Yuriy ¡gorevich Vasekin,
PhD in Pedagogy,
associate professor of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
¡van Sergeevich Kalmykov,
PhD in Agriculture,
associate professor of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Marina Petrovna Konovalova,
PhD in Pedagogy, associate professor,
head of the department of physical education and sport,
Saratov socio-economic institute (branch)
of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 316.74:37
Юрий Игоревич Васекин,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Иван Сергеевич Калмыков,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
<ЙааЬ [email protected]
Марина Петровна Коновалова,
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
■«ДФ [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
На современном этапе развития российского общества значительно изменились ценностные ориентиры людей. Все чаще на первый план выходят материальные ценности. Идет векторное изменение потребностей, ценностей, убеждений, традиционных форм жизни молодого поколения людей. Жизненный уровень большинства россиян продолжает снижаться, люди переживают частые стрессы, а это приводит к психологической неудовлетворенности, чувству экономической и политической незащищенности, наблюдается агрессивность людей, их нетерпимость по отношению друг к другу. Но наряду с вышеперечисленными негативными факторами в России, в сфере социальных взаимосвязей имеются и положительные тенденции, которые проявляются в возникновении некоторой толерантности, что можно считать признаком наметившейся гуманизации общества в целом. В статье дифференцируются и анализируются концепции формирования толерантности молодого поколения средствами физической культуры и спорта. Представлена модель факторов, которые
обосновывают применение методик, направленных на воспитание толерантности на занятиях по физической культуре в вузе. Обосновывается, что модель физкультурно-спортивной деятельности студентов значима и способна решать задачи толерантного воспитания студентов в вузе.
Ключевые слова: толерантность, студенческая молодежь, физическая культура, спорт, валеологическое образование, физкультурное воспитание.
PROMOTION OF TOLERANCE IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION THROUGH PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
The article states that at the current stage in the development of Russian society value orientations of most people have changed significantly. Increasingly, material values come to the forefront. There is a vector change in the needs, values, beliefs, traditional forms of life of the younger generation. The living standards of most people in Russia continue to decline, people frequently experience stress, and this leads to psychological dissatisfaction, a sense of economic and political insecurity, aggression and intolerance towards other people. However, along with the above-mentioned negative factors, there are positive tendencies in social interrelations, which manifest themselves in the emergence of new tolerance that can be considered a sign of the overall humanization of society. The article differentiates and analyzes the concepts of promoting tolerance among younger generation by means of physical culture and sports. The authors present a model of factors that justify the use of methods aimed at promoting tolerance in physical education classes and argue that physical culture and sports activity of students can be helpful in solving the problem of promoting tolerance in the university.
Keywords: tolerance, student youth, physical culture, sport, valeological education, physical education.
На современном этапе развития российского общества значительно изменились ценностные ориентиры людей: на первый план сегодня выходят материальные ценности. Жизненный уровень большинства россиян продолжает снижаться, люди переживают частые стрессы, а это, в свою очередь, приводит к психологической неудовлетворенности, чувству экономической и политической незащищенности, наблюдается агрессивность людей, их нетерпимость по отношению друг к другу. В данном аспекте в первую очередь страдает молодое поколение, в частности студенческая молодежь, как самая экономически не защищенная социокультурная общность. А ведь именно она представляет человеческий потенциал продуктивных слоев общества и играет особую роль в развитии любого общества. Молодежь представляет собой и фактор политического баланса, и воспроизводственный потенциал нации. Процесс интеграции молодежи в различные структуры жизнедеятельности, сопровождающийся активным поиском собственных моделей жизненного, социального, профессионального, личностного самоопределения молодого человека, сегодня осложняется экстраординарным, динамическим характером той социальной ситуации, в которой происходит этот процесс.
Сегодня идет векторное изменение потребностей, ценностей, убеждений, традиционных форм жизни молодых людей. В настоящее время главным источником трансформации стиля жизни становится восприятие поведенческих стереотипов Запада. Необходимо отметить, что ориентация молодых людей на те или иные ценности и образцы поведения зависит от множества объективных и субъективных факторов: возраста, интеллектуального потенциала, социального происхождения, особенностей общения со сверстниками, места житель-
ства. Почему в современном обществе наблюдается рост некоторой агрессивности, экстремизма, конфликтов? Ответ можно найти в истории развития человеческого общества, т.е. государств, которые всегда были разделены границами, культурой и режимами. Современный прогресс в различных областях не привел к полному взаимопониманию между народами. Стремление к абсолютному господству, уничтожение независимости проявляется сегодня не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении людей. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Но наряду с вышеперечисленными факторами в России, в сфере социальных взаимосвязей имеются и положительные тенденции, которые проявляются в росте толерантности людей. В частности, возникновение толерантности молодого поколения является, безусловно, признаком повышения уровня гуманизации общества в целом.
