В. В. Вучева, Н. Н. Уварова
Формирование физической культуры личности в воспитательной системе вуза
ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
ВУЗА
В. В. Вучева, Н. Н. Уварова
THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY'S PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTE
Vucheva V. V., Uvarova N. N.
The topical problem of student youth's education is considered in the article. A special emphasis is made on the development of students' personality's physical culture that is possible trough including innovation technologies in higher school extra-curriculum activity.
Key words: personality's physical culture, физическая культура личности, educational work, the students, innovation technologies.
В статье поднимается актуальный вопрос воспитания студенческой молодежи. Особы1Й акцент делается на формировании физической культурыI личности студентов, что возможно через включение во внеучебную деятельность вуза инновационных технологий.
Ключевые слова: физическая культура личности, воспитательная работа, студенчество, инновационные технологии.
УДК 378.1:796.011.1
Современный этап развития общества актуализирует задачу создания условий для развития студента как духовно богатой, социально ответственной, физически здоровой личности.
Реалией сегодняшней действительности является снижение качества здоровья молодого поколения. Интенсивная умственная нагрузка в сочетании с недостаточной двигательной активностью, несоблюдение режима труда и отдыха приводит к патологическим изменениям в состоянии здоровья молодых людей (8).
Низкий уровень здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи повышает значимость физической культуры, как составляющей здорового образа жизни и неотъемлемого компонента здоровьесберегающих и здоровь-еформирующих инфраструктур.
Физическая культура личности студента является одним из показателей общекультурного развития, важнейшей ценностной ориентацией, имеет большую социальную значимость, поскольку сегодня растет потребность в людях, умеющих быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибким, имеющим высокий уровень работоспособности, способным проявлять самообладание в условиях повышенной тревожности и неопределенности.
В поисках путей решения обсуждаемой проблемы важное значение имеет переориентация целей и задач процесса физического воспитания студентов. Необходим переход от системы работы, ориентированной на формирование определённых физических качеств, двигательных умений и навыков, к системе, дающей знания о морфофункциональном состоянии организма человека, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, формирующей у человека потребность в здоровом образе жизни и физиче-
ском совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом. Таким образом, в качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и физической культуры личности (4).
Структурно-функциональная модель физической культуры студентов включает в себя следующие составляющие: знания в области физической культуры и спорта, мотивационно-ценностное отношение (мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности), физическое совершенство (физические качества, двигательные умения, двигательные навыки, физическая подготовленность), физкультурно-спортивную деятельность (10).
Формирование физической культуры личности должно осуществляться в практике общего среднего образования, но современная действительность показывает несовершенство данной практики. Поэтому в период обучения в вузе необходимо обеспечить условия для формирования и развития физической культуры личности как в целом, так и отдельных ее компонентов: знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, умений и навыков, проявляемых человеком в соответствующем поведении, образе жизни (4).
Большие возможности для решения выше-обозначенных задач имеет воспитательная система вуза, построенная в соответствии с гуманистическими принципами, предполагающими внимание к личности каждого студента как к высшей социальной ценности, определяющими единство человека и природы, гармонию социального и биологического, целостность физического и психического, индивидуальность личности, формирование её качеств и свойств: социальную активность, ориентацию на здоровый образ жизни, эстетические и этические ее нормы.
Значительную роль в формировании ценностного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни студентов в вузе играет внеучебная деятельность.
Понятие «внеучебная деятельность» выступает как один из исходных моментов в осмыслении сущности воспитательной системы университета. Воспитательная работа - важнейшая составная часть университетского образовательного процесса, осуществляемая в учебное и вне-учебное время, обеспечивающая формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста, представителя отечественной интеллигенции (7).
Внеучебная деятельность со студентами в высшей школе является важнейшей составляющей качества подготовки специалистов и проводится с целью формирования у каждого студента сознательной жизненной позиции, стремления к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, а также выработки навыков конструктивного поведения в современных социально-экономических условиях (5).
На совершенствование внеучебной воспитательной работы со студентами направлен ряд нормативно-правовых документов, таких как Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановление Правительства «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг. и др. (6).
