Научная статья на тему 'Генезис патриотического воспитания учителя в системе педагогического образования'

Генезис патриотического воспитания учителя в системе педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / FORMING A PERSONALITY / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ПАТРИОТ / PATRIOT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукинова Анастасия Владимировна

В статье актуализируется проблема патриотического воспитания будущего учителя. Раскрываются сущность и содержание патриотического воспитания, научные идеи и взгляды на данный процесс в высшей педагогической школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF THE PATRIOTIC EDUCATION OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION

In the article the problem of patriotic education of future teachers is actualized. The essence and the content of the patriotic education, scientific ideas and views on this process in the higher pedagogical school are revealed.

Текст научной работы на тему «Генезис патриотического воспитания учителя в системе педагогического образования»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.013 ББК 74.489

ГЕНЕЗИС ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE GENESIS OF THE PATRIOTIC EDUCATION OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION

Лукинова Анастасия Владимировна

Доцент Кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук E-mail: av.lukinova@mpgu.edu

Аннотация. В статье актуализируется проблема патриотического воспитания будущего учителя. Раскрываются сущность и содержание патриотического воспитания, научные идеи и взгляды на данный процесс в высшей педагогической школе.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, формирование личности, учитель, гражданин, патриот.

Lukinova Anastasiia V.

Assistant Professor at the Department of Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University (MSPU), PhD in Education E-mail: av.lukinova@mpgu.edu

Abstract. In the article the problem of patriotic education of future teachers is actualized. The essence and the content of the patriotic education, scientific ideas and views on this process in the higher pedagogical school are revealed.

Keywords: patriotism, patriotic education, forming a personality, teacher, citizen, patriot.

На современном этапе развития общества проблема патриотического воспитания будущего учителя в отечественной науке и практике занимает одну из ведущих позиций. Данному явлению способствует большая информированность общества, многополярность и многовариативность мнений и суждений о различных процессах и явлениях, развитие процессов демократизации, что создает трудности в понимании современной трактовки понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в сознании молодежи.

Современный период развития патриотического воспитания характеризуется активным поиском форм, методов и средств организации патриотического воспитания. Патриотическое

воспитание провозглашается приоритетной задачей российского государства. Патриотическое воспитание учителей на современном этапе развития российского общества выступает как одно из направлений воспитательной деятельности вузов в едином воспитательном пространстве, ориентированном на взаимодействие с социумом. Основными направлениями воспитательной деятельности вузов являются: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое и правовое, профессионально-трудовое, эстетическое, здоровый образ жизни, экологическое и физическое воспитание. В связи с вхождением России в единое мировое пространство транслируется идея осуществления поликультурного воспитания в педагогических вузах.

Государством и обществом определены следующие задачи и стратегии воспитания, которые должны быть положены в основу учебно-воспитательной деятельности всех образовательных организаций: воспитание чувства любви и гордости за Отечество, Родину и ее многонациональный народ, а также уважительное отношение к согражданам; воспитание толерантного отношения к культурам других народов; воспитание отеческого патриотизма, включающего в себя единое чувство патриотизма, стремление служить и защищать Родину, сочетающееся с любовью к малой родине; воспитание любви и уважения к родному языку, истории и культуре своего народа, формирование самосознания и национальных чувств, которые сочетаются с сознанием и чувствами гражданина - патриота России; воспитание чувства уважения к своему народу и родному языку, выступающему средством межнационального общения народов страны.

Результатом патриотического воспитания выступают показатели гражданской зрелости - главным и единым критерием выступает единство слова и дела. Сознательность человека перед государством и обществом проявляется в его деятельности и поступках, а патриотическое воспитание направлено на развитие политической культуры и грамотности, готовности к реальному участию в общественной деятельности общества, уважать и соблюдать традиции и обычаи родного народа и самостоятельно организовывать собственную деятельность на благо развития Отечества.

Патриотическое воспитание реализуется не только в целостном педагогическом процессе образовательных учреждений, где главной фигурой является учитель, но и в семье. Именно в семье ребенок получает азы человеческой культуры, поскольку семья выступают основой традиции, нормы, ценности и идеи, принятых и утвержденных в обществе. Семья помогает социализироваться ребенку, формируя у него предрасположенность к развитию гражданственности и гражданского долга, а также дает ребенку возможность приобщиться к культуре народа, узнать его историю, традиции и нравы.