Необходимо отметить, что слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках. В русском толковании термин «толерантность» обозначает «умение принять другого таким, какой он есть». «Толковый словарь русского языка» В. Даля обращает внимание на многозначность слова «терпимость», которая имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность [4]. В соответствии с вышесказанным считаем необходимым конкретизировать качества толерантной личности. К таким качествам прежде всего относятся уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе
НБЫ1994-5094 ♦-
177 -♦
согласия, но она не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех сторон, это жизненная позиция зрелой личности, которая имеет свои ценности и интересы, но с уважением относится к позициям и ценностям других людей.
Проблема толерантности достаточно молода для России. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО 1995 г. Вопросы толерантности сегодня стали ключевыми проблемами для всего мирового сообщества. Значимость формирования толерантности молодого поколения подтверждена и на российском государственном уровне. Создаются федеральные программы правительства Российской Федерации, направленные на формирование установок толерантного сознания и профилактику экстремизма в российском обществе. Данные программы играют большую роль в формировании продуктивного, целостного общества. Сегодня вопросы в этой области исследуются социологами и психологами Московского государственного университета, другими учеными нашей страны. Многие российские психологические службы предлагают свои тренинги по толерантности в качестве одних из возможных формирующих личностных тренингов.
Формирование толерантности является многогранным процессом, направленным на приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Сегодня во многих мировых прогрессивных государствах существует определенная система ценностей, закрепленная на законодательном уровне. В нее включены такие нормы, как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов. Это предполагает наличие у каждого человека таких личностных качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость, сострадание, сопереживание, сочувствие, осознание ценности человеческой жизни. К сожалению, сегодня мы можем встретить молодых людей, которые проявляют нетерпимость к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам. Главным фактором формирования толерантной личности мы считаем именно стремление самого человека к самосознанию, расширению своего кругозора, формированию своей мировоззренческой позиции, более высокого уровня самооценки. Человек, обладающий высоким уровнем толерантности, обладает характерным комплексом поведения, который в первую очередь характеризуется пониженной агрессивностью, конфликтностью. В поведении такого человека преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Такое самосознание в целом формирует позитивное отношение к жизни, что, в свою очередь, увеличива-
ет стрессоустойчивость и общий жизненный тонус личности. Гордон У. Оллпорт считает, что «толерантность как черта характера - позитивное личностное образование, которое так же, как и личностная предубежденность, имеет функциональную значимость в структуре целостной личности» [3]. Наиболее эффективным способом формирования толерантности является процесс воспитания. Именно процесс толерантного воспитания содержит в себе формирование у молодежи навыков проявления терпимости, признания того, что люди различаются по интересам, положению, внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Важнейшими формами воспитания спортивной толерантности мы считаем процесс создания системы психологических программ, которые должны выполняться преподавателями кафедр по физическому воспитанию в вузах, тренерско-преподава-тельским составом. Именно физкультурно-спор-тивная деятельность направлена на воспитание и образование молодых людей, обучающихся в вузе. Учебно-тренировочная, соревновательная деятельность студентов связана с воспитанием и управлением психологической стабильностью студентов, занимающихся физической культурой и спортом. Формирование психической надежности занимающихся в экстремальных соревновательных ситуациях связано с решением задач формирования спортивной толерантности непосредственно в процессе тренировок и соревнований. Еще не до конца сформулированы четкие понятия, не выделены структура, критерии, показатели и уровни спортивной толерантности в сфере физической культуры и спорта, не определены четкие подходы к ее формированию. Мы считаем, что выполнение образовательных программ на занятиях по физической культуре должны быть направлены на укрепление духа толерантности, развитие у студентов черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить возникающие конфликты и гуманно разрешить их. В условиях сегодняшней модернизации высшего профессионального образования это станет возможным благодаря высоко технологическому оснащению образовательного процесса и выбору качественных моделей обучения. Необходимо отметить, что именно физическая культура может внести свой вклад в решение задачи формирования толерантности, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности.
