СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
УДК 37.017.7; 37.018.761; 379.852
Л. И. Маленкова
ВОСПИТАНИЕ В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ
В статье рассматриваются проблемы, связанные с реализацией воспитательного потенциала одной из форм детско-юношеского туризма и краеведения - туристского похода. Раскрываются особенности детства, теоретические и методические основы воспитания как явления социально-педагогического. Показаны воспитательные аспекты детского похода на всех этапах его подготовки и проведения.
The article discusses the problems associated with the implementation of the educational potential of one of the forms of youth tourism and local history - a tourist trip. Also the article reveals the peculiarities of childhood, theoretical and methodological foundations of education as a social and pedagogical phenomenon and shows educational aspects of a children's trip at all stages of the preparation and conduct.
Ключевые слова: воспитание, детство, туристский поход, педагог, разностороннее развитие, самоуправление, самовоспитание, успешность, жизнестойкость.
Keywords: upbringing, childhood, tourist trip, versatile maturity, self-management, self-education, success, vitality.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государства и всего мира.
Я. А. Коменский
Проблему воспитания детей и молодёжи в условиях туристского похода мы склонны рассматривать с двух позиций: теоретико-методологической (что такое данное явление?) и практико-орие-
нтированной, методической (как его эффективно реализовать?). С этих позиций туристский поход обладает высоким воспитательным потенциалом, ибо является для ребёнка, с одной стороны, естественной, притягательной для него средой обитания, жизненным
__А _
«пространством детства». А с другой стороны, туристский поход при целесообразной и профессионально грамотной его организации является эффективным средством воспитания.
Основанием, позволяющим дать полезные идеи и научно-методические рекомендации педагогам, работающим в сфере детс-ко-молодёжного туризма, является наша компетентность в теории и методике воспитания, а также многолетний опыт практической работы с детьми. Будучи поклонницей туризма (пешего, лыжного и велосипедного) с детских лет и по сей день, работая в разных учебно-воспитательных учреждениях с различными категориями детей, постоянно делаю ставку на детский туризм как наиболее эффективное средство воспитания. Коротко мой послужной список в сфере детского туризма: вожатая профильного туристского отряда в МДЦ «Артек» им. В. И. Ленина (1963 г.). Заместитель начальника спортивно-трудового лагеря для несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учёте в инспекциях по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД г. Москвы (1964-1966 гг.). Классный руководитель профильных классов «туризм и краеведение» в 45-й школе г. Москвы (1982-2002 гг.). Взаимодействие с детьми и с инструкторами по туризму пионерской дружины «Сигнальщики» Москвы (с 2008 г. по настоящее время) и др. Почему же именно туризм и краеведение способны стать эффективным средством развития и воспитания детей и молодёжи?
Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. В методологии оно трактуется как процесс общественно-исторический: с изменениями в обществе происходят и коренные преобразования в воспитании, и, наоборот, прогрессивные идеи и передовая практика воспитания способны оказывать существенное влияние на характер и динамику развития общественных отношений и процессов в будущем.
Вдумаемся в смысл слова «ВОСпитание». Изначально, на заре человечества, оно означало «ВСкармливание» только что родившегося, беспомощного дитяти, т. е. имелось в виду питание физическое, телесное. Но очень скоро люди поняли: главное в развитии человека (в отличие от всех других живых существ) - «питание
(вскармливание) духовное», то есть сопричастное душе человека. Этот смысл и стал сутью воспитания. Без него немыслима жизнь человеческого общества, ибо назначение его - передача накопленных знаний и жизненного опыта, социокультурных ценностей от поколения к поколению, формирование критериев оценки окружающей жизни, разностороннее развитие личности Человека, достойного своей эпохи.
Неукоснительной, важнейшей задачей педагогической теории и практики является задача поднятия престижа воспитания, внедрения его современных прогрессивных идей во все сферы жизни и деятельности детей и молодёжи. В том числе и в практику проведения детских туристских походов.
Что же такое воспитание? В совокупности существенных признаков воспитание - это творческий, целенаправленный, специально организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми. Это процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности.