Внеучебная воспитательная работа должна обеспечиваться нормативно-правовыми документами не только федерального уровня, но также регионального и вузовского, квалифицированными кадрами на уровне вуза и факультета, современными методами планирования мероприятий и оценки качества их проведения.
В основе организации и управления вне-учебной деятельности со студентами в высших учебных заведениях должны лежать ответственность администрации вуза, традиции и опыт работы органов студенческого самоуправления, а также постоянный поиск новых эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
На сегодняшний день существует ряд конкретных перспективных направлений в развитии внеучебной деятельности, среди которых можно выделить:
- развитие деятельности психологической службы вуза;
- создание региональных центров по обучению организаторов внеучебной работы высших учебных заведений;
- отработка методики эффективности работы подразделений, занимающихся внеучебной воспитательной работой в вузе;
- разработка научно обоснованного норматива затрат на организацию внеучебной воспитательной работы в вузе на одного студента и обеспечение его финансирования;
- анализ учебных программ на предмет усиления их воспитательного потенциала (3).
Необходимо отметить, что воспитание современного студента нельзя сводить лишь к процессу формирования у него тех или иных соци-
ально значимых качеств. Воспитание есть целенаправленный процесс и результат социально-культурного сотрудничества студентов и близкого им сообщества.
Организация работы со студентами должна предусматривать такие формы и методы, которые содействуют гармоничному физическому и духовному развитию человека, формированию активной личности, стремящейся к всестороннему совершенствованию.
В связи с этим предполагается применение комплекса разнообразных форм, средств и методов как традиционных, так и новых, к числу которых можно отнести инновационные технологии.
Разработка и реализация данных технологий активизирует исследователей и практиков в аспекте поиска наиболее эффективных форм, средств и методов повышения результативности деятельности студентов.
Нами был разработан проект программы по формированию физической культуры личности студента, который предполагает целенаправленное формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, сопряженное личностно-профес-сиональное развитие, формирование навыков педагогической рефлексии, осознание собственной деятельности и общения. Считаем, что внедрение данной программы с применением инновационных технологий во внеучебную деятельность вуза будет способствовать эффективному решению поставленной задачи.
Анализ содержательных и сущностных характеристик педагогических технологий позволяет сделать вывод, что для технологического решения проблемы повышения эффективности воспитательной работы по формированию физической культуры студентов можно использовать различные технологии, получая при этом достаточно высокий уровень развития физической культуры личности.
При всем многообразии разработанных технологий выделим наиболее эффективные, на наш взгляд, в реализации поставленной цели. К ним относятся: технология поэтапного формирования умственных действий, личностно ориентированные технологии, игровые, проблемного обучения, технологии субъект-субъектного взаимодействия, технология олимпийского образования, технология валеологического образования, технологии физкультурно-спортивной деятельности и др. Рассмотрим некоторые из них.
Особенность технологий субъект-субъектного взаимодействия состоит в том, что они являются организационно-содержательной струк-
турой, определяющей направление взаимодействия педагога и студента при разнообразии подходов и отношений, способствующих обеспечению положительной мотивации студентов как в учебной, так и во внеучебной деятельности, созданию проблемных ситуаций, атмосферы творчества, доверия, позволяющей актуализировать субъектную позицию студентов. Коммуникативное взаимодействие в системах «преподаватель - студент», «студент - студент», «преподаватель - преподаватель» осуществляется в форме диалога (11).
Технология олимпийского образования базируется на идее включения его в систему образования по физической культуре, что будет способствовать интеграции спорта, культуры и образования, пропаганде здорового стиля жизни, привитию интереса к двигательной активности через осознание ее необходимости, расширению коммуникативного пространства физической культуры, спорта, олимпизма.
В практике физической культуры наиболее распространены игровые технологии. Применение многосоставных игровых технологий, с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса по физической культуре, возможно в учебной и внеучебной деятельности. В первом случае - включением игровых технологий в структуру традиционных видов занятий и в логику традиционных методов обучения, во-втором -использованием нетрадиционных игровых технологий.
Под игровой технологией мы понимаем определенную последовательность операций, действий и процедур, направленных на достижение поставленных целей (6).
