дико-психологической реабилитации, где наряду с комнатами психологической регуляции, специальной психокоррекционной аппаратурой будут применяться современные психофизиологические (аудиовизуальная коррекция), физиотерапевтические, бальнеологические процедуры, созданы организации (клубы) ветеранов, а также осуще-ствлятьсяпсихологические тренинги, психотерапевтическое и психологическое консультирование. Центры медико-психологической реабилитации должны стать местом, где могут проводить свободное время судьи и члены их семей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // Рос. юстиция. - 1995. - № 11.
2. КлеандровМ. И. Статус судьи: учебное пособие. - Новосибирск, 2000.
3. Сумароков И. В. Влияние факторов профессиональной деятельности на психическое и соматическое здоровье судей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Архангельск, 2003.
4. Тарасова Ю. Н. Профессиональный психологический отбор кандидатов на должности федеральных судей: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ И КРИМИНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФМС РОССИИ
Ю. Н. Буряк
В статье рассматриваются вопросы теории и практики совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России. Совершенствование подготовки и деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с противодействием нелегальной и криминальной миграции.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, деятельность сотрудников Федеральной миграционной службы России, противодействие нелегальной и криминальной миграции.
Существующие в Российской Федерации проблемы в сфере регулирования миграционных процессов, особенно касающиеся вопросов незаконной и криминальной миграции, являются одними из самых актуальных для совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы (ФМС) России.
Эти проблемы особенно актуальны в условиях борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. Осуществление эффективной борьбы с криминальной миграцией объективно невозможно без совместных усилий международного сообщества. В этой связи весьма полезным представляется опыт международного сотрудничества в сфере противодействия незаконной и криминальной миграции.
В условиях существующих угроз и вызовов международному сообществу в целом и государствам в частности меняются и задачи, стоящие перед Федеральной миграционной службой. В начале XXI тысячелетия в свете явной угрозы международного терроризма при-
оритетное значение стали иметь иммиграционный контроль, усиление фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и ужесточение борьбы с криминальной миграцией (2).
Серьезность проблемы нелегальной и криминальной миграции связана, во-первых, со сложностью определения количественных параметров такого явления; во-вторых, с невозможностью окончательного прогнозирования ее последствий; в-третьих, с отсутствием концептуальных разработок проблем борьбы с такой миграцией в условиях глобальной реструктуризации мировой экономики; в-четвертых, с чрезвычайной сложностью борьбы с указанным явлением.
В последние два десятилетия развитие миграционных процессов в Российской Федерации обусловлено многочисленными политическими и социально-экономическими переменами: последствиями распада СССР, демократизацией общественно-политической жизни, развитием рыночных отношений, межнациональными и этнополитическими конфликтами.
Современная миграционная ситуация в России ха-растеризуется динамичностью и рядом негативных моментов, связанных в том числе с нарушением порядка пересечения государственной границы. Эту ситуацию осложняют негативные изменения в структуре миграции населения. Массовое переселение иностранных граждан и лиц без гражданства в районы, граничащие с государствами Центральной и Восточной Азии, их незаконное пребывание в этих регионах ухудшают социальную обстановку, вызывают отток коренного населения и являются реальной угрозой безопасности Российской Федерации.
Концентрация мигрантов в густонаселенных центральных и южных районах России с благоприятными природными условиями либо относительно высоким уровнем социально-экономического развития приводит к тому, что в отдельных регионах страны нарастает напряжение между местным населением и мигрантами, порождающее бытовой национализм в отношении этнических диаспор и групп мигрантов (1). При этом иммиграция в Российскую Федерацию граждан из различных стран мира, в том числе с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный и преимущественно незаконный характер.
Незаконная миграция по своему содержанию связана с различными видами нелегальной, криминальной или преступной экономической деятельности, в том числе наркобизнесом и нелегальной внешнеэкономической деятельностью, а также с совершением общеуголовных преступлений в виде промысла.
В определенной мере всякая миграция (гуманитарная, трудовая, нелегальная и криминальная) кримино-генна, поскольку мигранты, попадая в новые условия, испытывают естественные социально-бытовые и психологические трудности, что влияет на повышенную кри-миногенность лиц этой категории. Особенно опасна криминальная миграция.
Количество преступлений, связанных с иностранными гражданами и лицами без гражданства, из года в год
неуклонно возрастает. За нарушение правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории Российской Федерации ежегодно выявляются десятки тысяч правонарушителей, из которых наиболее злостные выдворяются за пределы России под конвоем (3).
