УДК 378.147.334
Н.И. Алмазова, А.Б. Алмазова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Рассматривается проблема формирования личностных и профессионально значимых компетенций студентов неязыковых направлений в рамках локальной образовательной среды дисциплины «Иностранный язык». Предлагается инновационный подход к моделированию данной образовательной среды на основе анализа принципов, лежащих в основе процесса моделирования. Описываются принципы формирования дидактических ресурсов, организационные формы, виды деятельности субъектов образовательного процесса. Прослеживается корреляция данных принципов с формируемыми компетенциями.
Ключевые слова: личностные и профессионально значимые компетенции, локальная образовательная среда, моделирование образовательной среды, дидактические ресурсы, принципы моделирования образовательной среды, образовательная технология.
Учебная и воспитательная функции преподавателя-предметника, а также образовательная деятельность студента при иноязычном образовании в техническом вузе ориентированы на достижение целевых установок, определенных программными документами, образовательными стандартами, иными регулятивными документами. В качестве профессионально-значимых характеристик, которые должны быть сформированы в рамках дисциплины «Иностранный язык», определены коммуникативные характеристики, которые понимаются как способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций; владение основами межкультурных отношений, предполагающих способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде. В рамках иноязычного образования студентов технических специальностей данные целевые установки должны реализовываться через формирование компонентов (компетенций) иноязычной коммуникативной компетентности в той предметной области, в которой выпускники вуза получают диплом. Практически, данная компетентность является интегративной, поскольку отражает способность выпускника вуза успешно общаться не только на иностранном, но и на родном языке.
Интегративные качества данной компетентности обеспечиваются за счет включения в содержание курса по иностранному языку не только текстов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, но и культурологически значимого и социально значимого материала, ориентированного на расширение культурных и межкультурных горизонтов обучаемого. Именно данный информационный пласт формирует общекультурные компетенции, заявленные в качестве целевых установок в
ФГОС ВПО РФ, именно он ориентирован на общее развитие студентов, развитие ценностных, социальных, личностных компетенций.
Создание оптимальных условий для личностного и профессионального развития в период учебы в ВУЗе можно рассматривать как построение управляемой образовательной среды, то есть проектирование данной среды, которая рассматривается как сложный объект системной природы, направленный на достижение комплексного эффекта обучения, активизацию обучения, достижение комплексной цели обучения и воспитания [1:4]. Как отмечают ученые, озабоченные проблемами актуализации воспитательного и развивающего потенциала образовательной среды вуза, сегодня в новых социальных условиях, с учетом нового мироощущения и миропонимания молодежи данная среда должна быть нацелена на процесс возрождения воспитательной деятельности в высших учебных заведениях [5,6,9]. Процессы взаимодействия учебных и воспитательных стратегий, ориентированных на комплексное влияние всех компонентов образовательной среды в плане формирования различных личностно значимых и профессионально значимых компетенций, требует принципиально нового осмысления, новых идей, новых методов.
Совершенно очевидно, что проблему воспитания можно и нужно решать не только с позиций администраторов и педагогов вузов, но также с позиций методистов, учителей-предметников, определяющих сущностную и деятельностную часть образовательной среды вуза, которая формирует профессиональное и личностное развитие студента. Задача методистов в этом случае состоит не только в передаче определенной суммы знаний, но и в активизации созидательного потенциала молодого человека, предложение и введение в практику преподавания инновационных технологий, ориентированных на формирование и развитие определенных компетенций человека.
Для реализации этих целей представляется необходимым определить шаги по проектированию педагогических действий, направленных на осуществление всего комплекса учебно-организационных мероприятий, представляющихся референтными для достижения искомого результата. Как известно, педагогическое проектирование рассматривается отечественными исследователями либо как этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебно-воспитательной задачи, либо как особый вид педагогической деятельности, который является обязательным условием осуществления регулятивной функции педагогики [4: 59-60].
