Mineeva Olga Aleksandrovna, Prokhorova Maria Petrovna, Borshtchevskaya Yulia Mikhailovna and others STUDENTS' PERCEPTION OF ADVANTAGES AND DISADVANTAGES ...
pedagogical sciences
УДК 378.147
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE С ПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ
© 2018
Минеева Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации Прохорова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, улица Челюскинцев, 9, e-mail: masha.proh@mail.ru) Борщевская Юлия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (603000, Россия, Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23, e-mail: yuliabort@rambler.ru) Терехина Анастасия Евгеньевна, студент магистратуры кафедры профессионального
образования и управления образовательными системами Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, улица Челюскинцев, 9, e-mail: nastena_52rus@mail.ru)
Аннотация. Система управления обучением Moodle может быть успешно интегрирована в любой учебный курс с целью внедрения дистанционного или смешанного обучения в образовательную систему вуза. В статье дано описание результатов исследования, посвященного оценке использования виртуальной обучающей среды Moodle в образовательном процессе педагогического вуза. Целью статьи выступало освещение возможностей системы управления обучением Moodle с позиций студентов бакалавриата очной формы обучения для дальнейшей разработки рекомендаций по вопросам повышения качества профессиональной подготовки. Исследование проводилось в Нижегородском государственном педагогическом университете (Мининский университет) в 2018/2019 учебном году на факультете управления и социально-технических сервисов и на факультете гуманитарных наук. В исследовании принимали участие студенты с первого по четвертый курс, обучающиеся по очной форме обучения. В ходе опроса студенты оценивали свой уровень владения компьютером, указывали основные функции LMS Moodle, востребованные в обучении, давали характеристику достоинствам и недостаткам этого инструмента, выбирали предпочитаемый тип обучения. Сделаны выводы о необходимости реализации смешанного обучения с использованием LMS Moodle, сочетающего различные виды дистанционной и аудиторной работы учащихся.
Ключевые слова: высшее образование; студент; электронное обучение; дистанционное обучение; смешанное обучение; информационно-образовательная среда; система управления обучением; Moodle; самостоятельная работа; средство обучения; оценка; достоинства; недостатки; образовательный процесс.
STUDENTS' PERCEPTION OF ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF USING LMS MOODLE
© 2018
Mineeva Olga Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the Department «Foreign language professional communication» Prokhorova Maria Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department «Innovative technologies of management» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St., 9, e-mail: masha.proh@mail.ru) Borshtchevskaya Yulia Mikhailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department «English for Humanities» Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (60300, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin Avenue, 23, e-mail: yuliabort@rambler.ru) Terekhina Anastasiya Yevgenyevna, Master Student, the Department «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St., 9, e-mail: nastena_52rus@mail.ru)
Abstract. Learning management system (LMS) Moodle can be successfully integrated into any course for the purpose of introducing e-learning as well as blended learning into the university educational system. This article presents the results of the research aimed to investigate the evaluation of using LMS Moodle as a support tool in higher education. The purpose of the article was to highlight the capabilities of LMS Moodle from the full-time undergraduate students' standpoint to develop further recommendations on how to improve the quality of vocational training. Our research was conducted on the basis of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Russia), the survey involving 74 Bachelor Degree full-time students of the Faculty of Management, Social, and Technical Services and the Faculty of Humanities. The research was conducted in the 2018/2019 academic year. During the survey students assessed their level of computer skills; highlighted the main functions of LMS Moodle demanded in training; determined the advantages and disadvantages of this learning tool, chose a preferable type of training. These results let us notice the need to implement blended learning using LMS Moodle, which combines various types of distance and classroom work.
Keywords: higher education; student; e-learning; distance learning; blended learning; information educational environment; learning management system; MOODLE; independent work; learning tool; assessment; advantages; disadvantages; educational process.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Роль информационных технологий в современном образовании постоянно возрастает [1-3]. Для образовательных организаций информационные технологии в образовательном процессе принимают вид не отдельных решений, предназначенных для конкретных дисциплин [4,
с. 391], а интегрированы в единую информационно-образовательную среду, функции которой постоянно расширяются [5, с. 16]. Информационно-образовательные среды вузов в настоящее время предоставляют пользователям широкие возможности, связанные с доступом к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса (учебным планам, рабочим программам дисци-
педагогические науки
Минеева Ольга Александровна, Прохорова Мария Петровна, Борщевская Юлия Михайловна и другие ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ...