При анализе воспитательной работы по патриотическому воспитанию в советском периоде мы пришли к выводу, что внеучебная деятельность студентов была организована с помощью разнообразных мероприятий, включающих коллективные формы и методы работы. В советский период вся система образования подчинялась единой программе, идеологическое отражение которой представлено в принципах коммунистической морали или Моральном кодексе строителя коммунизма. Поэтому советское воспитание называли и называют идеологическим или коммунистическим.

В период «идеологического вакуума», конец XX - начало XXI в., воспитательная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения выступает одной из

первоочередных и стратегических задач образования. Такое явление связано с разрушением старой системы воспитания, с поиском современных концепций, форм, методов воспитания, новой национальной идеи, а также с формированием нового содержания понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

Анализ понятия «патриотизм» показывает, что патриотизм выступает, с одной стороны, ценностью национального государства, не имеет ничего общего с национализмом, провозглашающим национальную исключительность, закрытость нации и ее превосходство над другими, и космополитизмом, при котором отрицается национальная принадлежность, провозглашается мировое гражданство и мировые ценности. А с другой стороны, патриотизм выступает как осмысление гражданином принадлежности к единственному социокультурному пространству, как ощущение преемственности поколений. Патриотизм - одно из главных чувств в процессе формирования личности - это идея духовного единства личности и общества, выступающего в собирательном образе Родины или Отчизны.

Анализ понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» позволил нам сформулировать собственное определение изучаемого феномена. Под «патриотическим воспитанием учителя мы понимаем систематическую, специально организованную деятельность по формированию личности гражданина, обладающего социальной активностью, духовно-нравственными, культурно-историческими ценностями, национальным самосознанием, гражданским долгом, толерантным отношением к миру, любовью к своей Родине, направленную на трансляцию воспитанникам системы патриотических ценностей» [1, с. 10].

Н. В. Ипполитова установила причины, позволяющие активизировать патриотическое воспитание учащихся педагогических высших учебных заведений:

• увеличение потока информации;

• развитие процессов демократизации общества и деполитизации системы образования;

• повышение внимания к личностному развитию будущего педагога в процессе воспитательной работы;

• сложность различных преобразовательных процессов, происходящих в обществе;

• расширение международных связей [2].

Патриотическому воспитанию отводили различное место в воспитательной системе несмотря на то, что оно выступает неотъемлемой частью воспитательной работы педагогического вуза. Например, ученые определяли патриотическое воспитание как одну из составных частей идейно-политического воспитания (по Л. Р. Болотиной, О. И. Павелко, Л. Ф. Спирину, П. В. Конаныхину) или как часть нравственного воспитания (по В. В. Бе-лорусовой, Н. И. Болдыреву, Н. Е. Щурковой, И. Ф. Харламову, Г. И. Щукиной, Л. И. Мищенко). Также патриотическое воспитание рассматривается как самостоятельный вид или самостоятельное направление (по Т. А. Ильиной, И. Т. Огородникову).

Мы придерживаемся точки зрения, которая рассматривает патриотическое воспитание учителя самостоятельным направлением воспитательной деятельности, это объективно определено сущностью и содержанием понятия патриотизм.

Несмотря на выделение патриотического воспитания в самостоятельное направление воспитательной работы педагогического вуза, стоит отметить его взаимосвязь с другими видами воспитания (физическим, нравственным, эстетическим, трудовыми др.). То

есть патриотическое воспитание учителя постоянно находится во взаимосвязи с другими видами воспитания, дополняя, интегрируя друг друга в целостном педагогическом процессе. Цели и задачи патриотического воспитания отражают ведущие принципы и закономерности целостного педагогического процесса.

М. А. Терентий выделяет специфические принципы патриотического воспитания студентов:

• взаимодействие звеньев школьных, семейных и общественных организаций в системе патриотического воспитания;

• единство и взаимосвязь учебного материала с внеклассными и внешкольными мероприятиями;

• зависимость патриотического воспитания от уровня развития социума и его процессов и событий.

Определение содержания, форм и методов, средств и приемов зависит от сложившихся исторических традиций русского народа, а также от индивидуально-возрастных особенностей учащихся [3, с. 180-182].