Известно мудрое размышление С. Т. Шацкого: «Научить ребёнка считать очень просто... Наша методическая наука достигла в этом совершенства. Но главное заключается в том, чтобы с этим умением считать человек не стал обсчитывать». И со знанием норм политических, экономических, правовых, нравственных, экологических, культурных и других - не стал бы жить в «обход» их, определяя свою корыстную позицию в ущерб социокультурным ценностям общества и Человека. Значит, сутью воспитания, его предназначением является богатая палитра отношений взрослеющего человека к окружающей действительности - живой и неживой природе, к социокультурным ценностям, к человеку и к себе самому как наивысшей ценности. Именно в туристском походе заложена возможность реализовать всю палитру этих отношений. Попробуем доказать это с позиций прогрессивных идей современной теории и методики воспитания и фактов реальной практики воспитания детей в условиях туристского похода, используя мнения детей и педагогов-воспитателей.
Для грамотной и продуктивной реализации воспитательного потенциала детского туристского похода необходимо:
- Чёткое определение цели и стратегических задач организации воспитательного процесса, тогда легко можно будет выстроить систему задач тактических (и составить план воспитательной работы). На основе этого - выстраивание всей воспитательной системы развития детей вообще и в условиях данного конкретного похода в частности.
- Организация разносторонней воспитывающей деятельности детей; выстраивание на её основе системы самоуправления и со-управления детей и взрослых.
- Стимулирование здорового образа жизни всех участников похода по трём направлениям: 1) Создание здоровьесберегающей среды в условиях похода. 2) Внедрение культуры здорового образа жизни каждого из участников похода. 3) Работа над созданием и внедрением в жизнь детей и взрослых индивидуально-личностной программы оздоровления.
- Реализация воспитательного потенциала всех компонентов обучения и развития детей в условиях похода: а) через содержание всех дел и событий, б) через методику их организации, в) через привлекательную личность взрослых руководителей похода, г) через оценку деятельности каждого из детей, поднятие престижа личности в их собственном осознании и мнении окружающих.
- В основу организации похода должны быть положены «три кита» воспитания: превращение деятельности детей в САМОдеятельность (с использованием методики КТД - коллективной творческой деятельности); переход от воспитания к САМОвоспитанию (на основе освоения методики самовоспитания) и превращение управления детьми в детско-взрослое САМОуправление.
- Прогрессивные идеи организации воспитательного процесса в детском походе должны быть положены в основу всей жизнедеятельности детей и взрослых, именно они повышают эффективность развития личности всех участников похода:
■ Гуманистическая парадигма воспитания, в основу которой положена идея «человек - наивысшая ценность».
■ Самоактуализирующаяся личность (такая, которая сама озабочена развитием своего внутреннего потенциала) - как цель воспитания.
■ Разносторонняя деятельность- основа воспитания.
■ Идея «безусловного принятия» воспитанника и его дальнейшего развития в организованном процессе воспитания.
■ Идея «педагогической поддержки» воспитанника.
■ «Педагогика свободы» в выборе видов деятельности и отношений, социокультурных ценностей и своей собственной позиции в жизни.
■ Личностно-ориентированный подход в условиях коллективной творческой деятельности.
■ «Диалог культур» как основа отбора содержания воспитательного процесса в условиях похода.
■ Взаимодействие при организации походов (особенно далёких и длительных по времени) с детско-юношескими движениями, объединениями, организациями позволяет создать социокультурную среду воспитания, уберечь школьников от неблагоприятных воздействий негативных факторов окружающей среды.
■ Эффективные формы взаимодействия с родителями детей-участников похода.
■ Безотлагательное решение возникающих проблем особых детей (таких, которые «не вписываются» в учебно-воспитательный процесс ни в школе, ни во внешкольной жизни и деятельности); в том числе решение проблем, связанных с детьми одаренными и де-виантными школьниками.
А теперь попробуем на конкретных идеях, с использованием наиболее эффективных средств, методов и приёмов, неординарных организационных форм жизнедеятельности детей и взрослых показать, КАК наиболее продуктивно может быть реализован воспитательный потенциал туристского похода. Сначала обратимся к двум маленьким педагогическим зарисовкам с натуры.
♦♦♦ « - Как Вам удаётся воспитывать таких хороших детей?
- А я их не воспитываю, я их просто ЛЮБЛЮ».
♦♦♦ Размышления молодого педагога (учителя физики, турорга школы): «Никак не возьму в толк, почему мои "трудняшки" (трудные школьники) на уроках отравляют мне всю мою жизнь (за этим следует длинный перечень всяческих "козней".). А в турграде и в походе они - мои первые помощники, с удовольствием включаются во все дела (даже в самые грязные и неприятные, от которых отказываются другие ребята)».
