студента, квалификацией и личностью преподавателя и т.д.).
Литература
1. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 29-37.
2. Габриелян К.Г, Ермолаев Б.В, Кута-теладзе И.О. Программно-методическое обеспечение преподавания основ здоровьесберегающих технологий в неспециализированном вузе // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 11. - С. 39-44.
3. Брехман И.И. Валеология - наука о здо-
ровье.- М., 1990.
А. ХУЗИАХМЕТОВ, профессор Казанский государственный педагогический университет
В год 60-летия победы в Великой Отечественной войне особенно ясно представляется, какой земной силой обладает духовно-нравственный феномен патриотизма. Мы получили еще один, возможно, уникальный повод обозреть историю мужества и трагедии советского народа, нашей Родины и попытаться проникнуться теми чувствами и мыслями, которые вели на патриотический подвиг миллионы наших соотечественников. Наша историческая память получила ощутимый заряд, столь необходимый в условиях очевидного духовного обнищания общества в реформенный период.
Российские социологи, опираясь на результаты своих исследований, поставили вопрос о кризисе патриотических чувств, сознания и поведения, своего рода «дефиците» патриотизма [1]. Положение стало настолько неблагоприятным, что 16 февраля 2001 г. Правительство РФ приняло государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». В очередном послании Федеральному Собранию РФ президент подчеркнул важность данной темы. Так что в ближайшее время этот вопрос не снимается с обсуждения. В опросе, проведенном Институтом социально-политических исследований РАН в июле 2004 г. (респонденты N=1627; экспертьШ=438), выяснялось мне-
Воспитать патриотов
ние россиян о том, что означает слово «патриотизм». На первое место среди ответов (62%), как и ожидалось, вышло наиболее распространенное значение — это любовь к Родине. Данный смысл давно закреплен в языке, зафиксирован в словаре В. Даля и прочно вошел в повседневную жизнь. Далее распределение мнений респондентов и экспертов выявило характерную логику. Указанное слово совпадает с«малой Родиной» — ближним социальным окружением: семьей, родными, близкими, родным городом, деревней. Таково ценностное ядро патриотизма в современной России. Национально-государственные и социально-политические смыслы ушли на задний план (5-9-е места). Любовь к национальной культуре, что также показательно, заняла 4-е место.
В каком контексте можно трактовать полученные данные? Исследователи считают, что в результате приватизационных и др. политических решений в обществе нарастал социальный антагонизм. Богатство и распоряжение им, управление материальными ресурсами, направленность социальной политики повлияли на массовое восприятие российского государства. По мнению респондентов, оно выражает и защищает интересы государственной бюрократии (за период с 2000 по 2004 гг. число сторонников этой точки зрения выросло с 44 до52%),
интересы богатых - соответственно с 46 до 50%. Понятно, при подобной ситуации ни о какой консолидированности социума не может быть и речи. Налицо его раскол. О каком доверии государству, какой любви к нему позволительно говорить?
Соответственно, понижается ценностная значимость патриотического сознания. Тут действительно можно вспомнить Л. Толстого, который в условиях обострения конфликта интересов охарактеризовал патриотизм в России как «ничтожное чувство» [2, с. 53-54]. При этом он говорил, по сути, об особенностях политических мотивов патриотизма — о рабочем народе, интересы которого совершенно независимы от государственных политических интересов, о проникновении идей социализма в народные массы, исчезающем патриотизме, удерживаемом только в высших классах, «которым он выгоден». Его мысль была беспощадно констатирующей: «В России, где патриотизм в виде любви и преданности к вере, царю и отечеству с необыкновенной напряженностью всеми находящимися в руках правительства орудиями: церкви, школы, печати и всякой торжественности прививается народу, русский рабочий человек — сто миллионов русского народа, несмотря на ту незаслуженную репутацию, которую ему сделали, народа особенно преданного своей вере, царю и отечеству, есть самый свободный от обмана патриотизма и от преданности вере, царю и отечеству. Веры своей, той православной, государственной, которой он будто бы так предан, он большей частью не знает, а как только узнает, бросает ее и становится рационалистом, т.е. принимает такую веру, на которую нападать и которую защищать нельзя ... отечества же своего, если не разуметь под этим свою деревню, волость, он или совершенно не знает, или, если знает, то не делает между ними и другими государствами никакого различия» [2, с. 54]. Что же, это авторитетное высказывание, на которое удобно многое число раз ссылаться. Но надо ли с этим безусловно соглашаться?
