Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание: словом, делом, примером?'

Патриотическое воспитание: словом, делом, примером? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИНА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / MOTHERLAND / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / MORAL VALUES / A STUDENT / CITIZENSHIP / METHODS OF EDUCATION / FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барбашева Людмила Юрьевна

В статье рассматривается смысловая трансформация понятия Родина. Анализируются условия формирования нравственных ценностей. Автор апеллирует к опыту организации патриотического воспитания в Иркутском филиале ФГБОУ ВО «Московского государственного технического университета гражданской авиации». Рассмотрены разнообразные по форме и содержанию учебно-воспитательные мероприятия, на основе которых формируются и развиваются патриотические чувства студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS PATRIOTIC EDUCATION BY WORDS, ACTIONS AND EXAMPLES?

The semantic transformation of the concept of Motherland is discussed in the article. The conditions of moral values formation are analyzed. The author appeals to the experience of the patriotic education organization in Irkutsk branch of Moscow state technical University of civil aviation. The author considers educational activities varied in form and content on which patriotic feelings of the students are built and developed.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание: словом, делом, примером?»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (13). Июнь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.017.4 ББК 74.58 Б246

Л. Ю. Барбашева Иркутск, Россия

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: СЛОВОМ, ДЕЛОМ, ПРИМЕРОМ?

В статье рассматривается смысловая трансформация понятия Родина. Анализируются условия формирования нравственных ценностей. Автор апеллирует к опыту организации патриотического воспитания в Иркутском филиале ФГБОУ ВО «Московского государственного технического университета гражданской авиации». Рассмотрены разнообразные по форме и содержанию учебно-воспитательные мероприятия, на основе которых формируются и развиваются патриотические чувства студентов.

Ключевые слова: Родина, патриотическое воспитание, патриотизм, нравственные ценности, студент, гражданская позиция, методы воспитания, формы воспитания,

L. Yu. Barbasheva Irkutsk, Russia

IS PATRIOTIC EDUCATION BY WORDS, ACTIONS AND EXAMPLES?

The semantic transformation of the concept of Motherland is discussed in the article. The conditions of moral values formation are analyzed. The author appeals to the experience of the patriotic education organization in Irkutsk branch of Moscow state technical University of civil aviation. The author considers educational activities varied in form and content on which patriotic feelings of the students are built and developed.

Keywords: Motherland, patriotic education, patriotism, moral values, a student, citizenship, methods of education, forms of education.

© Барбашева Л. Ю., 2017

Наше общество вновь многое переоценивает и, соответственно, попытки по-новому взглянуть на кажущиеся ординарными вопросы патриотического воспитания могут заинтересовать педагогов-практиков. Для нас важны методологический и методический подходы с набором современных работающих средств и методов, но и не менее важно понимание: «С кем сегодня мы работаем? Какие они, современные студенты?» Не скрою, предпочитаю иметь дело с любознательными, а не любопытствующими, хотя еще О. Генри заметил, что в мире присутствует целое племя, которое состоит только из глаз и средств передвижения. Формирование у студентов гражданской позиции, нравственных ориентиров и критического мышления восприятия, как современной политической реальности, так и исторического прошлого, сейчас актуально как никогда. Именно эту цель рассматриваю как первостепенную, так как они будут не только для себя знакомиться с культурным контекстом, объяснять мир, но и участвовать в его изменении. Для этого моим студентам потребуется высокий уровень «любви к знанию» - научности, но мы же понимаем, что этого недостаточно. Необходимо дать путеводную нить для самостоятельного поиска и движения «любви к Родине». Размышляя о современном состоянии понятия патриотизма, я не пытаюсь объяснить необъятное и осветить все «закутки» этого многомерного чувства, лежащего в эмоциональной сфере, а значит, говорить о «системотворчестве» при многообразных воззрениях на мир и человека достаточно проблематично. Поэтому для себя обозначила некоторое проблемное поле, требующее серьезного, вдумчивого и глубокого осмысления: рассмотреть нравственные ценности (и патриотизм, в частности) глазами студентов, каким смысловым содержанием они наполняют понятие Родина и какие чувства возникают у молодежи. Это необходимо для решения вполне конкретной задачи: воспитание нравственной личности через механизм придания общественно-значимой морали личностного смысла. А нравственная неустойчивость граждан является следствием чего? Может ли современная педагогика и теория воспитания ответить на вызовы времени, и какими средствами предлагает разрешить задачу патриотического воспитания?

Педагоги высшей школы не могут пойти естественным путём и проследить нравственное и этическое становление студента как социального объекта. Мы можем констатировать наличие или отсутствие нравственных суждений по тем или иным формам поведения, а следовательно, нивелировать возможный дисбаланс между поведением человека в своих интересах и интересах общества. Прежде чем выработать эффективные средства воздействия на содержание, направленность, глубину понятия «патриотизм», в процессе воспитательного взаимодействия необходимо определить важнейшие характеристики студента как личности.