- Вы не пробовали у них спросить об этом?
- Спрашивал. Один из них мне ответил: "А я в походе себя Человеком чувствую!"»
ПОЧЕМУ ТАК? Попробуем ответить на этот сакраментальный вопрос!
Именно в туристском походе... возможно организовать воспитательный процесс с теоретико-методологической идеи, что сутью и назначением воспитания является развитие отношений взрослеющего человека с окружающей действительностью - живой и неживой природой, окружающими людьми и всем человечеством, с проявлениями социокультурных ценностей. С возникающими у человека проблемами и возможностями их разрешения. Именно это позволяет взрослеющему человеку «вырастать», становиться лучше, приобретать высокие духовные ценности. Ещё в XI в. персидский писатель Кей Кавус заметил: «Полнота удовольствия и услады от богатства этого мира в том, чтобы повидать невиданное, и поесть нееденное, и найти ненайденное, а это всё можно только в путешествии. Люди, путешествовавшие и повидавшие мир, опытны, удачливы и мудры». Вот почему и в наше время столь примечательны и привлекательны туристские сообщества детей и взрослых.
Именно в туристском походе... реализуется мысль А. С. Макаренко: «Истинным смыслом человеческой жизни является завтрашняя радость». И естественно, целесообразно и легко выстраивается рекомендованная им логика воспитательного процесса через создание системы перспектив - близкой, средней и далёкой. В 45-й школе г. Москвы на сентябрьском сборе туристской группы обещаются сюрпризы «для вех и для каждого» и большущий пирог с «изюминкой» (???). А в пионерской дружине «Сигнальщики» в начале учебного года всё начинается с «арбузника». И дальше - выстраивается система отдалённых перспектив, подчинённых главной на этот год средней перспективе - двухнедельному походу по партизанским тропам Крыма (или на Алтай, или в Карелию, или по достопримечательностям Подмосковья...). А к этому нужно готовиться серьёзно - и физически (система тренировок и маленьких походов), и материально (как заработать и скопить деньги, подготовить необходимое оборудование.). А главное -духовно (освоение исторических, краеведческих и социокультурных ценностей) и психологически (индивидуальное самоусовершенствование, сплочение группы, создание благоприятного психологического климата) и многое-многое другое. То есть обеспечение позитивной, общественно ценной и личностно значимой жизнедеятельности детей и взрослых. Важно, чтобы все эти дела орга-
нично «вписывались» в ткань жизни школы, в нормальное общение с учителями и родителями. И наконец, все эти события, в конечном счёте, влияют на реализацию намеченной далёкой перспективы -формирование разносторонне, гармонически развитой личности Человека. Личности самоактуализирующейся (теория А. Маслоу), т. е. личности, озабоченной саморазвитием своего внутреннего развития, происходящего в условиях коллективной творческой деятельности (методика И. П. Иванова). А это и есть реализация общего предназначения воспитания.
Именно в туристском походе... естественно и легко складывается воспитывающая среда. Среда, в которой проецируются позитивные и развенчиваются негативные отношения к окружающей действительности всех участников похода - «своих» детей и взрослых, приглашённых гостей, местных жителей, участников событий (прошлых и настоящих, свидетелями и участниками которых становимся «мы сами»).
Из размышлений Алины Гусевой о ценностях походов с пионерской дружиной «Сигнальщики»: «А как ценны для каждого из нас душевные, познавательные разговоры (обо всём!) и творческие, развивающие игры. А ещё - завораживающие туристские и студенческие бардовские песни - у ночного костра, на привале, при ожидании чего-то, в транспорте. В них ты чувствуешь, как "вырастаешь", становишься лучше, чище, возвышеннее.». Попробуйте провести опрос детей - заядлых походников - на тему «Что меня радует и огорчает в жизни (или - в походе). И получите полное описание позитивных и негативных факторов воспитывающей походной среды. И прав О. Уайльд, написавший: «Лучший способ воспитать ребёнка хорошим - это сделать его счастливым».
Именно в туристском походе. возможна реализация идеи включения детей в разнообразные виды деятельности как основы воспитания. Природа ребёнка (подростка) хорошо выражена психологами М. и Р. Снайдер:
«Каждый ребёнок хочет действовать.