Преступные группы, сформированные на базе коммерческих структур по признаку землячества и национальности, выявлены практически во всех регионах страны. Современное состояние преступности нелегальных мигрантов из числа граждан Азербайджана, Армении, Грузии, Китая и Вьетнама можно охарактеризовать как крайне сложное, неоднозначное и опасное для российского общества явление. Опираясь на коррумпированные связи в органах власти и управления, она оформляется в развитую систему, вторгающуюся в экономику, социальную сферу и политику.
С учетом указанных обстоятельств необходимы изучение криминологических аспектов развития миграционной ситуации в России и разработка практических мер по совершенствованию подготовки и деятельности сотрудников ФМС России по противодействию криминальной миграции. В целом миграция в современных условиях представляет собой неотъемлемое явление в жизни общества. При этом миграционные процессы в мире идут крайне противоречиво. В международной миграции значительна доля незаконной составляющей.
В процессе совершенствования подготовки и деятельности сотрудников ФМС России следует исходить из того, что упорядоченная миграция населения, осуществляемая в рамках государственной миграционной политики, это объективное явление национальной и международной жизни (4).
После распада Советского Союза миграция перестала быть плановой или принудительной, и, как следствие этого, существенно возрос ее криминогенный потенциал. В современной научной литературе все активнее рассматриваются такие понятия, как «нелегальная миграция», «незаконная миграция», «криминогенная миграция» и «криминальная миграция».
Понятие «незаконный мигрант» определяется национальным законодательством, регулирующим миграцию, поэтому в разных странах в эту категорию могут попадать различные группы мигрантов. При этом отмечается, что незаконная миграция - закономерное, хотя часто и нежелательное социальное явление, развитие которого также предопределено комплексом причин, среди которых особо выделяются неравенство экономического развития государств и осуществление государствами в той или иной мере ограничительной миграционной политики.
По мнению специалистов, феномен «незаконная миграция» имеет две части - нелегальный и криминальный виды миграции. При этом нелегальную иммиграцию рассматривают как многостадийный комплексный процесс, включающий въезд в другое государство, пребывание и выезд с его территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства принимающего государства, которое регулирует порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда данной категории лиц, а также самовольное изме-
нение ими своего правового статуса в период нахождения на территории другого государства.
Криминальная иммиграция рассматривается как разновидность международной добровольной миграции, обусловленной факторами криминального характера, и определяется как совокупность перемещений граждан одного государства, поселяющихся постоянно или на длительное время на территории другого государства с целью осуществления нелегальной, незаконной или преступной деятельности, а также непосредственно сама эта деятельность и ее последствия. С учетом этого криминальный иммигрант - это лицо, поселяющееся на территории другого государства, со сменой постоянного места жительства навсегда или на длительный срок с целью осуществления преступной деятельности. Понятием криминальной иммиграции охватываются преступная деятельность иммигрантов, а также ее последствия.
В криминальной миграции выделяют следующие стадии:
1) потенциальная криминальная иммиграция;
2) собственно иммиграция;
3) нелегальная, незаконная, преступная деятельность иммигрантов;
4) последствия этой деятельности.
В подготовке и деятельности сотрудников ФМС России следует учитывать двустороннюю связь миграции с безопасностью личности, общества, государства:
- в целом общностей, обществ и государств, затрагиваемых миграционными потоками;
- отдельных людей, образующих эти потоки.
При этом и с точки зрения безопасности мигрантов, и с точки зрения безопасности любой среды, которую они покидают и в которую внедряются, чрезвычайно большое значение имеют различные структурные характеристики миграции.
Одними из важнейших таких характеристик являются объем, а также продолжительность миграционных потоков во времени. Массовые миграционные выбросы в большей или меньшей степени нарушают систему безопасности, которая сложилась в отпускающем и принимающем обществах. Однако и небольшая по размаху, но непрерывающаяся миграция, в конце концов, начинает подтачивать систему безопасности, а затем приобретает характер цепной реакции.
В странах исхода общество в целом может столкнуться с проблемами «утечки интеллекта», нарушения демографической, территориальной и социально-профессиональной структуры. К этим угрозам безопасности, являющимся следствием эмиграционных процессов, могут добавиться угрозы, производные от их возвращения, например, вследствие привнесения ими в родную среду неорганичных образцов чужой культуры или образцов потребления, заимствованных в стране пребывания.
В странах прибытия миграция может обернуться угрозами для индивидуальной и групповой безопасности принимающего населения из-за обострения конкуренции на местных рынках труда и жилья, монополизации мигрантами некоторых секторов экономической активности, столкновения этнических и субэтнических стереотипов и
норм поведения, социальной и культурной маргинализации части мигрантов, их криминализации.
