_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
результатам; формировать такой же подход у родителей; исключить опеку над детьми, демонстрировать доверие. Опираясь на собственный опыт работы со старшими дошкольниками, можно добавить к выше сказанному: педагогу следует самому быть творческой личностью; использовать образные сравнения, создающие характеристику предмета и развивающие образное восприятие; понять и принять позицию детей; быть детям партнером в процессе изобразительной деятельности.
Основными особенностями творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного решения, представить варианты одной и той же темы [2, с. 212]. Дети вполне способны понять колорит, выявить соотношение цветов и гармонию (контраст), могут определить «отношения» элементов композиции - расположение фигур, вполне способны выделить форму предмета, сопоставить ее в геометрической фигурой.
Знакомство с «художественными эталонами» эффективно и при использовании нетрадиционных способов рисования: мятой бумагой (средства выразительности: пятно, фактура, цвет); тычком жесткой полусухой кистью (фактурность окраски, цвет); свечой (свеча+акварель) (цвет, линия, пятно, фактура); набрызгом (точка, фактура); отпечатком листьев (фактура, цвет); «пальчиком» (пятно, точка, короткая линия, цвет); «ладошкой» (пятно, цвет, фантастический силуэт); оттиск поролоном, пенопластом, печаткой (пятно, фактура, цвет); восковые мелки + акварель (цвет, линия, пятно, фактура); монотипия предметная (пятно, цвет, симметрия); кляксография (пятно) и аппликацию из бумаги и природного материала. Дети изучают изобразительные инструменты и материалы, экспериментируют с ними, представляют результат до его осуществления, открывают способы выражения образа несколькими способами. Позже дети уже выполняют творческие задания, самостоятельно отбирают к занятию все, что необходимо для осуществления замысла.
Для развития творческого воображения старших дошкольников следует учитывать принципы построения занятия: от простого к сложному; дефицит информации; интеграция образовательных областей; комплексно-тематический подход; соотношение неизвестного и известного на оптимальном уровне. У детей начинает формироваться критическое отношение к продукту своей изобразительной деятельности, поэтому важно закрепить у них уверенность в том, что они «сумеют все», снять «комплекс копирования», точного воспроизведения героя, предмета, явления.
Список использованной литературы:
1. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. - 112 с.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
3. Погодина С. В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 52-63.
4. Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 112-115.
© Убогова Л.А., 2016
УДК 378.1; 371.3
Ушакова Ольга Геннадьевна,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ВОСПИТАНИЕ В КОНСТРУКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНОГО ПОИСКА
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и решения проблем организации современного воспитания как
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
гаранта стабильного развития личности и самоутверждения в конструктах социальных ценностей и норм культуры.
Ключевые слова
Воспитание, педагогическое взаимодействие, культура самостоятельной работы,
педагогическое моделирование.
Воспитание как категория педагогики [1-5] в конструктах педагогического поиска, педагогического моделирования, научной работы [6-9] может быть уточнено и детализировано в структуре основ педагогической методологии, верифицирующей истинность решения задач в модели научно-педагогического исследования. Определим категорию «воспитание» в системе ценностей и продуктов современной педагогической методологии.
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода - механизм развития личности в модели современной культуры и образования, гарантирующий личности и обществу соблюдение этических норм и условий самосохранения и самоорганизации функций и конструктов деятельности и общения.
Воспитание с точки зрения акмепедагогического подхода - механизм верификации истинности выбора вершины развития личности в конструктах современной науки и образования, гарантирующих в единстве получение высоких результатов в иерархии формируемых смыслов, условий и возможностей самосохранения и самоорганизации.
Воспитание с точки зрения герменевтического подхода - процесс качественного познания антропосреды в иерархии конструктов познания и дидактики, предопределяющих успешность личности в моделях становления и самореализации.
Воспитание с точки зрения гносеологического подхода - процесс уточнения условий и возможностей развития личности в конструктах современной педагогики и психологии, системность поиска в моделях которых обусловлены синергетикой и диалектикой явлений и процессов, процедур и функций, гарантирующих личности и антропосреде в многообразии единиц самосохранение и самоидентификацию, саморазвитие и обновление.
Воспитание с точки зрения ситуационного подхода - процесс детерминации условий развития личности в унифицированной модели ситуационных преобразований сознания личности, включенной в модели деятельности и общения, предопределяющих продуктивный поиск личности и общества в оптимальном решении всех определяемых личностью и обществом задач.
Воспитание с точки зрения здоровьесберегающего подхода - процесс акмеверификации условий и задач здоровьесбережения в развитии личности, формировании опыта социальных отношений, мировоззрения, качеств и ресурсов самореализации и самоутверждения в модели современного образования и профессионально-трудовых отношений.
Выделенные детерминанты будут использованы в конструктах моделирования педагогических средств.
Список использованной литературы:
1. Зубцов А.В. Возможности уточнения категории «воспитание» в продуктивном самовыражении личности // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и мол. уч. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.214-216.
2. Захаров И.В., Сапегин И.И. Некоторые возможности уточнения категории «Воспитание» в структуре изучения основ современного воспитания // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: тр. Всерос. науч. конф. ст., асп. и мол. уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гум. науки. С.205-206.
3. Евстафьев Е.А. Качество уточнения систем принципов воспитания в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып.20. Ч. II. Гум. науки. С.194-196.
4. Емец И.Ю. Особенности и практика моделирования категориального аппарата педагогики будущим тренером по хоккею // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ.,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
аспир. и молодых ученых. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гум. науки. С.196-198.
5. Джилов Л.П., Камалов Н.В. Воспитательная работа с обучающимися ДЮСШ как условие реализации идей социализации и самореализации личности // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: тр. Всерос.науч.конф. ст., асп. и мол.уч. Новокузнецк: СибГИУ,2016. Вып.20.Ч.П. Гум. науки. С.189-191.
6. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
7. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
8. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
9. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
© Ушакова О. Г., 2016
УДК 378.1; 371.3
Фролова Елизавета Анатольевна,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Аннотация
В статье рассматриваются возможности уточнения категориального аппарата педагогики (самоопределение, самореализация) в конструктах современного научно-педагогического знания.
Ключевые слова
Самоопределение, самореализация, педагогическая методология, педагогическое моделирование.
Самоопределение как категория осознанного выделения персонифицированных конструктов в развитии личности позволяет определить на качественном и количественном уровнях возможности самореализации личности в выделенной плоскости детерминируемых показателей и компонентов современного образования и деятельности. Определим педагогическое моделирование [1-4] и научное исследование [2-3] базовыми средствами детерминации категориального аппарата, примерами такой практики будут работы [5-9].
Самоопределение - процесс выявления педагогических конструктов анализа и оценки качества выделенных направлений и условий описания возможностей решения задач развития в модели «хочу - могу - надо - есть», предопределяющих оптимизацию и самоорганизацию механизмов описываемого процесса самостоятельной оценки перспектив развития и самоутверждения.
Самореализация - процесс качественного решения задач самостоятельного, унифицированного поиска