Каждый ребёнок хочет быть во взаимоотношении.
Вокруг захватывающий мир для исследования.
Эти три представления являются основными для работы с детьми».
Содержание, основа воспитания (и в туристском походе тоже) есть не что иное, как обеспечение воспитаннику активной позиции
в организуемой педагогом разносторонней воспитывающей деятельности. Основные виды её таковы: познавательная деятельность, ценностно-ориентировочная, трудовая, общественно полезная, художественно-творческая, физкультурно-спортивная и деятельность свободного общения. Все эти виды деятельности детей в походе пронизывает деятельность игровая (во всех её видах и формах). Возможны и формы, соединяющие в себе несколько видов деятельности. Причём все дела в туристском походе становятся в своей совокупности для взрослеющего человека цепочкой значимых событий. Цепочкой динамичной, диалектически меняющей отношения детей к делам и событиям, к сверстникам и взрослым, к нравственным и культурным ценностям, к себе самому. и вообще к жизни (событийный подход в педагогике). Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь детей в походе увлекательной, непринужденной, значительно повышая ее воспитательный потенциал.
Именно в туристском походе... педагогам-воспитателям удаётся грамотно выстроить диагностику и мониторинг воспитания и развития детей. К. Д. Ушинский наставлял педагогов: «Воспитатель! Свою воспитательную работу начни с научно-исследовательской». Ибо, как справедливо утверждал М. М. Бахтин, «подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя». Это важнейшие постулаты для руководителя детского похода, овладевшего различными методиками психолого-педагогического изучения своих воспитанников и грамотно осуществляющего мониторинг воспитательного процесса. Мониторинг предполагает: педагогическую диагностику (личности, коллектива, протекания воспитательного процесса); систематизацию и хранение материалов диагностики; педагогическую оценку результатов; прогнозирование и отслеживание хода, результатов, перспектив развития воспитательного процесса; внесение коррективов в динамику его; педагогический анализ происходящих изменений; внедрение результатов в практику. Вот такая сложная цепочка действий. Но она успешно обеспечивает реализацию воспитательного потенциала похода, т. е. активное взросление детей, обретение ими ранней самостоятельности и собственной позиции во многих жизненных ситуациях, критичное осмысление окружающей действительности, выра-
ботку собственных взглядов, критериев оценки, отношений, мировоззрения, обретение права на своё собственное «Я».
Из дневника «рыжей Люси»: «Права была моя мама - я другая. Я люблю эту походную жизнь и люблю всех этих людей. Я хочу видеть и слышать их, смеяться или ссориться с ними, говорить с ними обо всём, ходить "болеть" на стадион, делать дневник похода, сидеть у костра. И я не тоскую больше по тишине своей комнаты, и я не хочу больше уединения. Я жду, когда же, ну когда же я опять пойду в поход!?»
Именно в туристском походе... становится достижимой идея «присвоения» всеми участниками похода высоких социокультурных ценностей ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ. У Е. Евтушенко читаем: «. жажда точки опоры - одно из самых прекрасных качеств человека, если она. не зиждется на подавлении человека человеком. Есть ложные точки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие - такие точки опоры аморальны. »
В своей практике воспитания мы пришли к идее «пяти точек опоры».
Первая точка опоры - ПРИРОДА. Человек сам, прежде всего, природное существо, а потому живет и развивается по ее законам. И если эти законы нарушаются, то природа жестоко мстит за это: детской смертностью, болезнями, искажениями в развитии личности. Спасение одно - здоровый образ жизни растущего человека в гармонии с природой. И с другой стороны, именно в природе он находит для себя гармонию жизни. Она - для радости, отдохновения, в ней он черпает силы и стимулы для творчества, она же -для различных способов самоотдачи, самовыражения.
Вторая точка опоры - КУЛЬТУРА. Во всех ее областях: наука и техника, литература, музыка, живопись. Это и архитектура, театр, кино, культура общения и поведения, культура труда и речи... При этом у растущего человека должна быть развита потребность в высоких культурных ценностях и сформировано отвращение к бескультурью и псевдокультуре. Приобщение к КУЛЬТУРЕ как «точка опоры» дает детям критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сторон личности.
