гуманитарных направлений. Так сформировалась задача: тренировать и развивать осознанные элементы процесса мышления. Будущее любого государства начинается с его системы образования, с формирования нравственного и интеллектуального потенциала общества.
Известный педагог-новатор
Ш.А. Амонашвили отмечал, что «дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу» [2, с. 11].
Поэтому педагогу необходимо создавать такие условия, которые помогли бы реализовать весь положительный потенциал ребенка как творческой личности. Умение ребенка
творчески мыслить поможет ему адаптироваться в социальной жизни, раскрыть свои дарования.
1. Огородников Ю.А. Литература как искусство. М., 1998. С. 48.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
3. Багаутдинова Н.Г. Эффективность подготовки кадров высшей квалификации: проблемы и решения. К., 2001.
4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2003.
5. Иванов С. П. Психология художественного действия субъекта. М., 2002.
6. Меерович М.И, Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Мн., 2003.
7. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.
Поступила в редакцию 21.05.2007 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ НА НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
И.В. Ельчанинов
Yelchaninov I.V. Educational influence of educational process on normative behaviour of learning youth. The article deals with the theoretical analysis of influence of educational process on behaviour of learning youth which is reflected in its educational environment, in contact with other young people of the same age and adults of various generations. On the basis of the theoretical analysis the methodological apparatus which has defined directions of scientific and experimental research is elaborated.
Воспитательное влияние рассматривается как изучение и применение учащейся молодежью «идеальных представлений и привлекательности общения, (взаимодействия) и готовности к выбору позитивных форм поведения и правовой культуры» [1] в условиях образовательного процесса. Успешная подготовка подрастающего поколения к нормативным условиям жизни приобретает особую актуальность для стабилизации современной жизни и реализации национального проекта «Образование - для всех» по программам «Школа будущего», «Образование через всю жизнь», «Здоровое образование», принятым в числе 12 базовых элементов Конгрессом российского образовательного сообщества 22 апреля 2006 г. [2].
«Поиск новых резервов становления и возможностей оптимизации воспитательного влияния социальных институтов» на учащуюся молодежь по актуальности входит в состав двадцати приоритетных направлений развития психолого-педагогических исследований Российской Федерации, рекомендованных ВАК (Д.И. Фельдштейн).
Условия воспитательного влияния в совокупном словарном определении - «это составные части и характеристика среды, в которой развиваются учащиеся» в «системе правового (социального, культурного, эстетического физического, трудового и др. форм) воспитания». Условия воспитательного влияния тем эффективнее, чем активнее осуществляется «ориентация на усвоение специального объема знаний, умений и опы-
та применения и передачи норм правового поведения» учащейся молодежи.
В обществе, к сожалению, «складывается деструктивная среда, в которой существенно деформирован культурный ряд ценностных отношений» (Д.И. Фельдштейн). Вузовское и среднее образование недостаточно уделяет внимания формированию нормативного поведения учащейся молодежи.
Нормативное поведение - это «установленные государством общеобязательные нормы общественного поведения и декларированные условия отношений и обязанностей граждан» (БСМ). Неразработанность эффективных условий «становления и возможностей оптимизации воспитательного влияния социальных институтов» (Д.И. Фельдштейн) на учащуюся молодежь продолжает сдерживать теоретические поиски и практическое совершенствование воспитательного влияния на формирование поведения в образовании.
Теоретические исследования условий и возможностей воспитательного влияния -это сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, эмпирический анализ, позволивший разработать дидактическую модель, технологическую схему, диагностическую карту, средства наблюдения, самонаблюдения, условия реконструкции и обобщения педагогического опыта, в совокупности подтвержденных статистической обработкой результатов исследования.
Научно-теоретическое обобщение современных психолого-педагогических исследований (В.И. Андреев [3], Н.М. Борытко [4], Л.И. Гриценко [5], М.В. Кларин [6], И.А. Колесникова [7], В.В. Краевский [8], В.А. Ле-февр [1], Г.К. Селевко [9], В.В. Сериков [10], Д.В. Чернилевский [11] и др.) позволило ввести понятие «генерация» (создавать, производить, возбуждать) «утилитарно-деонтало-гический аспект и биполярную оценку» (последнее выражение В.А. Лефевра), в совокупности определяющие позитивное поведение учащейся молодежи в образовательной среде.