Н. В. Ипполитова выделила отличительные черты патриотического воспитания студентов педагогического вуза, определяя патриотическое воспитание «как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем. Первую составляет собственно патриотическое воспитание студентов как граждан российского государства, а, вторую - подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся, которая не только готовит их к эффективной самостоятельной педагогической деятельности по данному направлению воспитательной работы, но и оказывает дополнительное воспитательное воздействие на их развитие личности. То есть патриотическое воспитание студентов педагогического вуза осуществляется непосредственно (при воздействии на личность) и опосредованно (через процесс профессионально-педагогической подготовки). Такой подход к пониманию патриотического воспитания будущих учителей определяет двойственный характер цели патриотического воспитания студентов в вузе, которая включает формирование у будущих учителей, с одной стороны, патриотизма как интегративного нравственного качества, характеризующего отношение к Родине и Отечеству, а с другой стороны, готовность к реализации патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе» [2].

Автор выделяет «закономерности, лежащие в основе осуществления подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся:

• зависимость патриотического воспитания от социально-экономических условий и потребностей развивающегося общества;

• зависимость эффективности подготовки от качества знаний обучаемых и степени включения их в различные виды деятельности;

• обусловленность содержания, форм, методов и средств патриотического воспитания и подготовки к нему будущих учителей историческими традициями русского народа» [4, с. 17].

В теории предполагается исследование феномена патриотизма исходя из культурно-исторического и общественного развития, а в практике - обоснование методов и способов его формирования на современном этапе развития общества.

В. И. Руденко представляет формирование патриотизма у студентов педагогического вуза как ценность и предлагает вести работу по воспитанию патриотических чувств на двух уровнях - теории и практики [5]. Социально-значимая активная деятельность, по мнению В. И. Руденко, является основой формирования патриотизма у студентов. Данная деятельность инициируется и организовывается самими студентами. Поэтому деятельность поискового отряда рассматривается автором как основное средство патриотического воспитания.

Д. Ю. Мордвинцев поднимает проблему воспитания патриотических чувств у студентов, используя в качестве средства педагогические дисциплины [6]. Автор определяет понятие «воспитание патриотизма» у будущих учителей как составную часть воспитательной системы, состоящей из совокупности таких средств, методов и форм, которые необходимы для формирования гражданской зрелой личности [6]. Мы принимаем идею автора о рассмотрении феномена патриотизма как части целостной воспитательной системы в высшем учебном заведении и интеграции его в систему общепринятых норм и ценностей.

Изменения, происходящие в духовной и экономической сфере жизни общества, по мнению М. М. Гасанова [7], повлияли на возникновение новых требований в сфере высшего педагогического образования на подготовку здорового, гармонично развитого и духовно богатого индивидуума с учетом общечеловеческих и национальных традиций в воспитании.

Мы утверждаем, что «патриотическое воспитание студентов - это организованный, целенаправленный процесс, который включает в себя:

• формирование представлений о Родине и народах, ее населяющих;

• развитие эмоционального переживания, которое перерастает во взгляды и убеждения, в результате воспитания национального, общенационального, российского и общечеловеческого чувства и формирования национального, общенационального, российского и общечеловеческого сознания;

• формирование навыков межнационального общения;

• формирование высоконравственной мотивации поступков и поведения студентов в процессе их общения с людьми различных национальностей, рас, конфессий» [8].

Также считаем, что «воспитательная работа в высшем учебном заведении должна быть построена с учетом подкрепления и дальнейшего развития личностного опыта, формирующегося у будущего педагога посредством семьи и школы, а позднее система воспитания направлена на формирование светских общечеловеческих и общегражданских принципов жизни» [8].

Достаточно интересной, на наш взгляд, выступает точка зрения С. И. Мещерякова и В. И. Лутовинова, которые в своем исследовании заявляют о существовании запроса общества на воспитание человека [9, с. 50]. Они считают, что каждый человек должен иметь образование, уметь самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, быть нравственным, предприимчивым, иметь сформированное чувство ответственности за судьбу своей страны, а также готовность к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

По мнению авторов, современная система образования создает условия для развития новой личности - нового гражданина современного общества нашей страны. Однако в высшей школе России не существует какой-либо общепринятой концепции воспитания. Тем не менее многие ученые считают, что развитие системы ценностных ориентаций и

нравственных качеств личности, являющихся основой для самоопределения и самореализации гражданина - это одна из важнейших функций образованиявысшей школы [9, с. 50].

