► ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
BASICS OF REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIAL STUDIES
Коростелева А.А.
Старший научный сотрудник лаборатории дидактики обществознания ФГНУ «Институт содержания и методов обучения РАО», кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Обществознание».
В ней определены условия и направления актуализации данного процесса.
Korosteleva A.A.
Senior research fellow of the Laboratory of Social Studies Didactics at the Institute for Content and Methods of Education of the Russian Academy of Education, Candidate of science (Education).
E-mail: [email protected]
Annotation. The article is devoted to the problem of realization of educational potential of social studies, and determines the conditions and directions of the actualization of this process.
Keywords: education, educational potential, educational direction, polyculturalism, tolerance.
Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал, воспитательное направление, образование, поликультурность, толерантность.
I. Актуальность проблемы воспитания средствами учебного предмета
Среди причин, актуализирующих проблему воспитания в современном российском обществе, следует выделить возникновение новой системы требований общества к личности, порожденных социальными реалиями. Сегодня необходимо решать проблемы, связанные с разрушением и трансформацией системы традиционных ценностей в социализации подрастающих поколений, возникновением феномена бездуховности, недооценкой роли воспитания в образовательной парадигме. Эти и многие другие факторы обуславливают необходимость реформирования в области современного российского образования,
призванного не только преодолеть межпредметную разобщенность знаний, укрепить взаимосвязь всех компонентов обучения, обеспечить целенаправленность и системность педагогического процесса в целом, и вместе с тем активно влиять на формирование личности учащегося, становление системы его ценностей, мировоззрения и убеждений.
Взаимосвязь воспитания и обучения признана не только важнейшим основанием современного образовательного процесса, но и существенным фактором развития и формирования личности учащихся. Усиление воспитательной составляющей образовательного процесса связано как с модернизацией всей образовательной системы, вниманием к отдельной личности, факторам, благоприятствующим ее развитию, так и с осознанием того, что воспитательный процесс призван гармонизировать социальный фон современного общества, динамично меняющегося и переживающего определенные трудности данного этапа развития.
Основу нормативной базы школьного образования и воспитания составляет Закон «Об образовании в РФ» (2012), ориентирующий всю образовательную систему на создание условий, обеспечивающих самоопределение и самореализацию личности через ее интеграцию в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, активно содействующего совершенствованию общества.
В Законе раскрывается сущность образования, представляющего собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В государственных образовательных документах особо подчеркивается важность усиления воспитания в рамках общеобразовательного процесса в целом. Так, например, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2011) сформулирована одна из приоритетных задач современного российского общества - воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС) (2012 год) дает «портрет выпускника основной школы», моделируя становление следующих его личностных характеристик:
• любит свой край и свое Отечество, знает русский язык и духовные традиции;
• осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
• активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества;
• умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике;
• социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
• уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, стремится к взаимопониманию, сотрудничеству для достижения общих результатов;
• осознанно соблюдает правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
• ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
В современной теории воспитания широко представлено многообразие подходов к целям воспитания: от формулировки наиболее общих целей (гармоничное развитие личности, формирование ее базовой культуры) к выделению и характеристике отдельных актуальных подходов и принципов воспитания (личностно-ориентированный, культурологический, гражданский, ценностно-смысловой, деятельностный, гармонизации и социализации и пр.), а также разработке различных мировоззренческих и психологопедагогических парадигм воспитательной деятельности (Бондаревская Е.В., Кабуш В.Т., Караковский В.А., Степанов Е.Н., Селевко Г.К., Таланчук Н.М., Филонов Г.Н., Щурко-ва Н.Е. и др.).
Вопросы усиления воспитательного воздействия учебных предметов в рамках процесса школьного образования исследовались рядом авторов (Камкин А.В., Клепиков В.Н., Муравник Г.Л., Рожков М.И., Семенов А.Н., Смолеусова Т.В., Тестов В. А. и др.).
По мнению большинства современных ученых, цели воспитания должны носить общий характер, позволяющий разрешать противоречие необходимости и свободы, должного и желаемого, социального и индивидуального в развитии личности. К таким целям можно отнести: разностороннее и гармоничное развитие личности (идеальная цель), формирование базовой культуры и на ее основе создание условий для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желания и способности индивида) и объективные возможности семьи, школы, социума и государства в целом (реальная цель).