Третья точка опоры - ДЕЛО, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, красиво, значимо... Причем не только работа. Любое дело: печет ли хозяйка пироги, ремонтирует ли хозяин автомашину, стирает ли пеленки юная мама
или рассказывает малышу сказки, мастерит ли юноша что-то для дома или занят своим хобби. Именно в разных делах и развиваются способности детей, формируется жизненная позиция личности. Немаловажную лепту в это вносит и участие детей в туристских походах.
Четвертая точка опоры - ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ. Не
только друзья. Не только родители и педагоги. Не только любимый (или любимая). Все они - должны быть у человека. С разной степенью близости и любви. А еще - приятели, товарищи по работе и общему делу... Да и просто встречные или знакомые. Всякие люди! Школьный возраст - это период наиболее интенсивного общения со сверстниками, когда это общение становится самым важным и значительным. И при всей противоречивости подростка ценится общение со взрослыми - родителями, педагогами, друзьями, родственниками.
И наконец, пятая точка опоры - «Я САМ КАК НАИВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ». С его осознанным высоким чувством собственного достоинства. С его гордостью и скромностью. С его действенной любовью к себе самому и к другим людям. Еще Пифагор призывал: «Прежде всего, не теряй самоуважения!»
Стихотворение Димы Беляева (13 лет)
Можно на свете по-разному жить: Можно ни с кем никогда не дружить, Можно животных и птиц не любить, Можно цветы не сажать, не дарить... А можно наоборот - вот! И дружить, и любить, и сажать, и дарить, Можно на помощь друг к другу прийти, Камень убрать, если он на пути.
Именно в туристском походе. коренным образом меняются структура и логика, педагогические основы и методика организации воспитательного процесса. Здесь мы приходим, казалось бы, к парадоксальному выводу: воспитать человека нельзя! - А что тогда можно? - А можно и нужно создать условия для успешного, продуктивного развития человека! Решить эту сверхзадачу можно, построив воспитательный процесс на основе «трёх китов современного воспитания», а именно - на основе трёх САМО: превращения
деятельности детей в САМОдеятельность, воспитания - в САМОвоспитание и управления детьми (и любым сообществом взрослых и детей) в единое САМОуправление.
Воспитание, по сути своей, - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе - самовоспитания, саморазвития. В туристском походе это происходит наиболее эффективно и интенсивно. При этом взрослый (руководитель похода) занимает позицию не команнд-но-административную (как в школе), а, скорее, позицию старшего друга - более знающего, более компетентного. В этой ситуации продуктивной является идея педагогической поддержки взрослеющего человека, определяемая в методике воспитания как оказание превентивной (предваряющей) помощи ему в решении возникающих у него проблем, связанных с основными четырьмя сферами его жизнедеятельности - со здоровьем, обучением, коммуникацией и социализацией.
Из размышлений старшеклассника: «Оказывается, самостоятельность вовсе не в том, что я один, вечно один. Самостоятельность - это когда нас много, и каждый может придумать, как бы всем жилось лучше, и сам делать эту хорошую жизнь. От моей самостоятельности кому-то должно быть хорошо».
Именно в туристском походе... вся система воспитания ориентирована на личностный подход. Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности детей как их самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление.
Всем известно, что старшеклассники уже не дети и больше всего не любят, когда их поучают, наставляют, ведут куда-то, заставляют, оценивают. И еще: нет ничего ценнее, если человек САМ открыл истину, САМ доказал себе что-то, САМ убедился в неверности и пагубности своих бывших заблуждений. Но и это не все. Как бы родители и учителя ни желали взрослеющим детям добра, как бы ни предостерегали от возможных ошибок, все равно растущий человек САМ учится на СВОИХ ОШИБКАХ.
Методы и приёмы включения детей (особенно подростков) в процесс самовоспитания в условиях туристского похода таковы:
__I _
психологический настрой + осознанное преодоление трудностей); постановка цели (перспективы «завтрашней радости» - близкие, средние, дальние).Это и помощь в составлении правил, которым надо следовать неукоснительно. Это и создание собственной программы: средства, организационные формы и методические приёмы самопознания и саморазвития, самоконтроль и самоанализ. А также выбор «помощников» и надёжных единомышленников.
Некоторые методические тонкости, которые при этом можно использовать руководителю детского туристского похода:
> Воспитание успехом: попробовать глубже понять произошедшие изменения, хорошо их осмыслить, включить в успешную совместную деятельность, опираясь на его достоинства, ценности, мечты, потребности, развивать самые маленькие ростки успеха, чтобы ребёнок смог почувствовать и испытать вкус победы.
