ной подготовки, принципе образовательной рефлексии, принципе дифференцированного и индивидуального подхода, принципе гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принципе выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, учета возрастных особенностей, личностного целеполагания, креативности, продуктивного обучения.
По мнению Н.Ю. Сергеевой, арт-педагоги-ческое сопровождение - это гибкая система действий, направленная на интеграцию арт-педагогической деятельности в образовательном процессе для его успешной реализации и создание подходящих условий для становления личности [6, с. 14].
Методологическими аспектами арт-тера-певтического сопровождения будут служить учет физиологических и возрастных особенностей индивида, организация арт-педагогичес-кого сопровождения, которая только поспособствует саморазвитию, самореализации личности, активизации способности к самообучению, к поиску новых ценностно-смысловых ориентаций, оптимизации самоотношения людей пожилого возраста и проявится в рефлексивном выборе людьми пожилого возраста социально-ориентированной деятельности.
Таким образом, проанализировав различные подходы исследователей, можно говорить, чтоарт-педагогическое сопровождение в пожилом возрасте представляет собой дополнительный ресурс, способствующий целенаправленному развитию личности сопровождаемого человека, посредством организации творческой деятельности и привлечения различных видов искусства.
Примечания:
1. Глуханюк Н. С., Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. - М. : Моск. соц.-пси-хол. ин-т, 2003. - 112 с.
2. Дугарова Т.Ц., Шахмалова И.Ж.Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 201 б. - №1 (1 бб). - С. 57-62.
3. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека : дис. ... к. псих, наук / Московский психолого-социальный институт.-М„ 2010.-507 с.
4. Медведева, Е. А., Левченко, И. Ю. Артпедагогика и арттерпия в специальном образовании. - М. : Академия, 2001.-248 с.
5. Пряхина С.Б. Психолого-педагогическое сопровождение личностного самоопределения и развития идентичности в пожилом возрасте : дис.... к. пед. наук / Московский психолого-социальный институт. - М., 2008.- 203 с.
6. Сергеева Н.Ю. Методика арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки учителя // Вестник Чувашского государственно- ' го педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2010,- № 1. - С. 141 -149.
7. Таранова Е. В. Артпедагогика: решениепедаго-гических задач средствами искусства // Педагогический потенциал искусства : материалы Меж-дунар. науч.-педагог. конф. - 2009. - С. 50-57.
8. Шанц Е.А. Технологии социально-педагогического сопровождения социально-значимой деятельности студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал концепт. - 2015.
- №Б17. - С. 41-45.
9. Шилова С.Н. Педагогическое сопровождение социализации пожилых людей в стационарном учреждении : дис.... к.пед. наук / Российский государственный профессионально-педагогический университет.- Екатеринбург, 2012. - 240 с. Ю.Ястребкова К.А Социально-педагогическое сопровождение учебной деятельности и поддержка студентов среднего профессионального образования в условиях динамичного социума // Актуальные вопросы современной науки. - 2015.
- №44-1.-С. 132-142.
О си
-О Q-LQ СК Ь-X
LU О
CU
m
S
19
EDUCATIONAL OPPORTUNITIES AND FUNCTIONS OF THE VIRTUAL TRAINING ENVIRONMENT MOODLE IN THE CONDITIONS OF FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS Bobunova Anna Sergeevna, Postgraduate student, Moscow State Pedagogical, Moscow
Article is devoted to determination of educational potential of the virtual educational environment Moodie which is the information training platform in many educational institutions worldwide. Educational opportunities of system in foreign-language training at school are analyzed. There are given the possible ways of implementation of requirements of State Federal Educational Standard of the secondary education to personal characteristics of the secondary school graduate which are the defining reference points at creation of an educational trajectory of a remote course. The definition of the functions of the virtual learning environment Moodie makes it possible to build full-fledged distance learning and upbringing courses in conditions of foreign-language education in school.
Keywords: moral and esthetic education; information and communication technologies; the virtual training environment Moodie.
ЪС
I
LU
u
UJ
УДК 372.8:81.243 ВАК РФ 13.00.05
' Бобунова A.C., 2017
ВОСПИТА ТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ФУНКЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВ А ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Mood/е В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена определению воспитательного потенциала виртуальной образовательной среды Moodle, являющейся информационной обучающей платформой во многих образовательных учреждениях по всему миру. Проанализированы воспитательные возможности системы в обучении иностранному языку в школе. Выделены возможные пути реализации требований ФГОС основного общего образования к личностным характеристикам выпускника основной школы, являющиеся определяющими ориентирами при построении воспитательной траектории дистанционного курса. Определение функций виртуальной обучающей среды Moodle дает возможность построения полноценных дистанционных учебно-воспитательных курсов в условиях иноязычного образования в школе.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание; информационно-коммуникационные технологии; виртуальная обучающая среда Moodle; икт-компетенция.