Предметом внимания становится формирование обстоятельств, при которых человек гармонично сочетал бы в себе психологические и физические качества. Развитие человека, его отношение к состоянию своего здоровья - все это составляющие части физической культуры [9]. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый, должен
быть еще и добрым, терпимым, он должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Занятия физической культурой и спортом рассматриваются нами как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания студентов. Этого сегодня требует наше мобильное и динамично развивающееся современное общество. Процесс профессиональной подготовки студентов необходимо направлять не только на получение интеллектуальных знаний, но и на получение знаний о воспитании духовности. Поэтому так важно формирование у студента баланса теоретических знаний и различных социокультурных характеристик [6].
В Приказе Минобразования России, Минздрава России, РАО одним из приоритетных направлений совершенствования процесса физического воспитания в высших образовательных учреждениях предлагается считать профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта. В письме Министерства образования Российской Федерации говорится о том, что «Занятия физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания молодого поколения» [7].
Мы предлагаем обсудить актуальную на сегодня проблему гуманизации физического воспитания. В научной литературе современными специалистами обоснован тот факт, что гуманизация образования - это создание безопасной образовательной среды и формирование толерантности участников социально-педагогического взаимодействия. Эти процессы взаимосвязаны. Физическое воспитание студентов должно стать неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки студентов. Гуманизация образовательного и воспитательного процесса в вузе должна основываться на определенных методологических концепциях. Например, системный подход рассматривает гуманизацию образования во взаимосвязи с созданием безопасной образовательной среды, компетентностный подход провозглашает толерантность обучающихся как один из целевых ориентиров профессиональной подготовки, личностно-ориентированный подход провозглашает приоритет личности обучающегося в образовательном процессе.
Необходимо отметить, что существует много видов толерантности. Например, религиозная толерантность, этническая толерантность, политическая толерантность, педагогическая толерантность, административная толерантность, музыкальная толерантность, спортивная толерантность и др. Нужно иметь в виду, что толерантность не распространяется на нарушения морали или законов, на преступную деятельность - их нельзя терпеть и необходимо пресекать. За формирование во многом ответственно образование как социальный институт, именно там может и должно происходить развитие духовности человека. Личность студента должна рассма-
триваться как субъект культуры, это должно стать главным фактором формирования личностно-про-фессиональных качеств студента [1].
В Саратовском социально-экономическом институте преподаватели кафедры физического воспитания нацелены на решение конкретных образовательных задач, которые направлены на формирование спортивной толерантности студентов. Процесс воспитания толерантности, нравственных качеств у студентов средствами физической культуры построен нами по нескольким направлениям: олимпийское образование, спортизированное воспитание, воспитание физической культуры. Эти направления воспитания решают задачи формирования необходимых положительных качеств личности студента. В частности, в процессе учебно-тренировочных занятий преподаватели ежедневно воспитывают в своих студентах такие качества, как уверенность в себе, уважение и дружелюбие к сверстникам. Уделяется внимание повышению самообразования, проводится компетентное консультирование студентов по получению ими знаний об окружающем мире, особенностях национальной культуры товарищей по команде, их ценностных религиозных ориентиров.
Сегодня говорить о дружбе народов непросто, поскольку наша неприглядная действительность полна совсем иными примерами, зачастую негативного содержания, но задача преподавателей заключается в создании благоприятного климата на занятиях. На занятиях по физической культуре преподаватели стремятся решать не только задачи, направленные на развитие конкретных физических качеств, но и задачи социально-нравственного воспитания своих студентов.
Необходимо отметить, что такие качества, как патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственность, закладываются с раннего детства, но мы считаем, что воспитывать их у молодых людей студенческого возраста также необходимо. Спортивная толерантность рассматривается нами как суть межличностных проявлений. Следовательно, поняв, какую роль играет толерантность в спорте, мы сможем понять, какую роль играет и спортивная толерантность как вариация базовой культуры общества. Актуальность спортивной толерантности определяется тем, что спорт рассматривается как средство и метод физического воспитания. Он основан на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. В связи с этим в процессе спортивной тренировки возможны проявления нетерпимости, предвзятости суждения, негативной оценки, зависти по отношению к сопернику и его достижениям.
