Научная статья на тему 'Методологический фундамент инновационных технологий в предметной области «Иностранный язык»'

Методологический фундамент инновационных технологий в предметной области «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ / MODERN SYSTEM OF EDUCATION / PERSONAL DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS / STUDENT SELFDEVELOPMENT / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / DIDACTIC MATERIAL / MULTIMODAL TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова А. Б.

Современная система образования предполагает не только профессиональное, но и личностное развитие студентов вузов. Данная статья показывает важность и уместность второго компонента обучения, а также дает описание и рекомендации по использованию инновационных технологий при составлении дидактических материалов по предмету «иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE "FOREIGN LANGUAGE” SUBJECT

Modern system of education implies not only professional but also personal development of university students. This article shows the importance and appropriateness of students'personal development and provides the description and recommendations for the use of innovative technologies in didactic materials on the Foreign language subject.

Текст научной работы на тему «Методологический фундамент инновационных технологий в предметной области «Иностранный язык»»

системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.

11. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.

12. Элвин Тофлер. Третья волна // Народное образование. - 2008. - № 2.

■ ♦ ■

УДК 81'243:378.147

Алмазова А.Б.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Современная система образования предполагает не только профессиональное, но и личностное развитие студентов вузов. Данная статья показывает важность и уместность второго компонента обучения, а также дает описание и рекомендации по использованию инновационных технологий при составлении дидактических материалов по предмету «иностранный язык».

Ключевые слова: современная система образования, личностное развитие студентов, саморазвитие студента, инновационные технологии, дидактический материал, поликодовый текст.

Как отмечают современные исследователи, мир сегодня характеризуется как огромными техническими, технологическими, производственными, культурными достижения, так и одновременным глобальным кризисом (экономическим, социальным, демографическим), охватившим все сферы жизнедеятельности человеческого сообщества, включая и российский социум. Данное обстоятельство, по мнению исследователей, объективно фиксируют новое историческое состояние развития, которое можно определить как «рубежные перемены стадиального характера» [3:3].Данное положение дел, безусловно, ведет к необходимости переосмысления современного процесса образования в принципе, а особенно в вузах. Современная гуманистическая концепция ориентирована на личностное становление и саморазвитие студента, которое должно происходить в период его учебы в вузе. Все это требует рассматривать задачу подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра) как задачу воспитания человека с новым типом мышления, обладающего не только высоким профессионализмом, стремлением к творчеству, но и способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации как в профессиональном, так и личностном план [4].

Исследователи также отмечают «сущностное перерождение высшей школы», замечая, что высшее образование теряет свою фундаментальность, позволяющую сформировать у студентов целостное, системное видение картины мира за счет акцентирования внимания к базовым, обобщающим теориям. Ученые и педагоги-практики озабочены тем, что профессиональная подготовка все чаще оказывается не связана с обретением ориентиров и морали. Как результат, в жизнь выходят морально не зрелые, социально безответственные, способные найти оправдание любым безнравственным поступкам люди [7: 7]. Исследователи отмечают, что современный человек качественно изменился, обретя новые как положительные, так и отрицательные черты. К числу последних исследователи относят актуализацию потребительства, рост безразличия к базовым ценностям, нарастание межэтнической и социальной напряженности [13:3]. Чрезвычайную озабоченность ученых вызывает положение дел, когда игнорируется выработанная всей предшествующей историей развития отечественной системы образования та концепция, на которой это образование строилось, и, суть которой состояла в понимании того, что подготовка профессионалов-специалистов в конкретных областях знания и деятельности неотделима от воспитания их нравственного, духовного и культурного облика [12:8]. Именно о важности воспитания говорил философ И.А.Ильин, отмечая, что «образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный, начинает злоупотреблять» [8: 38].

Как пишут ученые, озабоченные данными проблемами, «сегодня процесс возрождения воспитательной деятельности в высших учебных заведениях требует принципиально нового осмысления, новых идей, новых методов, ибо протекать он должен в новых социальных условиях, с учетом нового мироощущения и миропонимания молодежи, новых целей и задач общественного развития [8: 5]. Безусловно, государство не стоит в стороне от решения данной проблемы. В рекомендациях по организации воспитательного процесса в вузах, подготовленных Департаментом государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки в 2006 году, говорится о том, что «воспитание должно стоять не отдельным элементом внеучебного педагогического действия, а необходимой органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». Государственная политика в вопросе воспитания в вузе ориентирует педагогов на достижение следующих целей и задач: «Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности-гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения; формирование у студентов социальных компетентностей, нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей; формирование у студентов таких важнейших личностных

качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность».