плин и практик, электронным изданиям и другим ресурсам), проведением различных видов занятий, фиксацией результатов образовательного процесса, осуществлением различных видов аттестации, составлением электронного портфолио обучающихся, поддержкой каналов взаимодействия между участниками образовательного процесса и пр. [6, с. 45-47]. Кроме того, наличие развитой информационно-образовательной среды выступает одним из требований федеральных образовательных стандартов, показателем качества образовательной деятельности вуза на международном и государственном уровнях [7, с. 312].
Закономерным результатом расширения функциональных возможностей информационно-образовательной среды становится разработка открытых дистанционных курсов, широкое использование облачных технологий, создание мобильных приложений и пр. [8, с. 115].
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс делает актуальным осмысление их эффективности с позиций всех участников образовательного процесса. Известно, что при появлении любой инновации (в качестве которой могут рассматриваться и любые виды информационно-коммуникационных технологий) и при её диффузии происходит постепенное накопление опыта, осознание её положительных и негативных проявлений, осмысление границ применения её на практике [9, с. 16]. В связи с этим использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы требует регулярного исследования и оценки [10, 337-370]. Подобные исследования позволяют своевременно корректировать способы использования ИКТ в образовательном процессе и повысить качество профессионального образования. Поэтому исследования, посвященные особенностям и результатам использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании конкретных дисциплин, не теряют актуальности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время существует достаточно больше количество исследований, посвященных изучению вопросов использования системы управления обучением (learning management system) Moodle, что связано с широтой использования данной виртуальной обучающей среды российскими и зарубежными вузами. Большинство педагогических исследований раскрывают либо общие возможности данной образовательной платформы [11-18], либо освещают опыт создания и использования в образовательном процессе отдельных электронных курсов [19-22]. При этом исследований, посвященных выявлению отношения обучающихся к возможностям работы в LMS Moodle и оценке результатов её использования в образовательном процессе вуза, недостаточно [23-24]. Последнее утверждение может быть отнесено к неразрешенной ранее части проблемы, поскольку высокое качество профессиональной подготовки специалистов возможно лишь с том случае, когда студенты имеют возможность пользоваться функционалом LMS Moodle, осознают смысл её использования при обучении, способы к самоорганизации и самоконтролю при использовании такого ресурса.
Формирование целей статьи. Целью данной работы выступает освещение возможностей LMS Moodle с позиций студентов бакалавриата очной формы обучения.
Задачами работы выступают:
1. Провести самооценку умений студентов использовать персональный компьютер и сеть Интернет в образовательном процессе;
2. Выявить цели использования LMS Moodle студентами для достижения образовательных целей;
3. Сформулировать достоинства и недостатки LMS Moodle с позиций студентов;
4. Выявить тип обучения, который студенты считают самым оптимальным;
5. Предложить направления для повышения эффективности использования LMS Moodle в соответствии с полученными результатами.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование проводилось в 2018/2019 учебном году в ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет (Мининский университет). В нем приняли участие 74 студента-бакалавра следующих специальностей: «Экономика» (13 чел.), «Педагогическое образование» (30 чел.), «Профессиональное обучение» (10 чел.) и «Менеджмент» (21 чел.). Количество участников в возрасте 17 лет составило 4 человека (5,4%), 18 лет - 26 человек (35,1%), 19 лет - 25 человек (33,7%), 20 лет - 11 человек (14,9%), 21 год - 7 человек (9,5%) и 22 года - 1 человек (1,4%), среди них 60 женщин (81,1%) и 14 мужчин (18,9%). В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения всех четырех курсов в следующем соотношении: 18 человек (24,3%) - студенты первого курса, 35 человек (47,3%) - студенты второго курса, 12 человек (16,2%) - студенты третьего курса и 9 человек (12,2%) - студенты четвертого курса. Методы исследования были определены, исходя из задач решаемой проблемы. Мы использовали статистические методы, такие как качественный и количественный анализ, эмпирические методы (анкетирование).
С целью определения умений использовать персональный компьютер и сеть Интернет студентам было предложено оценить свои умения по пятибалльной шкале от 1 до 5, где «1» соответствовало отсутствию умений, а «5» высокому уровню умений. Результаты опроса показывают, что подавляющее большинство студентов умеют пользоваться компьютером и сетью Интернет на хорошем (47,3%) и высоком (25,7%) уровнях. 25,7% опрошенных оценивают свои умения как средние и лишь один участник опроса (1,4%) отметил, что плохо умеет пользоваться компьютером и сетью Интернет.
На следующем этапе респондентам предлагалось ответить, с какой целью они обычно используют LMS Moodle в процессе обучения в вузе (рис. 1).