При структурировании проектировочных действий, которые необходимы для формирования технологии актуализации развивающего потенциала дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе, мы опирались на классификацию данных видов проектировочных действий, предложенной исследователем О.В.Киселевой и уточненной Е.Г.Гуцу для системы педагогического образования. Взяв за основу данную классификацию, мы трансформировали ее, определив технологические этапы реализации предлагаемой нами технологии, к которым можно отнести
192
следующие: этап целеполагания (проблематизации); диагностический этап; проективный этап (этап программирования, планирования и конструирования новой образовательной практики); аналитико-рефлексивный этап (этап рефлексивного анализа). В результате такого проектирования была создана технология актуализации воспитательного и развивающего потенциала дисциплины «Иностранный язык», включающая в себя целевые установки (учебные, воспитательные, развивающие); номенклатуру компетенций (профессионально-ориентированные, социально-значимые, личностно-значимые, рефлексивные); современные подходы в иноязычном образовании (компетентностный, личностно-деятельностный, коммуникативный, интегративный); принципы организации локальной образовательной среды конкретной дисциплины («ИЯ») и ресурсное обеспечение в виде разработанных дидактических материалов, ориентированных на достижение целевых установок. Эксперимент по внедрению данной технологии в образовательный процесс у студентов неязыковых направлений подготовки, длившийся более 2 лет, продемонстрировал эффективность предлагаемой технологии.
В данной статье в фокусе внимания находится один их компонентов предлагаемой технологии, определяемый нами как принципы организации локальной образовательной среды. Данные принципы представляются нам объективно значимыми и определяющими эффективность разработанной педагогической технологии.
Так как ФГОС ВПО РФ предусматривают возможность вариативного отбора содержания учебных дисциплин и форм организации образовательного процесса, то первым принципом построения данной технологии является принцип вариативности. Вариативность распространяется не только на содержание образовательного процесса в рамках дисциплины «Иностранный язык», но и на организационные формы и виды деятельности, а также формат взаимодействия субъектов образовательного процесса. Вариативность организационных форм предполагает моделирование того компонента образовательной среды, который связан со структурированием и взаимодействием двух основных форматов учебной деятельности: аудиторного и внеаудиторного. Как известно, аудиторный формат является традиционной формой взаимодействия субъектов образовательного процесса и практически не предполагает организационной вариативности. Как правило, это формат в виде алгоритма «студенты-педагог», «студенты-студенты».
Инновационность предлагаемой нами технологии заключается во внедрения 1Т-технологий в образовательный процесс и, в связи с этим, изменении роли педагога в новых условиях; в реализации идеи совершенствования видов самостоятельной деятельности студентов; повышение их роли как активных субъектов образовательного процесса. Поскольку педагог, как пишут исследователи, перестал выполнять функцию доминирующего носителя, трансформатора и контролера знаний, возникает новая ответственность преподавателя как менеджера (организатора)
193
образовательной среды. При включении в данную образовательную среду нового дидактического ресурса - компьтерного - преподаватель становится организатором медийного пространства, формируя его таким образом, чтобы оно способствовало «совместному познанию новых технологий, структурированию и адекватной интерпретации полученных знаний» [3:33].
Вариативность организационных форм является, как мы полагаем, не только насущным требованием сегодняшнего дня, но и важным мотивирующим фактором, способствующим повышению уровня мотивации студентов к учению вообще и к иностранному языку, в частности. Вариативность организационных форм проявляется также в развитии формата внеаудиторной работы студента, которое предполагает не только самостоятельную подготовку к занятиям, но активное участие студентов в различных формах досуговой и внеучебной деятельности, таких как участие в клубной работе, участие в Неделе иностранного языка, участие в переводческих конкурсах, конкурсах творческих работ, встречах с носителями языка и т.п.