Для педагога, ориентированного не только на передачу знаний в системе высшей школы, но также на реализацию воспитательной и развивающей функций, важно понимать мировоззренческие установки обучающихся, поскольку мировоззрение личности как система понятий и представлений о мире (природе, человеке, обществе, своем месте и роли в этом мире) влияет на нормы поведения человека, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы и т. д. [10: 7]. Компонентом индивидуального мировоззрения являются ценности личности. Именно ценности (явления и предметы материального или духовного характера) обладают значимостью для личности в силу их способности удовлетворять какие-либо потребности человека. Поскольку у каждого человека существует собственная система ценностей, то можно говорить о жизненной позиции личности, выстроенной на системе жизненных принципов. Система жизненных принципов формируется на протяжении всей жизни человека и отражает уровень его развития, при этом развитие может происходить с усвоением общественно значимых принципов, но они также могут вырабатываться самостоятельно или под влиянием специфической среды, в которой оказывается личность. Первый вывод, который можно сделать из этого, можно сформулировать таким образом. Поскольку в образовательной среде вуза личность находится на протяжении значительного времени, а сформированность жизненной позиции личности и ее жизненных принципов к возрасту 16-17 лет (возраст первокурсника) нельзя считать окончательной, то возможность активного воздействия образовательной среды вуза на развитие личности объективно существует.

В качестве производного от ценностных ориентаций выступает такое личностное качество как уровень притязаний, или самооценка. Как отмечают исследователи, долгое время в нашем обществе интерес человека к самому себе, рефлексия по поводу самого себя, расценивались как проявление нескромности и эгоизма, а интерес к самопознанию рассматривался как проявление субъективного идеализма [11:27]. Проблема рефлексии непосредственно ориентирована на развитие и самооценку таких социально-значимых характеристик как повышение уровня общей культуры личности в профессиональном становлении; овладение понятиями, которые могут стать инструментами самопознания, такими как: самоизучение, самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, самооценка; овладение формами рефлексии, осознание понятия рефлексии в учебном процессе; осознание своих возможностей с целью творческого самовыражения. Данные качества, несомненно, соответствуют ожиданиям общества, которое вправе получить на выходе из образовательного учреждения сформировавшуюся личность с адекватным уровнем притязаний и самооценки. Налицо еще несколько социально значимых характеристик, которые могут и должны быть в фокусе

внимания педагогов высшего учебного заведения. Отсюда следующий вывод. Образовательная среда вуза со всеми ее компонентами должна выступать в качестве педагогического инструмента формирования такого важного качества молодой личности как самооценка личности своих достижений.

В определенной степени это качество личности находится в тесной связи с понятием самостоятельность студента.

Компетентностная парадигма, к которой педагогическое сообщество обратилось сравнительно недавно, предлагает деятельностную основу обучения, предполагающую овладение способами и средствами деятельности. Овладение способами мыслительной деятельности и способами практического использования полученной информации развивает обучаемого и ориентирует его на реализацию сформированных компетенций в профессиональном контексте, при этом деятельностное начало включает такие компоненты как самодисциплина, развитие проектных умений и навыков, самоконтроль, творчество, умение критически мыслить и ряд других. Как видим, данные компоненты, формирующие деятельностные компетенции, также являются социально востребованными, а значит, могут быть определены как социально значимые. В этой связи исследователи определяют два круга проблем, которые становятся актуальными при переориентации образовательного процесса от знаниевого к деятельностному. Как отмечают исследователи, с одной стороны, это построение системы знаний, необходимой и достаточной для полноценного овладения обучающимися основами деятельности; актуализация взаимосвязи чувственных и рациональных, теоретических знаний, совершенствование системы представлений о деятельности, ее целях, способах, средствах, условиях. С другой стороны, формирование теоретических знаний обучающегося с его личными, в том числе практическими потребностями, его ценностными ориентациями; обеспечение возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности непосредственно в процессе обучения [10:10]. Чрезвычайно важным моментом является создание таких условий образовательной деятельности, которые обеспечивают необходимость решать практические задачи на основе имеющихся знаний и сформированных компетенций. Следующий вывод можно сформулировать таким образом. Развитие деятельностных компетенций студентов вуза должно происходить также в рамках образовательной среды вуза в условиях специально моделируемых педагогических ситуаций.

Проблему воспитания можно и нужно решать не только с позиций администраторов и педагогов вузов, а также с позиций методистов, учителей-предметников, определяющих сущностную и деятельностную часть образовательной среды вуза, которая формирует профессиональное и личностное развитие студента. Задача методистов в этом случае состоит не только в передаче определенной суммы знаний, но и в активизации созидательного потенциала молодого человека, создания оптимальных условий, предложение и введение в практику преподавания инновационных технологий,

ориентированных на формирование и развитие определенных компетенций человека. В этой связи велика роль иностранного языка, обладающего высоким развивающим и культурным потенциалом [1].