В целом необходимо подчеркнуть, что незаконная миграция представляет собой вызов безопасности нашей страны. Однако следует учитывать, что этот вызов не равнозначен такой угрозе, угрозу безопасности создает далеко не каждый миграционный поток.
Источники и причины незаконной миграции, происходящей на фоне массовых миграционных потоков, могут иметь различное происхождение, которое во многом определяет впоследствии масштабность и темпы происходящих процессов.
Направленный в Россию миграционный поток состоит в основном из жителей СНГ. Из стран дальнего зарубежья самое ощутимое вливание в него осуществляет Китай. Все заметнее год от года становится присутствие выходцев из Вьетнама и Кореи. Следует признать, что миграция из зарубежных стран, прежде всего из бывших республик СССР, во многом носит выраженный вынужденный характер, обусловленный национальноэтнической дискриминацией российской диаспоры и русскоязычного населения в этих странах. Особо выделялась своей масштабностью на фоне прочих крупных миграционных потоков на постсоветском пространстве вынужденная миграция русскоязычного населения из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Однако со второй половины 1990-х гг. приток вынужденных мигрантов из этих стран стал уменьшаться.
Иностранные граждане, находящиеся на нелегальном положении и не имеющие средств к существованию, образуют специфическую группу повышенного криминогенного риска. Многие из них нарушают правила проживания и совершают административные правонарушения. В такой ситуации складывается специфическая, чаще всего криминальная среда обитания, со всеми проявлениями маргинальной, а главное, особой этнической субкультуры, объективно формируется резерв преступности иностранцев.
Иностранными гражданами и лицами без гражданства совершается в среднем ежегодно около 40 тыс. преступлений, в общем числе расследованных преступлений это составляет около 2%. По мнению специалистов, количественный рост преступности сопровождается ее качественными изменениями, организованностью, вооруженностью и устойчивыми связями с преступными элементами из иностранных государств (1).
Пространственная распространенность преступности иностранцев - выходцев из стран ближнего зарубежья разнообразна. Но наибольшей концентрации она достигает на территории Московского региона и Ленинградской области, на долю которых (вместе взятых) приходится почти 45% совершаемых преступлений (2).
Другой особенностью преступности иностранных граждан в России является объединение их, в силу ряда объективных причин (исторических, культурных, языковых и т. д.), в этнические организованные группы и преступные сообщества. Именно наличие диаспор служит стимулом новых массовых переселений.
Кроме перечисленных угроз национальной безопасности России следует учитывать влияние незаконной
миграции на изменение стабильных социальных характеристик регионов, сформированных в ходе естественных процессов жизнедеятельности.
В целом проблемы миграции выходят за рамки государства, носят транснациональный характер. Учет традиций, психологии и культуры разных народов, гуманизм в отношении соотечественников требуют от мирового сообщества регулирования вопросов миграции сообща, исходя из интересов всех и каждого конкретного человека, вне зависимости от его национальности. Использование международного опыта регулирования миграционных процессов стран с различными правовыми системами и традициями будет особенно полезно для совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФМС России.
Упрощая въезд для лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, западное общество в то же время усиливает иммиграционный контроль и борьбу с незаконной миграцией. Оно открывает двери тем, в ком заинтересовано, и одновременно усиливает меры защиты от тех, кто ему не нужен или угрожает безопасности. Для этого используются все методы, не противоречащие международному праву.
В целях повышения эффективности противодействия незаконной миграции необходим комплексный подход к решению проблемы. Лишь сочетание усиленного контроля за криминальными структурами, занимающимися ввозом и эксплуатацией людей, в совокупности с процессом выявления и уничтожения таких формирований, а также предупреждение, установление и пресечение потоков незаконных мигрантов может дать положительный результат. В решении этой задачи важную роль играют сотрудники ФМС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бышевский Ю. Ю. Миграция как криминологическая проблема. - Ставрополь, 2007.
2. Кочин А. А., Харламов В. С. О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации (нормативно-правовые документы) / под общ. ред. председателя Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга П. Б. Панкратова. - СПб., 2008.
3. ЛужковЮ. Миграция здравого смысла // Рос. газета. -2006. - 10 нояб.
4. Миграция в России (проблемы правового обеспечения). - Саратов, 2001.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ МВД РОССИИ В ПЕРИОД АТТЕСТАЦИИ
И. А. Жуков, М. Г. Мануйлов
В статье приведены результаты психодиагностической оценки профессионально важных качеств руководителей оВд среднего звена в период их аттестации с помощью метода экспертных оценок и психологических тестов.
Ключевые слова: психодиагностика, руководители, органы внутренних дел, экспертные оценки, аттестация, оценка.