Игровая технология выполняет ряд функций:
1. Воспитательная функция проявляется в нравственном характере игровой деятельности, в подражании нравственному образцу поведения. Воспитание осуществляется самим процессом игры, при постановке нравственных целей, требующих поиска нравственных средств, установления нравственных отношений.
2. Информационно-обучающая функция заключается в стимулировании развития творческого мышления студентов посредством их участия в квазипрактической, квазипрофессиональной деятельности с возможностью параллельного оценивания и применения теоретических знаний на практике.
3. Мотивационно-побудительная функция проявляется в высоком эмоциональном воздействии игры на студентов, развитии у них интереса, азарта, стремления к успеху.
4. Рефлексивно-оценочная функция находит отражение в постоянной рефлексии каждым участником игры своих действий; своего способа мышления в соотнесении себя и своей деятельности с деятельностью и способами действия других игроков; в оценке участников игры руководителем и экспертной группой в ходе подведения итогов.
5. Коммуникативная функция заключается в приобретении опыта нравственного общения в игре посредством осуществляемой педагогической коррекции недостатков и поиска выхода из проявляющихся коммуникативных затруднений.
6. Функция организации и управления познавательной деятельностью реализуется в соответствии с планируемой тематикой занятий, их направленностью и решаемыми задачами. Возможно не фрагментарное применение отдельно взятых игр, а динамическая система сценарных, постепенно усложняющихся профессионально ориентированных, ролевых и других видов игр по всем основным разделам программы.
7. Диагностическая функция реализуется посредством проявления в игровой позиции реального «я» каждого участника и возможности построения на этом (через наблюдение) определенных выводов.
8. Психокоррекционная функция проявляется в социальной ценности межличностного общения, в приобретении способности ставить себя на место другого с целью самооценки и последующей коррекции собственной деятельности.
В аспекте развития физической культуры личности и ее физкультурно-спортивной активности целесообразно рассмотреть более подробно одну из важнейших функций игры - эмоционально-стимулирующую, способствующую формированию нравственных чувств личности. Иг-ропроцесс порождает спектр эмоциональных переживаний. Именно чувства формируют состояние успеха - главного источника внутренних сил. Эмоциональная составляющая, включающая последовательность эмоциональных переживаний и реакций, составляет психологическую основу игровых методов.
Основная особенность игровой технологии заключается в творческой деятельности участников, связанной с выделением проблемы и способов ее решения. Непредсказуемость игры делает ее специфической формой воспитательно-познавательной деятельности.
Игровая технология нацелена на то, чтобы научить студента осознавать мотивы своей деятельности, поведения, как в игровой, так и в
жизненной ситуации, то есть формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Постепенное осознание мотивов собственной деятельности вызывает у играющего чувство личной заинтересованности и устойчивый интерес к данной деятельности. Стремление к осознанию мотивов собственной деятельности усиливает критическое отношение к общепринятым традициям, поддерживает интерес к самостоятельному размышлению и в конечном итоге - к самосознанию и самовоспитанию (2).
Игра позволяет сменить пассивную позицию студента на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности студентов, что дает возможность получать и усваивать большее количество информации, формировать систему знаний и использовать их в практической деятельности. Свободная деятельность в ходе игры располагает к непроизвольному и добровольному восприятию информационной составляющей и ее практической реализации. Участие в серии различных игр активизирует деятельность студента, способствует формированию личностно значимой мотивации.
Использование игровой технологии представляет широкие возможности для моделирования собственной деятельности, системы отношений в игровых условиях. Игровая технология позволяет организовать поэтапную отработку в процессе игрового взаимодействия новых способов ориентировки студентов в жизненных ситуациях, связанных с вопросами физической культуры и здорового образа жизни. Игровая технология стимулирует формирование, наряду с игровыми, реальных партнерских отношений сотрудничества, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития студента. Чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать, в случае необходимости, помощь своему партнеру способствуют сближению участников, углубляют их взаимопонимание. Игровая технология позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. Получаемый в игровом взаимодействии опыт сознательного подчинения правилам, нормативам закрепляется многократным повторением и переходит в новое личностное качество - дисциплинированность, исполнительность. Игра - это модель, которая запускает социальное взаимо-
действие на разных уровнях и с различным содержанием, что «заставляет» игроков, учитывая складывающуюся ситуацию, брать на себя ответственность принятия решения и нести ответственность за его последствия (9).
