УДК 378.144/. 146+371.3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© И.Г. Гузенко, Ю.В. Темиренко
Guzenko 1.0., Temirenko Y.V, Theoretical foundations for making the educational influence of the process of law studies at high school more active. The proccss of experimental research of the educational influence of law studies involved the creative works of students. The subjects of papers were analyzed by the diagnostic questions of the generalized algorithm for actualization of the educational process. So, the students studied, played out and absorbed the norms of behaviour in various situations of future professional activities of the teacher. The formed activities on each issue of the algorithm were evaluated by the levels of manifestation of the educational influence ranging with "'Polar profiles” by A.I. Kochetov. The results of the experiment were confirmed with a statistical validity of the implemented research with a coefficient of correlation of 0.47-0,74.
Комплекс государственных, правовых и общественных мер, действующих и активно совершенствующихся в современном российском обществе, оказывает все возрастающее влияние на образовательный процесс и правовую подготовку учащейся молодежи. «Поиск новых резервов становления и возможностей оптимизации воспитательного влияния социальных институтов па учащуюся молодежь» входит в состав двадцати приоритетных направлений развития психологопедагогических исследований Российской Федерации (Д.И. Фсльдштеин).
Воспитательное влияние правовой подготовки имеет междисциплинарный характер и находит отражение в ряде фундаментальных работ: Г. Песталоцци, Д. Локка, П. Наторпа. И. Ф. Гербарта, А. Дистсрверга Г. Ле Ьона, В.А. Лайя и др. В решение конкретных вопросов правового обучения внесли заметный вклад: К.Д. Ушинский, А.М. Столяренко, К.К. Арсеньева, С.И. Володина и др.
Воспитательное влияние в русле сформулированных приоритетов рассматривается как научно-практический результат изучения студентами «идеальных представлений и привлекательности правового общения, формирования готовности к выбору позитивных форм поведения и правовой культуры» (А.В. Ле-февр) в условиях высшего образования, которые осуществляются путем:
- овладения студентами познавательными действиями, «инициирующими динамику превращений знаний и цепочку усвоения» (А. М. Столярен ко) право во го воспитания;
- освоение правовой рефлексивной деятельностью и саморефлексией в образовательном процессе;
- осмысление и анализ профессионально-личностного правового опыта через правовое просвещение, правовое воспитание, интенсивные педагогические технологии (А.М. Столяренко):
- понимание критериев оценки правовой деятельности и оценочного поведения в образовательном поле через усвоение правовой предметной информации средствами «обобщенного алгоритма активизации про-
цесса обучения средствами трансляции учебно-научной информации» (И.Г. Гузенко).
Активизации воспитательного влияния рассматривается как результат теоретико-познавательной и практической деятельности, «ориентированной на усвоение специального объема правовых знаний, умений и опыта передачи норм правового поведения» (К.К. Арсеньева) студентами, будущим педагогом.
Несмотря на оптимистическое представление о роли правового образования в профессиональной подготовке будущего учителя, оно не в полпой мере отвечает современным требованиям и недостаточно уделяется внимание воспитательному влиянию на правовое поведение студентов (С.С. Алексеев, В.Н. Кудрявцев). Неразработанность некоторых вопросов правового обучения и соответствующих средств продолжает сдерживать теоретические поиски и практическое совершенствование воспитательного влияния современного образования. Представленная работа раскрывает до некоторой степени теоретические условия для решения одного из направлений, касающегося активизации воспитательного влияния правового обучения.
Теоретические условия активизации воспитательного влияния правового образования представляют совокупность следующих положений:
- бихевиористичсское научение: описание хода усвоения правового поведения, наблюдения за собственным поведением и поведением окружения, формирование устойчивых реакций на «знания о своем знании: оценку того, что знает, что нет» (В.И. Андреев) студент о правовом поведении;
- последовательность образовательно-логических действий: восприятие учебно-научной информации, понимание внутренних связей и противодействий неправовым действиям, удержание в сознании проблемной ситуации и мысленного оперирования к условиям готовности выполнять правовые действия;
- совершенствование правового образования: повышение эффективности методик, средств, форм обучения, повышение уровня сформированиости правовых знаний будущего учителя, развитие качеств личности
для будущей правовой деятельности, преодоление внутренних противоречий в осознании поведения:
- осуществление правового повеления, через правильные оценки, выбор, решения, умения формировать установки на выполнение правовых норм и самоограничения.
Системно-логический переход от теоретических условий к построению дидактической модели исследования воспитательного влияния правового обучения осуществлен на основе структуризации учебнонаучной деятельности, которую можно представить на основе «системно-процессуального концепта», содержащего коммуникативный «контекст и аспект регуляции деятельности» (О. И. Семен ко в, АЛО Бабай-цев, Д.В. Вербицкий). Контекст и аспект «регуляции деятельности» позволил на методологическом уровне рассмотреть учебный процесс как тсхиологизирован-ную подготовку учителя с учетом активизации воспитательного влияния процесса обучения.
