Психологические
аспекты
воспитательной работы
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФМС РОССИИ
Ю. Н. Буряк
В статье рассматриваются вопросы теории и практики реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы РФ. Отмечается, что совершенствование подготовки и деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с повышением роли педагогической составляющей их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: воспитание, профессиональная подготовка, деятельность, сотрудники Федеральной миграционной службы России.
В современных условиях развития всех сфер жизни российского общества особую актуальность приобретает задача формирования гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбы нашей страны, что, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки педагогических, воспитательных аспектов профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, включая Федеральную миграционную службу России (ФМС России), и на этой основе - реализации воспитательной составляющей их профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в настоящее время сотрудник ФМС России имеет дело с людьми, которые в большинстве своем являются законопослушными гражданами России и других стран. В работе с ними не могут использоваться методы жесткого воздействия на человека, экспериментов, педагогически необоснованных средств, форм и приемов. Соответственно, работа сотрудника ФМС требует основательной, не только профессиональной, но и педагогической подготовки. Однако, как показывают опубликованные материалы, требуемый уровень такой подготовки обеспечивается в настоящее время не в полной мере [1-3].
Проведенное нами исследование и иные данные свидетельствуют, что в современных условиях происходит существенное реформирование ФМС России, направленное на совершенствование деятельности данной службы, ее сотрудников, повышение эффективности решения задач ФМС [4; 6; 7]. В то же время в ходе функционирования этой службы, в профессиональной деятельности ее сотрудников в недостаточной степени реализуется воспитательная составляющая. Она включает
прежде всего решение задач воспитания граждан России, мигрантов, беженцев и переселенцев в духе уважения к законам и традициям нашей страны. Указанные положения составляют одно из противоречий, обусловливающих необходимость разработки и реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС.
ФМС России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, а также функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Данная служба создана в 1993 г. с целью рационального включения Российской Федерации в международный рынок труда, цивилизованного участия в миграционных процессах [4].
ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Положением о Федеральной миграционной службе [4].
Важнейшей задачей Федеральной миграционной службы в настоящее время является пресечение незаконной миграции. Отмечается, что миграция все больше попадает под контроль международной организованной преступности, а каналами незаконной миграции активно пользуются и террористы, и наркобароны [7]. Однако важно учитывать, что Россия не должна возводить барьеры на пути тех людей, которые уважают закон и приезжают в Россию, чтобы честно жить и работать. И потому предстоит продолжать формирование цивилизованной миграционной практики, соответствующей международным нормам.
Важным элементом такой миграционной практики, профессиональной деятельности сотрудников ФМС России в отношении тех, кто приезжает в Россию жить и работать, является их воспитание. Этому может способствовать воспитательная деятельность сотрудников ФМС России в целях формирования гражданско-патриотического отношения к Российской Федерации, ее истории, традициям, достижениям, утверждение в сознании и чувствах граждан России и других стран, мигрантов, беженцев, переселенцев гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России и ее настоящему.
В современных условиях возрастает значение воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, направленной на формирование таких духовно-нравственных ценностей, как гражданственность, приоритет общественных и государственных интересов, патриотизм, уважение, сохранение и развитие лучших традиций страны и государства, гуманизм и нравственность, социальная активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, изучение исторического прошлого России [4; 5].
Приоритетным направлением совершенствования деятельности ФМС России является повышение эффективности профессиональной подготовки ее сотрудников, в которой должны учитываться актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства [4; 6]. Соответственно, совершенствование подготовки сотрудников ФМС России должно предусматривать повышение духовно-нравственных требований, включать формирование навыков и умений воспитательной деятельности.
Воспитательный аспект служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов требует обоснования не только в форме педагогических рекомендаций, но и в качестве важной обязанности сотрудников этих органов, включая и ФМС России, фактора совершенствования их служебной деятельности.
Реализация воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России должна осуществляться с учетом необходимости поддержания баланса прав и обязанностей каждого человека (как гражданина России, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства), обеспечения конституционных прав и свобод гражданина и личности в их органическом единстве, со всеми взаимными правами, обязанностями и ограничениями [4; 8].
Как показал проведенный нами в Управлении ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области анализ [2], причинами недостаточной эффективности реализации воспитательной составляющей в деятельности сотрудников ФМС России являются: низкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лиц, сотрудников ФМС России; отсутствие системности при реализации воспитательной составляющей деятельности сотрудников ФМС России; недостаточное использование нравственного, духовного потенциала нашего общества, народов России в организации воспитания граждан как России, так и других стран.
Вопросы совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФМС России не нашли пока должного освещения в научной литературе и практически не исследованы. В определенной степени это может быть связано с тем, что указанная служба создана сравнительно недавно и, кроме того, определенное время функционировала не самостоятельно, а в составе МВД России. Особо следует отметить, что воспитательная составляющая профессиональной деятельности сотрудников ФМС России не была до сих пор выдвинута и обоснована в качестве отдельного, важного, современного направления развития ФМС России, придания этой службе современного облика, внедрения в ее деятельность современных гуманитарных технологий.