II. Воспитательный потенциал учебного предмета «Обществознание»
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования сформулированы в таком нормативном документе, как ФГОС. Стандарт устанавливает требования к личностным результатам ее освоения, в которых формулируются ценностные ориентиры, включающие как готовность и способность личности к самообразованию и самопознанию, так и сформированность системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Безусловно, на формирование данных личностных результатов призвано оказать всемерное влияние и изучение учебного предмета «Обществознание», формирующего у обучающихся представление об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации (ФГОС).
Воспитательный потенциал курса «Обществознание», позволяет увидеть его скрытые резервы и возможности влияния на процесс формирования ценностных ориентиров личности.
Учебный предмет «Обществознание» относится Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2012) к общественно-научным предметам (наряду с историей России, всеобщей историей и географией). Он строится на базе таких общественных наук, как социология, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, психология и философия. Во ФГОСе подчеркивается, что «при изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной».
Авторы «Примерной программы основного общего образования. Обществознание», выпущенной издательством «Просвещение» в 2010 году., полагают, что воспитательный потенциал данного курса заключается в его возможности содействовать повышению уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры школьников, становлению их социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка.
Воспитательный потенциал курса «Обществознание» наиболее полно исследован академиком РАО Л.Н. Боголюбовым в монографии «Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики» (2013 г.). В рамках проведенного исследования им были выявлены принципы разработки курса, позволяющие определить (в том числе) и его воспитательные возможности:
непрерывность обществоведческого образования;
• поэтапное расширение и углубление проблематики курса с учетом возрастных особенностей и изменений социального статуса ученика;
• полнота освещения в курсе важнейших аспектов жизни человека и общества;
• сочетание в курсе теоретических знаний с конкретным материалом о современном обществе;
• сочетание различных методологических подходов и отражение различных взглядов на развитие общества, существующих в социально-гуманитарном образовании;
• ориентация курса на раскрытие системы национальных и общечеловеческих ценностей;
• включение в учебный процесс различных документов - носителей социальной информации;
• включение в учебный процесс системы познавательных задач и жизненных ситуаций, анализ и решение которых обеспечит формирование умений и развитие творческих способностей учащихся.
В рамках названного учебного предмета предоставляется возможность анализировать многоуровневые проблемы функционирования различных социальных систем, знакомиться с социально-политическими, экономическими, правовыми, культурными, духовно-нравственными основами жизни общества, обсуждать задачи развития личности, выстраивать парадигму собственного развития на профессиональном, социальном, нравственном, культурном и иных уровнях.
«Обществознание» дает учащимся также уникальную возможность в рамках учебного процесса опираться на собственный социальный опыт, расширяя его границы и обогащая новыми знаниями, позволяющими успешно личности адаптироваться к социальным нормам и требованиям, социализировать ее в зоне индивидуального и общественного благополучия.
Идея культуросообразности образования и воспитания нашла свое отражение в содержании учебного предмета «Обществознание». Она предполагает, что учебный материал включает не только знаниевый компонент, но и элементы культуры, систему нравственных ценностей, образцы поведения. Содержание учебного курса «Обществознание» определяется научной и практической значимостью включаемых в него положений и педагогическими целями курса.
Обществознание как учебный предмет представлено в общеобразовательной школе в преемственной последовательности учебных курсов с 5 по 11 класс. Их объединяет как общий предмет обучения, так и воспитательная цель - содействовать развитию гражданственности и патриотизма учащихся, формировать у них социальную ответственность, правовое самосознание, нравственные ценности, толерантность в условиях мульти-культурного пространства современного социума.
Воспитательный компонент данного курса определяется возрастными ступенями обучения школьников. Так, в младшем школьном возрасте многое в системе нравственного воспитания зависит от эмоционального компонента. В дальнейшем нравственный компонент усложняется, расширяется научная база. Однако в центре внимания остается формирование гражданственности, российской идентичности, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям.