Итак, в Иркутском филиале ФГБОУ ВО «МГТУ ГА» был проведен мониторинг профессионально-ценностных ориентаций студентов. Представлены результаты анкетирования студентов 1-2 курсов очной формы обучения (набор 2014, 2015 годов) всех направлений (специальностей) укрупненной группы подготовки 160000 «Авиационная и ракетно-техническая техника». Всего в исследовании приняли участие 123 респондента, что составляет 79% от общего количества обучающихся студентов на 1-2 курсах ОФО, что определяет уровень репрезентативности как достаточно высокий. Студентам было предложено выбрать из представленных 24 ценностных ориентаций только 10 наиболее важных. Рейтинг ценностных ориентаций студентов 1 курса распределился следующим образом: на первом месте - семья 98%, далее - образование (80%), любовь (79%), друзья (74%), честь (66%), совесть, здоровье (54%), материальная обеспеченность (53%). И лишь на восьмом месте - Родина (52%). На втором курсе выбор ценностных ориентаций изменяется незначительно: на первом месте - семья 60,5%, далее - любовь, честь (37%), интересная работа (34%), образование (30%), друзья (29%), здоровье (26%), и лишь на седьмом месте - Родина (25%). Приведенные цифры наглядно демонстрируют, что моральные нормы и моральный самоконтроль, определяющие характер поведения, становятся личностно значимыми у значительной части студентов, но понятие Родины даже не в пятерке приоритетных.

Мы решили сравнить результаты опроса студентов со школьниками профильных классов, рассматривая их как студентов нашего вуза в перспективе. В анкетировании приняли участие 48 обучающихся 10-11 классов МАОУ г. Иркутска «Центр образования № 47» и МАОУ «Лицей № 2 им. Н. М. Янгеля» г. Ангарска, посещающих профильные классы, организованные при Иркутском филиале ФГБОУ ВО «МГТУ ГА» на базе кафедры летательных аппаратов и двигателей и на базе кафедры авиационного радиоэлектронного оборудования. Опыт организации работы профильных классов представлен на международной научно-практической конференции НИИ педагогики и психологии «Формирование нравственно-устойчивой личности: условия, технологии, опыт практических решений» [Барбашева, 2015]. Исследуя особенности целеполагания и жизненные ценности обучающихся в профильном классе, удалось ранжировать по степени значимости качества, которые следует формировать у учащихся, чтобы им легче жилось: широкий кругозор, разносторонние знания (60%), культуру поведения (54%), общительность (52%), предприимчивость, инициативность (44%), практичность, расчетливость, экономность (42%), честность, порядочность (38%), смелость, уверенность (6%), привязанность к родителям, семье, Родине (4%), милосердие, сердечность (2%). Был задан вопрос: «С Вашей точки зрения, какие слагаемые определяют жизненный успех?» Получены следующие варианты ответов: крепкое здоровье (58%), уверенность в себе (56%), физическое и духовное самосовершенствование (50%), профессиональное мастерство, трудовые достижения (46%), наличие хороших друзей (42%).

Буду крайне осторожна в оценке сегодняшнего состояния воспитательной и патриотической работы в школе, хотя бы потому, что это не является темой моего исследования. Опросы позволяют наметить сложности в рефлексии школьниками и студентами понятий Родина, служение, честь, долг, обязанности. Некоторые из опрошенных затруднялись наполнить содержанием понятие «патриотизм», определить предмет гордости, затруднялись понимать жертвенность как подчинение интересам Отечества своих личных интересов. Часть студентов живут идеалом - «где хорошо, там и отечество», т. е. руководствуются установ-

кой - жить только «хлебом единым». В моем понимании такие оценочные суждения можно характеризовать не как антипатриотизм, а скорее, как патриотический индифферентизм [Типы и формы патриотизма. URL: http://studepedia.org/mdex.php?vol=1&post=59564], что означает безразличное, равнодушное отношение к Родине или даже вообще отсутствие определенного отношения к ней, забвение Родины - ее исчезновение из поля предметов возможного внимания. О наметившейся опасной тенденции предупреждала Наталья Нарочницкая еще в 1998 году в выступлении на V конгрессе «Cultura Europea» [Нарочницкая, 2012].

Мне могут возразить: разве чувство любви и любви к Родине можно строго обосновывать, доказывать фактами. Допускаю, что выбор в пользу служения идеалам может быть сделан человеком интуитивно, но только, на мой взгляд, через осознание себя причастным к великому, через знакомство с блистательными страницами русской истории. Именно через ощущение сопричастности к грандиозным проектам усиливается собственная значимость. Вынуждена признать, что сегодня с формулированием государственных сверхзадач и гигантских проектов достаточно проблематично, и поэтому славная история русского оружия, русского воинства, наследие русской классической литературы актуально как никогда. Ведь классическая русская литература поднимает философские вопросы, формулирует мировоззренческие проблемы, создает собственный глубокий духовный мир, блестяще наполняет смыслом и понятие Родина, и чувство любви к ней. Приведу лишь несколько стихотворений известных авторов.