В процессе игры осуществляется ролевое взаимодействие, совместное освоение новых ценностей. Игровая деятельность способствует формированию системы отношений к окружающей действительности, социализации личности, поскольку у участников игры появляется разнообразный социальный опыт. Успешно проведенная игра, а тем более система игр повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность в конкретной деятельности проверить свои способности, определить возможности. Главный педагогический смысл игры в том, чтобы ситуации, отношения, нравственные позиции взаимопомощи, которые моделируются в игре, участник сохранил и после ее завершения. Использование игровой технологии позволяет оптимизировать социальную ситуацию развития и саморазвития студентов.
Таким образом, технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций и процедур по отбору материала, разработке, подготовке игры, включению обучаемых в игровую деятельность, осуществлению самой игры, контролю за игровой ситуацией, подведению итогов и анализу результатов проведенной игры. Игровую технологию можно рассматривать как специфическую и универсальную форму учебно-познавательной, воспитательной и развивающей деятельности студентов в сфере физической культуры.
Отмечая достоинства игровой технологии, необходимо отметить трудности в ее применении, связанные с недостаточностью формализованных критериев оценки и постоянного алгоритма проведения игры, который может меняться в зависимости от изучаемой проблемы или состава участников. Кроме того, успешность игровой ситуации не всегда проявляется в реальной жизнедеятельности участников. В связи с этим необходимо использование других педагогических технологий, способствующих закреплению опыта, полученного в ходе игрового взаимодействия, что будет способствовать глубине осознания проблемы формирования физической культуры и здорового образа жизни студенческой молодежи, повышению эффективности образовательного процесса в данной сфере.
В настоящее время предлагаются различные программы по внедрению в воспитательно-
образовательный процесс вуза новых, наиболее эффективных форм и методов, основанных на использовании информационных технологий.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс начался сравнительно недавно и в настоящий период представляется незавершенным. Это обусловлено, во-первых, недостаточной материально-технической базой вузов; во-вторых, постоянным обновлением программно-технического обеспечения (7).
Анализируя классификацию, методическую и функциональную направленность программных средств, можно выделить следующие основные принципы их реализации на основе использования информационных технологий:
- обеспечение доступности к программным средствам учебного назначения студентов с различным уровнем подготовки;
- возможность адаптации программ к индивидуальным возможностям обучаемого, его способности воспринять предложенную информацию;
- обеспечение наглядности обучения;
- обеспечение простоты пользования программой и наличие эффективного интерфейса.
Учитывая типологию программных средств учебного назначения, их классификацию, можно сделать вывод, что практическая реализация комплексного использования возможностей средств информационных технологий может быть достигнута за счет разработки и применения многофункциональных предметно-ориентированных учебно-информационных средств, представляющих собой комбинацию различных программных средств учебного назначения.
Многофункциональные предметно-ориентированные учебно-информационные средства позволяют:
- организовать разнообразные формы деятельности студентов по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
- управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного студента, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;
- создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности студентов, самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации.
Специалисты отмечают, что технологии, используемые в образовательно-воспитательном процессе вуза, должны иметь оздоровительную направленность. Повышение оздоровительного
эффекта, именно воспитательной работы вуза, является приоритетным. В значительной мере решение данной проблемы связано с функционированием в вузах центров здоровья и здорового образа жизни, способствующих овладению студентами методами использования средств физической культуры для сохранения и совершенствования своего физического, духовного и социального здоровья (8).
Необходимо отметить, что любые оздоровительные системы и технологии должны разрабатываться на основе теории оздоровительной физической культуры, в которой должны быть четко обозначены:
- понятие «здоровья» как конечная цель занятий оздоровительной физической культурой;
- биологические и психологические детерминанты, обусловливающие состояние «здоровья» человека, как основа для понимания механизмов поддержания и улучшения «здоровья»;
- сами механизмы поддержания и улучшения здоровья как основа для понимания места и возможностей физической тренировки в оздоровлении человека;
- механизмы оздоравливающего воздействия физических упражнений на организм человека как основа для выбора средств, методов и форм оздоровительной физической культуры при разработке практических технологий улучшения здоровья с учетом половозрастных и других особенностей;
- практические оздоровительные технологии для различных половозрастных групп.