Прежде чем формировать направления практической воспитательной работы, сотрудникам ФМС России необходимо уяснить, что именно понимается под воспитанием, применяемым в процессе их работы. При этом следует учесть, что воспитание традиционно понимают и как социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, и как социализацию, вхождение человека в жизнь (в широком смысле), и как целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств [5]. Вместе с тем сотрудникам необходимо разъяснять, что такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущность как педагогического процесса, неполностью отвечает потребностям практики, эффективной реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России в современных условиях.
В условиях гуманизации общественной жизни, все более активного применения гуманитарных технологий в деятельности различных специалистов, включая сотрудников правоохранительных органов, термин «воздействие» ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми. В практике правоохранительных органов сложилось так, что под воздействием, как правило, понималось наказание, принуждение, давление и другие подобного рода средства. При этом недооценивалась позиция самого воспитуемого как человека, личности, гражданина, его активная деятельная сторона. Соответственно только воздействие сотрудников ФМС России на граждан России и других лиц ограничивает их заинтересованное сотрудничество. Практические попытки преодолеть сложившееся положение привели к возникновению понятия «педагогика сотрудничества».
В теории и практике российского воспитания традиционно сложилось так, что воспитание сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками, детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах, школах и (в определенных формах) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступали профессионально и педагогически подготовленные специалисты: учителя, педагоги, офицеры [5].
В современных условиях, насыщенных переменами и существенно воздействующих на формирование человека в любом возрасте, мощным стало влияние средств массовой информации и технических средств, литературы и искусства, неформального общения и т. п., воспитанием как педагогически управляемым, целенаправленным процессом должны заниматься прежде всего государство, органы государственной власти, общество, их институты и учреждения, включая в том числе ФМС России [5].
Такое понимание позволяет по-новому подойти к организации работы сотрудников ФМС России в целом и в любом конкретном подразделении ФМС в частности. Основные различия в воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России при этом сводятся к следующему. Целеустрем-
ленность в реализации воспитательных аспектов деятельности выступает альтернативой стихийности; воспитание определяется через деятельность, как самое широкое понятие, отражающее любую активность сотрудников ФМС России. Реализация воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России должна основываться прежде всего на субъект-субъектном взаимодействии, принципах педагогики сотрудничества, при этом не исключается педагогическое, служебное воздействие, вплоть до принуждения (ни в коем случае не ограничиваясь последним).
В реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России важно учитывать, что субъектом воспитания, совокупным воспитателем выступают не только собственно сами сотрудники ФМС России как воспитатели в традиционном понимании, но прежде всего общество, государство, их институты и учреждении.
Государственные и общественные институты и учреждения, одним из которых являются ФМС России, ее управления и подразделения, а также конкретные отдельные должностные лица (начальники, специалисты и т. д.) на основе государственных и ведомственных целей разрабатывают и на практике реализуют воспитательный потенциал всех факторов, влияющих на граждан России и других стран посредством их взаимодействия с сотрудниками ФМС России, с учетом особенностей организации, служебного предназначения, специализации, решаемых задач, места расположения и пребывания и других условий деятельности управлений и подразделений ФМС России [6].
При таком понимании воспитания создается целостная система реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России, в которой каждый на своем участке решает специфические задачи, а вместе они охватывают все стороны этого сложного процесса. Сама жизнь наглядно подтверждает правильность и необходимость такого подхода к пониманию воспитания. Именно он находит сегодня все большее признание среди ученых и практиков. Достаточно сослаться на решения органов государственной власти Российской Федерации в части патриотического воспитания [5].
Воспитание граждан России должно осуществляться как единый, всеобъемлющий процесс. И если это процесс целенаправленный, профессионально организованный, включающий всех субъектов и учитывающий все условия и факторы воспитания, то он и есть педагогический процесс, а не стихийное формирование личности.
Определив формирование гражданина и патриота страны как основную цель воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, следует выделить основные задачи этой деятельности: приобщение человека к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности; мировоззренческая подготовка человека, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни и своей роли в жизни страны, государства, формирование общечеловеческих ценностей, народных норм морали; приобщение к культуре рос-
сийского народа, общества, государства, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях; развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо российского общества и государства; воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека. Поэтому главным для эффективного воспитания является обоснованная в правовом и педагогическом отношении организация жизнедеятельности человека, его участия в жизни общества, государства, создание условий для нравственного становления, нормальной жизни, общения, ощущения удовлетворенности от своей жизни в России. Это неразрывно связано с уважением и освоением языка, культуры, традиций, обычаев народа, общества, государства, в том числе в процессе субъект-субъектного педагогического взаимодействия сотрудников ФМС России с гражданами нашей страны и другими лицами.
