ПЕДАГОГИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ • LANGUAGE PEDAGOGY
УДК 81'243:81'33:81'372.881
Н. И. Алмазова, А. Б. Алмазова
Воспитание в вузе в рамках локальной среды дисциплины «Иностранный язык / Деловой иностранный язык»
В статье рассматриваются вопросы организации образовательной среды дисциплины «Иностранный язык» с целью формирования личностных и социально-значимых компетенций у студентов неязыковых направлений обучения. Предлагаются принципы моделирования данной среды, прослеживается корреляция некоторых видов упражнений и видов деятельности с формируемыми компетенциями.
Ключевые слова: воспитание, локальная образовательная среда, личностные и социально-значимые компетенции, моделирование среды, упражнения и виды деятельности
Nadezhda I. Almazova, Alexandra B. Almazova
University Students Personal Development by Means of Local Academic Discipline «Foreign Language / Foreign Business Language»
The focus of attention in the article is on the issues of modeling the educational environment of a local academic discipline «Foreign Language» in order to its contributing to personal development of university undergraduate students of non-linguistic major. Some principles of modeling this educational environment are suggested and the correlation between tasks and activities and the competencies to be formed are analyzed.
Keywords: personal development, educational environment of a local academic discipline, personal and socially important competencies, the process of educational environment modeling, tasks and activities
На современном этапе в образовании вообще и в вузовском образовании, в частности, весьма остро стоит вопрос не только о профессиональном становлении студентов, но и их личностном развитии. Исследователи говорят о многочисленных проблемах, которые характеризуют современное состояние студенчества. Это и отсутствие интереса к учебе в той форме, в какой она дана в вузе, быстрое угасание интереса к собственной специальности; ощущение глубокого чувства собственной некомпетентности при решении задач, где известен результат, но способ достижения не задан; трудности в принятии решений, самоорганизации в вопросах, касающихся учебы [1].
Исследователи также отмечают «сущностное перерождение высшей школы», замечая, что высшее образование теряет свою фундаментальность, позволяющую
сформировать у студентов целостное, системное видение картины мира. Ученые и педагоги-практики озабочены тем, что профессиональная подготовка все чаще не связана с обретением ориентиров и морали. Как результат, в жизнь выходят морально незрелые, социально безответственные, способные найти оправдание любым безнравственным поступкам люди [2, с. 3].
Все это требует рассматривать задачу подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра) как задачу воспитания человека с новым типом мышления, обладающего не только высоким профессионализмом, стремлением к творчеству, но и способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации как в профессиональном, так и личностном плане [2].
Как отмечают ученые, озабоченные данными проблемами, сегодня процесс возрождения воспитательной деятельности в высших учебных заведениях требует принципиально нового осмысления, новых идей, новых методов, ибо протекать он должен в новых социальных условиях, с учетом нового мироощущения и миропонимания молодежи, новых целей и задач общественного развития [3].
Анализ работ современных исследователей по проблемам вузовского образования и социализации молодежи [4; 2; 5; 6; 7; 8; 9; 10 и др.] позволяет сделать вывод о том, что проблему воспитания, социализации, развития студенческой молодежи можно и нужно решать не только с позиций администраторов и педагогов вузов, но также с позиций методистов, преподавателей-предметников, определяющих сущностную и деятельностную часть образовательной среды вуза, которая формирует профессиональное и личностное развитие студента.
Созидательный потенциал учащегося может быть актуализирован за счет создания оптимальных условий функционирования обучаемого в среде вуза; в среде факультета; в микросреде группы, в которой он обучается; в среде конкретной предметной области. Актуализирующий потенциал дисциплин, особенно дисциплин гуманитарного цикла, раскрывается за счет предложения и введения в практику преподавания инновационных технологий, ориентированных на формирование и развитие определенных компетенций человека [11], за счет отношения к студенту как равноправному партнеру, за счет актуализации личностного потенциала обучаемого.
В основе компетентностного подхода, характеризующего современный образовательный контекст лежит принцип деятельностной организации образоват-леьного процесса. Овладение способами мыслительной деятельности и способами практического использования полученной информации развивает обучаемого и ориентирует его на реализацию сформированных компетенций в профессиональном контексте. Деятельностный принцип ориентирован на формирование таких характеристик обучаемых, как самодисциплина, самоконтроль, проектные умения и навыки, творчество, умение критически мыслить и ряд других. Данные личност-
но-деятельностные компетенции являются социально востребованными и могут быть определены как социально и личностно значимые.
В этой связи исследователи определяют два круга проблем, которые становятся актуальными при переориентации образовательного процесса от знаниевого к деятельностному. Как отмечают исследователи, с одной стороны, это построение системы знаний, необходимой и достаточной для полноценного овладения обучающимися основами деятельности; актуализация взаимосвязи чувственных и рациональных, теоретических знаний, совершенствование системы представлений о деятельности, ее целях, способах, средствах, условиях. С другой стороны, формирование теоретических знаний обучающегося должно происходить в корреляции с его личными, в том числе практическими потребностями, его ценностными ори-ентациями [6]. В связи с этим, чрезвычайно важным моментом является создание таких условий образовательной деятельности, которые обеспечивают необходимость решать практические задачи на основе имеющихся знаний и сформированных компетенций.
