УДК 372.817 ББК Ч426.99-25
Н. Н. Плужникова
Волгоград
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ В ШКОЛЕ
ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01; 13.00.02; 07.00.10
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: светская этика; обучение; личность; воспитание; диалог; интеракция; проектный метод.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается роль учебного модуля «Основы светской этики» в школе и основные методы обучения. Предлагается вариант методической работы по этой дисциплине для учителя.
N. N. Pluzhnikova
Volgograd
METHODS OF TEACHING SECULAR ETHICS AT SCHOOL
KEY WORDS: secular ethics; teaching; personality; upbringing; dialogue; interaction; method of planning.
ABSTRACT. The role of secular ethics foundation at school is examined. The Main methods of teaching are offered. A variant of methodical work in teaching secular ethics is presented.
Дисциплина «Основы светской этики» была введена сравнительно недавно в качестве одного из модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в качестве экспериментального проекта для учеников 4—5 классов средних общеобразовательных учреждений. Актуальность изучения светской этики в школе обусловлена прежде всего необходимостью духовно-нравственного просвещения, а всей дисциплины в целом — потребностью формирования у младшего подростка «мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» [1. С. 3]. Но введение светской этики, а также ее преподавание в школе продиктовано, на наш
взгляд, некоторыми объективными особенностями развития современного общества и культуры.
Информационный характер современной культуры, расширение коммуникационного пространства и внедрение инновационный технологий качественно изменяют процесс обучения в современном образовании. В отличие от традиционной модели обучения обучение в инновационном обществе нацелено на формирование многосторонней личности, обладающей не только профессиональными, но и нравственными качествами, личности, способной жить не столько в мире компьютеров, сколько в мире окружающих ее людей. Такие требования к современному человеку предъявляет современное сетевое общество, в котором каждый человек является частью социальной сети и от знаний и отношения каждого человека зависит функционирование соци-
© Плужникова Н. Н., 2011
ального целого: «Человек живет в мире убеждений, верований, идей своего времени, он вынужден жить, ориентируясь на этот значимый мир, “дух времени”, соотнося с ним свои действия. И этот мир, меняясь, меняет жизнь человека, его “сюжет жизненной драмы”. Такое изменение происходит с каждым новым поколением, так как предшествующее изменило значимый мир по сравнению с тем, каким оно его застало» [9.С. 116].
В современном обществе человек, а тем более ребенок находится под властью социальных стереотипов, моделей поведения, которые предлагает ему общество. Общество задает ориентиры жизни ребенку, поэтому крайне важно научить его самостоятельно выбирать и формировать нравственные ценности, чтобы быть создателем собственной жизни, а не зависеть от мнения окружающих его людей, от моды на то или иное знание, от массовой культуры. Светская этика в этом плане выполняет задачу становления нравственной личности, а нравственность — основа любого общества, базис, без которого сохранение и выживание общества невозможно.
Методика преподавания этики — это, пожалуй, наиболее сложный и тонкий компонент учебной программы. Главная задача учителя — повлиять на мировоззрение ребенка, причем повлиять таким образом, чтобы он сам осознавал, что именно от него зависит существование других людей и мира в целом. Ведь что такое нравственность? Это индивидуальная позиция, позволяющая человеку сохранять чувство собственного достоинства, поступать что называется «по совести». В этом плане одна из трудностей преподавания этики состоит в том, что категории этики (а им посвящена большая часть занятий в рамках дисциплины) нельзя изучать «теоретически». Практическое освоение данных категорий возможно только с помощью личного опыта, который ребенок получает в семье, в школе, среди своих сверстников. Подчас ребенок сам различает эти понятия интуитивно правильно. Учитель же выполняет роль компаса, который ори-
ентирует ребенка не на интуитивное, а на обоснованное, осмысленное этическое решение. Каким образом ребенок сможет сам принять рациональное решение, сделать взвешенный нравственный выбор? Только в том случае, если ему покажут пример из его собственной жизни и помогут разобраться с конфликтными или стрессовыми ситуациями, с которыми он сталкивается каждый день.