Патриотизм как комплексный ценностный феномен подвержен влиянию конкретно-исторического времени. При этом заметны и его взлеты и падения. Да, конечно, социальная компонента здесь играет весьма важную роль. Но нельзя забывать, что он тесно связан с вековой жизнью народов, национально-культурными традициями, преданиями, которые образуют корневище человека в этом мире, способствуют преодолению его экзистенциальной конечности, страха перед своими жизненными границами. Напомню также, что Толстой как «зеркало русской революции» для многих современников выступал фигурой нигилистской и даже анархической среды. Его бессменный оппонент Ф. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» пророчески показал коллизию толстовских идей и маргинальной бездуховности. В образах Ивана Карамазова и Смердякова просматривается драма последующей истории, в которой эти две половинки одного и того же ореха меняются местами: вторая занимает доминирующее положение и руководствуется в своих деяниях внушенным — все дозволено. Не случайно еще в годы Первой мировой войны бунтующий лакей стал синонимом пораженчества: смердяковщина олицетворяла не только низкое подобие нигилизма, но и пораженчество, антипатриотизм — умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе [3].
Мы подошли к главному в понимании патриотизма. Нельзя довольствоваться ситуативными, обыденными представлениями. Пресловутый «совок» в российской действительности присутствовал всегда. Но в лихие годины, когда отеческим корневищам угрожала явная опасность, он пробуждался и с удивительной мощью и самопожертвованием отстаивал свою «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Это ли не признак глубоко затаенной патриотической духовности?
По словам И.А. Ильина, «Родина есть духовная реальность» [4, с.205]. Не территория жительства, не геополитические ин-
тересы, как модно говорить сегодня, а в первую очередь духовный опыт открывает Родину. Он у людей многоразличен по строению и сложен, захватывает и сознание человека, и бессознательно-инстинктивную глубину души: «Одному говорит природа и искусство родной страны; другому - религиозная вера его народа; третьему — стихия национальной нравственности; четвертому — величие государственных судеб родного народа; пятому — энергия его благородной воли; шестому — свобода и глубина его мысли и т.д. Есть патриотизм, исходящий от семейного и родового чувства, с тем, чтобы отсюда покрыть всю ширину и глубину и энергию национального духа и национального бытия. Но есть патриотизм, исходящий от религиозного и нравственного облика родного народа, от его духовной красоты и гармонии с тем, чтобы отсюда покрыть все дисгармонии его духовного смятения» [4, с. 206]. С человеком, у которого нет такого опыта, нелегко вести разговор на эту тему. Соответственно патриотическое воспитание предполагает взращивание человека от уровня «инстинктивных» восприятий отеческой идентичности до уровня духовного проникновения в единство своего народа, его творческого гения. Это воспитание не имеет ничего общего с национальной гордыней, тщеславием, презрением к другим народам. Напротив, подлинный национализм, в основе которого одухотворенный патриотизм, духовное самоопределение человека, открыт для общения и коммуникации со всем человечеством, для всеединства.
Хочется поделиться, как в наше оскудевшее возможностями время можно малыми делами налаживать патриотическое воспитание, воссоздающее в стране единство не ради элит и правителей, а ради продолжения жизни, начатой прошлыми поколениями. Воспитание гражданина-патриота в Казанском государственном педагогическом университете охватывает несколько направлений.
Во-первых, работа музея по патриоти-
ческому воспитанию. По крупицам собирается и исследуется архивный материал, касающийся возникновения, становления и развития учительского, а затем - педагогического института. Студенты исторического факультета совместно с преподавателями активно участвуют в этом процессе, а результаты исследований публикуют в студенческих сборниках научных работ, «Музейном вестнике». В результате открываются ранее забытые факты, в которых прослеживается связь просветительской, учительской деятельности с прогрессивными, культурными изменениями в республике.
Второе направление деятельности КГПУ по гражданскому и патриотическому воспитанию - «Снежный десант», которому в 2003 году исполнилось 20 лет. Думается, что с образованием в университете студенческого самоуправления ряды этого удивительного поискового отряда пополнятся новыми бойцами. Ведь поисковики не только находят останки солдат и офицеров на полях боевых сражений, не только пополняют фонды музея - они служат примером настоящего патриотизма, уважения к героическому прошлому Родины, истинного милосердия.
Третье направление охватывает студентов через учебную и специальную внеучеб-ную деятельность. Цикл лекций на занятиях политологии, философии по проблемам политической системы государств, межнациональных и межконфессиональных отношений и т.п. помогает студентам правильно оценить ту или иную обстановку в стране, выбрать нужные приоритеты. Преподавателями КГПУ используются различные формы проведения внеучебных занятий: конкурс электорального эссе «Избирательное право и молодежь»; студенческое ток-шоу «Молодежь и выборы»; круглые столы по гражданско-патриотическому воспитанию; викторины «В мире политики»; диспут «Неформальные объединения молодежи»; конкурсы «Казань историко-педаго-гическая», «Колесо истории», тематические вечера на тему: «Мы - татарстанцы», «Моя
родословная», «Мой край родной: все памятно и все прекрасно»; дискуссии «Религиозное и светское обучение», «Семейные отношения и ислам»; клубы интернационального воспитания: друзей Испании, Китая, США, Германии, Франции и др. По результатам своей деятельности профессорско-преподавательский коллектив издает множество учебно-методических пособий, статей в журналах и сборниках.