Исследования показали, что тематическое разнообразие учебного предмета «Общест-вознание» позволяет не только приобщить учащихся к современной системе знания об общественном функционировании, но и оказывает значимое воспитательное воздействие на систему их мировоззрения через формирование ценностных ориентиров и идеалов личности.
«Обществознание» как школьный предмет обеспечивает личностно-эмоциональное осмысление учащимися опыта взаимодействиями с другими людьми (друзьями, родителями, знакомыми и пр.) в настоящем и прошлом, способствует пониманию ценностей демократического общества, а также формированию таких важнейших качеств личности,
как толерантность, гражданственность, патриотизм. При этом важно, чтобы учащиеся в ходе изучения курса осознали, что на индивидуальном уровне отношение к обществу проявляется в таких качествах личности, как чувство долга, ответственность, трудолюбие и добросовестность.
К основным воспитательным направлениям, реализуемым при изучении курса, можно отнести:
• нравственное воспитание - базируется на усвоении понятий «мораль», «нравственность», а также на анализе типичных социальных ситуаций, предполагающих нравственный выбор;
• гражданское воспитание - направлено на развитие интереса к социальным аспектам жизни общества и страны в целом, ответственности перед ними, активное участие в жизни российского народа;
• патриотическое воспитание - опирается на чувство сопричастности жизни своего этноса, знание культуры и традиций своего народа, понимание многоэтничности российского общества, своей ответственности за судьбу родины;
• правовое воспитание - базируется на правовом самосознании, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
• трудовое воспитание - формирует уважительное отношение к труду и его результатам, ориентацию на будущую трудовую активность и созидательность;
• воспитание экономической культуры - опирается на чувство нравственного достоинства личности, ее противопоставления социально негативным факторам (коррупции, стяжательству и пр.);
• семейное воспитание - формирует уважение к семейным ценностям, осознание необходимости создания семьи в будущем, ответственности за ее благополучие и развитие;
• воспитание политической культуры - предполагает умение ориентироваться в политической жизни страны и политических отношениях в целом;
• эстетическое воспитание - формирует вкус читателя, зрителя и слушателя на основе приобщения к ценностям культуры;
• воспитание культуры социальных взаимоотношений - позволяет выстраивать уважительные отношения в социуме на основе норм и правил морали, развивать умение сотрудничать и взаимодействовать в социальной среде;
• экологическое воспитание - позволяет осознать тесную взаимосвязь социальной и природной среды, рождающую чувство ответственности за их благополучие и развитие;
• интеллектуальное воспитание - формирует навыки креативного и критического мышления, умения анализировать и сопоставлять данные на основе углубления знаний и расширения кругозора;
• воспитание самостоятельности учащихся - позволяет формировать собственную траекторию личностного развития и самореализации в социуме.
Современное общество тем не менее требует более полной реализации воспитательного потенциала курса «Обществознание», что обусловлено активным реформировани-
ем всей образовательной модели, частью которой является и воспитательная парадигма, а также необходимостью совершенствовать подготовку выпускников к решению многочисленных проблем (нравственных, духовных, социальных и др.).
III. Условия и направления более полной реализации воспитательного потенциала учебного предмета
Обращение к различным социальным, духовно-нравственным и иным сюжетам в рамках учебного предмета «Обществознание» создает условия для решения многообразных воспитательных задач и целей данного курса. Этому содействует:
• отбор изучаемого материала данного учебного предмета в целом;
• выбор тем, предложенных для изучения учащимся;
• задания, активно содействующие не только развитию рефлексии учащихся, но и позволяющие в совокупности сформировать свою гражданскую позицию, систему ценностей, идеалов и предпочтений.
Каждый урок обществознания должен иметь свое воспитательное содержание, которое реализуется не только через текстовой компонент, но и с помощью вопросов для анализа, заданий, дополнительных документов и справок, выводов по главам, позволяющих учащимся более глубоко проработать и осознать важность идей, представленных в том или ином разделе учебника.
Следует максимально использовать ту особенность данного курса, что он опирается на личный опыт и знания учащихся, на реальную событийность жизни страны и народа, на активный деятельностный компонент, ведь без этого фактора воспитательный потенциал курса будет значительно ниже, и менее значим. № указанную задачу должен «работать» весь арсенал методических средств курса: семинары, практикумы, работа с документами, подготовка рефератов, конференций, диспутов и пр.