Поиск инновационных подходов к преподаванию иностранного языка в современных условиях неязыкового вуза - одна из задач образовательной теории и практики. К инновационным технологиям можно отнести, прежде всего, инновационные формы представления материала. В связи со стремительным развитием современных технологий исследователи отмечают развитие мышления, которое становится все более нелинейным, и это находит отражение в формах письма, в новых типах текста. Отношение к тексту как незамкнутому, сложному, связанному с множеством других текстов, требует иной практики чтения и дает много новых расширенных возможностей для использования таких текстов в образовательной практике, в частности, в процессе обучения иностранному языку. Современные исследователи говорят о поликодовости коммуникации как объективной реальности сегодняшнего дня (14). В рамках этого подхода можно говорить о поликодовости дидактических ресурсов, используемых в современной образовательной практике, в частности, текстов. К поликодовым текстам в широком семиотическом смысле можно отнести случаи сочетания естественного языкового кода с кодом какой-либо иной семиотической системы (изображение, музыка и т.п.) [3]. Среди наиболее удачных примеров поликодового текста можно отметить кинематограф, различные виды рекламы, в том числе и телевизионной, постеры рекламного и агитационного характера, газетные тексты, сопровождаемые изображением или схемой и т.д. В поликодовом тексте учебные сведения передаются не только вербально, но и при помощи иконических средств. Это позволяет говорить о ряде дополнительных коммуникативных возможностей такого высказывания (наглядность и образность информации, эмоциональность учебно-научного подстиля) [3]. Основная коммуникативная интенция такого текста в процессе обучения - передать учебную информацию слушателям максимально доступно, точно и ясно [9]. Поликодовый текст имеет необычную формальную организацию. Помимо традиционных для учебного ресурса частей, он включает наглядность (схему, таблицу, рисунок и т. д), а также языковые средства связи семиотически разнородных компонентов [3]. Поликодовый текст в качестве учебного материала может включать: запись на доске; таблицу; схему; рисунок, фотографию, видеозапись/видеоклип; слайд-презентацию, в которой могут содержаться все вышеперечисленные средства, и др. В поликодовом дидактическом ресурсе вербальная часть высказывания, сочетающаяся с иконическим компонентом, образует текстовое единство, как на содержательном, так и на формальном уровне. Слово и наглядный материал представляют собой одно визуальное, структурное и функциональное целое, направленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата. Как известно, все пять органов чувств выполняют в человеческом обществе семиотические функции, но наибольшая часть, как считают исследователи,

социально значимых, богатых и существенных для общества знаковых систем ориентирована на восприятие посредством зрения и слуха, вот почему так высока степень информативности и воздействия на реципиента поликодового текста [2; 14]. Один из наиболее удачных примеров поликодового текста для обучения может служить видеоклип или видеофрагмент, широко используемые в разработанном нами комплементарном (дополняющем) дидактическом ресурсе для студентов нелингвистических специальностей в многопрофильном вузе. Отношения текст-изображение-мелодика весьма информативны, они делают возможным восприятие текста в двойном и даже тройном контексте. Данные виды поликодового текста могут, на наш взгляд, использоваться в педагогической практике наряду с традиционными дидактическими ресурсами, применяемыми как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности, например, в рамках клубной работы. Помимо обучающего, образовательного потенциала данных текстов, можно говорить о повышении мотивации студентов за счет положительной реакции на поликодовую информацию.

К инновационным характеристикам современного учебного процесса можно отнести и новый формат взаимодействия студентов и преподавателей. В дополнении к весьма распространенному проблемному обучению преподаватели-новаторы прибегают и к так называемому диалоговому взаимодействию, имеющему ряд особенностей [5]. В диалоговом общении большее значение имеет сам процесс поиска результата, поскольку именно в этом процессе у обучаемого формируется образовательный интерес, развивается интеллект, мотивируется креативность мышления. Именно посредством диалога преподаватель перестает являться только носителем некоего конечного знания, не подвергающегося сомнению, и становится посредником между обучаемым, поставленной проблемой и окружающим миром. Таким образом, преподаватель не столько имеет функцию «научить», сколько «направить» обучаемого. Основные принципы данного взаимодействия определяются исследователями как совместный поиск результата и межсубъектное равенство в диалоге. Равенство в диалоге - это, прежде всего, равноправие субъектов диалога в поиске истинного ответа, способность принять чужую точку зрения, то есть формирование толерантности, а также свобода и в то же время чувство ответственности за свои собственные мнения и действия. Так же одним из основных принципов является экологизация педагогического действия, то есть осознание педагогом пределов его собственной профессиональной деятельности, пределов, в которых он в праве воздействовать на личность другого, навязывать свою точку зрения, умение увидеть правоту другого [5]. Профессионально данная диалогичность должна реализовываться в таких формах как определение самостоятельных образовательных тем, проектов, путей их реализации (грантовые проекты, групповые и индивидуальные поисковые проекты). Выражение неоднозначных взглядов, кажущихся противоречивыми суждений, появление новых идей (дискуссии, круглые столы, презентации по авторским темам), даже совместное