I
< а
ш
20
БОБУНОВА Анна
Сергеевна, аспирант,
Московский
педагогический
государственный
университет, Москва
floragemma@mail.ru
В свете требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и Профессионального стандарта педагога по внедрению нравственно-эстетической составляющей в образовательный процесс в политике языкового образования наблюдается переход к развитию социокультурных знаний, навыков и умений. [3, 4] В перечень этих знаний входят эстетические представления о мире, нравственные ориентиры, знание особенностей культур, традиций.
Методике воспитания нравственно-эстетических качеств в условиях иноязычного школьного образования посвящены работы A.B. Ани-кеенко, В.П. Руденкова, A.B. Калагастова, Е.В. Щур.
В их трудах показана значимость межпредметных связей (интеграция языкового образования с музыкой, изобразительным искусством, литературой), способствующих гармонизации личности учащихся. Авторы утверждают, что языковое развитие ребенка должно идти параллельно с развитием его творческих способностей.
В последние десятилетия, в связи с ростом применения информационно-коммуникационных технологий во всех сферах, перед педагогами всех дисциплин встала задача компьютеризации процесса обучения. Школы и вузы активно оборудуются интерактивными досками, персональными компьютерами и ноутбуками, электронными учебниками, а часть обучения и вовсе стала дистанционной. Под информационную среду успешно подстраиваются учебно-методические комплексы, создаются обучающие программы, учителя проходят курсы переподготовки. Являясь мощным образовательным и мотивационным ресурсом, информационные технологии стали для обучающихся неотъемлемым помощником в подготовке к занятиям, выполнению проектов, практических работ и многом другом.
Таким образом, информационное пространство, наравне с учебниками и тетрадями, стало важнейшим средством обучения, а в обиход вошли такие явления, как обучение с веб-поддержкой, смешанное обучение, онлайн-обучение. В рамках этих образовательных концепций, обучающийся получает знания и с преподавателем и самостоятельно онлайн, или полностью в дистанционной форме без участия педагога. Современное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии.
Образовательные возможности информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в языковом образовании описаны в работах С. А Араповой, С.И. Селиванова, А.В. Зубова, И.В. Роберт, но воспитательные возможности ИКТв условиях иноязычного обучения еще нераскрыты.
Актуальность проблемы реализации воспитания школьников средствами ИКТ обусловлена недостатком урочного времени на познание и развитие у них нравственных, моральных, эстетических и духовных качеств. Потенциал ИКТ заключается в возможности уместить в рамках дистанционного обучения все те воспитательные аспекты, которые невозможно охватить в процессе аудиторного занятия.
На данный момент учителю приходится самому интегрировать воспитательный компонент в электронное обучение, и для этого электронных учебников и базовых возможностей интерактивной доски зачастую недостаточно. Возникает противоречие между требованиями ФГОС ООО к воспитательному аспекту обучения и возможностью его реализации средствами информационного обучения.
Перед построением учебно-воспитательного курса применительно использования ИКТ необходимо определить воспитательные возможности и функции ИКТ в условиях иноязычного образования. Для этого необходимо:
1. Дать характеристику ИКТ, используемых в условиях обучения иностранному языку в школе.
2. Определить возможности данных ИКТ для воспитания нравственно-эстетических качеств учащихся.
3. Установить функции ИКТ в условиях нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иностранному языку.
В настоящее время наиболее популярной и распространённой системой электронного обучения является виртуальная обучающая среда Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Moodle является ведущей платформой, которая позволяет объединить в себе различные образовательные ресурсы Интернета. Moodle позволяет создать интегрированный курс по воспитанию подростков в процессе обучения иностранному языку. [1,283]
Сильной стороной Moodle является возможность коммуникации между обучающимися, позволяющая осуществлять ими совместное решение учебных и воспитательных задач.