Таким образом, можно говорить о создании в КГПУ основы системы гражданского и патриотического воспитания, направленной на формирование у студентов любви и уважения к своему университету, к своей Родине, чувства причастности к ее истории, судьбе, гордости за историческое прошлое, а также готовности и способности к социально-ответственной деятельности. Одной из самых важных задач является военно-патриотическое воспитание молодежи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины.
Патриотическое воспитание связано с формированием у молодежи национального самосознания, включая патриотические чувства и настроения. Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к прошлому своей страны, желание защищать свою родину от внешних и внутренних деструктивных воздействий, желание работать во имя процветания своего Отечества.
Комплексность патриотического воспитания обязывает привлекать к нему представителей различных социальных институтов и организаций: других вузов, ветеранских общественных организаций, представителей Вооруженных сил, органов управления молодежной политикой, видных деятелей науки и искусства и, конечно же, об-
щеобразовательных школ. Чем шире социальный фон контактов вуза, тем эффективнее можно строить воспитательно-патриотическую работу со студентами.
Нельзя не упомянуть специальную программу, которая в нашем проекте получила название «Будущий учитель - носитель идей патриотизма». Ее развитие связано с осуществлением преемственности времен, выражающейся в триаде «прошлое - настоящее - будущее». Линия «прошлого» страны прекрасно отразилась в деятельности студенческого отряда «Снежный десант», бережно и активно несущего эстафету памяти о Великой Отечественной войне. Сюда можно отнести участие студентов в концертных программах на площадках города в честь празднования 60-летия победы; подготовку студенческих публикаций в газете «Педагог» на материале живых бесед с ветеранами войны и труда вуза; создание постоянных групп помощи студентов, которые окружают заботой участников ВОВ. Линия «настоящего» в патриотическом воспитании студенчества педвуза на основе его самодеятельности состоит в реализации задач окружения заботой детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, формировании активной гражданской позиции, развитии стремления к максимально возможному творческому самоосуществлению.
Высшая школа — это прежде всего «кузница» творческих талантов, место воспитания уважения к науке и исследовательской деятельности. Обществу, стремящемуся сделать прорыв к достойному существованию на цивилизационной основе, нужны специалисты с мобильным профессионально-творческим мышлением. Это требует от студентов самоотдачи в учебном труде и любви к самому процессу познания. Такие формы деятельности, как студенческое научное общество, участие студентов в межвузовских, всероссийских, международных творческих конкурсах, является благодатной почвой для формирования творческой направленности личности будущего педагога.
Линия «будущего» в программе патриотического воспитания на основе студенческой инициативы связывается с непосредственной подготовкой студентов-педагогов к миссии проводников ценностей патриотизма в их учительском предназначении. Основное звено здесь — общеобразовательная школа.
Значительное воспитательное воздействие на студентов способно оказать изучение ярких страниц общественно-педагогического движения конца 50-60-х гг. XIX в. в России, развития общественно-педагогической инициативы и творчества, которые во многом определили характер школьных реформ 60-70-х гг. Особой страницей в истории отечественного образования конца XIX - начала ХХ вв. является гуманистическое педагогическое творчество целой плеяды выдающихся философов и педагогов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лос-ского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, С.Л. Франка и др. Знакомство с ним может оказать неизгладимое впечатление на будущих учителей как прикосновение к животворному источнику педагогической гуманности и мудрости, сокровищнице человеческого разума и духовности.
Особая воспитательная роль, на наш взгляд, принадлежит местному краеведческому историко-педагогическому материалу, связанному, в частности, с созданием Казанской гимназии и университета, превращением Казани в крупнейший научно-педагогический центр для всего востока России вплоть до Тихого океана. Важно ориентировать студентов на продолжение славных традиций казанского образования.
Тесное знакомство студентов с истори-
ей воспитания и образования татарского народа и его исторических предков призвано сформировать у них устойчивое представление о высоком культурном уровне татар до революции, начиная с периода Волжской Булгарии, о гуманистическом характере татарской народной педагогики. Перед студентами ярко предстает роль выдающихся татарских педагогов-просветителей, таких как Хусаин Фаизханов, Миргали Махмудов, Шабхазгирей Ахмеров, Каюм Насы-ри и многих других, в распространении научных знаний и образованности среди татар, в развитии родного языка, национальной литературы и культуры, в сближении с передовой русской культурой и образованием. Важно подчеркнуть отношения братского сотрудничества и взаимопомощи, сложившиеся на протяжении многих десятилетий между татарскими и русскими педагогами.
И в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в патриотическом воспитании важны не формальные мероприятия, а гражданская инициатива, заинтересованное взаимное общение, коллективность в подлинном смысле слова.
Литература
1. Россия: Центр и регионы. Вып. 14. — М.:
РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - С. 37-47.
2. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. - М., 1956. - Т.39.
3. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Вехи. Из Глубины. - М., 1991. -С. 274.
4. Ильин И.А. Сочинения в 2-х т. Религи-
озная философия. Т. 2. - М., 1994.