Важно более полно и последовательно реализовывать воспитательные возможности раздела «Экономика». Ведь целью экономического образования является не только процесс усвоения определенной системы знаний и понятий, но и формирование ценностных смыслов личности.
Суть данного процесса составляет наличие нравственно-ценностных составляющих, которые ориентируют экономическое поведение в русле социально и общественно значимого поведения, противопоставляя его реализации сугубо личных потребностей в ущерб социальным интересам. Соответственно, система современного экономического образования призвана активно влиять на формирование экономической культуры личности, которая не только включает в себя элементы экономического знания, но и предполагает выбор модели нравственного поведения личности и средств достижения ею поставленной цели. В рамках этого блока учебного курса «Обществознание» интеграционный принцип проявляется во взаимодействии экономических, правовых, социальных и духовно-нравственных компонентов знания.
Воспитательный потенциал данного курса напрямую связан с деятельностью учителя и во многом определяется не только его компетентностью и личностными качествами, но и уровнем профессиональной мобильности и заинтересованности, позволяющим постоянно повышать свои знания, изучать информационные источники, использовать современные технологии при изучении и осмыслении социальных реалий со своими учениками.
В современных условиях учителям достаточно сложно решать воспитательные задачи. Это связано с отчуждением поколений по целому ряду признаков - от возрастных до ценностных, мировоззренческих, обусловленных активной трансформацией российского общества, изменением его социальной, экономической, политической и идеологической структур; многоэтничным составом современной школы, создающим многоликий фон межкультурного взаимодействия, отличающегося как позитивными, так и негативными чертами (например, нужно объяснять представителям мусульманского населения необходимость проявлять большее уважение к женщинам-учителям, составляющим основной контингент российских школ). Эти новые реалии современной российской школы актуализируют воспитательные аспекты курса «Обществознание».
Важно учитывать и тот факт, что воспитательный потенциал курса обусловлен не только целенаправленным влиянием учителя на формирование ценностных качеств личности, но и активной самостоятельной деятельностью воспитуемых. Именно она является одной из основополагающих позиций организации всей учебной и воспитательной деятельности в рамках данного учебного предмета.
В связи с этим в рамках данного курса следует активнее использовать различные формы организации уроков (урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок-конференция, учебная экскурсия и др.) в целях создания возможностей широкого и активного обсуждения дискуссионных вопросов современности, накопления опыта социального взаимодействия, знакомства с позитивным опытом разрешения многоуровневых социальных проблем и т. д. Именно активные формы организации учебной деятельности содействуют развитию нравственной рефлексии у учащихся, приобщают их к анализу ситуации, мотивируют к демонстрации собственной нравственной позиции, развивают умение отстаивать свою точку зрения.
Проявлению самостоятельности и активности учащихся содействует также исследовательская работа, носящая научный и одновременно творческий характер. Решая исследовательские задачи в рамках индивидуальной или групповой работы, учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия, взаимопомощи, умения отстаивать свое мнение и заявлять о нем, аргументируя ту или иную точку зрения.
В курсе «Обществознание» необходимо более активно использовать проектные методики, современные педагогические технологии (игровые, коллективного способа обучения (КСО), учебно-социальные и др), содействующие не только реализации требований ФГОС, но и позитивно влияющие на формирование личности учащихся общеобразовательных школ.
Материал современного учебника должен включать не только учебный текст, но и дидактические рубрики, обеспечивающие полноту обучения и воспитания учащихся:
вопросы для повторения, самопроверки, практические выводы, высказывания мыслителей, выводы по главам, вопросы и задания для итогового повторения, учебный словарь. Весь учебный материал курса включает в себя воспитательный потенциал, призванный более полно и позитивно влиять на формирование личностных качеств учащихся, их мировоззренческой позиции, ценностных ориентиров.
Максимальная реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Об-ществознание» отвечает насущным задачам современной школы, призванной создать условия для целенаправленного формирования ценностных ориентиров и качеств личности, позволяющих ей не только успешно решать задачи индивидуального развития, но и содействовать социальному прогрессу современного российского общества.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 3