> Успешным становится воспитание, основанное на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка, к его САМОпроцессам: самолюбию, самопознанию, самокритике, самовнушению, самоорганизации, самодеятельности, самовоспитанию.
> Позитивно окрашенное воспитательное воздействие взрослых всегда вызывает эмоционально положительное состояние детей и их полезную деятельность. Вместо приказаний, запретов, угроз, требования послушания и беспрекословного подчинения, наказаний, морального давления. хорошо бы, если бы подросток постоянно слышал:
- Ты же у меня умница - справишься!
- Ну и молодец! Это преодоление себя стоит многого!
- Я тебе доверяю!
- Каждому человеку свойственно ошибаться, но главное в том, как он выходит из ошибок.
> И конечно, самое главное в отношениях взрослых и детей - это действенное проявление любви: взглядом, жестом, мимикой, лаской. Умением защитить и вовремя прийти на помощь. Желанием бескорыстно делать добрые дела.
Именно в туристском походе... легко и грамотно организовать систему детско-взрослого самоуправления. Лучше всего это происходит на основе формулы, данной А. С. Макаренко: «Дело
рождает самоуправление, а не наоборот». В практике различных образовательных учреждений и общественных детско-юношеских объединений и организаций хорошо зарекомендовала себя трёхуровневая система самоуправления Н. П. Капустина:
1^ Классное (групповое) самоуправление - соуправление 1-го типа: рабочие органы - по видам деятельности (комиссии, советы, штабы. при участии взрослых).
2^ Школьное (общее) ученическое самоуправление: его основа - те же органы, состоящие из председателей одноимённых классных органов.
3^ Школьное (общее) соуправление: учащиеся + педагоги + родители.
Эта система (либо целиком, либо фрагментарно) может быть успешно использована и в туристско-краеведческой деятельности детей и взрослых.
Именно в туристском походе. складываются эффективные формы взаимодействия с родителями детей-участников похода. В нашем опыте сложилось пять основных функций такого взаимодействия: 1) ознакомление родителей с содержанием и правилами жизнедеятельности в походе; 2) психолого-педагогическое просвещение родителей; 3) включение родителей в совместную с детьми деятельность; 4) организация работы с родительским активом; 5) корректировка воспитания в отдельных семьях детей-участников похода. Оправдывают себя такие формы взаимодействия в педагогическом треугольнике «педагоги ^ родители ^ дети» в условиях организации и проведения туристского похода, как предварительное заочное посещение мест будущего похода - рассказы детей родителям (с картами, фотографиями, музыкой, видеороликами). Использование родителей как специалистов в разных сферах туризма, физкультуры и спорта, культуры. Совместные походы, туристические слёты, отчётные «Огоньки», творческие встречи типа «Поговорю с интересным человеком», «Проблемы философского осмысления жизни» (в школе и в походе у костра). Выпуски стенгазет, листовок, видеофильмов и др.
Именно в туристском походе, в неформальной обстановке возможно использовать творческие формы воспитания, руководствуясь мудрым определением К. Гельвеция: «Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более
крепких и сильных тел, более просвещённых умов и более добродетельных душ».
В последние годы в практике воспитания появилось множество нетрадиционных форм воспитательной работы: «Пять минут с одним (стихотворением, музыкальным произведением, с одной картиной...)». «Публичная лекция». «Сократовская беседа», «Открытый микрофон», «Философский стол», «Дискуссионные качели», «Интеллектуальный аукцион», Конкурс «смехаизмов», «Разговор при свечах», «День гения», «Круглый стол с острыми углами», «Сюрпризы дружбы», «Арбузник», «Фотокамера смотрит в мир», различные варианты «концерта-ромашки» и многие другие формы, которые успешно используются в детском туристском походе.
Именно в туристском походе... в конструировании творческих форм воспитания можно использовать различные психолого-педагогические и методические приёмы. Их великое множество. Приведём лишь некоторые примеры. Анализ афоризма (в самых разных вариантах). Использование биографий, историй жизни, жизненного опыта великих людей. Использование сказок, легенд, преданий, притч, художественной прозы и поэзии... «Конверт откровений». Упражнения-откровения. Экспресс-опрос. «Трудное чтение». Инсценировка пословиц. «Интервью» с интересным (значимым) человеком.
