УДК 371.001.76
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© 2013Рамазанова Л.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье представлены эффективные условия реализации воспитательной функции интерактивных технологий обучения. Тренинг в импровизированных ролях художественных персонажей показан как путь социальной закалки поведения и характера старшеклассников.
The article is devoted to the effective соntidions of realisation of interactive teaching technology educational function. The training in improvised roles of artistic characters is showed as a way of social training of behavior and nature of senior pupils.
Ключевые слова: интерактивные технологии, воспитательная функция, социальная закалка, ролевая презентация, групповое взаимодействие.
Keywords: interactive technologies, educational function, social training, role presentation, group interaction.
В современных условиях, когда ресурсом прогресса рассматривается человеческий потенциал, существующая система образования не в полной мере удовлетворяет запросы и экономической, и духовно-нравственных сфер развития, что привело к разработке концепции модернизации, направленной на значительные изменения в оценке функций человека, способах понимания и объяснения мира, в специфике и структуре учебного познания.
Существенным упущением
образования в последние годы выступает понимание значимости воспитания благородства души молодого человека, влияние высокого интеллектуального развития на уровень духовно-нравственной культуры, поскольку изучение наук, получение знаний должны быть направлены на исправление и очищение души [1. С. 155].
Это может быть связано как с содержанием, так и формами взаимодействия учителя с учащимися, поскольку, увидев и услышав о хорошем и плохом, все-таки каждый субъект пытается попробовать пройти перипетии жизни, на себе испытать трудности, набивая «шишки» и только после этого
убеждается в достоверности
человеческого опыта и его нравственного объяснения. В педагогике есть понятие «социальное закаливание», которое позволяет пробовать возможные помыслы, деяния и отношения детей и молодежи в искусственно созданных жизненных и педагогических ситуациях. В нашем исследовании в качестве средства социального закаливания используются различные неординарные формы взаимодействия учащихся между собой, с учителями и персонажами исторических и художественных событий в учебном процессе. При этом надо иметь в виду, что воспитательный потенциал разных областей знаний, учебных дисциплин и ситуаций жизни проявляется неравномерно и имеет свою специфику.
Гуманитарные дисциплины
отличаются особенностями:
- наличие разнообразных
неожиданных поворотов жизненных событий, благоприятный эмоциональный фон, что расширяет возможности для использования разных способов понимания и объяснения мира в диалоговых формах учебного познания;
- представленность в гуманитарных предметах мировоззренческих и духовно-нравственных идей, органически растворенных в содержании, формах и способах изучения и объяснения учебного материала;
- наличие интереса школьников, напрямую зависящего от выхода на размышления о человеке, гуманизме, смысле жизни, патриотизме, назначении человека на земле, о подлинных и мнимых ценностях. Сравнительный анализ значимости проведенных особенностей гуманитарных дисциплин в воспитании показывает актуальность проблемы использования воспитательного потенциала содержания и технологий обучения. Решению проблемы могут способствовать интерактивные технологии обучения, специфическим отличием от известных технологий которых выступает приоритет взаимодействия учащихся с информацией, с метадеятельностью педагога и между собой в совместной групповой работе.
Следует отметить факт того, что внедрение интерактивных технологий в педагогический процесс вызывает у специалистов разные позиции, поскольку новшество (способ, метод, прием, средство) называют эффективной, хотя неизвестны полученные продукты или показатели их целесообразности.
Сегодня любая информация доступна через интернет и другие базовые ресурсы, и не обязательно иметь знания в какой-то области знаний. При этом надо помнить, что компьютерные технологии, делая образование более гибким, доступным и эмоционально насыщенным, отвлекают учителей и учащихся от проблемы воспитания, которая имеет для образования личности более
существенное значение.
Раскрытие воспитательной функции интерактивных технологий, на наш взгляд, возможно через использование духовно-нравственного потенциала
социальных событий, когда учащиеся сами ставятся в положение персонажей и авторов событий, где происходит взаимодействие культурных и
нравственных норм в отношениях и поведении. При этом гуманитарные дисциплины имеют неисчерпаемые возможности через контекстную интерпретацию, ролевое исполнение и импровизацию обеспечить социальное закаливание взаимоотношений учащихся, формировать умения строить свои благородные отношения с другими людьми.
Интерактивные формы организации обучения имеют целью сделать каждого ученика соучастником событий, причастным к возникновению и развитию знаний и опыта деятельности, для чего необходимы позиции:
- на каждом занятии учитель и ученики должны создавать что-то новое, неожиданное;
- задания для учащихся должны быть достаточно трудными, но выполнимыми с помощью известных знаний;
- деятельность учащихся должна быть разноплановой и разнообразной по содержанию;
- разнообразие форм работы должно быть обусловлено интересами и способностями учащихся;
- учащиеся на учебных занятиях должны учиться оценивать как результаты своего труда, так и успехи других учеников.