Анализ здоровьесберегающих технологий, применяемых в вузе, позволяет констатировать, что зачастую они представляют собой различные вариативные программы со здоровьесберегаю-щей направленностью, эффективность которых зависит в основном от квалификации и личностных качеств преподавателя. Мы считаем, что любая педагогическая технология, методически правильно разработанная и рационально используемая, будет являться здоровьесберегающей. Для осознания необходимости использования различных средств здоровьесбережения как в личностном, так и в профессиональном аспекте необходимо формирование у студентов мотива-ционно-ценностного отношения к данной деятельности, что возможно на основе комплексной системы теоретических знаний, закрепленных в практической деятельности.
Определение взаимодействия указанных технологий и комплексирование их в соответст-
вии с обозначенными на каждом этапе развития целями и задачами будет способствовать практической реализации идеи формирования физической культуры студентов.
В заключение выделим условия, способствующие повышению эффективности данного процесса:
- интеграция в единую целостность всех компонентов воспитательного процесса;
- создание психолого-педагогических условий для выбора студентами форм и средств формирования системы знаний, умений и навыков, видов физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с поставленной целью;
- совершенствование и развитие состава и структуры знаний, методических умений, двигательных качеств студентов с учетом значимости их в будущей жизнедеятельности;
- создание условий для рационального сочетания студентами учебной и внеучебной физ-культурно-спортивной деятельности;
- создание условий для саморазвития и самоактуализации личности студента в воспитательно-образовательном пространстве физической культуры в вузе.
Таким образом, физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать протии-воречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в различные сферы жизнедеятельности, создает ей психологический комфорт.
Физическая культура личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-воспитательной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования. Использование инновационных психолого-педагогических технологий в воспитательном процессе вуза способствует более эффективному формированию физической культуры личности студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондин В. И. Здоровый образ жизни: концепция программы. Ростов-н/Д., 2006. - 92 с.
2. Зимняя И. А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). - М., 2002. - 34 с.
3. Кагерманьян В. С., Боденко Л. И. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация воспитательной деятельности в вузах: всерос. конкурс моделей и проектов. - М, 2002. - С. 13-56.
4. Лукьяненко В. П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России. - М.: Советский спорт, 2007. - 96 с.
5. Пономарев А. В. Внеучебная воспитательная работа со студентами в вузе: организация и управление // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 6. - С. 71-76.
6. Пономарев А. В. Финансовое и правовое регулирование внеучебной работы со студентами в вузе: науч.-метод. пособие /А. В. Пономарев, Н. Р. Кельчевская, Т. Н. Карфидо-ва. - Екатеринбург, 2004. - 336 с.
7. Современная система воспитания студентов вузов: состояние. Концепция и направления развития / В. С. Кагерманьян, Л. И. Коханович, П. И. Бабочкин и др. - М, 2002. - 80 с.
8. Соловьев Г. М. Культура здорового образа жизни (теория, методика, система). - М.: Илекса, 2009. - 432 с.
9. Филимонова С. И. Выявление основных формирующих детерминант пространства физической культуры и спорта для самореализации личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. -№ 2. - С. 12-16.
10. Черняев В. В. Проектирование и конструирование гуманитарно ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: теория и методология: монография. -М.; Липецк, 2003. - 347 с.
11. Якимович В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Волжский, 2002. - 24 с.
Об авторах
Вучева Вера Васильевна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр. Сфера научных интересов -теория и методика физической культуры, социология, педагогика, педагогическая психология. уу-уисИеуа @уаМех.ги
Уварова Наталья Николаевна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы, Ученый секретарь Информационно-библиотечного совета Научной библиотеки. Сфера научных интересов - воспитательная работа, воспитательная деятельность, молодежь, студенчество, студенческая семья, молодая семья, педагогическая психология. УКА79 @уаМех.ги