Смысло-содержательные начала образовательного «контекста и аспекта» в совокупности составили теоретическую основу для построения модели активизации воспитательного влияния (рис. 1). Поскольку модель и далее представленные технологическая схема и дидактическая карта представляют в некотором роде оригинальную разработку в моделировании психолого-педагогичсских исследований, приводится описание их структуры. Ядро модели (смысло-содержатсльный концепт воспитательного влияния правового образования) представлено левой верхней угловой аппликацией
(1). Ядро преобразовано н два методологических положения: «Контекст системной регуляции учебной деятельности» (1.1.) и «Аспект процессуально-коммуникативной учебной деятельности» (1.2.). Они отражают системно-коммуникативное преобразование учебнонаучной информации на психолого-педагогической основе.
к
5
X
* к
1 “
2 м
=: о
§ I
-о л
4 а ю
І ° 2 о
5 о
1 з
н о.
2 е я
X
1.1. Контекст системной регуляции учебной деятельности
1.2. Аспект процессуально-коммуникативной учебной деятельности
-Є-
о.
С
ьїігпг
3.2. Функциональный анализ профессиональноличностного осмысления и обретения правового опыта
3. Базовый проце-суальный аспект
3.1. Правовая деятельность будущего педагога в предмет-н о-педагоги чес ком и поведенческом рассмотрении
е-
ЇЕ
0 И Ж
3
ж
Е
1
о
§
со
о
3
ш
II
її 3 »
ЗГ ? £
(а
§ .. «а їй
£ * с о № 5 X
І 05 ■о ..
5 1
П а
. ! ?
п § ^
М ! 5
<и _
н
к а
^ о
1 = ~ о
^ 09
Л
Первый концепт.
Исследование условий совершенствования ■А правого воспитатель-Тр^ ного влияния на общество и образовательный процесс
V
Второй концепт.
Личностно-деятельностные условия переноса воспитательного влияния в практическую, профессиональную деятельность будущего учителя
V
3.3. Оценка воспитательного влияния правового образования и сформированного правового опыта
Третий концепт.
Экспериментальное исследование эффективности воспитательного влияния, формирование самооценки правовых знаний, умений и опыта правового поведения будущего учителя
Рис. 1. Модель активизации воспитательного влияния
Правая аппликация - «Базовый системный контекст»
(2) представлена бихсвиористическим научением, образовательно-логической последовательностью и развивающим компонентом воспитательного влияния. Левая аппликация - «Базовый процессуальный аспект»
(3) — ко правовая рефлексия осмысления и обретение правового опыта анализа технологически организованной деятельности, раскрывающей особенности реализации комплекса педагогических условий правового обучения и его влияния.
Выполняя логико-семиотическое перекрестное сопоставление. сравнение, соотнесение ключевых положений соответствующих блоков 2.1, 2.2, 2.3 и блоков 3.1, 3.2, 3.3, осуществляя их анализ, синтез по каждой паре блоков, были получены три смысло-содержа-тедьных концепта. Они представляют в развернутом виде последовательность исследовательских и экспериментальных действий активизации воспитательного влияния, представленных в технологической схеме (табл. 1).
Таблица 1
Первый концепт: исследование условий совершенствования правого воспитательного влияния на образовательный процесс
11аучно-теоретические условия 11 сихолого-педагогические условия Критерии правовых знаний
1. Правосознание - совокупность знаний о праве и процессах мышления 2. Отличительная особенность правосознания (осознание себя во взаимосвязи с окружающим миром) 3. Отличительная черта правосознания - наличие «мотива и целепола-гания» 1. 11ознаватсльная деятельность: формирование восприят ия, запоминания, понимания, мышления 2. Реализация положений и элементов бихевиоризма в образовании: «стимул», «реакция», «связь» (ассоциация) 3. 11роцесс образования на мотивации и целеполагании 11ервый уровень: овладение приемами сопоставления, сравнения, анализа правовых знаний Второй уровень: знания, умения осуществлять рефлексивный анализ правовой ситуации Третий уровень: понимание «коммуникативно-творческого позитивизма» мотива и целеполагания
Второй концепт. Личностно-деятельностные условия переноса воспитательного влияния в профессиональную деятельность учителя.