Александр Сергеевич Пушкин: Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу, Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них покоится от века, По воле Бога самого,

Залог величья человека,

Самостояние его.

Стихотворение М. Волошина «Россия (1915 год)» заканчивается такими строками: «Сильна ты нездешней мерой, нездешней страстью чиста, неутолен-ною верой твои запеклись уста. Дай слов за тебя молиться, понять твое бытие, твоей тоске причаститься, сгореть во имя твое».

Читаем у Сергея Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу:

«Не надо рая, дайте родину мою».

Образ России как миротворца в стихотворении А. Блока «Скифы»: «Для вас - века, для нас - единый час. Мы, как послушные холопы. Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы!»

Согласитесь, что даже не отказ, а подчинение своих интересов интересам Отечества - это некое напряжение сил, борьба социальной сущности человека, противопоставление и единство общественного и личного интереса. Именно эта борьба рождает понятия: морального добра и зла, социальной сплоченности, дисциплинированности, взаимоподдержки. Именно патриотизм обеспечивает сопротивляемость разрушительным внешним факторам. «...более важным был старомодный патриотизм. Родине-матери угрожала опасность и солдаты и гражданские лица, мужчины и женщины, и даже дети, сплотились на её защиту, началось то, что быстро получило название «Великая Отечественная война» [Джонс Майкл, 2011].

Разум, действие которого направлено на спасение индивида, побеждается нравственными качествами, способствующими сохранению общества. Смелость, героизм, жертвенность становятся ареной глубоких внутренних переживаний всех членов общества и каждого в отдельности. Заметим, что опрошенные студенты и школьники даже на теоретическом уровне не совсем готовы к такой наполненной внутренней борьбе.

Итак, проблему насыщения современного обучения патриотическим воспитанием рассматриваю как проблему многоуровневую. Первый уровень - макроуровень (создание устойчивых патриотических настроений в обществе как государственная задача). Стоит вспомнить Столыпина: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» [Столыпин П. А. Государственная Дума. Стенографический отчет. Сессия II, заседание 36, 10, V, 1907 г.] Стоит признать, что отказ от советской идеологии, переход к обществу с либеральными ценностями привел к эрозии общественной морали и чувства патриотизма, понизил уровень духовности. На государственном уровне необходимо сформулировать запрос на воспитание гражданина-патриота, несмотря на де-идеологизацию общества, закрепленную в Конституции. Это становится жизненно необходимо потому, что «только на основе патриотизма и веры в свою страну может быть выстроен национальный успех» [Пушков, 2016]. Ростислав Ищенко в статье «Просвещение и патриотизм» [Ищенко, 2016] говорит о необходимости диалога партийно-политических структур власти с идеологизированными патриотическими силами, о причастности к этим процессам СМИ. Кстати, к некоторым публикациям в СМИ хотелось бы привлечь внимание. Например, о формах патриотического воспитания публикуются статьи в журнале «Огонек» [Патриотом быть обязан, 2016, URL: http://www.kommersant.ru/doc/2963389; Скрепы с перегибами, 2013, URL: http://www.kommersant.ru/Doc/2343079; Биология патриотизма, 2015, URL: http://www.kommersant.ru/Doc/2683640]. И материал подбирается, и проблема обсуждается, и аргументы обосновываются, только в деталях проскальзывают язвительные нотки. Такие статьи не затронут в душе струны, которые запоют песню любви о Родине. А вот еще пример. В профессиональном журнале «Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование» публикуется статья Першиной Ю. В. «Воспитание толерантности педагогов в системе дополнительного профессионального образования на основе изучения

истории германского нацизма» [Першина, 2015, URL: http : //www.apkpro .ru/doc/j ornal 2/№2,%202015. pdf/1. В статье предлагается разработка учебного занятия (проблемной лекции), посвящённой изучению идеологии германского нацизма. Автор активно использует характеристику толерантности, данной М. П. Мчедловым, а именно, «толерантная культура гражданина, свободное исповедание свободно избранных взглядов предполагают лояльное отношение к подобному выбору других. При этом толерантность не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, аморально и преступно мириться со всеми проявлениями человеконенавистнической идеологии и морали». Автор обосновывает актуальность темы занятия, формулирует проблемный вопрос лекции, проводит актуализацию знаний. Только вот мысль уже работает над усечённым, «свёрнутым» названием статьи - воспитание толерантности на основе изучения истории германского нацизма. Толерантность -это допущение мнения другого. Так что же я должна допустить? Привлечение модных терминов, размытие содержательного наполнения понятийного аппарата для меня не что иное, как словесная эквилибристика, способствующая деформации «культурного ядра» [Русь имеет столь древнюю историю, что с ней не сравнится ни одна страна, ни один народ, URL: http://soldatru.ru/art/art/art91 .php]. И еще одно методическое уточнение. Итог занятия подводится в форме синквейна. Хотелось бы поинтересоваться у автора: разве эта форма работы развивает аналитические способности обучающихся, или может быть развивает интеллектуальную культуру или грамотную научную речь, наполненную ярчайшими выразительными приемами?