обсуждение диагностических результатов анализа учебной деятельности. В результате межсубъектной диалогичности и формируется личность, у которой повышается продуктивность развития способов деятельности (формируются умения устанавливать системообразующие связи между отдельными компонентами деятельности; формируется желание быть инициативным, ответственным за самостоятельно принятое решение, способность задавать вопросы, критически относится к стереотипным решениям, самодиагностичность и ряд др. характеристик) [5:72-73].

Инновационными должны стать и методическая организация дидактических ресурсов, обеспечивающих реализацию как учебного, так и воспитывающего и развивающего потенциала предмета «иностранный язык. Опыт использования подобных дидактических ресурсов позволил сформулировать ряд принципов, на основе которых данные ресурсы должны формироваться, а именно:

• принцип контекстно-обусловленного отбора материала (с учетом профессиональной, и социально значимой направленности курса);

• принцип лингвистической адекватности (с учетом уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся;

• принцип включенности обучаемых с учетом интересов обучаемых;

• принцип межкультурной насыщенности с учетом межкультурной составляющей дидактического ресурса;

• принцип межсубъектного равенства;

• принцип рефлексивности (возможность обучаемых определять самостоятельно свои достижения).

В качестве технологического многообразия предлагаются упражнения информационно-поискового характера; коммуникативные упражнения, предусматривающие реализацию лингвистической, социокультурной, стратегической и других компетенций в речи (стандартные или реальные ситуации; задания в смысловом прогнозировании, решение проблемных задач, резюмирование текста, критическое осмысление текста и ряд др.); задания-проекты, активизирующие интегративные компетенции учащихся и др. Существенным компонентом предлагаемого курса являются проектные работы по межкультурной коммуникации. В качестве технологий рефлексивности предлагаются различные формы самооценки обучаемых своих достижений (эссе о достижениях, дневники, методический портфолио, анализ анкет и т.п.).

Таким образом, методологические установки на формирование социально, профессионально и личностно развитой личности выпускника вуза должны определять инновационный характер содержательного и процессуально-деятельностного компонентов образовательной личностно формирующей среды современного вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акопова, М.А., Алмазова, Н.И., Жук, Л.Г., Савушкина, Т.А. Гуманитарная составляющая образовательной среды в техническом вузе. - Изд-во Политехнического Университета, 2011.- С.4.

2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Наука,1986 ;

3. Большакова, О.О. содержании понятия «поликодовый текст».//Вестник СамГУ.- 2008, №4 (63)

4. Бордовская, Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методика проектирования: Учеб. Пособ. СПб: Книжный дом, 2007.- 407с.

5. Горшкова, В.В. Диалог в деятельности современного учителя.//Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской Академии Образования. №2, 2011

6. Ейгер, Г.В. К построению типологии текстов / Г.В. Ейгер, В.Л. Юхт // Лингвистика текста: материалы науч. конф. при МГПИИЯ им. М.Тореза. Ч.1. -М.,1974

7. Запесоцкий, А.С. Проблемы деятельности институтов социализации в современной России.// Педагогика -2011.- №9. - С.3-15.

8. Ильин В.А. О грядущей России: Избранные статьи. М., 1993.- С.38

9. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1999

10. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования» //Педагогика. -2011. -№6-С. 3-14.

11. Перминова, Л.М. Самопознание-базовый гуманитарный фактор модернизации образования // Педагогика. -2011. - №6- С.27-34.

12. Попов, Л.В., Розов, Н.Х. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения.// Педагогика. -2011. - №9- С. 3-11

13. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Педагогика. - 2012. - №1. - С. 3-16.

14. Чернявская, В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность,

интердискурсивность.- Учеб. пособ. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 248 с. -♦ ■

УДК 81'243:378.147:316.628

Сердюк В.Н.

Харьковский государственный университет

МОТИВАЦИЯ - ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Данная статья посвящена проблеме активизации процесса обучения иностранным языкам у студентов вузов, при этом повышение мотивации обучающихся в высших школах выделяется как основной механизм этого процесса. Перечисляются и описываются наиболее важные и эффективные методы и приемы, способствующие повышению интереса студентов к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: мотивация студентов, образование в высшей школе, юмор, ролевые игры, проблемное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.