования стали основой для разработки и реализации программы опытно-экспериментальной работы, проводившейся на базе художественно-графического факультета Курского государственного университета. Основными направлениями деятельности воспитательной системы факультета, заданными самой логикой и структурой профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства, стали:
1) формирование гражданского самосознания, социальной и профессиональной позиции будущего учителя изобразительного искусства, понимания миссии педагога-художника;
2) обогащение эмоционального опыта личности будущего педагога-художника, его социально ценных эмоций, навыков восприятия и понимания других людей, их эмоционального состояния;
3) включение студентов в социально и профессионально значимую деятельность, формирование опыта социально ценного и профессионального поведения и отношений.
Особое внимание на начальном этапе опытно-экспериментальной работы нами было уделено работе с кураторами студенческих групп, коллективами кафедр факультета, студенческим активом, органами студенческого
самоуправления, творческими объединениями студентов, библиотекой, профессиональными объединениями и союзами художников, работниками музеев, выставочных залов, руководителями и педагогами общеобразовательных и художественных школ, учреждений дополнительного образования детей. Основной акцент в работе с кураторами был сделан на проведении обучающих семинаров, консультаций, конференций по обмену опытом работы, обзоров современной психолого-педагогической литературы и публикаций в периодических изданиях, взаимопосещений проводимых в коллективах групп воспитательных акций и дел, совместный анализ состояния организуемой на факультете и в студенческих группах воспитательной деятельности, ее содержания, организационных форм, комплекса психолого-педагогических условий. Совместными усилиями этих субъектов было организационно оформлено рождение первого из компонентов воспитательной системы факультета — индивидуально-группового, представляющего собой целостное сообщество преподавателей и студентов, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системой факультета, разделяющих общие цели и ценности, совместно генерирующих перспективы общего бытия, включенности в общую по смыслу, содержанию и понимаю результатов деятельность.
Очевидным результатом этого этапа развития воспитательной системы факультета стало стремительное формирование коллектива преподавателей и студентов, инициативы и деятельность которого оказались обращены к главной и общей для них цели — обеспечению условий для всестороннего и гармоничного развития личности студента, формирования его гражданской позиции, раскрытия творческих способностей; созданию комплекса социокультурных, нравственно-эстетических, пси-холого-педагогических условий, способствующих устойчивому формированию и развитию личности будущего учителя изобразительного искусства. Параллельно с формированием факультетского сообщества активно проходил процесс коллективообразования и в студенческих группах: здесь особенно активны были кураторы, проявлявшие заботу о формировании инициативного ядра в группах, создании органов студенческого самоуправления, моделировании ситуаций, способствовавших
сплочению коллективов студенческих групп, достижению их ценностно-ориентационного единства, появлению в каждом студенте устойчивого ощущения социально-психологической идентичности с коллективом, принадлежности к нему.
Развитию первичных коллективов в значительной степени способствовал цикл диспутов, в которых предметом обсуждения стали вопросы традиций отечественной интеллигенции, социальной активности, ответственности художника и учителя за прогресс общества, развитие его культуры. В фокусе внимания участников диспутов оказались проблемы понимания Миссии художника и педагога в обществе; социальное равнодушие, инфантилизм; модернизация отечественного образования; глобализация культуры и ее последствия для культуры России; понимание человеческого идеала, смысла человеческого бытия; временное и вечное в культуре и искусстве. Важным итогом диспутов стала изменившаяся гражданская, социальная позиция студентов, отношение к происходящим в обществе переменам, понимание студентами личной ответственности за все происходящее вокруг, осознанное стремление изменить окружающий мир к лучшему.
Важным способом демонстрации студентами своего отношения к пониманию духовно-нравственных проблем стала выставка социального плаката «Спешите творить Добро!» Плакаты призывали уважать старость, помогать пожилым людям, не забывать родителей, проявлять заботу об инвалидах. Выставка стала своеобразным стартом в пропаганде ценностей добра, сострадания, соучастия, милосердия, добротворчества, заботы; в ходе обсуждения представленных на выставке работ студенты апеллировали к традициям общинного бытия русского человека, идеям гуманизма, справедливости, уважения человеческого достоинства. Это очень органично совпадало по содержанию с духом одного из главных направлений в деятельности воспитательной системы факультета — формированием гражданского самосознания студентов, социальной и профессиональной позиции будущего учителя, понимания миссии художника и педагога в обществе. Посредством проведенных диспутов, выставки «Спешите творить Добро!» стал выкристаллизовываться второй компонент воспитательной системы факультета — ценностно-ориентаци-
онный, представляющий собой логическую совокупность таких элементов, как цели и задачи профессионального воспитания студентов; перспективы жизнедеятельности сообщества факультета; принципы построения воспитательной системы факультета.