Анализ практической педагогической деятельности в рамках обучения студентов факультета МВШУ СПбГПУ в течение 2-х лет, 4 семестров позволил определить данные условия, которые сводятся к следующим основополагающим факторам, влияющим на развитие и воспитание студентов в рамках конкретной дисциплины «Иностранный язык»:
1. Личностные и социально-значимые компетенции могут быть сформированы и существенно развиты в условиях управляемой (моделируемой) образовательной среды Моделирование среды предполагает создание технологии актуализации воспитательного и развивающего потенциала данной среды, включающей как новые содержательные компоненты данной среды (дидактические ресурсы), так и новые организационно-деятельностные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В этом случае можно говорить об инновационных компонентах данной среды.
2. Формирование ресурсного компонента иноязычной образовательной среды должно строиться на инновационных принципах отбора, организации и презентации информации. Данные дидактические ресурсы должны стать средством обеспечения педагогической поддержки становления личности будущего выпускника вуза, ориентированного на эффективную социализацию, профессиональный рост и нравственное совершенствование.
Предлагаемая технология (п. 1) актуализации воспитательного и развивающего потенциала образовательной среды определяется такими характеристиками, как концептуальность (строится на понимании интеграции множества подходов в иноязычном образовании); системность (целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательной среды); управляемость (целеполагание, планирование, ресурсное обеспечение, поэтапная диагностика); эффективность (достижение
определенного заданного целевыми установками уровня, сопоставимость затрат и результата); воспроизводимость (возможность повторения в образовательном процессе другими субъектами образовательного процесса).
В качестве ресурсного обеспечения данной технологии был разработан дополняющий базовые дидактические ресурсы комплементарный курс в виде учебно-методического пособия [12].
В содержание данного дидактического ресурса включен информационный материал, скореллированный с целевыми установками на формирование профессионально-ориентированных и социально-личностных компетенций. Система упражнений нацелена на формирование лингвистических (языковых, речевых) субкомпетенций; на актуализацию культурологических знаний; на формирование социолингвистической и прагматической компетенций; развитие лингвокомпью-терной компетенции; формирование и развитие рефлексивной компетенции, а также на развитие творческих и познавательных характеристик личности студента.
На основе анализа теоретических работ, а также опыта использования данного ресурса, были определены принципы организации содержательного и деятель-ностного компонентов моделируемой образовательной среды:
- принцип контекстно-обусловленного отбора материала (с учетом профессиональной, и социально значимой направленности курса);
- принцип лингвистической адекватности (с учетом уровня сформированно-сти лингвистической компетенции учащихся;
- принцип включенности обучаемых с учетом интересов обучаемых;
- принцип межкультурной насыщенности с учетом межкультурной составляющей дидактического ресурса;
- принцип межсубъектного равенства;
- принцип рефлексивности (возможность обучаемых определять самостоятельно свои достижения).
Приемы и упражнения комплементарного курса формируют компетенции социального взаимодействия; компетенции в сфере познавательной деятельности; компетенции ценностно-смысловой ориентации. Особое внимание уделяется приемам и упражнениям, формирующим такие интегративные компетенции, как профессионально-ориентированная иноязычная коммуникативная компетентность, лингвокомпьютерная, рефлексивная компетенции. Большое количество приемов и упражнений ориентировано на решение проблемных задач, критическое осмысление текста, выявление различий и тождеств родной и иностранной культур, актуализацию творческого потенциала обучаемых. Значительное место в комплементарном курсе уделено проектным работам по межкультурной коммуникации, а также использованию ролевых игр, которые характеризуются обязательным наличием профессионально-ориентированной или социально значимой задачи или проблемы. Анализ практической апробации данного дидактического ресурса
позволил определить воспитательный и развивающий потенциал различных приемов и упражнений, ориентированных на формирование или развитие различных компетенций. Результаты данного анализа представлены на следующей схеме:
Корреляция дидактических приемов и формируемых компетенций в комплементарном дидактическом ресурсе
ПРИЕМЫ КОМПЕТЕНЦИИ
Идентификация, дифференциация и поиск языковых, речевых и коммуникативных соответствий в различных источниках познавательная (поисковая, лингвокомпьютерная, аналитическая); иноязычная коммуникативная (лингвистическая, межкультурная, социолингвистическая)
Формулирование дефиниций познавательная (поисковая, аналитическая); иноязычная коммуникативная (лингвистическая)
Структурирование текстов иноязычная коммуникативная (лингвистическая, дискурсивная, прагматическая, социокультурная, профессионально-ориентированная, прогностическая)