Второй уровень проблемы - методический уровень. Он характеризуется наличием (или отсутствием) учебников и методических рекомендаций по патриотическому воспитанию, разработанных с учетом региональных особенностей.

Третий уровень - исполнительский. Он характеризуется общим квалификационным уровнем преподавательского корпуса школ и вузов [Ищенко, 2016]. Действительно, именно преподавателю придется решать: как в живой и доступ-

ной форме работать с понятиями, в том числе, понимаемыми интуитивно, как организовать работу, направленную на формирование нравственных ценностей и чувства патриотизма?

В Иркутском филиале ФГБОУ ВО «МГТУ ГА» выстроена система патриотического воспитания, включающая нормативно-правовую базу, методическое обеспечение, воспитательную, образовательную и просветительскую деятельность.

Нормативно-правовой уровень задает целевую установку, поскольку, «для корабля, который не знает, в какую гавань плыть, никогда не бывает попутного ветра».

Воспитательная, образовательная и просветительская деятельности выстраиваются как комплекс мероприятий, создающих особую атмосферу, где «обретение Родины есть личностный акт духовного самоопределения» (Иван Ильин).

Иван Ильин писал: «Для того чтобы найти свою родину и слиться с нею чувством, и волею, и жизнью, необходимо жить духом и беречь его в себе; и, далее, необходимо осуществить в себе патриотическое самосознание или хотя бы верно «почувствовать» себя и свой народ в духе. Надо верно ощутить свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в силах и средствах этой последней, т. е., например, принять русский язык, русскую историю, русское государство, русскую песню, русское правосознание, русское историческое миросозерцание и т. д. как свои собственные. Это и значит установить между собою и своим народом подобие, общение, взаимодействие и общность в духе; признать, что творцы и создания его духовной культуры суть мои вожди и мои достижения. Мой путь к духу есть путь моей родины; ее восхождение к духу и Богу есть мое восхождение. Ибо я тождествен с нею и неотрывен от нее в духовной жизни» [Ильин, URL: http : //soldatru. ru/art/art/art 136. php].

Все начинается с малого. В понимании студентами сути национального духа важен акт духовного самоопределения педагога, важен личный пример, где любовь к Родине должна быть нами, педагогами, духовно оправдана и обосно-

вана словом и делом. Чтобы вызвать у студентов любовь к Родине, необходимо дать испытать то, что оно действительно «мое Отечество», а значит история страны для обучающегося не череда дат и событий, а история подвигов. «Прояснением настоящего и примером будущего» называл историю Карамзин, а значит, студентов необходимо учить думать, анализировать, делать выводы. Именно такой подход - история как моральный навигатор, задающий стандарт должного - в преподавании отечественной истории практикует кандидат исторических наук, доцент Астраханцев О. Н. История страны, история отечественной авиации, история русской армии, как история государственного служения, рассматриваются педагогом (в том числе и в силу научных интересов) [Астраханцев, 2009, 2013, 2014 и др.] как военный и интеллектуальный подвиги, сопряженные с жертвенностью во имя других. История нашей страны, по мнению Олега Николаевича, - это история Поступков, ставших выражением морального добра, результатом победы душевных сил [Астраханцев, 2014]. Именно через поступок намечается путь к личности, путь к добру, к формированию собственной духовности. Цикл лекций по истории русской воинской славы знакомит студентов с формированием личностных качеств офицерского корпуса [Астраханцев, 2013, 2014]. К ним отнесем, в первую очередь: совесть, честь, служение Отечеству. Прапорщик Зощенко так выразил свое отношение к воинскому долгу: «Осенью 1914 года началась Мировая война, и я, бросив университет, ушел в армию, чтобы на фронте с достоинством умереть за свою страну, за свою Родину» [К 100-летию начала Первой мировой войны, 2014, URL: http://www.postkomsg.com/100 years/198886/].

Очень важно, что Астраханцев О. Н. стремится сосредоточить внимание студентов на вкладе офицеров в отечественную культуру [Астраханцев, 2013, 2014], создавшую яркие образы патриотических чувств, силы и достоинства человеческого характера. Державин, Даль, Лермонтов, Толстой, Гумилев, Вишневский, Фурманов, Симонов, Эренбург, Шолохов, Твардовский, Астафьев, Быков, Бондарев, Стаднюк, Алябьев, Львов, Чернецкий, Кюи, Александров, Римский-Корсаков, Мусоргский, Скрябин - столпы и цвет нашей литературы и

музыкальной культуры, посвятившие себя служению Отечеству в армии. «... но именно армия испокон веков была носительницей и хранительницей истинного патриотизма, гордости за принадлежность к великой и единой России. Потеряв эти чувства, мы неизбежно потеряем свое историческое лицо.