Интенсификация взаимодействия преподавателей и студентов приблизила их друг к другу, придав этим отношениям неформальный, личностно значимый характер. Опыт и профессионализм педагогов оказались востребованы студентами, важны для них. Сравнивая себя с вузовскими наставниками, студенты обретали убедительный пример для подражания, самовоспитания, самосовершенствования; преподаватель оказывался референтным субъектом обретения студентом своей собственной жизненной и профессиональной позиции. Особую значимость эти отношения приобретали в процессе совместного обсуждения студентами и преподавателями событий общественной жизни, перспектив социально-экономического развития России, ее места и роли в глобальных изменениях облика современного мира, проблем развития культуры, новых произведений искусства, литературы, социальной и творческой позиции их создателей. Главным итогом таких бесед становилась более выразительная гражданская позиция будущих педагогов, глубокое понимание ими сущности процессов, происходящих в современном мире, ответственность художника за результаты своего творчества, воплощенные в его произведениях художественные образы, социальные идеи и смыслы.
Третий компонент воспитательной системы — функционально-деятельностный — складывался из таких элементов, как системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные принципы и функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью сообщества факультета. В опытно-экспериментальной работе этот компонент выполнял роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность жизнедеятельности всей воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу этого компонента составляют совместная деятельность и общение членов художественно-педагогического сообщества факультета.
Анализ исходного состояния воспитательной системы факультета показал, что ее деятельность носит бессистемный, хаотичный характер, организуемые акции и дела проводятся спонтанно, без внутренней логики, обоснования, целесообразности. Это привело к необходимости разработки единой циклограммы ключевых акций и дел, сгруппированных в крупные воспитательные «дозы», объединенные общим замыслом и единой ценностносмысловой направленностью, что исключило ситуации штурмовщины, перегрузки, позволило максимально учесть график учебного процесса факультета в организации воспитательных дел, связать планируемые виды и формы воспитательной работы с практической внеаудиторной деятельностью студентов.
Каждое из направлений профессионального воспитания студентов включало специфические виды и формы деятельности, использование эффективных для достижения заявленных ориентиров методик и технологий воспитания. В частности, реализуя первое из направлений — обогащение духовных интересов студентов, ориентацию их на подлинно гражданские, духовно-нравственные ценности, формирование социальной и профессиональной позиции будущего педагога-художника, — преподаватели факультета, кураторы, студенческий актив чаще всего использовали диспуты, дискуссии, конференции, встречи, экскурсии, беседы, рефлексию собственного художественного и педагогического опыта, личный пример преподавателей факультета, деятелей культуры и искусства, посещение выставок, конкурсов, презентаций, коллективные просмотры, чтения. Реализация второго направления — развитие у будущих педагогов способности к глубокой эмоциональной реакции, обогащение опыта восприятия и понимания других людей, навыков перцепции, эмпатии, социально-ценных эмоций студентов — осуществлялась через посещения театров, музеев, выставочных залов, филармонических концертов, кинотеатров, фестивалей, конкурсов, клубных встреч, организацию тематических вечеров, путешествий, поездок, туристических походов и т. п. В рамках третьего направления профессионального воспитания — включение студентов в общественно-полезную, художественно-творческую и профессионально-педагогическую деятельность — использовались упражнения в приме-
нении социальных и профессиональных норм, приучение, закрепление стереотипов профессиональных действий, выработка профессиональных привычек, жизненного кредо, пленэрная практика, участие в конкурсах, выставках, презентациях, просьбы, поручения, советы, творческие задания, совместные выставки студентов и преподавателей и их обсуждение, пример жизни и деятельности старших коллег, экскурсии.
