ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.А. Бударников
Кафедра физического воспитания и спорта Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 4, Москва, Россия, 117198
А.В. Козлов
Кафедра теории и практики физического воспитания Оренбургский государственный педагогический университет Форштадтский пр., 1, Оренбург, Россия, 460021
В статье представлена характеристика современного состояния и проблематики физического воспитания в классическом вузе, а также идея ориентирования физкультурно-оздоровительной работы в вузе на формирование толерантности у студенческой молодежи средствами физической культуры.
Ключевые слова: проблемы физического воспитания студентов, толерантность, национальные виды физкультурно-спортивных деятельности, образовательный процесс.
Анализ научной литературы показал, что проблема формирования толерантности студента актуальна. Выявлено противоречие между потребностью общества в толерантной личности, возможностями ценностного потенциала физической культуры и недостаточной представленностью в теории и методике педагогики высшей школы научных знаний по формированию толерантности у студентов классического вуза средствами физической культуры и спорта. Содержательный аспект толерантности в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования представлен на примере таких дисциплин, как социология, философия, культурология, педагогика, психология, ряда общепрофессиональных дисциплин [1]. Все это дает необходимые научно-теоретические предпосылки для изучения проблемы формирования толерантности студентов в рамках физкультурно-оздоровительной работы в вузе в ходе проведения занятий по физической культуре.
На различных этапах работы использовались методы теоретического анализа и обобщения нормативно-правовой, научной литературы и статистических данных, педагогическое наблюдение, беседа. Исследование проходило на базе Российского университета дружбы народов и Оренбургского государственного университета. Было опрошено более 20 преподавателей физической культуры, заведующих и заместителей заведующих кафедрами физического воспитания, проанкетировано 140 студентов.
Нами выявлено, что зачастую физкультурно-оздоровительная работа и содержание занятий по физической культуре в вузе строится по аналогии с общеобразовательной школой (для старших классов). В настоящее время физкультурное
образование в нашей стране может быть представлено четырьмя группами научных концепций, а именно: концепциями, основанными на приоритете образовательной направленности учебной работы по физической культуре (В.И. Лях, А.П. Матвеева и др.); концепциями, основанными на приоритете тренировочной направленности учебных занятий (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева); концепциями, основанными на приоритетном внимании к оздоровительной направленности учебной работы; концепциями, основанными на идеях межпредметных связей и интеграции предмета «Физическая культура» с другими учебными курсами [3].
Очевидно, что данные концепции вполне реализуемы и в высшей школе, но считаем, что более целесообразно и правильно придерживаться концепций, предполагающих становление средствами физической культуры личности профессионала, и отдельных наиболее важных в тот или иной момент состояния общества свойств или качеств личности (в нашем случае — толерантности).
Российский университет дружбы народов — один из крупнейших вузов России. В настоящее время в вузе обучаются около 27 тысяч человек из более чем 140 стран мира, представляющих 450 национальностей. Многочисленных представителей этнических сообществ вуза мы условно разделили на семь групп: СНГ (в том числе РФ); Европа; Ближний и Средний Восток; Юго-Восточная Азия; Африка; Латинская Америка; Абхазия, Южная Осетия. После этого провели анкетирование по выявлению толерантности к другим национальностям, в результате были выявлены три основные группы студентов: 1) проявляющие терпимость по отношению к другим национальностям; 2) проявляющие нейтральное отношение к представителям других национальностей; 3) проявляющие агрессию в нетерпимой форме к любым проявлениям других национальных особенностей.
Далее было выявлено и проанализировано процентное соотношение студентов, проявляющих разное отношение к другим национальностям (табл. 1).
Таблица 1
Отношение студентов к другим национальностям
(% от числа респондентов в группе)
Группа Нейтральное Толерантное Агресивное,
отшношение отношение нетерпимое
отношение
человек % человек % человек %
СНГ (в том числе РФ) 8 40 3 15 9 45
Европа 9 45 3 15 8 40
Ближний и Средний Восток 4 20 5 25 11 55
Юго-Восточная Азия 5 25 6 30 9 45
Африка 13 65 3 15 4 20
Латинская Америка 7 35 8 40 5 25
Абхазия, Южная Осетия 4 20 9 45 7 35
Все группы (140 человек) 50 36 37 26 53 38
По результатам анкетирования было выявлено, что наибольшее число студентов, агрессивно настроенных в отношении студентов других национальностей, составляют студенты группы Ближнего и Среднего Востока и группы СНГ; сту-
Бударников А.А., Козлов А.В. Формирование толерантности у студентов классических вузов...
денты группы Африки в основном проявляют нейтральное отношение к студентам других национнальностей; толерантное отношение проявляют студенты группы Абхазии, Южной Осетии и Латинской Америки.
В целом, около 40% студентов нетерпимо относятся к студентам других национальностей, что говорит об актуальности процесса формирования толерантности в вузе. Проведенное анкетирование позволило нам предположить, что разработка содержания физкультурно-оздоровительной работы в вузе с учетом этнических сообществ будет способствовать формированию толерантности у студентов классического вуза.