Конечно, вырастить труса, надеющегося, что ему не придется воевать, испытывать какие-то трудности и лишения, легче, чем воспитать воина и гражданина. Мне думается, что безоглядный пацифизм наносит нашему обществу непоправимый ущерб» - говорил в интервью Лев Гумилёв [Интервью Льва Гумилёва. Всем нам завещана Россия, URL: http://www.patriotica.ru/religion/gumilev int2.html].

Уровень эффективности и результативности воспитательных воздействий достигается совокупностью условий и разносторонним обеспечением. Лекционные курсы Астраханцева О. Н., яркие по содержанию (смысловой композиции) и вербально выразительные, помогают студентам ощутить необходимость осмысления исторической ситуации - это и есть первый уровень обретения Родины (по Ильину). На втором уровне обретения Родины человек начинает испытать чувство долга, чести, признательности.

Думаю, что в современном ложном информационном потоке, когда переписывается история нашей страны, именно этот уровень приобретет первостепенное значение. Не зря ведь говорят, что историю пишут победители, а вот удел побежденных - пытаться историю переписать. Тематические вечера «Великие соотечественники», проводимые неформальным творческим объединением «Физики и Лирики» под руководством Астраханцева Олега Николаевича (кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-политических дисциплин ИФ МГТУ ГА) и Хазанова Дмитрия Владимировича (кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-научных дисциплин ИФ МГТУ ГА) решают как стратегические, так и тактические задачи воспитательного воздействия. Во-первых, расширяют эрудицию, кругозор, как непосредственных участников, так и слушателей. Во-вторых, обогащают эмоциями, передаваемыми выступающими, вызывают у

зрителей собственные переживания. Такая красота переживаний создает, может быть, тот первый духовный опыт, который станет критерием приобщения к Отечеству, потому что, и это, в-третьих, задается четкая система жизненных координат: Родина, профессия, дружба. Астраханцеву О. Н. и Хазанову Д. В. удается патриотические чувства и мировоззрение увязать с другими позитивными личностными чертами и качествами обучающихся. Это именно те шаги, которые позволят студентам отождествить себя как субъекта с предметом любви - Россией. Мы, страна великой литературы, театра и поэзии, крупной режиссуры, которая осмысливает, а не шокирует. Проект «Великие соотечественники» закладывает уважение к авторитету, уважение к мысли, к труду, к таланту, ко всему, что дает высшее значение человеку, поэтому тематические встречи «Физиков и Лириков» высокоинтеллектуальные мероприятия, предлагающие студентам думать, поскольку патриотизм должен быть умным и тонким. Мы связаны общим прошлым: одна Победа в великой и страшной войне, полет Гагарина - наша общая гордость, мы объединены общей судьбой, трудом и подвигом предков - понимание этого и есть шаги к духовному самоопределению (по Ильину).

И еще одна форма воспитательной работы, апробированная в ИФ МГТУ ГА и подтверждающая, что патриотическим воспитанием надо заниматься на живых примерах, которые противодействуют фальсификации и дискредитации исторических фактов, событий, участников. Здесь стоит вспомнить слова В. О. Ключевского о том, что «если история способна научить чему-нибудь, то, прежде всего, осознанию себя самих, ясному взгляду на прошлое». Поэтому любая фальсификация истории, в конечном счете, ведет к фальсификации настоящего, со всеми вытекающими отсюда последствиями для общества и его граждан. В 2016 году Иркутский филиал МГТУ ГА проводил IX студенческую научно-практическую конференцию по теме: «Общество и личность: современные тенденции и исторический подход», посвященную 70-летию обвинительного приговора Нюрнбергского процесса, 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны. На конференции присутствовали учащиеся и студенты

из 26 образовательных организаций Иркутской области: Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Шелехова, Байкальска, Иркутского и Усольского районов, в том числе: из 17 общеобразовательных организаций, 5 образовательных организаций среднего профессионального образования Иркутской области и 4-х образовательных организаций высшего профессионального образования. Цель столь масштабного мероприятия - воспитание человека, который считает себя духовно обязанным Отечеству, осознает свое единство с ним через мыслительные конструкции: жизнь обретает смысл, история - важность, Россия - ценность. Представленные темы исследовательских работ обучающихся демонстрировали желание узнать и/или вспомнить примеры мужественного сопротивления народов СССР фашистской агрессии, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности поколений - поколений-победителей. Научно-практической студенческой конференции путем таких выразительных приемов, как: текст, динамика, эстетика, эмоциональная яркость - удалось сконцентрироваться на проблеме преемственности патриотического воспитания школьников и студентов. Считаю, что такие массовые и масштабные мероприятия должны воспитывать как раз не толерантность, а вырабатывать национальный иммунитет как возможность сопротивляться фальсификации истории нашей страны, всему тому, что может разрушить нас, нашу семью, наше общество и государство.

Чувство патриотизма многомерно. «Духовный опыт у людей сложен и по строению своему многоразличен; он захватывает и сознание человека, и бессознательно-инстинктивную глубину души: одному говорит природа или искусство родной страны; другому - религиозная вера его народа; третьему - стихия национальной нравственности; четвертому - величие государственных судеб родного народа; пятому - энергия его благородной воли; шестому - свобода и глубина его мысли и т. д.» [Ильин И. А. О Родине. 2. Обретение Родины, URL: http : //soldatru.ru/art/art/art 136. php].