Важной предпосылкой успешной реализации названных направлений в деятельности воспитательной системы факультета стало формирование среды факультета. Эта работа обеспечивала формирование четвертого компонента воспитательной системы — пространственно-временного, включающего такие элементы, как эмоционально-психологическая, духовнонравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения факультетского сообщества с другими общностями — социокультурными, художественно-педагогическими, детскими; место и роль факультета в воспитательном пространстве вуза и региона; этапы становления и развития воспитательной системы факультета. Важной сферой заботы коллектива факультета стало формирование его среды, этоса, включающего в себя доминирующие коллективные ценности, идеалы, нормы отношений друг к другу, стилистику поведения, формы организации досуга и совместной деятельности. Этос оказался предметом общей заботы для всех членов коллектива, — он стал индикатором состояния общей гуманной атмосферы факультета, проявления внимания и заботы к каждому человеку, уважения к личности, признания за каждым студентом права на творческое и профессиональное самовыражение.
Не менее важными для коллектива факультета оказались принципы, определявшие характер и содержание жизнедеятельности воспитательной системы факультета, способы ее влияния на профессионально-личностное становление будущих педагогов-художников: принцип гуманистической направленности жизнедеятельности воспитательной системы; принцип целостности образовательного и воспитательного процесса; принцип демократизации факультетской жизни; принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитывающей деятельности; принцип творческого начала; принцип комплексного
воздействия на когнитивную, эмоциональную и деятельностно-практическую сферы личности будущего педагога; принцип последовательности и систематичности организуемых воздействий; принцип цикличности воспитательных влияний; принцип эстетики студенческой жизни; принцип ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности будущих педагогов; принцип эстетизации среды вуза, формирования его этоса.
Реализация возможностей воспитательной системы опиралась на эффективную диагностику профессионального воспитания будущих педагогов-художников. С этой работой связана реализация пятого компонента воспитательной системы факультета — диагностико-аналити-ческого, включающего в себя осознание всеми субъектами критериев и показателей эффективности деятельности воспитательной системы; способы изучения результативности ее деятельности; способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. С помощью диагностики стало возможным отслеживание динамики результатов жизнедеятельности воспитательной системы факультета, эффективности влияния различных факторов и условий, меры включенности студентов в различные виды жизнедеятельности системы, становление важнейших профессионально-личностных качеств будущих учителей изобразительного искусства.
Расширение социокультурных горизонтов студентов, их духовных интересов, выход за рамки собственной факультетской среды оказались связаны с постижением историко-культурных традиций Курского края, освоением традиционных народных промыслов, знакомством с памятниками культуры. С этой целью студенческим активом были инициированы серия выставок декоративно-прикладного творчества, поездки и экспедиции в села и районы Центрального Черноземья. В поле зрения студентов оказались Саморядовский Дом народных ремесел, знаменитая кожлянская игрушка, Белгородский музей традиционной народной культуры и быта, ковроткачество в Судже и Глушково, традиции лозоплетения в Железногорском районе. Развитие коллектива факультета явно нуждалось в выходе во внешнюю среду, в широкое социокультурное пространство, — воспитательная система факультета испытывала потребность в широких социальных
связях и контактах. Интеграция воспитательной системы факультета в социокультурную среду города и региона закономерно привела к расширению духовных горизонтов студентов, обогащению их потребностей, интересов, ценностей; более глубокому пониманию жизни, сути человеческих взаимоотношений.
Важным фактором профессионального воспитания студентов стало их расширенное сотрудничество со школой. Традиционными стали выставки творческих работ студентов и преподавателей факультета в школах города и области, организация концертов, сбор книг, детской одежды для воспитанников детских домов и школ-интернатов. Включились студенты и в оформительскую работу в школах: с этой целью была изменена программа оформительской практики и принято решение проводить ее в школах города. Таким образом, студенты получили возможность ближе познакомиться с повседневной жизнью школы, вовлекались в решение ее внутренних проблем.