Еще одна трудность преподавания этики, на наш взгляд, это работа с сознанием, которое информационно перегружено, которое еще не определилось, но уже информационно «запрограммировано» (родителями, сверстниками, интернет-сообществами и др.). В этом сознании уже есть ориентиры поступков, которые даны, предзаданы ребенку обществом. Самым мощным ориентиром для такого сознания в современном обществе является экономический фактор. Ребенок видит, что кто-то из его сверстников успешнее, кто-то — нет, у кого-то не получается даже играть в игры, поэтому он слывет неудачником. Ребенок начинает воспринимать окружающий мир через стойкое убеждение, что мир устроен иерархически и критерий этой иерархии только один — деньги. Ребенок привыкает, что деньги — это не только основа успешной и благополучной жизни, но и определенного поведения, которое можно назвать нравственным.
Психике ребенка еще сложно выстраивать собственные шкалы и системы ценностей, поэтому легче ориентироваться на ту систему (или системы), которую он явно видит в обществе: «Важнейшая этическая проблема заключается в том, что часть людей принимают такую денежную шкалу («инструмент», «линейка» для измерения значимости человека) в качестве основной для оценки других людей и самооценки успешности собственной жизни, и надо признать, что это тоже их выбор, на который они имеют право» [6. С. 85].
Важно осознавать, что требования в преподавании этики предъявляются не только к ребенку, но и к учителю. Учитель сам должен быть ценностно зре-
лым человеком. Если он нравственно сформирован сам как личность, то никогда не станет навязывать ребенку свои нравственные понятия, а лишь поделится собственным опытом. У учителя должна быть «нравственная точка отсчета». Для начала учитель должен определить, как он относится к собственному представлению о должном, достойном, справедливом.
Задача преподавания этики в пред-подростковом периоде — развитие конфликтной компетенции, в том числе формирование самостоятельной способности урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев на основе существующих норм и правил. Это все необходимо, чтобы воспитать достойного человека, в первую очередь понимающего законы человеческого сосуществования.
Проблема преподавания светской этики в школе имеет не только мировоззренческий, но и методический аспект. Министерством образования и науки РФ разработан ряд учебных и методических пособий для ее преподавания. В них представлены программа и задачи дисциплины, планы уроков. В качестве учебных пособий можно выделить «Основы светской этики. 4—5 классы» и «Программы общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики 4—5 классы”». В качестве методического пособия можно выделить «Основы религиозных культур и светской этики». Все эти пособия вышли в 2010 г. под редакцией А. Я. Данилюка. Но конкретных методических рекомендаций для учителя в данных пособиях нет. Они описывают лишь содержательный, учебный момент дисциплины.
Что касается различных интернет-источников, то можно выделить два сайта:
«Основы религиозных культур и светской этики»
(http: //www.orkce.ru/ user); «Открытый класс» (с поурочными планами) (http://www.openclass.ru/wiki-pages/140319).
На первом сайте выложена офици-
альная информация по дисциплине, существует возможность консультаций с технологиями и содержанием дисциплины. Второй сайт интересен в методическом плане, поскольку содержит «выкладки» некоторых уроков по светской этике учителями различных регионов Российской Федерации. Также интересные сведения по методике преподавания этики можно найти на сайте Л. Т. Ретюнских — доктора философских наук, профессора кафедры философии МПГУ. Она профессионально занимается методикой обучения детей философским играм [См.: 7—8], является создателем уникальной методики преподавания философии подросткам в виде игры, имеет официальный сайт (http://www.phil4chil.ru), на котором описана методика и практика проведения с детьми сократических бесед.
Основными принципами обучения ребенка светской этике, соответствующими коммуникативному развитию общества и культуры, должна стать диалогичность и интерактивность обучения. Именно в диалоге и интерактиве рождается приобретение способности вычленять этическое содержание в любой жизненной ситуации. Поэтому на уроках необходимо моделирование ситуаций, активизирующих самостоятельную деятельность ученика по осмыслению проблемных этических ситуаций. Конечно же, необходимо опираться на социальный опыт ребенка, для чего нужно приводить примеры наиболее типичных ситуаций, которые ребенок уже переживал в своей жизни.
Учитель должен демонстрировать знание основных этических понятий, уметь иллюстрировать их на понятных ученику примерах, знать основные тенденции развития современной культуры, проявлять эрудицию. Он должен уметь объяснить, почему ребенку в конкретных ситуациях необходимо поступать определенным образом и почему это будет нравственным. При этом важно, чтобы педагог демонстрировал собственную нравственную позицию. Во взаимоотношениях учителя с учеником должен преобладать демократический стиль общения. Ученик же должен
проявлять активность, самостоятельность суждений, навыки сотрудничества и работы в коллективе, уметь слушать не только учителя, но и своих сверстников.