Для меня патриотизм имеет онтологическую весомость, подтверждённую самоуважением и уважением к другим людям, профессиональными качествами

и личными способностями, сознанием, что живешь в стране с многовековой культурой, способной к созиданию. Именно о такой грани патриотизма писал Петр Струве: «Мы живо любим нашу родину и наш народ. Мы не знаем и не хотим знать, почему и зачем, мы любим без цели, мы отдаемся этому то спокойному, то жгучему и бурному чувству без всякой задней мысли, как о том с неподражаемой силой и искренностью поведал великий поэт в своем чудесном стихотворении. Но мы чувствуем и знаем, как мы любим это дорогое нам, живое и в то же время несравнимое и несоизмеримое ни с чем живым, существо. Мы любим родину, как дитя любит мать. Прекрасное сравнение! Оно у всех на устах, всем сродни. Но родина нам не только мать. Она в такой же мере - наше дитя. Мы в сознательной и бессознательной жизни, духовно и материально, одно поколение за другим, творим и растим нашу родину. Своею кровью и мышцами мы питаем ее тело, своими стремлениями и помыслами мы напояем ее душу. Мы творим ее живую и вечно меняющуюся ткань. В разной мере, но все без исключения, мы повинны этой творческой работе. Все это не пустая игра слов и не мистические бредни. В нашем отношении к родине сливаются две стихии - созидающая и дающая, охраняющая и воспринимающая, пророчество и воспоминание».1 Патриот - это тот, кто работает каждый день на своем месте не только для себя, тот, кто делает свою страну. В. А. Сухомлинский подчеркивал: «патриотизм - чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрёстках. Лучше - молча трудись во имя её блага и могущества» [Цитаты и афоризмы, URL: http://quote-citation.com/aphorism/18237].

Итак, патриотизм - это не лубочное самовосхваление, это привитый вкус к глубокой самомотивации, ответственности за собственную судьбу, влияющую на родных и близких, к глубокой внутренней работе и через вопрос «как жить?» ответ на вопрос «зачем жить?». Воспитание такой особой ответственности, такого созидательного патриотизма у своих учеников по силам только педагогу-профессионалу, человеку с «поющим сердцем» (И. Ильин). Как показывает

1 «Русская Мысль», янв. 1917.

опыт аспирантов Арефьевой Натальи Геннадьевны и Арефьева Романа Олеговича (научный руководитель - заместитель директора по учебно-научной работе, доктор технических наук, профессор Скрыпник Олег Николаевич), главное - это внутренние мотивы и смысл интеллектуального творчества, верность профессии, выбор новых рубежей, которые непременно будут отмечены. Так, в рамках Международной недели авиакосмических технологий «Aerospace Science Week» на базе Московского авиационного института, был проведен финальный этап конкурса научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики». В конкурсе приняли участие 262 работы, авторами которых являлись молодые ученые, аспиранты ведущих университетов России, научных организаций, конструкторских бюро, предприятий авиакосмической отрасли. Научному исследованию Арефьевой Н. Г. и Арефьева Р. О. «Совершенствование аэронавигационного обеспечения этапа посадки путем оптимизации размещения псевдоспутников ГЛОНАСС» присуждено второе место по направлению «Системы радиолокации, радионавигации и связи в аэрокосмической сфере». Первое место присвоено Арефьевой Н. Г. и Арефьеву Р. О. за работу «Исследование характеристик навигационно-временного поля спутниковых систем навигации в высоких широтах» по направлению «Инновации в области управления движением и обеспечении безопасности» по итогам конкурса «Молодые ученые транспортной отрасли - 2016», проводимого Министерством транспорта России. Такие высокие результаты, отмеченные экспертным сообществом, есть результат серьезного интеллектуального и духовного единения, творческой прозорливости аспирантов и научного руководителя. При духовном и интеллектуальном поиске невозможно сказать «довольно»: не может быть с избытком знаний, эрудиции, культуры, ответственности за свои действия и судьбу страны. Интеллектуальное творчество аспирантов и руководителя, яркое, сильное, захватывающее тоже есть патриотизм, который проявляется в профессиональной отдаче и профессиональном успехе, имеющем значение для гражданской авиации и страны.

Итогом работы педагогического коллектива Иркутского филиала ФГБОУ ВО «МГТУ ГА» является не только выпуск инженеров по эксплуатации авиационной техники, их трудоустройство и работа студентов по специальности, взаимодействие и сотрудничество с работодателями - авиапредприятиями. Но также итогом является закрепление глубокого чувства патриотизма и гражданской ответственности у студентов - будущих авиационных специалистов. Это результат кропотливого интеллектуального и душевного труда профессорско-педагогического состава Иркутского филиала ФГБОУ ВО «МГТУ ГА».