Физическая культура является частью общей культуры, позволяет осуществлять не только биологическое преобразование личности человека, но и воздействовать на его социальную сферу [2]. Изучение культур различных этнических обществ показывает многочисленные различия между ними, несмотря на наличие культурных универсалий, присущих всем обществам. Эти различия можно проследить и в физической культуре тех или иных этнических обществ.
Очевидно, что к основным факторам, определяющим содержание образовательного процесса на занятиях по учебному курсу «Физическая культура» в классическом вузе, можно отнести:
— содержание современной государственной политики в высшем образовании, определяющей потребность в специалистах и бакалаврах;
— представления о формируемой личности профессионала на современном этапе развития общества;
— возможности государства для реализации содержания физкультурного образования в вузе;
— состояние физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи.
Вместе с тем можно представить условия, соблюдение которых позволит качественно реализовать национальные виды физкультурно-спортивной деятельности, систем физического воспитания в образовательном процессе высшей школы, направленных на формирование толерантности у студенческой молодежи:
— развивать спортивные традиции региона, в котором расположен вуз;
— учитывать индивидуальные особенности и интересы студенческой молодежи в сфере физической культуры и спорта;
— включать национальные виды физкультурно-спортивной деятельности, систем физического воспитания в физкультурно-оздоровительную работу вуза, исходя из состава студенческой молодежи вуза по этническому признаку;
— проводить физкультурно-массовые мероприятия (неклассификационные соревнования), ориентированные на представителей какой-либо одной этнической группы (День спорта славянских народов, День спорта африканских народов, День спорта кавказских народов и т.д.);
— проводить комплексные физкультурно-массовые мероприятия (фестивали, эстафеты) с формированием команд как из какой-либо одной этнической группы, так и межнациональных команд;
— особое внимание в секционной работе уделять видам физкультурно-спор-тивной деятельности, ориентированным на менталитет, культуру, традиции этнических сообществ;
— систематически проводить межрегиональные физкультурно-спортивные мероприятия по большему количеству традиционных видов спорта среди студенческой молодежи.
Полагаем, что для представленных нами групп следует использовать следующие виды физкультурно-спортивной деятельности, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Физкультурно-спортивная деятельность, ориентированная на этнические сообщества
Группа Физкультурно-спортивная деятельность
СНГ (в том числе РФ) Единоборства, бокс, армреслинг, пауэрлифтинг, футбол, волейбол, баскетбол, теннис, настольный теннис, плавание, легкая атлетика, лыжный спорт, аэробика, шахматы, регби
Европа Футбол, волейбол, баскетбол, теннис, плавание, легкая атлетика, лыжный спорт, бокс, теннис, настольный теннис
Ближний и Средний Восток Легкая атлетика, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, шахматы , бокс
Юго-Восточная Азия Единоборства, бадминтон, волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика, шахматы, регби
Африка Футбол, баскетбол, легкая атлетика, пауэрлифтинг, армреслинг, регби
Латинская Америка Единоборства, футбол, волейбол, баскетбол
Абхазия, Южная Осетия Тяжелая атлетика, армрестлинг, борьба, бокс, пауэрлифтинг
Таким образом, в условиях качественного культурного преобразования нашего государства появляются новые требования к личности граждан общества, возникает потребность в личности, обладающей практическими умениями взаимодействия с представителями других культур. С учетом сказанного выше считаем необходимым осуществлять дальнейшую разработку концептуальных подходов к формированию толерантности студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гонсалес С.Е. Содержание занятий по физической культуре в процессе обучения в вузе студентов из разных регионов мира: Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2011. [Gonzalez S.E. Soderzhanie zanyatij po fizicheskoj kulture v processe obucheniya v vuze studentov iz raznykh regionov mira: Diss. ... kand. ped. nauk. — M., 2011.]
[2] Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2001. [Lubysheva L.I. Sociologiya fizicheskoj kultury i sporta: Ucheb. posobie. — M.: Academia, 2001.]
[3] Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция развития общего среднего физического образования в России. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. [Lukyanenko V.P. So-vremennoe sostoyanie i koncepciya razvitiya obcshego srednego fizicheskogo obrazovaniya v Rossii. — Stavropol: Izd-vo SGU, 2002.]
[4] Соловьев А.А. Спорт и вузы: актуальные российские проблемы и зарубежные подходы: Лекция в рамках учебных курсов «Образовательное право» и «Спортивное право». — М., 2008. [Soloviev A.A. Sport i vuzy: aktualnye rossijskie problemy i zarubezhnye podkhody: Lek-ciya v ramkakh uchebnykh kursov "Obrazovatelnoe pravo" i "Sportivnoe pravo". — M., 2008.]
Бударников А.А., Козлов А.В. Формирование толерантности у студентов классических вузов.
FORMATION OF TOLERANCE IN STUDENTS OF CLASSICAL HIGHER SCHOOLS WITH VALUES OF PHYSICAL EDUCATION
А.A. Budarnikov
Chair of Physical Education and Sports Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
A.V. Kozlov
Chair of Theory and Practice of Physical Training Orenburg State Pedagogical University Forshtadtsky av., 1, Orenburg, 460021
The paper presents the current status and problems of physical education in the classical higher school, developing the idea of orienteering sports and recreation activities in higher school towards the formation of tolerance in students with the help of physical education.
Key words: problems of physical education of students, tolerance, national kinds of sports and sports activities, educational process.