Рисунок 1 - Цели использования LMS MOODLE студентами
Результаты анкетирования показывают, что все без исключения, опрошенные 74 человека (100%) используют LMS Moodle для выполнения различного рода учебных заданий: тестов, практических и самостоятельных работ и т.д. 47,3% опрошенных используют LMS МооШе, чтоб следить за своей успеваемостью по изучаемой дисциплине. С этой целью они активно пользуются таким сервисом как «журнал оценок». 44,6% изучают теоретический материал по изучаемым дисциплинам, размещенный преподавателями в LMS Moodle. 35,1% пользуются учебными и справочными материалами, размещенными в информационных блоках электронных курсов. Наименьшей популярностью у опрошенных пользуются коммуникационные возможности платформы: лишь 23% взаимодействуют с преподавателями и обращаются к ним за помощью и консультациями, 21,6% следят за новостями и событиями курсов и лишь 2,7% общаются с
Mineeva Olga Aleksandrovna, Prokhorova Maria Petrovna, Borshtchevskaya Yulia Mikhailovna and others STUDENTS' PERCEPTION OF ADVANTAGES AND DISADVANTAGES ...
pedagogical sciences
другими участниками курса в форуме.
Далее мы попросили студентов назвать основные достоинства и недостатки LMS Moodle как средства обучения (табл. 1). Среди основных достоинств были выделены следующие. Самым большим достоинством, по мнению большинства студентов (90,5%), явилась «возможность обучения в любое удобное мне время и в удобном мне месте». Вторым по значимости достоинством явилась «возможность незамедлительного просмотра результатов выполненных работ» (58,1%). 51,4% считают важным «возможность учиться в индивидуальном темпе, не ограничивая себя временными рамками». Следующим по значимости удобством для 47,3% опрошенных явилось «наличие всех необходимых учебных материалов». 40,5% ценят «возможность восстановить пропущенные занятия и выполнить необходимые задания». Для 33,8% участников опроса важна «обратная связь с преподавателем». Небольшое число студентов также отмечают такие достоинства как «взаимодействие всех участников образовательного процесса» (12,2%), «разнообразие ресурсов и заданий» (13,5%) и «простой интерфейс» данной виртуальной обучающей среды (17,6%).
Таблица 1 - Достоинства LMS Moodle, выделенные студентами
№ Критерий Кол-во студентов %
1 Возможность обучения в любое удобное мне время и в удобном мне месте 67 90,5
2 Возможность незамедлительного просмотра результатов выполненных работ 43 58,1
3 Возможность учиться в индивидуальном темпе, не ограничивая себя временными рамками 38 51,4
4 Наличие всех необходимых учебных материалов 35 47,3
5 Возможность восстановить пропущенные занятия и выполнить необходимые задания 30 40,5
6 Наличие обратной связи с преподавателем 25 33,8
7 Простой интерфейс 13 17, 6
8 Разнообразие ресурсов и заданий 10 13,5
9 Взаимодействие всех участников образовательного процесса 9 12,2
Среди основных недостатков LMS Moodle были выделены следующие (табл. 2).
Таблица 2 - Недостатки LMS Moodle, отмеченные студентами
№ Критерий Кол-во студентов %
1 Отсутствие прямого контакта с преподавателем 22 29,7
2 Наличие сложностей в усвоении материала без непосредственного контакта с преподавателем 15 20,3
3 Работа онлайн отнимает много времени 11 14,9
4 Проблемы с регистрацией и входом в систему 15 20,3
5 Медленный интернет и сбои сервера могут снизить качество обучения 61 82,4
Самым большим отмеченным студентами недостатком явилось «отсутствие прямого контакта с преподавателем» (29,7%). С первым упомянутым недостатком тесно связано и «наличие сложностей в усвоении материала без непосредственного контакта с преподавателем» у 20,3% опрошенных. Кроме того, 14,9% отметили, что «работа онлайн отнимает много времени». Мы считаем, что данный недостаток связан с техническими проблемами, возникающими у студентов в процессе работы с
электронными курсами, т.к. 82,4% студентов пожаловались на тот факт, что «медленный интернет и сбои сервера могут снизить качество обучения», и 15 участников отметили «проблемы с регистрацией и входом в систему».
На последнем этапе опроса мы спросили студентов, согласны ли они с утверждением, что LMS Moodle является эффективным средством обучения. Ответы распределились следующим образом (рис. 2).
И согласен ' <1 ■ несогласен ' <1 затрудняюсь ответить
Рисунок 2 - Оценка эффективности использования LMS Moodle студентами в образовательном процессе
Несмотря на то, что 39 студентов (52,7%) согласны с утверждением, что LMS MOODLE является эффективным средством обучения, значительная часть опрошенных 27 человек (36,5%) затруднились ответить на данный вопрос и 8 респондентов (10,8%) не считают LMS Moodle эффективным средством обучения.