Генерация поведения осуществляется на основе создания в образовании:
- утилитарного аспекта поведения учащейся молодежи, характеризующего
практически выгодное поведение, связанное с получением материальных благ или удовлетворения «ближайших потребностей»;
- деонтологического аспекта, связанного с идеальными представлениями о поведении, ориентированном на «крупную шкалу» выбора поступков между добром и злом;
- биполярной оценки позитивно-негативной привлекательности поведения учащейся молодежи как моральной оценки хорошего или плохого поведения по «крупной шкале» добра и зла;
- интенциальности как готовности совершать прогностическое, позитивное поведение учащейся молодежи.
Интенциальный подход - «противоречивая целостность внутренней активности и внешнего поведения» учащейся молодежи, составляющая готовность к позитивному поведению, является движущей силой воспитательного влияния и проявляется в «моральном выборе» (выражение В.А. Лефевра) разновидности положительных поступков.
Ориентация на моральный выбор (совокупность утилитарного, деонтологического аспектов, биполярной оценки и интенции) позитивного поведения, обобщенно представленная как «интенциальный выбор поведения» учащейся молодежи, позволила составить условия воспитательного влияния обучения на поведение учащийся молодежи.
Психолого-педагогические условия реализации воспитательного влияния, основанного на формировании индивидуальной готовности к выполнению норм поведения, отражают:
- нравственное осознание высоких моральных качеств и их выполнение в общении и поведении учащейся молодежи;
- активную деятельность и взаимодействие учащейся молодежи как основу проявления поведения в нормативной форме в условиях образовательной среды;
- свободный, но осознанный и самостоятельный выбор способов «должного поведения» (верность слову, добросовестную деятельность, дисциплинированность, организованность);
- адекватную самооценку поступков и самоконтроль поведения.
Праксеологическими возможностями воспитательного влияния образовательного процесса на учащуюся молодежь являются:
- положительная ориентация учащейся молодежи на позитивное поведение и невосприятие отрицательной ориентации;
- адаптация учащейся молодежи к социальной среде и неприятие криминальной среды;
- поляризация на «моральный выбор» положительного коллективного поведения и отрицание неустойчивых и негативных намерений.
Социально значимые психолого-педаго-гические условия и возможности, отражающие базовые положения педагогической праксеологии (системного знания об общих принципах и способах рациональных, целесообразных действий), раскрывают глубинные возможности человеческого поведения воспитательного влияния в образовательном процессе [7].
Поиск условий, смягчающих, сглаживающих противоречивые начала на основе представленных психолого-педагогических условий и праксеологических возможностей позволяет сформировать позитивные условия «морального выбора» поведения и оказание на него воспитательного влияния. Моральный выбор поведения волнует многих: психиатров, психологов, педагогов, юристов и правозащитников, изучающих отклонения от нормативного поведения. Поэтому использование теории «противоречивости активного внутреннего мира и внешнего поведения» позволяет рассмотреть поведенческую деятельность учащейся молодежи как «моральный выбор» утилитарного и деонтологического способа реализации себя. Утилитарный выбор представляет практически выгодное поведение, например, в зависимости от получения денег или пищи; деонтологический - идеалистическое представление о поведении, такое, например, как выбор между добром и злом.
Поскольку понятие «моральный выбор» ориентировано на поведение, то с необходимостью возникает оценка возможного исхода поведения учащейся молодежи. Оценка может быть «двояко-полярной», отражающей хорошее или плохое, доброе или худое начало с различными переходами между ними, получившими определение «биполярная оценка поведения» учащейся молодежи. Разновидность утилитарного, деонтологического поведения и биполярная самооценка поступков учащейся молодежи получила обобщенное определение - «интенциальный выбор» - вероятностная предрасположенность и готовность к выбору форм поведения [1].
Интенциальный выбор поведения учащейся молодежью имеет вероятностный характер намерения и готовности к позитивному поступку в образовательном процессе. Если намерения и готовность «детерминированы средой» (ограничены образовательными условиями, но с учетом «необходимости, случайности, возможности, действительности, причинности, саморазвития»
Л.И. Гриценко), т. е. без наложения жестких ограничений на поведение учащаяся молодежи, то она будет быстрее адаптироваться к условиям нормативного поведения в образовательной среде и вне ее.
Если интенциальный выбор более детерминирован, но ограничения касаются только образовательной необходимости (учитываются случайности в отклонении поведения, возможности коррекции поведения и саморазвития), то учащаяся молодежь будет впоследствии несколько замедленно, но также активно адаптироваться к нормативному поведению.