1. Интерференция (наложение) правовых навыков па сформированные и усвоенные ранее навыки поведения 2. Положительный перенос - старые правовые навыки помогают новым; отрицательный - старые навыки мешают сформироваться новым, положительным 3. Выработка нового навыка под влиянием другого навыка правового положительного поведения 1. Формирование правовых знаний: осмысление правовых действий и сравнение их с ранее усвоенным опытом 2. Целенаправленное формирование умений и навыков ориентироваться на положительный прошлый опыт правового поведения 3. Избирательность в использовании прежних навыков для формирования нового положительного правового опыта Первый уровень: выявление предрасположенности к сопоставлению поведения с принятыми нормами Второй уровень: выявление предрасположенности к формированию устойчивой неприемлемости отрицательных переносов на поведение Третий уровень: выявление настойчивости к длительному действию приобретения навыков правового поведения
Третий концепт. Экспериментальное исследование эффективности воспитательного влияния на самооценку правовых знаний, умений
1. Целенаправленная учебная деятельность, ориентированная на совершенствование воспитательного влияния 2. Воспитательное влияния на формирование правового опыта активности правовых действий в образовательном процессе и в повседневной жизни 3. Воспитательное влияния на формирование разумных жизненных потребностей. правового опыта в системе образования 1. Формирование самооценки правовых знаний и принятие решений положительной правовой направленности 2. Формирование учебных действий самостоя тельного усвоения правовых понятий, опыта, которые помогают снять напряжения во взаимодействии 3. Формирование мотива развивать способности к самоанализу, самоконтролю как внутреннего чувства ответственности за правовое поведение Первый уровень: выявление готовности студентов к применению выработанных навыков правового поведения Второй уровень: выявление готовности студентов руководствоваться правовыми нормами и не терпимость к правонарушениям Третий уровень воспитательного влияния: самообладание, управление эмоциями, речью, отражение отрицательного влияния
*
Выявление воспитательного влияния правового образования в эксперименте стало возможным на основе организации обучения по обобщенному алгоритму активизации процесса обучения (ИЛ . Гузенко). Формализованные представления о предметной деятельности, о прямом, обратном воздействии преподавателя на студентов, о взаимодействии студентов, отраженные в дидактической модели, в технологической схсмс и в обобщенном алгоритме, позволили разработать диагностическую карту (табл. 2).
В процессе экспериментального исследования воспитательного влияния правового обучения осуществлялись творческие работы студентов по следующим темам: «Воспитание правовой культуры учащихся в современном образовании»; «Нравственное влияние правового обучения учащихся в современном образо-
вании»; «Правовое воспитание учащихся в процессе трудового обучения»; «Эстетическое влияние произведений литературы на правовое воспитание учащихся». Перечисленные темы анализировались с помощью диагностических вопросов обобщенного алгоритма активизации процесса обучения (табл. 2), и таким образом студенты изучали, проигрывали и усваивали нормы поведения в различных условиях будущей деятельности учителя. Сформированные действия 110 каждому вопросу алгоритма оценивались уровнями проявления воспитательного влияния, которые ранжировались с помощью «Полярных профилей» А.И. Кочетова (из работ Н.М. Борытко). Результаты эксперимента были подтверждены статистической надежностью выполненного исследования с коэффициентом корреляции г = 0,47-0, 74.
Таблица 2
Действия по обобщенному алгорит. Показатели ; воспитательного влияния Уровни проявления воспитательного влияния
Высокий. оценивается (В+3) Средний, оценивается (С+2) Низкий, оценивается (Н+1)
Диагностические вопросы: В1. Почему...? Правосознание -основа правовой деятельности Требователен к себе и другим, объективная самооценка Совпадение правовой оценки коллектива и самооценки Завышенная или заниженная самооценка
В2.11о какой причине...? Нормативно-правовая характеристика действий Руководствуется правовыми нормами, не терпит правонарушений В основном действует в соответствии с правовыми нормами Придерживается норм права при благоприятных условиях и требованиях
ВЗ.С какой целью...? Волевая характеристика правового поведения Самообладание, самостоятельность, находчивость, преодоление трудностей Владение собой, управление эмоциями, речью, правовыми действиями 11одатливость чужому влиянию, слабое управление эмоциями, речью, действиями
В4. При каких условиях...? Направленность правовых действий Общественная мотивация правового поведения и деятельности Правовое поведение определяется общими интересами Групповая направленность «как все так и я»
В5. Каков конечный результат...? Экспериментальное исследование технологической схемы Навык правовою поведения находит применение в общении со сверстниками, родителями Навык правового поведения эпизодически применяется в общении со сверстниками, родителями Забывает о нормах поведения со сверстниками, родителями
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Капань, 19%. 608 с.
2. Неспалько Ті. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1998. 215 с.
3. Порыт ко Н.М., М/к тжавеико АН, ('оловцова И. А М етодо л о гия и методика психолого-педагогических исследований. Гуманитарноцелостный подход: учеб. пособие для студентов и магистрантов пед. вузов: в 2 ч. Волгоград: Изд-во ВГИПКО Ю, 2005. Ч. 1. 120 с.
4. Гузенко И.Г.. Темаренко Ю В. Профессиональная направленность изучения студентами педагогических дисциплин. Липецк: ЛП1У, 2005. 71 с.
5. Кларин М.Н. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. 180 с.
Москаленко К.А. О приемах комментированных упражнений и комментированного письма И Народное образование. 5962. № 8. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед вузов и пел. колледжей / под ред. П И, Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. 640 с,
Селеако Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Серикон И, И. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
’кии jf Я ДиДОЕСГИЧеСКИб IVн<V1 п[ [<и и высшей школе: учеб. пособие для вузов М : ЮНИТА-ДАНА, 2002. 437 с.
Поступила в редакцию 12 июля 2006 г.