В целом в ходе проведенного нами в Управлении ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области исследования установлено, что эффективность воспитательной деятельности сотрудников ФМС России возрастет при соблюдении следующих организационнопедагогических условий: придание этому процессу планомерного по организационным формам и воспитательного по своим целям характера; обеспечение психоло-го-педагогической, служебной подготовки сотрудников ФМС России в вопросах воспитания, общения, формирования гражданственности и патриотизма; осуществление должностными лицами педагогического руководства самовоспитанием личности сотрудника ФМС России, формированием гражданской зрелости личности сотрудника; закрепление в устойчивых формах государственно-патриотических чувств и форм поведения граждан как России, так и других стран, находящихся в сфере полномочий ФМС России; применение педагогических технологий с использованием индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, при которых педагогическое (воспитательное) воздействие сотрудников ФМС будет способствовать гражданско-патриотическому и правовому воспитанию граждан России и других лиц; учет национальных, религиозных, региональных, других социальных и индивидуальных психологических особенностей лиц, находящихся в сфере деятельности сотрудников ФМС.
Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников ФМС России становится все более сложной. В ней повышаются роль и ответственность человека, сотрудника, должностного лица этой службы. При этом с изменением всех сфер жизни общества меняются сами люди. В указанных условиях роль воспитания, иных гуманитарных технологий не снижается, она возрастает. Более того, воспитательная составляющая в значительной степени становится приоритетной областью деятельности сотрудников ФМС России, от которой во
многом зависят эффективность и качество решения все более усложняющихся задач Федеральной миграционной службы России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аналитический отчет о миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по итогам 2007 года. СПб., 2008.
2. Бормотова Т. М. Проблемы и способы разрешения миграционного процесса // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. М., 2007. Вып. 14.
3. Миронов С. М. Миграция: обретения и потери // Российская миграция. 2008. Март.
4. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. № 516 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 19, ст. 1786. С. 4808.
5. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 29, ст. 3064. С. 7736-7793.
6. Об уточнении Федеральной миграционной программы: постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 935 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35, ст. 4177. С. 8574-8623.
7. Овчинников А. О. Проблемы нелегальной миграции в России // Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в особых условиях: сб. науч. тр. М., 2007.
8. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2006 году: аналитические материалы итоговой коллегии МВД России. М., 2007.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
С. А. Константинов
В статье в педагогическом плане рассмотрена проблема влияния процесса патриотического воспитания обучающихся в учебных заведениях на их политическую социализацию. Основное внимание уделено содержанию и методам организации патриотического воспитания в отечественных учебных заведениях.
Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, политическая социализация, обучающиеся в учебных заведениях.
В процессе своей жизни человек постоянно включен в различные структурные элементы общества: семью, детские дошкольные учреждения, школу и другие учреждения образования, предприятия, а также различного рода общественные движения и организации. Он является представителем определенной нации, большой или малой социальной группы, живет в селе или огромном городе, и в зависимости от этого различаются социальные, культурные и политические условия жизни.
Часть структурных элементов общества и условий жизни прямо не относится к политике, но политическое влияние сказывается и на них, даже если они используются теми или иными политическими силами для воздействия на человека.
Политика есть особая сфера жизнедеятельности, и так же, как не все люди выращивают хлеб, строят дома или поют со сцены, не все занимаются политикой. У некоторых нет интереса или времени для участия в политической деятельности, часть людей считают политику «грязным делом» и потому сторонятся ее. Для иных политика выступает чем-то непонятным, слишком высоким, а они относят себя к обычным людям.
Отношение к политике может меняться в зависимости от возраста. Как правило, уже в школе у многих проявляются качества организатора, стремление к инициативному выполнению поручений, желание занимать лидерские позиции. В дальнейшем, если эти качества развиваются, человек может достичь многого, занять высокое положение в обществе, организации или учреждении, в государстве. Иногда человек соединяет профессиональные интересы с политическими. Большой ученый, выдающийся артист или писатель, высокопрофессиональный рабочий или военный становятся активными политическими деятелями (А. Сахаров, И. Кобзон, Л. Рохлин, Р. Рейган, А. Шварценеггер и др.). Можем ли мы сделать выводы, что политическая практика касается не всех людей, не является общезначимой? Действительно, большое число людей активно не участвуют в политике, но это не означает, что они не связаны с ней, что последняя не влияет на их жизнь и не требует выполнения определенных обязательств [3].
Современное общество - сложно организованная структура, в которой политическая власть выполняет важные функции. Уже тот факт, что каждый человек является гражданином того или иного государства, связывает его с политикой государственных структур, обеспечивает его определенными правами и налагает на него определенные обязанности. Человек соприкасается с политикой через печать, радио- или телепередачи, и, безусловно, участвуя в выборах. Еще Аристотель сказал: «Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, -либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек» [1, 378-379]. Так как общество организовано в государство, то человек фактом своего существования в таком обществе имеет связь с политикой, приобретая ряд политических качеств.
Из всего изложенного выше мы можем сделать вывод, что человек не рождается политическим существом. Но от года к году своей жизни он становится им, приобретая определенные политические качества, формируя соответствующие возрасту и общественному положению представления о власти, государственном устройстве и управлении, о широком спектре политических отношений. Все это носит название «политическая социализация».
В процессе политической социализации происходит усвоение человеком политических ценностей, норм, тра-