Культурологи ческий комментарий иноязычная коммуникативная (лингвистическая, межкультурная, дискурсивная); поисковая; рефлексивная
Лингвистический комментарий лингвистическая; поисковая; рефлексивная
Оценка прочитанного или обсуждаемого рефлексивная; поисковая; иноязычная коммуникативная (дискурсивная, прагматическая, межкультурная, социолингвистическая)
Выражение собственного мнения иноязычная коммуникативная (дискурсивная, прагматическая, межкультурная, социолингвистическая); самоорганизационная; познавательная (поисковая, аналитическая); рефлексивная
Выявление и обсуждение проблемы (лингвистической, культурологической, профессиональной) иноязычная коммуникативная (дискурсивная, прагматическая, межкультурная, социолингвистическая); самоорганизационная; познавательная (поисковая, аналитическая); рефлексивная
Выполнение проектных заданий познавательная (поисковая, лингвокомпьютерная, аналитическая); иноязычная коммуникативная (лингвистическая, межкультурная, социолингвистическая, прагматическая); самоорганизационная; презентационная; рефлексивная
Выполнение заданий творческого характера (сочинения, эссе, презентации, конкурсные переводы и пр.) познавательная (поисковая, лингвокомпьютерная, аналитическая); иноязычная коммуникативная (лингвистическая, межкультурная, социолингвистическая, прагматическая); самоорганизационная; презентационная; рефлексивная
В качестве организационных форм, направленных на актуализацию воспитательного и развивающего потенциала дисциплины «Иностранный язык», были использованы: аудиторные занятия, организованные на основе сочетания базовых дидактических ресурсов и комплементарных дидактических ресурсов; факультативы, а также внеаудиторные формы (сессии Клуба Английского Языка, сетевые обсуждения, участие в Неделе английского языка, в конкурсах творческих работ, в конкурсах переводов и т. п.). Основными требованиями к организации подобных видов деятельности является системный характер их использования, определяющий взаимозависимость всех видов речевой деятельности и целевых установок, а также регулярность таких мероприятий, которая обеспечивается интегрированием комплементарных дидактических ресурсов в учебный процесс и внеучебную деятельность.
Таким образом, опираясь на концептуальную основу современного иноязычного образования и образовательную практику, мы пришли к выводу о возможности актуализации воспитательного и развивающего потенциала локальной дидактической среды конкретной дисциплины гуманитарного цикла «Иностранный язык» посредством моделирования данной образовательной среды.
Условиями, обеспечивающими данную актуализацию, являются соответствующая наполняемость содержательно-процессуальных компонентов локальной дидактической среды, ее ресурсный потенциал и структурированность (способы организации учебной и внеучебной деятельности субъектов образовательного процесса), а также принципы организации данной среды. При методической и педагогической целесообразности сгенерированной образовательной среды происходит овладение обобщенными способами действий по получению знаний; актуализация данных знаний, умений и навыков в ситуациях, приближенных к профессиональному контексту; личностное и профессиональное развитие студентов, то есть формируются личные качества, позволяющие говорить о воспитательном и развивающем влиянии дисциплины «Иностранный язык».
Литература
1. Игнатьева, В. Л. Теоретические основания организации системы психолого-педагогической поддержки студентов в вузе / В. Л. Игнатьева // Вестн. МГЛУ. Психологические науки. - 2011. - № 7 (613): Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. - С. 121-126.
2. Запесоцкий, А. С. Проблемы деятельности институтов социализации в современной России / А. С. Запесоцкий // Педагогика. - № 9. - 2011. - С. 3-15.
3. Горшкова, В. В. Диалог в деятельности современного учителя / В. В. Горшкова // Педагогика. - 2011. - № 2. - С. 68-76.
4. Бордовская, Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методика проектирования: учебное пособие / Н. В. Бордовская. - Санкт-Петербург: Книжный дом, 2007. - 407 с.
5. Курбатова, Л. Н. Правовая культура и нравственное сознание студентов / Л. Н. Курбатова // Alma mater. - 2012. - № 5. - С. 16-22.
6. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования / А. М. Новиков // Педагогика. - № 6. - 2011 - С. 3-14.
7. Попов, Л. В. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения / Л. В. Попов, Н. Х. Розов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 3-11.
8. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учеб. пособие / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - Москва: Высш. шк., 2007. - 639 с.
9. Чистяков, В. Б. Историческая сущность социализации студентов / В. Б. Чистяков // Alma mater. - 2012. - № 5. - С. 116-122.
10. Фельдштейн, Д. И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления / Д. И. Фельдштейн // Вопр. психологии. - 2001. - № 5. - С. 123-135.
11. Блинов, А. О. Самоориентированная компетентность как основа партнерства в обучении / А. О. Блинов // Alma mater. - 2012. - № 5. - С. 11-15.
12. Алмазова, А. Б. Английский язык. My way: практ. курс для студентов неязыковых факультетов: учеб. пособие / А. Б. Алмазова; Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2012. - 128 с.