Содержательная вариативность определяется наличием набора различных учебно-образовательных задач-ситуаций, характеризующихся проблемностью, новизной, межпредметностью, потенциальной креативностью, рефлексивным потенциалом, что, в конечном итоге, определяет воспитательный и развивающий потенциал образовательной среды на содержательном уровне.. Тематический репертуар данных задач-ситуаций включает в себя социально значимые, гуманистически ориентированные, личностно и социально значимые темы, представленные в разножанровом и поликодовом формате.
Таким образом, предлагаемая технология включает организационные и содержательные аспекты, отражающие концептуальные доминантные ориентиры: включенность студента в профессионально-ориентированный образовательный контекст; его включенность в развивающий образовательный контекст; ориентация на рефлексивно-оценочную деятельность субъектов образовательного процесса. Доминантной характеристикой также является взаимодействие педагога и студента в ситуации равноправного диалога, ориентированного на взаимное развитие. Взаимодействие всех аспектов можно определить как принцип интегрированности, то есть взаимообусловленности всех образовательных задач.
Профессионально-ориентированный образовательный контекст предполагает развитие и совершенствование тех компетенций, которые определены во ФГОС ВПО РФ. Помимо ключевых компетенций, ориентированных на умение эффективно осуществлять коммуникацию (в том числе, иноязычную), адаптироваться к условиям окружающей среды, к условиям коммуникативного контекста (в том числе, иноязычного коммуникативного контекста), профессионально-ориентированный образовательный контекст актуализирует способность принимать сложные самостоятельные решения в профессиональной деятельности, используя, в том числе, информационные и коммуникационные технологии. Данные компетенции формируют профессиональную компетентность, определяемую
194
как интегральную характеристику личности, позволяющую выпускнику вуза решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [7].
Рассматривая коммуникативную компетентность в качестве необходимого компонента профессиональной компетентности выпускника вуза, представляется необходимым организовать весь образовательный контекст как коммуникативную среду. В рамках предмета «Иностранный язык» данная коммуникативная среда должна быть ориентирована на возможность использования информационных технологий, формирующих общую информационно-коммуникативную культуру выпускника вуза, лежащей в основе лингвокомпьютерной компетенции. Формирование данной культуры должно происходить, как мы считаем, за счет включения в информационный пласт обучающей среды знаниевой компоненты о поисковых системах, референтных для обработки релевантных информационных потоков; о компьютерных словарях; о способах работы в Power Point; о возможности обработки видеофрагментов для обсуждения в классе; о потенциале компьютерного взаимодействия с педагогом и сверстниками. Данное знание актуализируется в контексте заданий, связанных с презентацией лингвистической информации, индивидуальных и групповых проектов, творческих заданий, критических эссе, комментариев, он-лайнового взаимодействия в рамках подготовки группового проекта.
Поскольку актуализация потенциала обучаемых и их личностных новообразований происходит в рамках специально моделируемой образовательной среды, то важна включенность каждого участника образовательного процесса в структурирование данной среды. Развитие содержательных и организационных компонентов данной среды должно происходить за счет преобразования ситуаций общего, повседневного значения в ситуации событийности, личной значимости. В этом случае мы говорим о принципе личной значимости образовательного контента для обучаемых. Данный принцип предполагает перевод содержательного и организационного компонентов образовательной среды в плоскость личных интересов обучаемых, связанных как с внешней, так и внутренней мотивацией. В качестве условий активной включенности обучаемого в контекст образовательной среды можно рассматривать следующие:
- направленность в область личных интересов учащихся. Данная субъектная направленность может быть связана с будущей профессиональной деятельностью, с социально одобряемой деятельностью, с развитием личностных качеств, с внешней мотивацией и др. целями.
- использование организационных форм и видов деятельности, отвечающих познавательным потребностям обучаемых, потребностям самоактуализации, потребности в признании своей субъектности.
- использование инновационных средств и способов организации образовательной деятельности, учитывающих поликодовый характер современной коммуникации, потенциал IT-технологий.