Если интенциальный выбор жестко детерминирован образовательной средой (во взаимоотношениях - долженствование, авторитарная необходимость, дисциплинарная отчетность и т. п.), то учащаяся молодежь будет в последствии слабо адаптирована к нормам общения и поведения, которые могут принимать любые значения вплоть до нарушения общественного порядка.
В связи с изложенным становится понятно, что исследования воспитательного влияния образовательного процесса на учащуюся молодежь могут быть сориентированы на разработку условий «детерминации образовательного процесса на интенциальный выбор поведения» в обучении. Основываясь на интенциальном выборе поведения и его детерминации в обучении [12], мы построили модель исследования воспитательного влияния образовательного процесса на поведение учащейся молодежи.
Дидактическая модель схематично представлена ядром, отражающим интенциальный подход - совокупность «утилитарного, деонтологического аспектов и биполярной оценки» поведения учащейся молодежи (левая верхняя аппликация. - Ап., УДБ). Интенциальный выбор раскрыт в психолого-педагогических условиях (Ап. 1, 2). Праксеологи-ческие возможности (2) отражены в модели-
ровании и проектировании запланированного результата: праксеологической «разработке,
апробации норм профессионально-педагогической деятельности и поиске способов повышения ее успешности» [7] (Ап. 2.2-2.6).
Перекрестный логико-семантический
анализ психолого-педагогических условий (1), праксеологических возможностей моделирования и проектирования (2) позволили генерировать (синтезировать) (3) утилитар-но-деонтологическое поведение и биполярную оценку воспитательного влияния образовательного процесса на нормативное поведение и адаптацию учащейся молодежи. В результате выявлены выходные компоненты (4), отражающие методологическую (4.1), деятельностную (4.2) основы исследования и экспериментальную (4.3) проверку его результатов (рис. 1).
Три компонента, содержащие праксеоло-гические возможности воспитательного влияния, позволяют осуществить поэтапное исследование формирования позитивного результата процесса обучения.
Первый этап отражает совершенствование воспитательного влияния образовательного процесса на поведение учащейся молодежи путем формирования идеальных представлений о нормах поведения в обучении, в будущей деятельности, в жизни.
Второй этап отражает ориентацию на перенос навыков поведения в профессиональную деятельность будущего учителя (4.2), воспитательное влияние процесса обучения путем формирования в учебном процессе перехода идеального представления в навыки нормативного поведения в будущей деятельности.
Третий этап - экспериментальное исследование посредством технологической схемы и диагностической карты эффективности воспитательного влияния на учащуюся молодежь.
Для дальнейшего исследования компоненты (4) модели представлены в виде технологической схемы, в которой они развернуты в базисные (1, 2, 3) положения, воспроизводящие алгоритм научно-теоретических, психолого-педагогических образовательных действий, отражающих формирование готовности к нормативному поведению учащейся молодежи.
В представленной технологической схеме курсивом выделены положения, раскрывающие взаимосвязь теоретических и психо-лого-педагогических условий с критериями оценки воспитательного влияния. Схема послужила основанием для разработки методики эксперимента, в которой формирование воспитательного влияния на поведение учащейся молодежи осуществлено с помощью «Обобщенного алгоритма активизации процесса обучения» [12]. Алгоритм позволяет осуществлять формализованные предметные действия на учебных занятиях, которые способны оказывать как прямое (с помощью педагога), так и косвенное (информационноопосредованное) влияние. Воспитательное влияние на поведение учащейся молодежи является особым психолого-педагогическим явлением, отражающим сложное взаимодействие, которое представлено в показателях табличной формы.
Критерии развитости воспитательного влияния, отраженные в диагностической карте (мотивационно-гностический, социальнонравственный, результативно-поведенческий и регулятивно-волевой по методике Л.И. Гриценко) ранжированы по уровням воспитательного влияния (табл. 3) на: 1 - «достаточное», 2 - «социально-допустимое», 3 - «нуждающееся в коррекции» поведение (А.С. Вершков).
Первый - высокий уровень, отражающий «достаточность», сочетающую разумное
представление о совокупности утилитарного и деонтологического поведения учащейся молодежи.
Второй - средний, «социально-допустимый», в котором акцент смещен на утилитарное представление, но вполне учитывает деонтологическую составляющую, и в сумме они дают приемлемое общее должное поведение.