Мы считаем, что «в целях повышения эффективности воспитания патриотизма у подрастающего поколения авторы предлагают следующие направления деятельности: обновить и обогатить содержание воспитания культурно-историческим, военно-историческим, духовно-нравственным, идеологическим, политико-правовым, психологическим, физическим, военно-техническим и другими компонентами, позволяющими формировать способность к анализу и оценке значимых явлений и процессов, происходящих в обществе и в мире; развить и активизировать применения различных форм патриотической работы под началом общественных объединений и организаций и других воспитательных структур» [8].

Итак, патриотическое воспитание студентов реализуется как целостный воспитательный процесс на основе приоритета общечеловеческих ценностей с использованием факторов и механизмов формирования духовности. Такое воспитание формирует не только любовь к Родине и Отечеству, но и развивает профессиональную гордость, интеллигентность, честь и достоинство педагога.

Патриотическое воспитание студентов направлено на формирование гражданских качеств и гражданственности, под которыми мы понимаем совокупность субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях человека и его деятельности по выполнению основных социально-ролевых функций, а также функции сознательной законопослушности, патриотической преданности в служении Отечеству и защите интересов своей Родины в совокупности с общепринятыми нормами и нравственными ценностями.

Список литературы

1. Лукинова А. В. Патриотическое воспитание учителя в теории и практике отечественного педагогического образования второй половины XX - начала XXI века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 23 с.

2. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Гуманитарные науки Югории: сб. науч. тр. - Вып. 7. - Ханты-Мансийск, 2009. - С. 127-136.

3. Терентий М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. - Кишинев, 1978. - 276 с.

4. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей. - Челябинск, 1997. - 216 с.

5. Руденко В. И. Формирование патриотизма как ценности у студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2005. - 27 с.

6. Мордвинцев Д. Ю. Воспитание патриотизма у будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.

7. Гасанов М. М. Этнокультурный диалог как средство воспитания молодежи // Педагогика. - 2009. - № 9. - С. 59-65.

8. Лукинова А. В. Патриотическое воспитание учителя в теории и практике отечественного педагогического образования второй половины XX - начала XXI века: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2010. - 266 с.

9. Лутовинов В. И., Мещеряков С. И. Проблема воспитания патриотизма // Педагогика. - 2008. - № 7. - С. 47-58.

10. Патриотическое воспитание в современной России: [моногр.] / [О. В. Долгих и др.; под ред. Е. А. Омельченко; Центр содействия развитию науч. исслед.]. - Новосибирск: Сибпринт, 2013. - 210 с.

References

1. Lukinova A. V. Patrioticheskoe vospitanie uchitelya v teorii i praktike otechestvenno-go pedagogicheskogo obrazovaniya vtoroy poloviny XX - nachala XXI veka. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2010. 23 p.

2. Ippolitova N. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashcheysya molodezhi v sovremen-nykh usloviyakh. In: Gumanitarnye nauki Yugorii. Coll. of works. Iss. 7. Khanty-Mansiysk, 2009. Pp. 127-136.

3. Terentiy M. A. Teoriya i praktika patrioticheskogo i internatsionalnogo vospitaniya podrastay-ushchego pokoleniya. Kishinyov, 1978. 276 p.

4. Ippolitova N. V. Patrioticheskoe vospitanie v sovremennykh usloviyakh: osobennosti, podk-hody, podgotovka budushchikh uchiteley. Chelyabinsk, 1997. 216 p.

5. Rudenko V. I. Formirovanie patriotizma kak tsennosti u studencheskoy molodezhi. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Tyumen, 2005. 27 p.

6. Mordvintsev D. Yu. Vospitanie patriotizma u budushchikh uchiteley. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Ekaterinburg, 2004. 22 p.

7. Gasanov M. M. Etnokulturnyy dialog kak sredstvo vospitaniya molodezhi. Pedagogi-ka. 2009, No. 9, pp. 59-65.

8. Lukinova A. V. Patrioticheskoe vospitanie uchitelya v teorii i praktike otechestven-nogo pedagogicheskogo obrazovaniya vtoroy poloviny XX - nachala XXI veka. PhD dissertation (Education). Moscow, 2010. 266 p.

9. Lutovinov V. I., Meshcheryakov S. I. Problema vospitaniya patriotizma. Pedagogika. 2008, No. 7, pp. 47-58.

10. Dolgikh O. V. (et al.) Patrioticheskoe vospitanie v sovremennoy Rossii: [monogr.]. Novosibirsk: Sibprint, 2013. 210 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.