Каждый учитель для повышения воспитательного влияния своего предмета на учащихся отбирает более насыщенные духовно-нравственные темы и средства обучения, поскольку в одних дисциплинах он больше выражается в содержании учебного материала, в других - в методах обучения, в-третьих -в эмоционально-чувственных
отношениях, а в-четвертых - в складывающихся взаимоотношениях между учениками, а также учителем и учениками [2. С. 29].
В учебных предметах с приоритетом способов изучения знаний и эмоционально-чувственных взаимоотношений между учениками воспитательный потенциал целесообразно раскрывать через интерактивные технологии, в которых обеспечивают раскрытие механизмов взаимодействия учащихся с содержанием учебного материала, учащихся между
собой, проявление способности к импровизации, стремление к
самореализации. При этом возможно увидеть и оценить степень причастности учащихся к знаниям, выражающим специфику ситуаций социальной жизни людей, где основными признаками сопричастного поведения выступают: стремление приложить активные усилия в понимании и оценке изучаемых знаний; высказывание собственных сомнений и желание в них разобраться; наличие собственного мнения; способность к корректной критике иных мнений; умения самопрезентации и т. д.
Эффективность интерактивных
технологий была экспериментально проведена в течение 2011-2012 учебного года в двух городских (СОШ № 8 и № 19 г. Дербента) и сельской (Новопоселковой СОШ Сулейман-Стальского р-на) школах с охватом более 150 учащихся 9-10 классов, где в эксперименте участвовали 16 учителей, классных руководителей. При этом в качестве специфики в контрольных и экспериментальных классах выступало то, что в экспериментальных классах
воспитательная функция реализовалась по разработанным нами технологиям. В контрольных классах занятия велись по традиционным методикам без
использования специальных технологий.
Содержание эксперимента включало: выявление отношения учителей и учащихся к интерактивным технологиям, определение степени подготовленности учителей к внедрению интерактивных технологий, эффективности результатов интерактивных уроков по принятым критериям. В рамках исследования разработаны и экспериментально апробированы интерактивные уроки для учащихся по обществознанию: урок-анализ, учебная встреча, ролевая импровизация, урок-аналог, урок-рассуждение, урок-диалог, учебная конференция, диалог-свободомыслие, синектика и др.
Уроки по обществознанию по разделу «Духовная культура» проводились в виде открытых дискуссий, где учащиеся обсуждали проблему, а в конце урока или
дома самостоятельно после раздумий письменно отвечали на вопросы, требующие высказывания своей позиции в их оценке. Так, по теме «Народный этикет как часть духовной культуры» каждый докладчик получал возможность дать свою оценку нравственным ценностям. В ходе обсуждения докладов они защищали свою позицию, доказывая правоту. Но и оппоненты учились замечать слабые места в докладах и аргументированно выступать, а управленческая функция учителя сводилась к тому, чтобы придать критике более корректный вид. Воспитательное влияние данного урока на учащихся можно проследить в письменном ответе ученика 9 класса Новопоселковой сельской школы Ильдарова Н., который отмечает, что «каждый человек -индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с нравственными нормами. Когда мы говорим о свободе совести в нравственном смысле, то, прежде всего, имеем в виду свободу человека в сфере нравственных отношений. Свобода совести заключается в способности человека поступать в соответствии с моралью. Совесть активизирует всю нравственную жизнь человека, которая является самым важным «механизмом» утверждения добра и справедливости».
Уроки-диалоги по теме «Культурные нормы» показали, что проблемные вопросы учителей заставляют учеников иначе смотреть на жизнь, нормы, регулирующие взаимоотношения людей, где мало кто оставался равнодушным. По мнению учителей, некоторые ученики на уроках впервые решились высказать свое мнение, критиковать и обсуждать мнение других учеников. Значит, диалоги приводят к формированию сознания и способности оценивать поступки и поведение людей. На интерактивном уроке диалог культур по теме «Формы культуры» ученики выполняли роли разных культур и демонстрировали их нравственные возможности и с позиции разных культур оценивали поведение людей в разных ситуациях.