А на вопрос либеральной прессы, зачем вообще нужен патриотизм, процитирую Л. Гумилева: «чтобы свеча не погасла». Это слова русского князя Ивана Красного - сына Ивана Калиты и отца Дмитрия Донского. Это ведь наша забота о том, чтобы свеча не погасла, чтобы Россия не исчезла.

Библиографический список

1. Астраханцев О. Н. Военно-учебные заведения Сибири (1813-1917 гг.): дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / О. Н. Астраханцев. Иркутск, 2009. 266 с.

2. Астраханцев О. Н. Иркутск и иркутяне в Первой мировой войне / А. В. Ануфриев, О. Н. Астраханцев, И. А. Воронов // Исследования и материалы. Коллективная монография / под редакцией Ю. А. Петрушина. Иркутск, 2014. С. 249-310.

3. Астраханцев О. Н. Организация учебной работы в иркутской военной школе авиационных техников в 1930-е годы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 3-2 (29). С. 20-22.

4. Астраханцев О. Н. Становление новосибирской военной авиационной школы пилотов накануне Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.

2013. № 12-2 (38). С. 15-18.

5. Астраханцев О. Н. Становление омской военной авиационной школы пилотов накануне Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.

2014. № 1-2 (39). С. 15-17.

6. Барбашева Л. Ю. Траектории интеллектуальной культуры как нравственные ценности современной молодежи // Общество. 2015. № 1 (4). С. 33-36.

7. Биология патриотизма // Огонек. 2015. № 12 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/Doc/2683640 (дата обращения: 10.01.2017).

8. Джонс Майкл. Когда Гитлер вторгся в Россию... («Daily Mail», Великобритания) // Тотальная война: от Сталинграда до Берлина // [Электронный ресурс]. - 2011. URL: https://topwar.ru/5345-kogda-gitler-vtorgsya-v-rossiyu-daily-mail-velikobritaniya.html (дата обращения: 10.01.2017).

9. Ильин И. А. О Родине // [Электронный ресурс]. URL: http://soldatru.ru/art/art/art136.php (дата обращения: 10.01.2017).

10. Ильин И. А. О Родине. 2. Обретение Родины // [Электронный ресурс]. URL: http://soldatru.ru/art/art/art136.php (дата обращения: 10.01.2017).

11. Интервью Льва Гумилёва. Всем нам завещана Россия // Красная звезда. 1989, 21 сентября // [Электронный ресурс] - URL: http://www.patriotica.ru/religion/gumilev_int2.html (дата обращения: 10.01.2017).

12. Ищенко Р. Просвещение и патриотизм: Красноярское время 19 декабря 2016 // [Электронный ресурс]. - 2016. URL: http://krasvremya.ru/rostislav-ishhenko-prosveshhenie-i-patriotizm/ (дата обращения: 10.01.2017).

13. К 100-летию начала Первой мировой войны // [Электронный ресурс]. - 2014. URL: http://www.postkomsg.com/100 years/198886/ (дата обращения: 10.01.2017).

14. Нарочницкая Н. Латинский Запад и Православный Восток: Два пути апостасии -один драматический итог на пороге Третьего Тысячелетия // [Электронный ресурс]. - 2012. URL: http://oko-planet.su/politik/politikmir/153730-nataliya-narochnickaya-latinskiy-zapad-i-pravoslavnyy-vostok-dva-puti-apostasii-odin-dramaticheskiy-itog-na-poroge-tretego-tysyacheletiya.html (дата обращения: 18.01.2017).

15. Патриотом быть обязан // Огонек. 2016. № 15. 18 апреля. С. 14 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2963389 (дата обращения: 10.01.2017).

16. Першина Ю. В. Воспитание толерантности педагогов в системе ДППО на основе изучения истории германского нацизма // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. № 2. С. 68 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkpro.ru/doc/jomal 2/№2,%202015.pdf/ (дата обращения: 10.01.2017).

17. Пушков А. К. дебаты в Перми // [Электронный ресурс]. - 2016. URL: http://zvzda.ru/articles/f0e180d0d776 (дата обращения: 10.01.2017).

18. Русь имеет столь древнюю историю, что с ней не сравнится ни одна страна, ни один народ // [Электронный ресурс]. URL: http://soldatru.ru/art/art/art91.php (дата обращения: 10.01.2017).

19. Скрепы с перегибами // Огонек. 2013. № 45 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/Doc/2343079 (дата обращения: 10.01.2017).

20. Столыпин П. А. Государственная Дума. Стенографический отчет. Сессия II, заседание 36, 10, V, 1907 г.

21. Типы и формы патриотизма // [Электронный ресурс]. -URL: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=59564 (дата обращения: 10.01.2017).

22. Цитаты и афоризмы // [Электронный ресурс] - URL: http://quote-citation.com/aphorism/18237 (дата обращения: 10.01.2017).

References

1. Astrakhantsev O.N.(2009) Military-educational institutions of Siberia (1813-1917 years.): Dis. ... cand. History Sciences: 07.00.02 / O.N. Astrakhantsev. Irkutsk, 2009. 266 p.(In Russian).

