является стремление к самостоятельному освоению музейного пространства. У подростков формируется осознанная потребность в самообразовании, расширении кругозора, повышении своей компетентности. Следует подчеркнуть, что одна из основных задач музея заключается в оказании помощи ребенку в осознании того, что культура - живой организм, живая форма, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Ребенку необходимо дать почувствовать естественность и закономерность культурных процессов, поэтому обучение, воспитание должны стать неотъемлемыми составляющими музейного урока, экскурсии, творческой мастерской, праздника.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в культурно-образовательной деятельности музеев заложен большой педагогический потенциал: они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств, нравственности личности, поликультурного сознания, воспитание личности способной к самовоспитанию и саморазвитию. Одновременно это важный вклад в обогащение духовной жизни, рациональную организацию досуга и культурного отдыха, Следовательно, музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваи-
вает культурные, эстетические, нравственные ценности, то есть получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.
Библиографический список
1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: научнопрактические рекомендации. - М.: НШТК, 1988. -134 с.
2. ГнедовскийМ.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. - М.: Наука, 1990. - 261 с.
3. Именнова Л. С. Социально-педагогическая
деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дис.....канд. пед. наук. - М.,
2004. - 213 с.
4. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. трудов. твор. лаб. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - М.: Брандес, 1997. - 119 с.
5. Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -СПб., 2000. - 23 с.
6. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности: Автореф. дис. . кан. пед. наук. - СПб., 1998. - 26 с.
7. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 183 с.
УДК 378
Шибалов Евгений Юрьевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-МОДЕЛИРУЮЩИХ ИГР КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования социально-моделирующей игры как средства социального воспитания студентов вуза, описаны выявленные педагогические условия, при которых социально-моделирующая игра становится средством социального воспитания студентов вуза.
Ключевые слова: социально-моделирующая игра, педагогические условия, игровое моделирование, педагогическое сопровождение.
На значение социальных и моделирующих игр в процессе социального воспитания учащейся молодежи обращали внимание такие педагоги как Н.П. Аникеева,
Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, М.В. Кларин, Б.В. Куприянов, В.Я. Платов, И.И. Фришман, А.С. Шмаков и другие. За достаточное длительное время появилось определенное количество теорий касаемых понимания сущности, потенци-
алов, видов и классификаций социальных (имитационных, ролевых, моделирующих) игр, которые используются в основном в воспитательной работе с подростками и старшеклассниками. На основе анализа трудов вышеуказанных авторов мы выделяем такую категорию социальных игр, как - социально-моделирующие. Основываясь на разработках костромской научной группы (В.М. Бейлин, Б.В. Куприянов, О.В. Миновская,
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Шибалов Е.Ю., 2011
А.Е. Подобин, О.Б. Скрябина и др.) можно утверждать, что социально-моделирующие игры, при соблюдении ряда педагогических условий могут стать эффективным средством социального воспитания студентов вуза.
На основании проведенного теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы нами выявлены условия, при которых социаль-но-моделирующая игра становится эффективным средством социального воспитания студентов в вузе. В качестве первого педагогического условия эффективности использования социально-моделирующей игры как средства социального воспитания студентов вуза было определено следующее положение: в пространстве социально-моделирующей игры воспроизводится поли-субъектное социальное взаимодействие социальных институтов на уровне экономических, общественно-политических, правовых, моральных отношений. Существенное отличие социаль-но-моделирующей игры от других видов игр заключается в масштабном комплексном моделировании (создание модели) социальных институтов и имитации ее участниками всевозможных вариантов социальных отношений между субъектами и их предметно-практических действий. Вслед за М.В. Клариным, под имитацией или имитационным моделированием мы понимаем «живое изображение основных черт реальности». Поэтому в основу социально-моделирующей игры должны быть положены социальные, политические, социокультурные, экономические и другие характеристики ситуации развития того или иного общества, социального пространства.
В процессе социального моделирования происходит отображение социальных отношений, обладающих одновременно рядом аспектов:
- функционально-ролевой (на уровне игровых ролей, статусов и предписаний, определенных разработкой игры);
- прагматически-деловой (ориентация на решение деловой задачи, с учетом особенностей других участников взаимодействия);
- социально-комуникативный (общение, нормированное игровым контекстом, сюжетом, фабулой игры).