Третий - низкий, «нуждающийся в коррекции» поведения, в котором акцент смещен на искаженное утилитарное эгоцентрическое представление о собственном поведении.
Сопоставление статистических данных констатирующего и формирующего экспериментов показали, что воспитательное влияние образовательного процесса на формирование нормативного поведения учащейся молодежи в МОУ и вузе посредством разработанного обобщенного алгоритма [12, 13]
&
о
ю
3
м
ЭЕ
3
X
л
5
X
V
н
X
К
5
5
3
м
о
13
а
ю
о
ш
К!
5
X
«
5
Ц
О
X
л
§
Й
с
о
о
м
К!
5
М
О
5
си
5
М
О
си
V
5
Й
4 си С
I
о
и
о
ц
о
X
5
О
С
Ядро^УДБ УМ
------ВТ-
Утилитарный аспект поведения УМ
Деонтологический аспект поведения УМ
Биполярная оценка поведения УМ
1.1. Ориентация УМ в процессе образования на идеальное представление о поведении в обучении и социальной среде
1.2. Воспитательное влияние на позитивную привлекательность идеального поведения УМ
1.3. Формирование бипоярной оценки позитивнонегативного поведения и привлекательности позитивного поведения УМ
2. Праксеологическое моделирование и проектирование воспитательного влияния образовательного процесса на учащуюся молодежь
а
2.1. Положительная ориентация и влияние на поведение УМ 2.4. Анализ отсутствия положительной ориентации на поведение УМ
и
2.2. Поведение поляризовано на положительные намерения в поведении УМ 2.5. Определения мер, предотвращающих неустойчивые и негативные намерения УМ
2.3. Адаптация к социальной среде УМ 2.6. Меры по адаптации к социальной среде УМ
4. Компоненты позитивного воспитательного влияния образования на учащуюся молодежь
4.1. Воспитательное влияние образовательного процесса на поведение учащейся молодежи и формирование идеального представления о нормах поведения в обучении, в будущей деятельности, в жизни
4. 2. Воспитательное влияние процесса обучения путем формирования переноса идеального представления в навык нормативного поведения в будущей деятельности
4.3. Экспериментальное исследование эффективности воспитательного влияния образовательного процесса на нормативное поведение учащейся молодежи
Рис. 1. Дидактическая модель
Таблица 1
Технологическая схема
Первый компонент: воспитательное влияние образовательного процесса на поведение учащейся молодежи и формирование идеального представления о нормах поведения в обучении, в будущей деятельности, в жизни____________
Научно-теоретические условия
Психолого-педагогические условия
Критерии и показатели воспитательного влияния
1. Анализ «противоречивой целостности внутренней активности и внешнего поведения» УМ
2. Выявление возможностей и условий преодоления противоречивости при формировании «морального выбора» поведения УМ
3. Формирование индивидуально-
осознаваемых способностей
воспринимать нормативные
требования к поведению как собственную целевую установку
1. Нравственное осознание противоречивости поведения, поиск моральных качеств и готовности к их осуществлению в поведении
2. Познавательная деятельность, формирующая позицию преодоления противоречивости поведения УМ в обучении, в быту, среди сверстников с ориентацией на моральные качества
3. Реализация в образовательном
процессе стимула (раздражитель внешней среды - целеполагание), нормативной реакции (ответ на раздражение - восприятие цели как собственной) и связи между стимулом и реакцией - осознания правового поведения______________________________
1. Мотивационно-гностический:
1.1. Усвоение на уровне запоминания и воспроизведения идеальных представлений о моральных качествах и готовности к должному поведению в образовательном процессе
1.2. Усвоение понимания необходимости преодолевать противоречивость поведения
1.3. Усвоение знаний о стимулах поведения; понимание важности нормативного поведения и исполнение учебного долга; сформированность внутренней готовности отвечать за результаты своей деятельности в обучении
Второй компонент: воспитательное влияние процесса обучения путем формирования переноса идеального представления в навык нормативного поведения в будущей деятельности______________________________________________
1. Интерференция (наложение) воспитательного влияния на выбор моральной оценки и действия в рамках нравственного поведения в образовательном процессе и жизни
2. Интерпретация деонтологиче-ских (идеальных) представлений о нормах поведения для учебного анализа условий образовательного процесса и быта
3. Личностно-деятельностные
условия и возможности активизации воспитательного влияния образовательного процесса и перенос учебных навыков поведения учащейся молодежи в будущую профессиональную деятельность____________________
1. Активное использование личностнодеятельностных условий для формирования знаний, умений, моральной оценки и самоконтроля средствами запоминания, осмысления «должного поведения»
2. Целенаправленное формирование навыков «положительного переноса» идеального поведения; блокирование «отрицательного переноса» в новые условия обучения, жизни
3. Ориентация процесса обучения на
