Ю. Н. Буряк
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
Работа представлена Управлением ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
В статье рассматриваются основные положения педагогической теории и практики воспитательной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России. Отмечается, что совершенствование подготовки и деятельности сотрудников этой службы должно опираться на повышение роли педагогической, воспитательной составляющей их профессиональной подготовки и деятельности.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, профессиональная подготовка и деятельность сотрудников Федеральной миграционной службы России.
Yu. Buryak
PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE OF EDUCATIONAL ACTIVITY
OF EMPLOYEES IN THE FEDERAL MIGRATION SERVICE OF RUSSIA
The fundamentals of the pedagogical theory and practice of educational activity of employees in the Federal Migration Service of Russia are considered in the article. The author marks that perfection of training and activity of employees in this service should base on the increase of the role of pedagogical and educational component of their vocational training and activity.
Key words: educational work, vocational training and activity of employees in the Federal Migration Service of Russia.
В современных условиях развития российского государства, общества особую актуальность приобретает решение как в целом задач воспитания, так и непосредственно задач вос-
питания гражданственности, патриотизма, ответственности российских граждан. При этом необходимо повышение роли педагогических, гуманитарных технологий в профессиональ-
Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях сотрудник ФМС России имеет дело с людьми, которые в большинстве своем являются законопослушными гражданами России и других стран, и в работе сотрудников ФМС с ними не должно быть метода проб и ошибок, грубого, неквалифицированного влияния, силового давления, необдуманных действий, необоснованных и педагогически нецелесообразных методов, средств, форм и приемов. Работа сотрудника ФМС России с людьми требует основательной не только профессиональной, но и педагогической подготовки. Однако, как показывает анализ, требуемый уровень такой подготовки обеспечивается в настоящее время не в полной мере.
Материалы печати, проведенное исследование свидетельствуют, что в современных условиях происходит совершенствование деятельности ФМС России, направленное на повышение эффективности данной службы, решения стоящих перед ней задач [5]. Однако в ходе функционирования этой службы, ее сотрудников в недостаточной степени осуществляется воспитательная деятельность, решение задач воспитания граждан Российской Федерации, мигрантов, беженцев и переселенцев в духе уважения к законам и традициям нашей страны. Это обстоятельство также обусловливает необходимость постановки и решения научно-педагогической проблемы разработки и реализации педагогической теории и практики воспитательной деятельности сотрудников ФМС России.
В профессиональной деятельности сотрудников ФМС России требуется обеспечить уважительное отношения к тем, кто приезжает в Россию жить и работать, их воспитание в целях формирования гражданско-патриотиче-ского отношения к Российской Федерации, ее истории, традициям, достижениям, утверждение в сознании и чувствах граждан России, других стран, мигрантов, беженцев, переселенцев гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России и ее настоящему [3].
В современных условиях на ФМС России возложены весьма существенные для личности, общества и государства задачи, решение которых в той или иной степени связано с осуществлением воспитательной деятельности сотрудников данной службы:
• производство по делам о гражданстве Российской Федерации;
• осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации;
• оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания;
• осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
• разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
• исполнение законодательства по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев;
• осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации [6].
В результате проведенного автором педагогического исследования установлено, что в современных условиях возрастает значение воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, направленной на формирование таких духовно-нравственных ценностей, как гражданственность, приоритет общественно-государственных интересов, патриотизм, уважение, сохранение и развитие лучших традиций страны и государства, гуманизм и нравственность, социальная активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, изучение исторического прошлого России [4].
Приоритетным объектом совершенствования деятельности ФМС России является повышение эффективности профессиональной подготовки, образования ее сотрудников. При этом должны учитываться актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Соответственно, совершенствование подготовки сотрудников ФМС России должно предусматривать повышение духовно-нравственных требований к личности, формирование навыков и умений воспитательной деятельности.
Воспитательная деятельность сотрудников требует своего обоснования не только в виде педагогических рекомендаций, но и, что особо важно, в качестве ключевой обязанности сотрудников ФМС России, фактора совершенствования их профессиональной деятельности, повышения в целом эффективности функционирования ФМС России.
Воспитательная деятельность сотрудников ФМС России должна осуществляться с учетом необходимости поддержания баланса прав и обязанностей каждого человека (как гражданина России, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства), обеспечения конституционных прав и свобод гражданина и личности в их органическом единстве, со всеми взаимными правами, обязанностями и ограничениями.