Эффективность использования социально-моделирующей игры как средства социального воспитания студентов вуза обусловлена так же тем, что - пространство социально-моделиру-ющей игры длительное время создает для сту-
дентов совокупность актуальных побудителей игровой активности, вследствие открытости пространства игры, множественности стимулирующих воздействий, в условиях неравновесия ресурсного положения участников, возникновения критических точек развития игровых событий. Данное условие сформулировано на основе теории психологического поля (К. Левин), теории синергетических систем (В.А. Аршинов, Е.Н. Князева, С.В. Кульневич, С.П. Курдюмов, Л.И. Новикова, М.А. Таланчук).
Использование социально-моделирующей игры предполагает создание «поля конкурентного взаимодействия» (К. Левин), предполагающего осуществление разрядки и удовлетворения потребности, которое в свою очередь образует совокупность побудителей активности в игровом взаимодействии. К таким побудителям активности необходимо отнести:
Особое место в моделируемых социальных отношений занимают субъекты игры (игроки-одиночки, игровые группы и мастера игры); ценности, общепринятые участниками ролевой игры - ценности индивидуального успеха, субъектности, соглашения и его поиска, творческого решения задач взаимодействия; ресурсы, за обладание которыми и разворачивается конкуренция участников игры. С точки зрения конфликтологии объектами игрового конфликта выступают отдельные предметы (вещи), отношения, власть, статус и т.д. Разработка игры предусматривает выстраивание всей совокупности отношений вокруг объектов игровых конфликтов.
Как показывает опыт использования социаль-но-моделирующих игр, в ходе взаимодействия субъекты игры должны быть физически и нормативно локализованы (что заставляет их активно взаимодействовать, решая игровые задачи «здесь и сейчас»), ориентированы на получения ресурсов и обладать возможностями их присвоения.
Рассмотрение в современной педагогической литературе (С.В. Кульневич, Л.И. Новикова, М.А. Таланчук, Е.Е. Чепурных) основных характеристик синергетических систем позволяют нам выделить ряд особенностей конструирования со-циально-моделирующих игр на принципе самоорганизации. Во-первых, игровое пространство должно быть открытым, свободным для участия в процессах взаимодействия, что в свою очередь создает у участников ощущение социального творчества. Во-вторых, игровое взаимодействие
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
169
участников должно строиться на добровольных и самодеятельных началах. В-третьих, изначально смоделированное игровое пространство должно находиться в состоянии неравновесия (более высокое положение в обществе определенных групп, обладание редкими ресурсами, определенными возможностями). В-четвертых, необходимо создание определенного количества критических точек развития событий (бифуркаций), которые позволили бы продвигать и развивать игру.
Третьим педагогическим условием эффективности использования социально-моделирующей игры как средства социального воспитания студентов вуза определено осуществление педагогического сопровождения участия студентов в социально-моделирующей игре. Многоаспектному изучению процесса сопровождения уделяется большое внимание во многих современных отечественных исследованиях (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, А.А. Деркач, Е.А. Козырева, О.А. Коряковцева, М.И. Рожков, С.Г Рудко-ва, А.Л. Уманский).
Педагогическое сопровождение осуществляется на всех этапах участия студентов в социаль-но-моделирующей игре, реализуется в массовых, групповых и индивидуальных формах работы и реализует две группы функции:
- обеспечения успешного решения студентами задач игрового взаимодействия;
- обеспечение рефлексии студентом собственных ограничений в социальном взаимодействии, проектировании продуктивных способов преодоления выявленных ограничений, реализации индивидуального проекта в процессе соци-ально-моделирующей игры.
Осуществление двух аспектов педагогического сопровождения в организационно-методическом плане может быть выглядеть как выделение педагогов, специализирующихся на преимущественном содействии студентам в игровом взаимодействии (роль «педагога - тренера»), и педагогов главным образом занимающихся рефлексией, содействием в проектировании и реализации индивидуальных проектов (роль «педагога-консультанта»). Как свидетельствует опытно-экспериментальная работа, в случае реализацией педагогом обеих ролей в педагогическом сопровождении участия студентов в социально-моде-лирующей игре целесообразно разграничить место и время для двух принципиально важных режимов работы со студентом.