В отличии от традиционного обучения электронная среда обладает рядом преиму-
ществ. Одним из преимуществ является индивидуализация обучения. Разнообразие форм подачи материла и заданий позволяет любому обучающемуся подобрать для себя оптимальный формат обучения и раскрыть свой потенциалв том виде работы, который соответствует его уровню знаний, индивидуальным особенностям характера, типу восприятия информации и интересам. Этим решается проблема посильности материла для слабых и сильных школьников, так как каждый из них получает задание по уровню своих способностей. Поэтому при обучении иностранному языку у обучающихся не создается мыслей о непосильности выполнения полученных заданий, и учитель может перевести акцент на развитие их духовных качеств. Положительное восприятие электронного материала является обязательным условием для успешной творческой и эстетической работы обучающихся.
Работая дистанционно, школьники чувствуют себя более уверенно, между ними не возникает эмоционального барьера, обучающийся всегда может получить поддержку и обратиться по любому вопросу к учителю или найти подходящую информацию в Интернете. Дистанционное обучение является наименее стрессовым при выполнении заданий на иностранном языке, так как перед глазами школьника всегда есть электронные справочники и онлайн-словари, которые помогают быстро решить проблему незнания некоторых иностранных слов и понятий. Высокая мотивация обучения в виртуальной среде оправдана тем, что в ней современные подростки проводят большую часть времени.
Структура Moodle является наиболее распространённой образовательной платформой для учебных дисциплин в средних и высших учебных заведениях России, что и объясняет ее приоритет в качестве электронного ресурса для воспитания и обучения школьников. Такие обучающиеся уже знакомы с работой в системе из опыта работы по другим предметам, поэтому в школах, в которых установлена образовательная платформа Moodle, внедрение воспитательного аспекта в обучение пройдет без проблем адаптации к новой виртуальной среде.
Для определения возможности применения Moodle в процессе воспитания нравственно-эстетических качеств обучающихся на базе платформ http://moodle.school345.ru/ и http:/ /moodle.school1186.ru/ была проведена работа с участием школьников среднего этапа обучения. Целью внедрения дополнительного ди-
ЪС
ил
ъс о ш
<
С1 ш
*
22
станционного курса являлась реализация воспитания школьников в условиях автоматизации, а также развитие в обучающихся умения учиться не только по традиционном материалу, но и развивать свои творческие и исследовательские качества вне аудитории посредством виртуальной обучающей среды МоосПе.
Особенностью работы в МоосПе является представление разделов учебной программы в виде образовательных объектов, которые можно разбить на обучающие кадры. Данные кадры можно легко использовать в любых образовательных формах работы. Модули программы позволяют строить процесс образования, ставя воспитательный аспект приоритетным.
Подготовительный этап к введению нового дистанционного курса заключался в выявлении у учащихся необходимых навыков для работы с информационно-коммуникационными ресурсам и обеспеченность ими этими ресурсами.
Ориентиром к построению курса обучения и его элементов служило предварительное он-лайн-тестирование обучающихся на уровень сформированности их нравственных и эстетических качеств.
Критериями в построении воспитательного курса явились определённые стандартами ФГОС основного общего образования личностные характеристики выпускника основной школы.
Целью в построениивоспитательного курса и обучающих кадров являлось воспитание в подростках качеств настоящего гражданина Российской Федерации.
Возможности. Ниже описаны возможности системы МоосПе в условиях школьного языкового образования для реализации требований ФГОС ООО к личности обучающегося.
Изучение иностранного языка, культурных и духовных традиций страны изучаемого языка, привитие уважения к её гражданам должно проводиться вместе с их изучением и в своей стране. Система позволяет выстроить траекторию обучения и воспитания таким образом, чтобы каждый раздел основной программы по иностранному языку дополнялся необходимыми сведениями о своих культуре, традициях и языке. Модуль элемента курса "Внешнее приложение" дает возможность школьнику обращаться к учебным ресурсами на других интернет-сайтах. Например, "Внешнее приложение" может обеспечить доступ к лингвострановедческим и краеведческим материалам, соответствующим задаче обучающего сценария.
Благодаря широким возможностям обратной связи и групповому взаимодействию в режиме онлайн обучающиеся могут продолжить обсуждение проблемы, начатой ранее на уроке иностранно языка. В открытом пространстве, создаваемом в системе с помощью форума, чата или в режиме семинара,учитель может поднять к обсуждению на иностранном языке такие нравственные вопросы, как ценность человеческой жизни, проблемы семьи, гражданского общества, российского народа, чело-вечествав целом.