Есть множество приемов, с помощью которых педагог регулирует отношения между детьми, между детьми и взрослыми, делает деятельность и отношения воспитывающими, придает воспитательный смысл каждой жизненной ситуации, конструирует собственные воспитывающие ситуации.
Нередко во фронтальной, групповой и индивидуальной воспитательной работе с детьми используются приемы, стимулирующие самовоспитание и самоактуализацию детей и взрослых; приемы дисциплинирования детей-участников туристских походов.
И в качестве завершения - вывод: используя те или иные организационные формы, следует помнить о главном - у детей при участии в них должно быть радостное состояние счастья переживаемого момента жизни, а не обязательного «мероприятия».
Из интервью с Алиной Гусевой (18 лет, стаж походной жизни - 8 лет: пешие и байдарочные походы в пионерской дружине «Сигнальщики», г. Москва, студентка РУДН). Размышление над
вопросом «Чем привлекательна для тебя походная жизнь, и что даёт она для твоего личностного развития?»
■ «Уединение с природой - жизнь без Интернета, всех благ цивилизации, без окружающих проблем - чистота мыслей.
■ Знакомство с природой: понимание, где что у нас растёт и живёт + довольно интересно встречать животных вживую и наблюдать за их поведением.
■ Красоты природы: закаты-рассветы, белые ночи, когда непонятно, сколько мы плывём или идём, когда же уже пора спать.
■ Жизнь без удобств: пробовать что-то новое от обычной колки дров и разжигания костра до составления маршрута и подготовки меню. Сюда же всякие погодные условия, от которых есть только палатка, тент, костёр и одежда. И конечно друзья-попутчики.
■ Походные бани, обязательно с веником - приятно распариться, смотря, как по телу с тебя стекает чёрная вода, а потом -всем вместе забежать в ледяную речку или море!
■ Просыпаться утром от духоты в палатке и купаться в прохладной воде.
■ Появляются силы для того, чтобы сделать что-то сложное в экстренных ситуациях, помочь любому человеку из похода, вне зависимости от внешних условий.
■ Ощущение, когда смог пройти порог, вспоминая, как боялся идти вначале, наблюдая его с земли или уже подплывая к первым его препятствиям.
■ Атмосфера, какое-то неформальное общение; узнавание людей с другой стороны, сближение.
■ Находить всякие заброшенные и полузаброшенные деревни - со своей историей памятниками, зданиями (например, времён Великой Отечественной войны, солеварни.). То, что в обыденной жизни не всегда увидишь.
■ Встречать людей на пути, идя по безлюдному маршруту около недели.
■ Поиск развлечений, когда, остановившись на днёвку, например, сооружение качелей, плота или шалаша.
■ Походный сленг, непонятный другим, порою непонятный и другим походникам (новичкам).
■ Ложиться в спальник после долгого сложного дня.
■ Смыв всю походную грязь, переодевшись в домашнюю одежду, ложиться в только что застеленную чистую постель, есть
привычную еду, которая после похода приобрела необычную вкусность!
■ А потом - бесконечные рассказы, восторженные воспоминания, рассматривание фотографий и видеороликов, анализ совершённых "подвигов" и допущенных просчётов и ошибок - между собой, среди родных и друзей, младших товарищей-сигнальщиков. И - мечты и планы на будущие походы! Потому что без них дальнейшая жизнь не мыслится!»
Становится совершенно понятным богатый воспитательный потенциал детско-юношеских туристских походов. Настоящий, думающий, творческий педагог-воспитатель сможет на основе этого интервью и в результате собственной практики (и на основе размышлений своих воспитанников) грамотно выстроить подготовку и проведение походов с детьми, реализуя заложенный в них воспитательный потенциал.
Рекомендуемая литература:
1. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и начинающих педагогов. М., 2004.
2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. В соавторстве: П. И. Пидкасистый, В. И. Загвязинский, Л. И. Маленкова, А. Ф. Меняев, В. М. Полонский. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. М., 2008. С. 416-557.
3. Маленкова Л.И. (автор и составитель)Как вести за собой. Большая книга вожатого. М., 2004.
4. Маленкова Л. И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000.
5. Маленкова Л. И. Я - Человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996.