формирование навыков анализировать прежний опыт и свободный, но осознанный и самостоятельный выбор моральных решений о поведении (верность слову, добросовестность, дисциплинированность, организованность и т. п.)______________
2. Социально-нравственный:
2.1. Знания, умения моральной самооценки на уровне запоминания, понимания и воспроизведения и самостоятельное освоение норм поведения в коллективе
2.2. Знания, умения осуществлять перенос усвоенных идеальных представлений о поведения в практические действия в обучении; устойчивого соблюдения правил достойного поведения в ближайшем социуме
2.3. Умения и навыки на уровне воспроизведения действий, способствующих накоплению опыта принятия моральных решений, ответственности и социальной зрелости во взаимоотношениях с педагогом, родителями, с коллективом сверстников в общественных местах и неформальных взаимоотношениях
Третий компонент: экспериментальное исследование эффективности воспитательного влияния образовательного процесса на нормативное поведение учащейся молодежи_______________
1. Особенности воспитательного влияния на формирование поведения как источника нормативного поведения УМ в образовательном процессе и в повседневной жизни
2. Формирование разумных жизненных потребностей, диагностический самоконтроль и внешний контроль, помогающий снять напряжение во взаимодействии
3. Экспериментальное подтверждение эффективности воспитательного влияния образовательного процесса на поведение учащейся молодежи
1. Экспериментальное формирование избирательности навыков поведения, адекватная самооценка и стабильный самоконтроль формирования нового положительного опыта поведения
2. Экспериментальное формирование учебных действий самостоятельного усвоения нормативных правил поведения; развитие потребностей, накопление опыта, самоконтроль и контроль
3. Выявление статистических резуль-
татов воспитательного влияния образовательного процесса на нормативное поведение, самоанализ, самоконтроль и ответственность за поведение_______________________________
3. Результативно-поведенческий критерий:
3.1. Высокий уровень сформированное™ воспитательного влияния, самостоятельные действия, привычки дисциплинированного поведения
3.2. Высокий уровень сформированное™ самообладания, настойчивости в преодолении трудностей, владение собой, управление эмоциями, речью, действиями, сопротивление чужому влиянию
3.3. Высокий уровень самостоятельной и объективной самооценки своего поведения с позиций будущего профессионального долга; умение сознательно убеждать других в необходимости ответственного поведения
Таблица 2
Диагностическая карта педагогического планирования экспериментального формирования нормативного поведения учащейся молодежи
Критерии сформированное™ Показатели сформированное™ нормативного поведения
1 Мотивационно- гностический критерий 1. Позитивная мотивация к нормативному поведению и выполнению учебных обязанностей
2. Понимание важности нормативного поведения в учебном процессе
3. Внутренняя готовность отвечать за результаты своего поведения перед коллективом
2 Социально- нравственный критерий 1. Активное и самостоятельное освоение норм поведения в коллективе 2. Соблюдение правил достойного поведения в ближайшем окружении и в быту 3. Социальная зрелость в выборе нормативного поведения и взаимодействия с коллективом
3 Регулятивно- волевой критерий 1. Настойчивость в выполнении нормативного поведения без дополнительного контроля 2. Готовность к выполнению нормативного поведения без внешнего контроля 3. Сознательное планирование собственного социально-осознаваемого поведения и самосовершенствования
4 Результативно- поведенческий критерий 1. Сформированное™ привычек дисциплинированного поведения в типичных ситуациях образовательного процесса. 2. Сформированность личных качеств преодоления трудностей поведения адекватно ситуациям 3. Самостоятельная и объективная самооценка своего поведения с позиции ответственности и будущего профессионального долга и умение убеждать студентов, сверстников и др. в ответственном отношении к собственному поведению и поведению других
Таблица 3
Диагностическая карта анализа результатов сформированное™ нормативного поведения
учащейся молодежи в ходе эксперимента
№ п/п Критерии сформированное™ нормативного поведения учащейся молодежи на базе положений табл. 1 Численные показатели сформированное™ нормативного поведения
Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент
Кол-во ст. Уровни - 1/2/3, в % Кол-во ст. Уровни -1/2/3, в %
1 Мотивационно-гностический критерий 75 19,3/45,6/35,9 75 34,8/46,9/19,5
2 Социально-нравственный критерий 85 21,1/42,1/36,8 75 34,8/42,6/22,6
3 Результативно-поведенческий критерий 90 24,5/40,4/35,1 75 39,8/48,4/12,2
4 Регулятивно-волевой критерий 70 8,7/40,35/50,88 70 32,6/ 41,9/35,5
существенно возрастает. Мотивационногностический компонент, отражающий понимание важности нормативного поведения и внутренней готовности отвечать за результат своего поведения возрастает на 15 % по первому уровню воспитательного влияния и снижается на 16 % по третьему уровню. Приблизительно в таких же пределах изменяются показатели по другим критериям.