Урок защиты проекта по теме «Многокультурное образование»
выполнял задачу выявления и корректировки отношений школьников к разным видам образования,
отличающихся своей направленностью на духовно-нравствен-ное развитие и воспитание человека. На этом уроке ученики защищали проекты, показывали возможности интерактивной формы, где действительно было о чем спорить. Позиции учеников, занимавших сторону той или иной группы, обеспечили открытие потенциала и внутреннего мира учащихся, способствовали пониманию роли образования в жизни. Они впервые узнали о возможности иных форм развития, старались взвешивать значимость социоцентрических и личностно-ориентированных видов
образования. Аналогичные уроки были проведены во всех экспериментальных классах, где управленческая роль учителя сводилась к обеспечению активности, ведению диалога и утверждению нравственной позиции учащихся.
Мониторинг результатов
эксперимента проводился несколькими взаимно контролирующими методиками: тестированием, анализом письменных работ учащихся и наблюдением за активностью учащихся.
Результаты тестирования показали, что количество учащихся, признавших воспитательное влияние интерактивных занятий, в экспериментальных классах повысилось в среднем на 12,9%, в то время как в контрольных классах это изменение составило 6,35%.
Анализ по отдельным аспектам воспитательного влияния показывает, что высокие показатели предпочтений в экспериментальных классах получили: «направленность на перспективу жизни», «возможность во взаимной поддержке» (23,3%), «связь с социальной средой» (12%) и «привлекательная благоприятная атмосфера на уроках» (11,3%).
Количественные показатели и качественная оценка результатов эксперимента по критериям оказалась адекватным оценкам независимых экспертов, в качестве которых выступали
учителя, руководители предметных комиссий и администрация школ. В своих оценках эксперты отмечали, что учащиеся на интерактивных уроках проявляли инициативу, учились отстаивать свое мнение, с разных позиций оценивали нравственные нормы и человеческие отношения, корректно критиковали позиции других участников диалога, размышляли над смыслом жизни.
Анализ письменных работ учащихся, выполненных после уроков, показывает существенные изменения в понимании нравственных ценностей и позитивного отношения к ним. В целом можно сказать, что повышение позитивного статуса интерактивных уроков в представлениях и отношениях учащихся экспериментальных классов на 11,9% является следствием эффективности разработанной и апробированной методики. По всем другим параметрам экспериментальные и контрольные классы были в одинаковых условиях.
Обобщение результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: 1. Поиск условий повышения
воспитательного влияния процесса обучения на учащихся приводит к осознанию значимости стимулирования учителей к новшествам и инновациям, внедрению интерактивных форм и технологий организации учебного процесса. 2. Воспитательный потенциал интерактивных форм обучения реализуется в рамках направлений работы учителя: выявления особенностей инноваций и воспитательного потенциала в обучении; свободный выбор инновационных технологий обучения; определение сопричастного характера действий учащихся; включение учащихся в отношения зависимости и ответственности и т. д. 3. Повышению воспитательной функции уроков способствуют совершенствование
взаимоотношений субъектов,
использование потенциала
художественных и исторических текстов, персонажей и авторов, с сравнением их поступков с поведением современников. 4. Воспитательное влияние на
интерактивных уроках проявляется через включение учащихся в процессы: самовыражения, уточнения своего мнения в сравнении с другими позициями, высказывания и отстаивания своей позиции, ответственности за командную работу, оценивания их поступков и поведение людей в жизни и т. д. 5. Эффективность интерактивных уроков и их воспитательное влияние на учащихся возрастает при условии их организации:
- как формы формирования позитивного отношения учителей по реализации воспитательной функции;
- дидактической обработке учебного материала с позиций максимального раскрытия воспитательного потенциала;
- использовании совместных заданий для малых групп, ставящих учащихся в зависимое друг от друга положение;
-предоставлении учащимся права и возможности свободного выражения и защиты своего мнения и позиции;
- обращении внимания учащихся на аналогию поведения художественных образов и людей в современных условиях;
- целенаправленном включении учащихся в разыгрывание ролей в художественных и социальных отношениях;
- показе учащимся позитивных изменений в характере и поведении, а также оценках взаимоотношений людей.
Примечания
1. Аль-Газали Абу Хамид. Весы деяний и другие сочинения / пер. с арабского. М. : Ансар, 2004. 216 с. 2. Джамалова Б. Б., Нюдюрмагомедов А. Н. Инновационные технологии в национально-ориентированном образовании // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 28-33. 3. Кравченко А. И., Певцов Е. А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 11-е изд. М. : ООО «Русское слово-Учебник», 2011. 224 с. 4. Патриарх Кирилл. Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией // URLwww.patriarchia.ru/ аЬДех1/ 1973645.М:те 5. Рыбка Д. Проблемы использования инновационных образовательных технологий в области гуманитарного знания // URL:http:files/lokalhost/c: documents/Д. Рыбка.
Статья поступила в редакцию 19.01.2013 г.