Среди причин недостаточной эффективности воспитательной деятельности сотрудников ФМС России можно выделить: низкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лиц, сотрудников ФМС России; отсутствие системности в воспитательной деятельности сотрудников; недостаточное использование потенциала педагогики, нравственного, духовного потенциала нашего общества, народов России в организации воспитания, как граждан России, так и граждан других стран.
Кроме того, педагогические вопросы совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФМС России не нашли пока должного освещения в научной литературе и практически не исследованы, что в определенной степени может быть связано с тем, что указанная служба создана сравнитель-
но недавно и, кроме того, определенное время функционировала не самостоятельно, а в составе МВД России.
Особо следует отметить, что воспитательная деятельность сотрудников ФМС России вообще не была до сих пор выдвинута и обоснована в качестве отдельного, важного, современного направления развития ФМС России, придания этой службе современного облика, внедрения в ее деятельность современных гуманитарных технологий.
Для проведения воспитательной деятельности сотрудникам ФМС России необходимо уяснить, что же понимается под воспитанием, с учетом того, что воспитание традиционно понимают и как социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, как социализацию, вхождение человека в жизнь (в широком смысле) и как целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств [4]. Вместе с тем сотрудникам следует разъяснять, что такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущность как педагогического процесса, не полностью отвечает потребностям практики, эффективной воспитательной деятельности сотрудников ФМС России в современных условиях.
В условиях гуманизации общественной жизни все более активного применения гуманитарных технологий в деятельности различных специалистов, включая и сотрудников силовых ведомств, педагогический и управленческий термин «воздействие» ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми. В практике органов внутренних дел (куда входили ранее и структуры ФМС России) сложилось так, что под воздействием, как правило, понималось наказание, принуждение, давление и другие подобного рода средства. При этом недооценивалась позиция самого воспи-туемого как человека, личности, гражданина, его активная деятельная сторона. Соответственно, только воздействие сотрудников
ФМС России на граждан России и других лиц ограничивает их заинтересованное сотрудничество. Практические попытки преодолеть сложившееся положение дел привели к возникновению педагогических подходов субъект-субъектного воспитания и педагогики сотрудничества. С учетом этого воспитательная деятельность сотрудников ФМС России должна основываться прежде всего на субъект-субъектном взаимодействии, принципах педагогики сотрудничества, но при этом не исключать педагогического, служебного воздействия, вплоть до принуждения, однако ни в коем случае не ограничиваясь только им.
В педагогической теории и практике воспитания исторически сложилось так, что воспитание сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками, детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах, школах и (в какой-то степени) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступали профессионально педагогически подготовленные специалисты: учителя, педагоги, офицеры [3].
Вместе с тем в современных условиях, когда сама жизнь стала педагогически насыщенной и существенно влияющей на формирование человека в любом возрасте, мощным стало влияние средств массовой информации и технических средств, литературы и искусства, неформального общения и т. п., воспитанием как управляемым, целенаправленным процессом должны заниматься в целом государство, органы власти, общество, их институты и учреждения, включая, в том числе и ФМС России.
В воспитательной деятельности сотрудников ФМС России важно учитывать, что субъектом воспитания, совокупным воспитателем выступают не только собственно сами сотрудники ФМС России как воспитатели в традиционном понимании, но прежде всего общество, государство, их институты и учреждении.
Государственные и общественные институты и учреждения, одним из которых являются ФМС России, ее управления и подразделения, а также конкретные должностные лица
(начальники, специалисты и т. д.) на основе государственных и ведомственных целей разрабатывают и на практике реализуют воспитательный потенциал всех факторов и условий, влияющих на граждан России и других стран посредством их взаимодействия с сотрудниками ФМС России, с учетом особенностей организации, служебного предназначения, специализации, решаемых задач, места расположения и пребывания и других условий деятельности управлений и подразделений ФМС России.
На основе такого понимания воспитания обосновывается система воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, в которой каждый на своем участке решает специфические задачи, а вместе они охватывают все стороны этого сложного процесса. Сама жизнь наглядно подтверждает правильность и необходимость такого подхода к пониманию воспитания. Именно он находит сегодня все большее признание среди ученых и практиков. Достаточно сослаться на решения органов государственной власти Российской Федерации по патриотическому воспитанию [3].