Соответственно, «педагог-тренер» обеспечивает успешное решение студентами задач игрового взаимодействия, а именно: во-первых, оказывает помощь студентам в разработке тактики и стратегии конкурентного взаимодействия, разработке приемов и способов достижения целей, в организации анализа игровой ситуации, прогнозирования, планирования, нахождения ресурсов для достижения собственных целей (так называемые «сумерки», Б.В. Куприянов, О.В. Ми-новская); во-вторых, оказывает индивидуальное консультирование по проблемам, возникающим непосредственно в ходе игрового конкурентного взаимодействия, обеспечение подростков в случае необходимости различными средствами достижения игровых целей и конкурентного взаимодействия, которыми на данный момент участник не обладает.
Осуществляя педагогическое сопровождение участия студентов в социально-моделирующей игре, «педагогу - консультанту» необходимо решить ряд следующих задач, которые вытекают из психологических особенностей, компонентов процесса социального воспитания:
- обеспечение включенности в игровое взаимодействие, увлечения студентов этой деятельностью;
- организация самопознания студента как субъекта социальных отношений, рефлексия собственных способностей и ограничений, определение зон личностного роста;
- оказание помощи в освоение студентом совокупности норм и правил социально-приемли-мого поведения, позволяющих эффективно решать задачи социального взаимодействия с различными субъектами социальных отношений;
- усвоение и интериоризация ряда основополагающих ценностей, обеспечивающих наибольшую эффективность взаимодействия с различными субъектами социальных отношений;
- актуализация для студента представления о ресурсах как значимом атрибуте субъектов взаимодействия и действия по привлечению, активизации и использовании ресурсов в игровом взаимодействии,
- ориентирование студента на преодоление собственных манипулятивных, формальных, примитивных реакций на игровые ситуации, так и на блокирование манипулятивных, формальных, примитивных воздействий других игроков.
170
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
Библиографический список
1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Арена, 1994.
2. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростка субъектности во взаимодействии: Монография / под ред. И.И. Фришман. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.
3. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. - М.: Владос, 2001.
4. Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра
как средство педагогического регулирования социальных ожиданий подростков: Дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 2002.
5. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса. // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - С. 322-329.
6. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - М., 1997.
УДК 796.01
Коршунова Ольга Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент,
Уразова Светлана Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент,
Харисова Лилия Мансуровна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье раскрываются особенности развития воспитательной системы факультета физической культуры, системообразующей основой которой является физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, воспитательная система, социокультурная среда, системообразующая деятельность, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.
Система воспитательной работы начала складываться на факультете физической культуры КГУ им. Н.А. Некрасова с момента его создания, т.е. более двадцати лет назад, когда были заложены традиции профессионального воспитания будущих специалистов сферы физической культуры и спорта. В последние годы в связи с серьезными трансформациями в системе высшего образования России, укреплением статуса воспитательной работы и разработкой целостной концепции воспитания в вузе (А.Р. Наумов, А.Е. Подобин, Н.М. Рассадин), накоплением и обновлением опыта воспитательной работы на ФФК, а также с приходом новых педагогических кадров сложились условия для создания на факультете гуманистической воспитательной системы [4; 5; 7]. Учитывая положения отечественной теории воспитательных
систем и пространств (В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), под воспитательной системой факультета мы понимаем интегрированную совокупность элементов -целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и обучающихся, а также влияний среды, преобразованной в соответствии с принятыми целями воспитания [1; 3; 6].
Воспитательная система в отличие от системы воспитательной работы имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, для воспитательной системы факультета цели профессионального воспитания являются приоритетными. Сегодня стратегическую цель (цель-миссию) факультета физической культуры можно представить в виде следующего положения: создание воспи-
© Коршунова О.С., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
Уразова С.Г.,
Харисова Л.М., 2011