На протяжении всего времени опытно-экспериментальной работы нами фиксировались изменения в ценностной сфере студентов. На основе методики М. Рокича мы отслеживали такие изменения, обращая внимание на структуру терминальных и инструментальных ценностей будущих педагогов-художников. По результатам ежегодных опросов достаточно четко прослеживается динамика в изменении ценностных ориентаций будущих учителей изобразительного искусства. Результаты опросов 1998—2008 гг. показывают устойчивое положение в системе ценностей студентов: здоровья, семейной жизни, материального благополучия, любви — их статус на протяжении всего периода опытно-экспериментальной работы не изменился. А вот статус таких ценностей, как жизненная мудрость, социальный опыт, совместный досуг, природа, общественное признание, альтруизм существенно изменился, заметно поменял свой ранг, также как и инструментальные ценности — в них явно возрастает удельный вес трудолюбия, альтруизма, взаимопомощи, честности, чуткости, отзывчивости: т. е. всех тех личностных качеств гражданина и профессионала, которые составляют ценностно-смысловое ядро традиционного учительского самосознания. Очевидно, что содержание деятельности воспитательной системы факультета определяющим образом повлияло
на отношение будущих педагогов-художников к пониманию важнейших экзистенциальных вопросов человеческого бытия, наполнило это отношение личностным смыслом, идеями, ради которых может и должен жить человек.
Изменения в ценностном ядре самосознания студентов стали основой для обогащения их социального опыта, фактором формирования гражданской позиции входящих в самостоятельную взрослую жизнь молодых людей. Причем, чем выше оказывался этап развития воспитательной системы факультета, тем активнее студенты демонстрировали свою собственную коллективную субъектность, тем сплоченнее и организованнее они действовали, тем больше был радиус освоения среды, тем устойчивее и продуктивнее формировалась социальная направленность их отношения к будущей профессии, к пониманию социальной миссии педагога и художника, тем в большей степени гражданские ценности ориентировали студентов на совершение морально ценных поступков, созидание добра, красоты, утверждение справедливости, проявление гуманизма, подлинного товарищества.
Нам удалось зафиксировать устойчивую зависимость между этапами развития воспитательной системы факультета и сформирован-ностью ценностного ядра самосознания студентов. Так с развитием субъектности воспитательной системы факультета, ростом самостоятельности студенческих групп в определении целей, содержания и организации жизнедеятельности собственного коллектива в орбиту их внимания и осмысления все более активно стали вовлекаться истинно гражданские ценности, идеи подлинного патриотизма, высокой социальности, установки на добротворчество, ответственность, справедливость, правдивость, уважение человеческого достоинства, гуманизм. Примечательно, что источником формирования этих ценностных представлений будущих учителей изобразительного искусства стали история национальной культуры, судьбы выдающихся педагогов и деятелей искусства, нормы и традиции художественно-педагогического сообщества. Заметно изменились жизненные девизы студентов: «Кто, если не я?», «Спешите творить добро!», «Для Родины и для друзей — ни сил, ни жизни не жалей!», «Под лежачий камень вода не течет!», «Если будет Россия, — значит, буду и я!», «Сильные пом-
нят, не помнят — бессильные!», «Вместе мы — сила!», «Один в поле — не воин!», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!», «Нет уз святее товарищества!»... В жизненных девизах студентов оказалось ощутимо больше социально ориентированных позиций, отражающих установки на активное социальное взаимодействие, товарищество, гражданственность, социальное и художественное творчество.
Изменилось и отношение студентов факультета к сохранению и преумножению историко-культурного наследия Курского края: по материалам опроса в 2008 г. в свое свободное время безвозмездно восстанавливать разрушенные памятники истории и культуры родного края согласны 41 % респондентов (в 1998 г. только 13 % студентов); 34 % (в 1998 г. — 53 %) относятся к этому предложению скептически; 25 % (в 1998 г. — 34 %) из числа опрошенных откровенно отказались. За последнее десятилетие в большинстве вузов эта картина существенно не изменилась, сегодня юношество по-прежнему убеждено в том, что «любой труд должен быть достойно вознагражден» (86 %), «каждый должен делать свое дело» (66 %), «эту работу должны выполнять те, кто получает за нее деньги» (57 %). Большинство опрошенных (60 %) испытывают раздражение от предложения привести в порядок аудиторию или территорию вуза; только 12 % респондентов стараются быстро и качественно выполнить такую просьбу; 28 % предпочли бы избежать участия в подобных делах.