Воспитание граждан России должно осуществляться как единый, всеобъемлющий процесс. И если этот процесс целенаправленный, профессионально организованный, включающий всех субъектов и учитывающий все условия и факторы воспитания, то это и есть педагогический процесс, а не стихийное формирование личности.
Такое понимание позволяет по-новому подойти к организации работы сотрудников ФМС России в целом и в любом конкретном подразделении. Основные различия в понимании воспитательной деятельности сотрудников ФМС России при этом сводятся к следующему. Целеустремленность в реализации воспитательных аспектов деятельности выступает альтернативой стихийности; воспитание определяется через деятельность как самое широкое понятие, отражающее любую активность сотрудников ФМС России как воспитателей, так и граждан, которые взаимодействуют с сотрудниками ФМС России.
Рассматривая формирование гражданина и патриота страны как цель воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, следует выделить основные задачи этой деятельности: приобщение человека к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности; мировоззренческая подготовка человека, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни и своей роли в жизни страны, государства, формирование общечеловеческих ценностей, народных норм морали; приобщение к культуре российского народа, общества, государства, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях; развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо российского общества и государства; воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека. Поэтому главным условием эффективности воспитания является правильная (в том числе в правовом отношении) организация жизнедеятельности человека, его участия в жизни общества, государства, создание условий для нравственного становления, нормальной жизни, общения, ощущения удовлетворенности от своей жизни в России. Это неразрывно связано с уважением и освоением языка, культуры, традиций, обычаев народа, общества, государства, в том числе в процессе субъект-субъектного педагогического взаимодействия сотрудников ФМС России с гражданами нашей страны и другими лицами.
В результате проведенного автором педагогического исследования установлено, что эффективность воспитательной деятельности сотрудников ФМС России возрастет при соблюдении следующих условий: придание воспитательной деятельности сотрудников ФМС России планомерного по организационным
формам и воспитательного по своим целям характера; обеспечение психолого-педагогической, служебной подготовки сотрудников ФМС России в вопросах педагогики, воспитания, общения, формирования гражданственности и патриотизма; осуществление должностными лицами ФМС России педагогического руководства самовоспитанием личности сотрудника, формированием его гражданской зрелости; закрепление у граждан России и граждан других стран, находящихся в сфере полномочий ФМС России, устойчивых формах государственно-патриотических чувств и форм поведения; применение педагогических технологий с использованием индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, при которых уровень педагогического (воспитательного) воздействия и взаимодействия сотрудников ФМС России будет способствовать гражданско-патриотическому и правовому воспитанию граждан России и других лиц; учет национальных, религиозных, региональных, других социальных и индивидуальных, психологических особенностей лиц, находящихся в сфере деятельности сотрудников ФМС России.
В целом для обеспечения безопасности личности, общества, российского государства необходимо учитывать влияние незаконной миграции на изменение стабильных социальных характеристик регионов, сформированных в ходе естественных процессов жизнедеятельности. При этом проблемы миграции выходят за рамки только одного государства и носят транснациональный характер. Учет традиций, психологии и культуры народов, гуманизм в отношении соотечественников требуют от разных стран регулировать вопросы миграции сообща, исходя из интересов всех и каждого конкретного человека вне зависимости от его национальности. Поэтому использование международного опыта регулирования миграционных процессов, подготовки и деятельности специалистов в этой сфере будет особенно полезно для совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФМС России и должно учитываться при разработке и реализации педагогической тео-
рии и практики воспитательной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России.
Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников Федеральной миграционной службы России становится более сложной. В ней повышается роль и ответственность человека, сотрудника, должностного лица этой службы. Причем с изменением всех сфер жизни общества
меняются сами люди. В этих условиях возрастает роль педагогики, воспитания, социальных и гуманитарных технологий. Более того, как показало проведенное педагогическое исследование, воспитательная деятельность должна становиться приоритетом для сотрудников ФМС России, влиять на эффективность и качество решения все более усложняющихся задач Федеральной миграционной службы России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бышевский Ю. Ю. Миграция как криминологическая проблема. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.
2. Вопросы федеральной миграционной службы. Указ Президента Российской Федерации (в ред. от 07.05.2005 № 516).
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006— 2010 годы».
4. Константинов С. А. Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся общеобразовательных школ. СПб., 2002.
5. Кочин А. А., Харламов В. С. О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации (нормативно-правовые документы) / под общ. ред. П. Б. Панкратова. СПб.: РПК Принт, 2008.
6. Федеральная миграционная программа. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 935.