2. Astrakhantsev O.N.(2014) Irkutsk and its natives in the First World War / A.V. Anufriev, O.N. Astrakhantsev, I.A. Voronov // Research and materials. Collective monograph / edited by Yu. A. Petrushin. Irkutsk, 2014. pp. 249-310. (In Russian).

3. Astrakhantsev O.N.(2013) Organization of educational work in the Irkutsk military school of aviation technicians in the 1930s // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultur-ology and art history. Questions of theory and practice. 2013. No. 3-2 (29). pp. 20-22. (In Russian).

4. Astrakhantsev O.N.(2013) The formation of the Novosibirsk military aviation school of pilots on the eve of the Great Patriotic War // Historical, philosophical, political and legal science, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2013. No. 12-2 (38). pp. 15-18. (In Russian).

5. Astrakhantsev O.N.(2014) The formation of Omsk military aviation school of pilots on the eve of the Great Patriotic War // Historical, philosophical, political and legal science, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2014. No. 1-2 (39). pp. 15-17. (In Russian).

6. Barbasheva L. Yu.(2015) Trajectories of intellectual culture as moral values of modern youth // Society. 2015. No. 1 (4). pp. 33-36. (In Russian).

7. Biology of patriotism / / Ogonyok. 2015. № 12 // [Electronic resource]. URL: http://www.kommersant.ru/Doc/2683640 (access date: 10/01/2017). (In Russian).

8. Jones Michael.(2011) When Hitler invaded Russia ... (Daily Mail, Great Britain) // Total war: from Stalingrad to Berlin // [Electronic resource]. - 2011. URL: https://topwar.ru/5345-kogda-gitler-vtorgsya-v-rossiyu-daily-mail-velikobritaniya.html (access date: 10/01/2017).

9. Ilin I.A. About the Motherland // [Electronic resource]. URL: http://soldatru.ru/art/art/art136.php (access date: January 10, 2017). (In Russian).

10. Ilin I.A. About the Motherland. 2. The Motherland obtaining // [Electronic resource]. URL: http://soldatru.ru/art/art/art136.php (access date: January 10, 2017). (In Russian).

11. Lev Gumilyov's interview. We are all bequeathed to Russia / / Krasnaya zvezda. 1989, September 21-September // [Electronic resource] - URL: http://www.patriotica.ru/religion/gumilev_int2.html (access date: January 10, 2017). (In Russian).

12. Ishchenko R.(2016) Education and patriotism. Krasnoyarskoe vremya. December 19, 2016 // [Electronic resource]. - 2016. URL: http://krasvremya.ru/rostislav-ishhenko-prosveshhenie-i-patriotizm/ (access date: 10/01/2017). (In Russian).

13. To the 100th anniversary of the beginning of the First World War // [Electronic resource]. - 2014. URL: http://www.postkomsg.com/100 years/198886/ (access date: 10/01/2017). (In Russian).

14. Narochnitskaya N. Latin West and the Orthodox East: Two paths of apostasy - one dramatic result on the threshold of the Third Millennium // [Electronic resource]. - 2012. URL: http://oko-planet.su/politik/politikmir/153730-nataliya-narochnickaya-latinskiy-zapad-i-

pravoslavnyy-vostok-dva-puti-apostasii-odin-dramaticheskiy-itog-na-poroge_-tretego-

tysyacheletiya.html (access date: January 18, 2017). (In Russian).

15. To be a patriot, // Ogonek. 2016. No. 15. 18 April. P. 14 // [Electronic Resource]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2963389 (access date: 10/01/2017). (In Russian).

16. Pershina Yu.V.(2015) Education of tolerance of teachers in the system of additional trade education on the basis of the study of the history of German Nazism // Modern supplementary professional pedagogical education. 2015. № 2. P. 68 // [Electronic resource]. URL: http://www.apkpro.ru/doc/jornal 2/No2,%202015.pdf/ (access date: January 10, 2017). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Pushkov A. K.(2016) Debates in Perm // [Electronic resource]. - 2016. URL: http://zvzda.ru/articles/f0e180d0d776 (access date: January 10, 2017). (In Russian).

18. Russia has such an ancient history that it cannot be compared to any country or people [/ Electronic resource]. URL: http://soldatru.ru/art/art/art91.php (access date: 10/01/2017). (In Russian).

19. Clamps with bends // Ogonek. 2013. № 45 // [Electronic resource]. URL: http://www.kommersant.ru/Doc/2343079 (access date: 10/01/2017). (In Russian).

20. Stolypin P. A. The State Duma. Verbatim report. Session II, Meeting 36, 10, V, 1907 (In Russian).

21. Types and forms of patriotism // [Electronic resource]. - URL: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=59564 (reference date: Jan 10, 2017). (In Russian).

22. Quotes and aphorisms // [Electronic resource] - URL: http://quote-citation.com/aphorism/18237 (access date: January 10, 2017). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.