Модуль "Вики" (Шк\) позволяет обучающимся присоединять к курсу комплект объединенных веб-страниц для создания групповых заметок к темам занятий. Например, школьники могут составить электронный справочник по теме, заданной их учителем. Воспитательная направленность модуля заключается в накоплении и обмене иноязычными материалами по таким темам, как окружающий мир, труд, наука и творчество, искусство и другие.
Особенностью электронной образовательной среды является развитие умения учиться, осознания важности самообразования для жизни и деятельности, способности применять полученные знания на практике. Вся работа, проводимая в системе, тесно связана с реальной практикой использования иностранного языка для решения личных и учебныхзадач. Для школьника расширяются границы сети Интернет, отрываются международные справочники и энциклопедии, интернет-платформы и другие возможности глобальной сети. Обучающийся приобретает навыки самостоятельного решения задач в условиях лингвистического поиска информации.
Работа в группе, совместное выполнение заданий или обсуждение того или иного вопроса на форуме платформы, направлены на развитие умений вести конструктивный диалог, достижение взаимопонимания, сотрудничество для достижения общих результатов,уважение мнений других людей. В этой связи важна контролирующая функция системы, которая позволяет учителю руководить процессом обсуждения и выставлять отметки за каждое задание в режиме онлайн.
Воспитательной направленности дистанционного курса способствует разделение учебного времени между учебной и воспитательной работой на уроке и дома. Курс позволяет обучающемуся обдумать важные вопросы, касающиеся морального выбора и нравственных ценностей в домашних условиях без переключения на учебную составляющую курса.
Возможности системы МоосПе широки и зависят от готовности и желания педагога изменить традиционный процесс обучения и воспитания, а также от задач, выполнение которых он хочет достигнуть.
Для внедрения ИКТ в условия нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иностранному языку необходимо определить функции, которые на себя примет информационная система.
Функции. Система электронного обучения МоосПе имеет следующие функции: интегрирующую, адаптирующую, образовательную, воспитательную, развивающую, рефлексивную, контролирующую.
МоосПе несет интегрирующую функцию. Благодаря своей структуре система дает возможность разделить учебно-воспитательный курс на модули и интегрировать в них элементы других дисциплин, способствующих развитию духовных и эстетических качеств (изобразительное искусство, литература, родной язык, история, музыка). Также через внешние Интернет-ресурсы учитель может дополнить образовательной процесс экстралингвистическим и культурологическим содержанием.
Адаптирующая функция системы проявляется в создании отдельной воспитательной траектории для группы обучающихся, касающиеся их интересов, психологических особенностей, уровня владения языком. Все это служит максимальному облегчению восприятия нового учебного курса всеми обучающимися вне зависимости от их индивидуальных особенностей и уровня знаний.
Непосредственно основной функцией образовательная среды МоосПе является образовательная функция. Дистанционное обучение даёт возможность сконцентрировать внимание на процессе изучения иностранного языка и поставить учащегося в условия использования знаний в целью расширения собственного кругозора.
Воспитательная функция связана с тематикой учебно-воспитательного материала и заданий. В условиях нравственно-эстетического воспитания дистанционный курс строится преимущественно с целью воспитательного воздействия на обучающегося.
Развивающая функция реализуется путем воздействия на эмоционально сферу обучающегося через ознакомление его с образцами культуры и искусства. Эта функция реализуется, преимущественно, через творческие задания и выражение самостоятельной точки зрения на иностранном языке.
Рефлексивная функция представляет собой самоанализ и самокритику. Обсуждение проблемного вопроса не позволяет рассматривать собственное суждение как единственно возможное и наилучшее. Программа курса строится сучётом ведения каждым обучающимся своего языкового онлайн-портфеля, где он может следить за своим прогрессом в изучении языка и культуры своего и других народов, своим самообразованием и расширением кругозора.
Контролирующая функция проявляется в возможности ведения контроля со стороны учителя за работой обучающихся и выставлении отметки за выполнение заданий и участие в дискуссиях. Учитель может уста на вливать также сроки выполнения заданий, что делает работу в образовательной среде такой же обязательной, как работу с другими учебными материалами (учебником и рабочими тетрадями).
Таким образом, мы приходим к выводу, что перенос воспитательного аспекта урока в дистанционную среду имеет все возможности быть реализованным в условиях школьного обучения иностранному языку. Функциональные возможности позволяют обучающей среде МоосПе стать базой для формирования дистанционного учебно-воспитательного курса, который будет направлен на достижение учащимся необходимых п редметн ых, л и ч ностн ых, межпредметных результатов и формирование икт-компетенций.