Наиболее эффективными типами уроков по светской этике, на наш взгляд, можно назвать сократический диалог и деловую игру, урок-сказку [См.: 3—5]. Основу сократического диалога составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов (например, «Почему человек бывает злым?»). При подготовке данного типа урока учитель должен четко сформулировать вопрос или проблему и возможные пути ее решения. В начале урока он обосновывает выбор проблемы и выделяет ее узловые моменты. В процессе урока происходит не только систематизация возможных путей решения нравственной проблемы, но и постановка связанных с ней новых вопросов, дающих ученикам пищу для новых размышлений. Особенностью деловых игр является моделирование жизненных ситуаций, требующих осознанного нравственного решения: «В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике» [2. С. 66]. Кроме того, в деловой игре учащиеся вычленяют и перерабатывают теоретический материал урока.
Важным компонентом обучения светской этике являются интерактивные занятия. Слово «интерактив» происходит от английского слова «interact» (взаимное действие): «Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика» [2. С. 163]. Интерактивность необходима не только для успешного усвоения материала. В интерактивном занятии ученик чувствует себя самостоятельным участником диалога, способным выносить собственные этические суждения.
В процессе такого занятия идет активный обмен знаниями, идеями, позициями. В ходе данного обучения ученик учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа различных жизненных ситуаций, общаться с другими людьми и уважать чужое мнение.
В качестве форм интерактивного обучения можно использовать дебаты или работу в группах. Актуальна в преподавании этики такая интерактивная форма, как составление коллажа. Учащиеся разбиваются на группы и с помощью различных материалов делают коллаж на предложенную учителем тему (например, «добро», «альтруизм») с последующим обсуждением того, почему именно такой коллаж был составлен).
Учебная программа по основам светской этики включает в себя в качестве необходимого элемента защиту учащимися проектов. Проектный метод — это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая имеет реальный практический результат, оформленный тем или иным образом» [4. С. 3].
В рамках дисциплины «Основы светской этики» по предлагаемой программе для общеобразовательных учреждений презентация творческих проектов учащихся предполагается на последнем уроке. Учащиеся делают сообщения по выбранным темам (например, «Долг и ответственность в жизни человека», «Любовь и уважение к Отечеству»), защищают итоговый проект, который оценивается учителем. Можно организовать на последнем уроке защиту группового проекта.
Представленный в нашей работе методический компонент учебного модуля по светской этике представляет собой лишь один из вариантов возможной организации процесса обучения. Хочется надеяться, что данный учебный модуль не будет ограничен только рамками учебного плана, а сформирует у младшего подростка практическую способность к достойному диалогу с окружающим миром.
о
ЛИТЕРАТУРА
1. ДАНИЛЮК А. Я. Основы религиозных культур и светской этики : программы образовательных учреждений. 4—5 классы : учебное издание. М. : Просвещение, 2010.
2. КАФЕДРА учителей обществознания и права : концепция, методики, инновации / авт.-сост. Е. А. Мавлютова. Волгоград : Учитель, 2009.
3. МУЛЬКО И. Ф. Этика для детей 5—7 лет : метод. пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—11 классы : проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О. А. Северина. Волгоград : Учитель, 2011.
ПАХОМОВА О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей. М. : Книголюб, 2006. ПРЯЖНИКОВ Н. С. Право на нравственность : этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1999, N5 1.
7. РЕТЮНСКИХ Л. Т., Бобахо В. А. Веселая мудрость. Философские игры для детей и взрослых. М. : Ангелина, 1994.
8. РЕТЮНСКИХ Л. Т. «Школа Сократа» : философские игры десять лет спустя. Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «Модэк», 2003.
9. ШИПУЛИНА Н. Б., ЩЕГЛОВА Л. В. Неповторимая идентичность поколения и культурная целостность // Феноменология культуры : уникальное и универсальное: сборник трудов. Волгоград : Царицынская полиграфическая компания, 2008.
Статью рекомендует д-р филос. наук, доц. А. И. Макаров