При работе со студентами спортивного отделения, которые проходят спортивную подготовку и участвуют в соревнованиях за вуз, наши преподаватели постоянно решают задачи формирования у занимающихся отрицательного отношения к пред-
НБЫ1994-5094 ♦-
179 -♦
убеждениям, враждебности к другим спортсменам и спортивным командам. Воспитание уважительного, объективного отношения к другим спортивным командам и их болельщикам мы считаем основой в соревновательной деятельности наших студентов. В этом случае мы рассматриваем спортивную толерантность бесценным качеством, которое будет обеспечивать процесс формирования гармоничной личности в спорте, способной к анализу и готовой бесконфликтно решать возникающие проблемы.
Необходимо отметить неразрывную связь гуманизации высшего образования с эффективной поддержкой обучающегося в личностно-профессио-нальном самоопределении, которое включает в себя и самоопределение в физкультурно-спортивной деятельности. Важным условием здесь становится приобретение конфликтологической, правовой, коммуникативной компетентности. Занятия студентов физкультурно-спортивной деятельностью в вузе ориентированы на развитие личности создание условий для приобщения студентов к культуре и удовлетворение духовных потребностей средствами физической культуры и спорта. Это возможно осуществить путем совместного (усилиями преподавателя и студента) создания толерантной образовательной среды, комфортной для развития культуры личности обучающегося. Создание такой среды детерминируется следующими факторами: деятельностью вуза и коллектива кафедры физического воспитания, деятельностью конкретного преподавателя, деятельностью студентов и совместной деятельностью преподавателя и студента. Необходимо создание условий для самоопределения и самореализации студента в физкультурно-спор-тивной деятельности, мониторинга качества физического воспитания и образовательного процесса в целом.
Физическое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от профессиональной подготовки студентов. Нами были выделены основные факторы, которые влияют на формирование толерантности студентов средствами физической культуры и спорта, они же применяются нами на учебно-тренировочных занятиях в вузе.
Первый фактор проявляется в возможности выбора студентами и оказании помощи в устранении препятствий для реализации выбора физкуль-турно-спортивной деятельности. Например, при кафедре физического воспитания действует достаточное количество спортивных секций, это создает обучающемуся достаточное пространство выбора для реализации своих потребностей в физ-культурно-спортивной деятельности. В нашей работе мы применяем методики, направленные на сохранение этнической самобытности национальных видов спорта в условиях физического воспитания [4]. Сегодня студенческие коллективы часто являются многонациональными, следовательно, многонациональными являются и спортивные коллективы. В нашем вузе мы применяем практи-
ку внедрения элементов национальных видов спорта или спортивных игр тех народов, которые проживают на территории нашего города и региона. Это позволяет студентам различных национальностей почувствовать практический гуманизм образовательного процесса, уважительное отношение к культурной самобытности этноса, к которому они принадлежат, за счет создания условий для национальной самоидентификации. При этом студенты проявляют активность не только в освоении элементов национальных видов спорта или спортивных игр (включая внутригрупповые соревнования), но и в создании информационных материалов на основе применения современных технологий, связанных с национальными видами спорта и играми. Если студенческая группа (малый социум) в целом толерантна, то преподавателю значительно проще преодолевать трудности образовательного процесса, реализовывать продуктивные стили педагогического управления и взаимодействия со студентами.
Очень эффективными практиками стали методики вовлечения студентов с высоким уровнем физической подготовленности в составление программ физического совершенствования для студентов с низким уровнем подготовленности. Применение спортивных игр в ходе занятий, в которых команды составлены из студентов, различных по уровню физической подготовленности, позволяет студентам проявить различные знания, личностные свойства и способности. Благодаря такому методическому приему студенты смогут убедиться в том, что индивидуальные различия - основа не для конфликтов, а для эффективной совместной деятельности, предполагающей максимальное использование достоинств каждого человека и противодействие проявлению недостатков. Спортивные и подвижные игры являются эффективным средством развития коммуникативных качеств. Создание проблемных ситуаций в ходе игры, применение приемов, действий и выполнение упражнений, требующих проявления рефлексии, применение заданий, требующих разработки алгоритма действий в конкретной проблемной ситуации, получение в ходе педагогического мониторинга информации, которая позволит узнать и понять пути бесконфликтного решения проблемы являются эффективными способами формирования спортивной толерантности.