Примечания:
1. Добрыдина Т.И., Масленникова О.Г., Надеждина Е. Ю. Перспективы использования виртуальной образовательной платформы МоосПе в обучении иностранным языкам // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014.- №3 (59). - Т. 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ perspektivy-ispolzovaniya-virtualnoy-obrazovatelnoy-platformy-moodle-v-obuchenii-i n ostra n nym-yazy ka m
2. Зубов A.B. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам : учеб. - М.: Академия, 2009. - 144 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. ot31.12.2015) "Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" URL: https:// rg.ru/2012/06/21 /obrsta n da rt-d ok.htm I
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" URL: https:// rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
5. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебно-ме-
тодическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюко-ва, A.A. Кузнецов, А.Ю. Кравцова ; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с. б. Сороковых Г.В., Каппушева Х.Х., Герасимова Н.И., Олейникова Е.А., Короткова И.П., Баранова Е.А., Наджафов И.А. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения : коллективная монография
/ Г.В. Сороковых, Х.Х. Каппушева, Н.И. Герасимова, Е.А. Олейникова, И.П. Короткова, Е.А. Баранова, И.А. Наджафов. - Ростов-на-Дону : Перспектива, 2013,-172с.
7. Щипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике : учеб. пособие / Л.Ю. Щипицина. -М.: Флинта; Наука, 2013. - 128 с.
VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE: THE MUSEUM LS. TURGENEV IN FRANCE Vikulova Larisa Georgievna, DSc of Philological sciences, Professor, Gerasimova Svetlana Anatolyevna, PhD of Philological sciences, Senior Lecturer,
Makarova irina Vladimirovna, Senior Researcher, Associate Professor, Modern Languages institute, Moscow City Teachers' Training University, Moscow
The article is devoted to the problem of using the museum communicative space as an educational and educational resource, it is proved that modern cultural processes are conditioned by multimedia and virtuaiity, a new type of cultural interactivity. On the example of the site of the museum in Bougivai (France), devoted to the life and work of the Russian writer i.S. Turgenev, it is shown that the museum develops new educational and cultural ties, creates the opportunity to use new methods and forms of work that allow to apply a comprehensive approach in the educational process.
Keywords: dialogue of cultures; museum; educational and enlightenment resource; the heritage of civilization; communicative space; knowledge management.
ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МУЗЕЙИ.С. ТУРГЕНЕВА ВО ФРАНЦИИ
УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.05
© Викулова Л.Г., 2017 © Герасимова С.А., 2017 © Макарова И.В., 2017
ВИКУЛОВА Лариса Георгиевна, доктор филологических наук, профессор vikuio vaig@maii. ru
Статья посвящена проблеме использования музейного коммуникативного пространства в качестве образовательного и просветительского ресурса. Доказывается, что современные культурные процессы обусловлены мультиме-дийностью и виртуальностью, новым типом культурной интерактивности. На примере сайта музея в Буживале (Франция), посвященного жизни и творчеству русского писателя И.С. Тургенева, показывается, что музей развивает образовательные и культурные связи, создаёт возможность использования новых методов и форм работы, позволяющих применить комплексный подход в образовательно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: диалог культур; музей; образовательный и просветительский ресурс; наследие цивилизации; коммуникативное пространство управления знаниями.
I
180-летию со дня рождения И.С. Тургенева посвящается
ГЕРАСИМОВА Светлана Анатольевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель geras ve tiana@yan dex. ru
МАКАРОВА Ирина Владимировна, старший научный сотрудник, доцент р0д050 vailS>mail. г и
Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, Москва
Размышляя о векторах развития современного образования и культуры, важно учитывать особенности социума в период глобализации. Согласимся с мнением Н.В. Тишуниной о том, что "глобализация не является линейным и однонаправленным процессом, но является процессом интеграционным, основанным на взаимодействии культур и на формировании на основе этого взаимодействия новой культурной целостности", когда в динамике развития культуры допустим "веер возможностей", а не однолинейный процесс [10, 6-7]. В XXI в. музей, наряду с культурным или образовательным учреждением, представляет именно ту институциональную структуру, которая способна определять не только устойчивость, но и динамику эволюции культуры и общества [4,44].
Согласно положению Международного союза музеев (1СОМ), принятому на XXI Генеральной конференции в Вене (Австрия) в 2007 г.,