195
- новый формат взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, основанный на взаимопонимании друг друга, межсубъектном равенстве.
Включенность в профессионально-ориентированный образовательный контекст неразрывно связан с развивающим образовательным контекстом, поскольку содержательное наполнение и разнообразие видов деятельности ориентированы на развитие таких личностных качеств обучаемого как инициативность, дисциплинированность, ответственность, умение работать в команде, проявлять лидерские качества, определять этапы подготовки проекта при реализации проектной деятельности, реализовывать свой творческий потенциал. Результатом актуализации творческого потенциала обучаемого может быть «способность проблематизировать идеи и порождать новые; системное и критическое мышление; понимание социального взаимодействия» [6:9]; способность включиться в диалог и конструктивно на основе нового знания отстоять свою точку зрения. Актуализация данных характеристик личности строится:
- на реализации в образовательной среде субъектного опыта, уже имеющегося или приобретаемого в контексте взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
- на основе сформированных или формирующихся ценностных ориентиров;
- на основе когнитивных способностей, также трансформирующихся в результате активной деятельности обучаемого по усвоению, переработке и оценке содержания предмета «иностранный язык».
Таким образом, целевые установки на формирование профессионально и личностно развитой личности выпускника вуза должны определять инновационный характер содержательного и процессуально-деятельностного компонентов образовательной формирующей среды современного вуза. Компонентом данной среды являются дидактические ресурсы, обеспечивающие реализацию как учебного, так и воспитывающего и развивающего потенциала предмета «Иностранный язык». Созданный нами и экспериментально проверенный дидактический ресурс [2] позволил сформулировать ряд принципов, на основе которых данные ресурсы должны формироваться, а именно:
- принцип контекстно-обусловленного отбора материала (с учетом профессиональной, и социально значимой направленности курса);
- принцип лингвистической адекватности (с учетом уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся;
- принцип включенности обучаемых с учетом интересов обучаемых;
- принцип межкультурной насыщенности с учетом межкультурной составляющей дидактического ресурса;
- принцип межсубъектного равенства;
- принцип рефлексивности (возможность обучаемых определять самостоятельно свои достижения).
Опыт проектирования и актуализации потенциала локальной образовательной среды конкретной дисциплины «Иностранный язык» позволяет сделать вывод о том, что учет принципов, на основе которых происходит моделирование локальной среды, структурирование компонентов данной среды (дидактических ресурсов, организационных форм), разнообразие образовательных контекстов, видов деятельности субъектов образовательного процесса позволяют решать учебные и воспитательные задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акопова М.А., Алмазова Н.И., Жук Л.Г., Савушкина Т.А. Гуманитарная составляющая образовательной среды в техническом вузе. - Изд-во Политехнического Университета, 2011. - 138с.
2. Алмазова А.Б. Комплементарный авторский курс как фактор развития иноязычной культурной грамотности у студентов нелингвистических специальностей. - ТД Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГПУ. 2009г. - 126 с.
3. Алмазова Н.И. Поликодовая дидактика: антропоцентризм vs «технологизированность» в обучающих стратегиях.// Поликодовая коммуникация: лингвокультурные и дидактические аспекты. - Сборник научных статей. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2011. - С. 26-37.
4. Гуцу Е.Г. Проектировочные действия преподавателя педвуза при реализации компетентностного подхода // Педагогика. - 2012. - №2.- С.58-63.
5. Запесоцкий А.С. Проблемы деятельности институтов социализации в современной России // Педагогика. 2011.- №9. - С.3-15.
6. Карпов А.О. Коммодификация образования //Педагогика. - 2012, - №2. - С.3-12.
7. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А.Козырева, Н.Ф.Родионовой, А.П.Тряпициной. - СПб. - 2006.
8. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования» // Педагогика. -2011. - №6.- С. 3-14;
9. Попов Л.В., Розов Н.Х. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения // Педагогика. - 2011. - №7.- С.3-11.