Также основными факторами и приемами формирования рефлексии у студентов средствами физического воспитания мы считаем метод самоанализа собственной деятельности и ее результатов во время учебных занятий, создание обстановки, требующей высокого уровня самоконтроля у студентов, проведение коллективного анализа деятельности перед окончанием учебных занятий. Но подобные способы являются эффективными, если у студента сформирован определенный уровень знаний, умений, наработан богатый арсенал двигательных умений и навыков и определенный уровень
физической подготовленности. Достижению такого уровня способствует процесс обмена мнениями, ощущениями, впечатлениями, результатами деятельности студентов по формированию и укреплению своего здоровья, знаний о здоровом образе жизни. Студенты, имеющие достаточные валеоло-гические знания и более развитые коммуникативные способности, быстрее устанавливают необходимые им контакты, находят общий язык со сверстниками. Это помогает другим студентам использовать научные положения, термины, понятия, знания о здоровье, видеть ближайшую и отдаленную перспективу в физкультурно-спортивной деятельности. Именно физическое воспитание, особенно спортизированное, содействует развитию волевых, коммуникативных, а также мыслительных способностей. Двигательная и интеллектуальная деятельность в постоянно меняющихся ситуациях на занятиях по физической культуре создает необходимые предпосылки для самопознания личностных способностей и возможностей.
В процессе проведения нами ролевых и деловых игр со студентами мы решаем вышеперечисленные задачи. На таких теоретических занятиях студенты приобретают навыки аргументированного изложения собственного мнения, формируют навыки внимательного отношения к одному или нескольким мнениям собеседников. Также для формирования навыков корректировки психоэмоционального состояния в процессе общения нами моделируются ситуации, возникающие по ходу учебно-тренировочных занятий или соревновательных поединков, например в спортивных играх. После завершения поединков обсуждается индивидуальное поведение каждого спортсмена. В процессе обсуждения и бесед преподаватель убеждает студентов в том, что каждый человек имеет собственную позицию, ход мыслей, свою доказательную базу. Акцент делается на том, что в ходе дискуссии приобретаются навыки сопоставления одновременно нескольких мнений, появляется возможность выбора наиболее правильного решения проблем [8].
В системе толерантного воспитания мы применяем моделирование заседания педагогического коллектива кафедры физического воспитания с обсуждением проблем повышения эффективности в образовательном процессе. Студентам предлагается продумать и обсудить содержание и последовательность хода решения вопросов, представить собственные пути решения рассматриваемых проблем.
В заключение считаем необходимым отметить, что совместная деятельность преподавателя физической культуры и студентов по созданию толерантной образовательной среды обеспечивает устойчивую связь между гуманизацией физического воспитания и формированием толерантности студентов. В связи с этим повышается роль педагогического состава кафедры физического воспитания и спорта по линии прямой и обратной связи со студенческим спортивным коллективом через непосредственное руководство группами спортивного совершенствования и проведения учебных занятий [2]. Мы считаем, что студенческий возраст является тем возрастным периодом, когда молодой человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире.
Актуальность нашей статьи мы видим в необходимости выявления наиболее эффективных способов и методов формирования у студентов вузов толерантного поведения именно средствами физической культуры и спорта.
1. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., стер. М., 2013. С. 74-85.
2. Васекин Ю.И., Коновалова М.П. Государственная политика по созданию условий нормативов ВФСК ГТО в образовательных организациях высшего образования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 130-133.
3. Гордон У. Оллпорт Толерантная личность // Век толерантности. 2003. № 5. С. 118.
4. Даль В. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
5. Коновалова М.П. Региональные аспекты физического воспитания студенческой молодежи // Наука и общество. 2012. № 1. С. 175-178.
6. Муравлева Т.В. Условия подготовки бакалавров с высокими адаптивными функциями // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 2 (66). С. 24-26.
7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации. URL: http: //www.consultant.ru (дата обращения: 30.03.2018).
8. Ржевская М.А., Муравлева Т.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров во внеучебной работе // Современные тренды и эффективные подходы в образовании: сб. ст. М., 2017. С. 46-50.
9. Черевишник Н.Н., Ерохина Н.А. Формирование и сохранение здоровья человека средствами физической культуры и спорта // Наука и общество. 2017. № 3 (29). С. 83-85.