Как вывод подчеркнем, что воспитательное влияние на поведение учащейся молодежи - это особое психолого-педагогическое явление, осуществляемое на доверительном уровне общения и, что называется, «глаза в глаза» педагога и обучающихся. В общении педагога с учащимися, студентами воспитательное влияние наилучшим образом передается в виде положительного настроения, убеждения, показа зарождения и результата
поступка, демонстрация поведения, например, героев литературных произведений. На основе простых хорошо известных учебно-воспитательных действий формируется сложнейшая система воспитательного влияния. Поэтому не следует ожидать высоких результатов положительного воспитательного влияния на учащуюся молодежь. Полученный результат находится в русле показателей известного исследователя Л.И. Гриценко.
Далее отметим, что в теоретическом плане представленная структура исследования заслуживает отдельного внимания. Дедуктивный подход, реализованный в нашем исследовании, позволил последовательно рассмотреть сформулированную тему на методологическом уровне (интенциальный выбор поведения учащейся молодежью), результаты которого легли в основу оригинальной
модели исследования, построенной на ключевой идее УДБ и своеобразных орбитах исследования (праксеологическое моделирование и проектирование воспитательного влияния образовательного процесса на учащуюся молодежь), отразивших сложное взаимодействие в технологической схеме (табл. 1).
Реализация модели воспитательного влияния образовательного процесса ориентирована на привлекательность нормативного поведения в современном образовании и позволяет высказать уверенность, что восприятие учащейся молодежи и адекватное реагирование на экономические и политические факторы общественной жизни и сформированная установка на эффективное поведение позволит улучшить правовую сферу нашего общества.
1. Лефевр В.А. // Психол. журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 116-117.
2. Народное образование. 2006. № 6.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань. 1996.
4. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловкова ИА. Методология и методика психолого-
педагогических исследований. Гуманитарноцелостный подход: в 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1.
5. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. М., 2005.
6. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
7. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М., 2005.
8. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006.
9. Селевко Г.К Современные образовательные технологии. М., 1998.
10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
11. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.
12. Гузенко ИГ. // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: материалы VI межрегион. конф. 13-14 апр. 2006 г. / под ред. И.Ф. Бережной, Л.Р. Суриновой. Воронеж, 2006. Вып. 6.
13. Гузенко И.Г., Темиренко Ю.В. Профессиональная направленность изучения студентами педагогических дисциплин. Липецк, 2005.
Поступила в редакцию 28.02.2007 г.
ПОВЫШЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
А.М. Пятахин
Pyatakhin A.M. Enhancing health-improvement purposefulness of physical education of schoolchildren on the basis of individual approach. The article looks at possibilities to implement an individual approach to physical education. Principal versions of differentiating students are analyzed in the process of school physical education. Possibilities are revealed to enhance the health-improvement purposefulness of physical education through an individual approach.
Значение двигательной активности для нормальной жизнедеятельности организма общеизвестно (И.А. Аршавский, В.К. Баль-севич, Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов и др.). Как отмечает профессор В.К. Бальсевич: «...Физическая культура - первый, самый естественный мостик, соединяющий в единое целое социальное и биологическое в человеке».
Приоритет физической культуры в сохранении и укреплении здоровья признается сегодня и медиками. Неслучайно поэтому
принцип оздоровительной направленности -один из важнейших принципов в системе физического воспитания школьников (Л.П. Матвеев). Он теснейшим образом связан и с двумя другими фундаментальными принципами системы физического воспитания, т. к. без крепкого здоровья невозможно ни всестороннее развитие, ни полноценная жизнедеятельность человека.
Однако реализация принципа оздоровительной направленности не является про-