И в заключение мы спросили студентов, какой тип обучения они считают самым эффективным. Ответы студентов распределились следующим образом (рис. 3).
■ традиционное обучение [%)
■ дистанционное обучение [%) смешанное обучение [%)
Рисунок 3 - Оценка студентами предпочтений относительно типа обучения
Наибольшей значимостью для 55 человек (75,4%) обладает смешанный тип обучения, и лишь 6 человек (8,2%) готовы обучаться дистанционно. 12 студентов (16,4%) традиционный тип обучения рассматривают как наиболее предпочтительный.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы. Большинство учащихся, обладая развитыми навыками использования компьютера и Интернет, приветствуют использование LMS Moodle в учебном процессе. Наибольшей востребованностью среди студентов пользуются такие возможности LMS Moodle как доступ к различного рода учебным и дидактическим материалам, возможность оперативно и дистанционно получить информацию о результатах обучения, компенсировать отсутствие на занятиях. При этом коммуникационный функционал системы практически не используется, поскольку студентам требуются личный контакт с преподавателем в ходе выполнения заданий, а также существуют технические проблемы с доступом к электронным курсам. Закономерным результатам исследования выступает предпочтение подавляющим большинством обучающихся смешанного обучения, предполагающего соединение различных форм и способов работы как дистанционных, так и аудиторных.
Перспективой для дальнейшего исследования, на наш взгляд, выступает отслеживание динамики раскрытых в статье характеристик, поскольку функционал и возможности LMS Moodle постоянно изменяются и дополняются.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности
педагогические науки
Минеева Ольга Александровна, Прохорова Мария Петровна, Борщевская Юлия Михайловна и другие
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ...
профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.
2. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 1.
3. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании //Информационное общество. 2001. №. 2. С. 32-37.
4. Шкунова В.К., Шкунова А.А., Прохорова М.П. Система технологических средств при обучении иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 391-393.
5. Камерилова Г.С. Информационно-образовательная среда вуза как средство реализации информационного подхода в образовании // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 16.
6. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 1. С. 43-48.
7. Добудько Т.В., Горбатов С.В., Добудько А.В., Пугач О.И. Методика оценки электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, №
3 (24). С. 311-316.
8. Кертман А.В., Крутская Т.М., Полунина О.А., Старцева Н.А., Шальнева Н.В. Применение системы MOODLE при очной, очно-заочной и заочной формах обучения // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 115.
9. Liaw S.S., Huang H.M. Perceived satisfaction, perceived usefulness and interactive learning environments as predictors to self-regulation in e-learning environments // Computers & Education. 2013. Vol. 60. № 1. Pp. 14-24.
10. Palmer S., Holt D. Staff and student perceptions of an online learning environment: Difference and development //Australian Journal of Educational Technology. 2009. Vol. 25. № 3. Pp. 366-381
11. Стрекалова Н.Б. Средства управления качеством самостоятельной работы студентов // Самарский научный вестник. 2016. №
4 (17). С. 228-232.
12. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS MOODLE // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 172-174.
13. Кривых С.В., Буваков К.В. Развитие пользовательской активности студентов средствами электронного ресурса в системе MOODLE//Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 3640.
14. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42.
15. Смирнова А.С., АфанасьеваМ.А. Разработка дистанционного курса в образовательной среде Moodle // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. №133 (09). С.52-53
16. Артюхина М.С. Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 959
17. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
18. Ваганова О.И, Гладков А.В., Трутанова А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 190-193.
19. Минеева О.А., Даричева М.В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 3 (13). С. 81-86.
20. Цветкова С.Е., Малинина И.А. Технология профессионально-иноязычной подготовки студентов с применением средств новых информационных технологий //Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 4 (65). С. 160-164.
21. Минеева О.А., Мададова К.Х., Пирогова А.А. Роль электронного сетевого обучения в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 2 (40). С. 100-105.
22. Lyashenko M.S., Frolova N.H. Learning management system as an effective means of e-learning // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27. № 13 A. Pp. 100-104.
23. Islam A.K.M.N., AzadN. Satisfaction and continuance with a learning management system: Comparing perceptions of educators and students // The International Journal of Information and Learning Technology. 2015. Vol. 32. № 2. Pp. 109-123.
24. Lyashenko M.S., Frolova N.H. LMS projects: a platform for international e-learning collaboration //Education and Information Technologies. 2014. Vol. 19. № 3. Pp. 495-513.
Статья поступила в редакцию 02.11.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018