Изменилось отношение студентов к использованию своего бюджета свободного времени: он стал действительно «условием продуктивного саморазвития», фактором социального и профессионального самосовершенствования. Заметно возросла доля будущих педагогов-ху-дожников, вовлеченных в работу творческих коллективов, студий, секций; резко увеличилось количество студентов, работающих в составе педагогических отрядов, посещающих занятия на отделениях факультета дополнительных педагогических профессий; возросла доля тех, кто свое время тратит на работу по профилю получаемой будущей профессии; но самое важное — резко снизилось количество студентов, кто свое свободное время посвящает только учебе. Число студентов, включенных в занятия в творческих коллективах, возросло с 22,96 (1998) до 41,17 % (2008). Увеличилось
количество студентов, работающих в педагогических отрядах: с 1,02 до 27,63 %. Если до начала опытно-экспериментальной работы занятия в отделениях и коллективах ФДПП посещали только 16,33 %, то к 2008 г. уже 68,35 %. Примечательно, что количество студентов, которым «времени хватает только на учебу», от исследования к исследованию становилось меньше: с 43,88 до 2,16 %. Такие изменения в бюджете свободного времени студентов являются прямым следствием изменения позиций субъектов воспитательной системы факультета.
Каковы общие итоги проведенной опытноэкспериментальной работы?
Активный уровень профессиональной воспитанности на начальном этапе опытно-экспериментальной работы в 1998 г. обнаруживали лишь 16 % студентов. Этих юношей и девушек отличает наличие сформированной гражданской, социальной и профессиональной позиции, устойчивой системы профессиональных ценностей и интересов, способности к объективной оценке социальных явлений действительности, к эмоциональному восприятию социальной и природной среды, стремление к созидательной творческой и педагогической деятельности. В 2008 г. таких студентов оказалось уже 46,0 %.
Существенные изменения произошли и в самой сложной категории студентов, обнаруживших индифферентный уровень профессиональной воспитанности: их число снизилось с 61,7 % в 1998 г. до 41,3 % в 2008 г. Основная сложность работы с этой категорией состояла в том, что в этой среде присутствует значительная часть студентов способных, активных, обладающих хорошим потенциалом, но не имеющих устойчивых мотивов общественно полезной деятельности, включения в социально и профессионально-ориентированную деятельность. Для таких студентов характерны неопределенность гражданской и социально-профессиональной позиции, ограниченность интересов, субъективность в оценке социальных и профессиональных явлений, неустойчивость потребности в профессиональной деятельности, недостаточные проявления эмоционального восприятия социальной и профессиональной реальности.
Наконец, за время опытно-экспериментальной работы с 22,3 до 12,7 % сократилось количество студентов скептически, а иногда и откровенно нигилистически относящихся к собственному профессионально-личностному
развитию. Для таких студентов свойственны отсутствие четко выраженной социальной и профессиональной направленности, узость художественных и профессионально-педагогических интересов, негативное отношение к профессиональной деятельности, скептицизм в оценке социальных и профессиональных явлений, отсутствие яркого эмоционального восприятия социальной и профессиональной среды. Эта категория студентов крайне инертна в делах коллектива группы и факультета, равнодушна к окружающим их людям, не имеет устойчивых жизненных и профессиональных ориентиров (рис.).
Анализ результатов проведенной опытноэкспериментальной работы и полученных на ее основе эмпирических и статистических материалов позволил определить педагогические условия, влияющие на эффективность профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета.
Психолого-педагогическиеусловия обеспечивали благоприятную атмосферу психологического самочувствия и комфорта студентов — это гуманизация отношений в воспитательной системе факультета; обеспечение социально-ценной мотивации профессионально-личностного развития студентов; учет возрастных и инди-
видуальных особенностей будущих педагогов-художников; профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример преподавателей факультета; эффективная диагностика профессионального воспитания студентов и др.
Организационно-педагогические условия предусматривали определение и применение наиболее эффективных путей и способов влияния воспитательной системы факультета на социальное и профессиональное становление будущих учителей изобразительного искусства — это развитие коллективных форм деятельности, опыта совместного восприятия и оценки окружающей действительности; налаживание «вертикального», межвозрастного взаимодействия; освоение ценностей, традиций, норм художественно-педагогического сообщества, обеспечение органического единства учебной и внеучебной деятельности студентов; обращение к ретроспективному анализу субъективных эмоциональных состояний студентов в проводимых совместных акциях и делах; освоение педагогами-художниками достижений национальной культуры и народного художественного творчества; сотрудничество кураторов, студентов, органов студенческого самоуправления в организации воспитывающей среды факультета, его этоса, насыщении ее социально и профессионально значимыми ценностями, смыслами, нормами; создание и
Рисунок
Динамика сформированности уровней профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства (1998—2008 гг.) (%)
поддержание коллективных традиций коллектива факультета, внедрение профессиональных традиций и обычаев, обогащение опыта организации совместного досуга; эффективная диагностика профессионально-личностного развития будущих педагогов-художников и др.
Социально-педагогические условия способствовали конструированию преподавателями и органами студенческого самоуправления воспитывающей среды художественно-графического факультета, активно влиявшей на становление отношения студентов к будущей профессиональной деятельности, к реалиям социального и профессионального бытия будущих педагогов-художников, внедрение в воспитательную систему факультета коллективно-творческих дел социально-значимой и профессиональной направленности; учет индивидуальных особенностей студентов, уровня их личностного, профессионального развития; обеспечение дифференциации и индивидуализации личностного развития студентов; пробуждение мотивов самосовершенствования; развитие инициативности, социальной активности, ответственности; обеспечение участия студентов в реальном самоуправлении; эффективная диагностика личностного развития будущих педагогов-художников и др.
Основной идеей профессионального воспитания учителя, формирования его профессионально-педагогической культуры сегодня становится понимание того, что учитель не только субъект культуры, но и ее объект; он не только воспроизводит, репродуцирует, «опредмечивает» культуру в новых поколениях людей, но и сам является ее «продуктом». В этом смысле, для общества немаловажное значение имеет то, какую культуру несет в себе учитель, ибо от этого зависит, какой будет культура общества в будущем. Таким образом, не только учитель «творит» культуру, но и культура «творит» учителя; учитель таков, какова культура общества; но и, с другой стороны, какова культура — таков и учитель. Учитель осваивает сам, а уже затем передает другим людям опыт взаимодействия с окружающим миром и миром идей; при этом огромное значение для их освоения имеет эмоциональная сторона данного процесса, личное отношение педагога к предмету культурной ретрансляции. Этот процесс всегда окрашен человеческой эмоцией. Эмоция несет информацию о том, как сам педагог вос-
принимает и оценивает ту или иную культурную ценность, идею, норму; о том, в какой степени она — ценность, идея, норма — стала его внутренним личностным достоянием, каковы критерии оценки им этих культурных объектов, каков его собственный эстетический вкус.
Процесс профессиональной подготовки учителя строится ныне преимущественно с акцентом не на чувствах, а на знании; будущего педагога «начиняют» информацией, полагая, что со временем он найдет нужную и верную интонацию в ретрансляции полученных знаний, что он обретет достаточный опыт межличностного взаимодействия, посредством которого сможет оценить эффективность своих образовательных и воспитательных влияний. Так из «ваятеля человеческих душ» педагог превращается в «насос для закачивания в головы воспитанников “чистой” образовательной информации». При этом воспитателей самих учителей мало беспокоит вопрос о том, в какой степени будущий педагог обладает опытом восприятия и понимания другого человека, в какой мере он обрел опыт «вчувствования» в другого, понимания его душевного состояния. Ну, а уж нравственная сторона этой проблемы — способность учителя к состраданию, сопереживанию, соучастию — вообще как бы остается ныне вне задач профессионального воспитания! А ведь педагог имеет дело с человеком, с человеком будущего! Как актуально выглядит призыв великого Руссо: «Помните, что прежде, чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, вам самим нужно сделаться людьми; нужно, чтобы в вас самих был образец, которому он должен следовать. Не нужно быть скупым и жестоким; мало — жалеть нищету, которую можно облегчить; но хотя бы вы открыли все сундуки, если вы не открываете при этом и своего сердца, для вас навсегда останутся закрытыми сердца других» [1, с. 97—98].
Тогда, наконец, сможет осуществиться высокий профессионально-педагогический и общечеловеческий идеал — появится прекрасный, благородный Учитель и Художник, олицетворяющий собой истинную интеллигентность как способность к тонкому восприятию и пониманию жизни, как трепетное отношение к миру и к людям, как умение считаться с другими, ставить себя на их место, как способность «Жить Сердцем», и творить окружающий мир по законам Красоты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Руссо Ж.-Ж. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / Ж.-Ж. Руссо. — М. : Педагогика, 1981. — Т. 1. — 656 с.
Поступила 21.01.09.