Научная статья на тему 'Воспитание самостоятельности в образовательной деятельности'

Воспитание самостоятельности в образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1882
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Л. В.

В данной статье указывается, что воспитание самостоятельности в образовательной деятельности непосредственно связано с научно-исследовательской деятельностью. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article is pointed out that the unbringing of the students' independent to the educational activity is closely connected with the scientific and research activity.

Текст научной работы на тему «Воспитание самостоятельности в образовательной деятельности»

Л. В. Мезенцева

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. П. Качалова

В данной статье указывается, что воспитание самостоятельности в образовательной деятельности непосредственно связано с научно-исследовательской деятельностью.

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная деятельность, самостоятельная образовательная деятельность, исследование, научное исследование, научно-исследовательская деятельность.

108

In this article is pointed out that the unbringing of the students' independent to the educational activity is closely connected with the scientific and research activity.

Key words: independent, independent activity, independent education activity, research, scientific research, scientific and research activity.

Проблема воспитания самостоятельности в образовательной деятельности личности особенно остро встает перед профессиональной средней школой в связи с социальным запросом общества на специалистов среднего технического звена, способных самостоятельно, быстро и правильно ориентироваться в постоянно меняющихся условиях производства. В связи с этим усложняются задачи управления развитием личности в образовательном процессе СПО, поскольку при оценке профессиональных качеств выпускника, кроме знаний, на первый план выдвигаются такие качества, как самостоятельность в принятии решений, технологическая смелость, оперативность и нестандартность действий. Самостоятельная образовательная деятельность представляет собой реальный доступный каждому способ общекультурного и профессионального самосовершенствования. Рассмотрение процесса воспитания самостоятельности в образовательной деятельности студентов требует выявления ее содержательной основы, которая определяется в рамках психологической теории деятельности, теории личности и возрастной педагогики.

Анализ проблемы воспитания самостоятельности в образовательной деятельности позволил выделить следующие компоненты этого качества, исследуемые в разные периоды времени: навыки самообразования, умения учиться, мыслительные навыки, познавательная активность, творческие способности, способность к самоопределению в познании. Учитывая исторический опыт педагогической науки, рассмотрим понятие самостоятельности в образовательной деятельности. Понятие самостоятельности в

образовательной деятельности является более узким по отношению к понятию «самостоятельность», поэтому вначале необходимо дадть содержательную характеристику последнего. Н. Г. Алексеев в «Педагогической энциклопедии», используя личностный подход, определяет самостоятельность как свойство личности, характеризующееся двумя взаимосвязанными факторами: «... во-первых, совокупностью средств - знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям ее осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми» [1, с. 785]. Таким образом, в задачи процесса воспитания самостоятельности он включает не только совершенствование знание, умений и навыков, но и развитие мотивов. С. Л. Рубинштейн определяет самостоятельность субъекта следующим образом: самостоятельность «...не исчерпывается способностью выполнить задания, она включает еще более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой задания, цели, определять направление своей деятельности. Это... предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения» [2, с. 242]. В целом самостоятельность как качество личности в психолого-педагогической науке связывается с умением субъекта ставить перед собой цели как результат деятельности и в соответствии с ними определять направление своей деятельности для их достижения собственными силами [3]. Так под самостоятельностью можно понимать умение субъекта структурировать свою деятельность. С. Ю. Головин

определяет как «обобщенное свойство личности, проявляющееся инициативности, критичности, адекватной оценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [4, с. 586]. Самостоятельность личности связывается с активной работой мысли, чувств и воли и имеет двусторонний характер. Во-первых, развитие мыслительных эмоционально-волевых процессов - это необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий, во-вторых, складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям. И. Н. Кон, используя личностный подход, включает в понятие самостоятельности три взаимосвязанных качества: независимость, как способность самому, без подсказки извне, принимать и осуществлять решения; ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков; убеждение в реальной социальной возможности и моральной правильности такого поведения [5]. К. К. Платонов относит самостоятельность к волевым качествам личности, которые проявляются в способности систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства извне [6, с. 212]. М. В. Гамезо, И. А. Домашенко основными качествами, характеризующими самостоятельность, считают ориентационные и оценочные действия человека, осуществляемые им в процессе деятельности, и рассматривают его как «умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений» [8, с. 212]. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько определяет самостоя-

тельность с точки зрения деятельности как «одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель; настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно, не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия не стандартных решений» [7, с. 233]. Н. А. Половникова отмечает, что самостоятельность может иметь различную широту по охвату видов деятельности (учебной, общественной, производственной, бытовой) и проявляется в них неравномерно. Возрастая при выполнении какой-либо работы, самостоятельность приобретает тенденцию переноса на другие родственные виды деятельности. Наивысшая самостоятельность проявляется при внесении субъектом деятельности «собственного» способа мышления и деятельности, а не при воспроизведении готового образца.

Следуя психологической теории деятельности, условием осознания человеком своей самостоятельности являются его отношения с другими людьми: «...не существует я вне отношений к ты и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта» [10, с. 241]. Деятельность детерминирована сознанием, самостоятельная деятельность - самосознанием, т. е. осознанием себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков. С другой стороны, воспитание самостоятельности студента определяет формирование его самосознания. Самостоятельность личности определяет у нее самостоятельную деятельность. Так, воспитание самостоятельной деятельности во всех ее структурных компонентах «...от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполне-

ния простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер...» [3, с. 134], возможно только у учащихся старшего подросткового возраста, т. е. после 13 лет. Однако в публикациях последних лет высказывается мнение, что подростковый этап в развитии личности не имеет стабильных границ и с развитием культуры отодвигается на все более старший возраст и увеличивается в продолжительности. По нашему мнению, мотив - это то, что побуждает субъекта к данной деятельности. Но кроме мотива в структуре деятельности выделяют цели -результаты, на достижение которых деятельность направлена, и средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В основе структуры такой деятельности лежит свойство человеческой психики опережающего отражения действительности. То есть самостоятельная деятельность - это деятельность, субъект которой в процессе целеполагания предвидит результат своей деятельности и соотносит с ним необходимые средства деятельности в условиях мотива и цели деятельности. В качестве типичных элементов структуры самостоятельной деятельности А. М. Новикова, П. И. Пидкасистый рассматривают: целеполагание - выделение цели деятельности; целевыполнение -определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных действий; анализ результатов деятельности - соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью. Данные элементы отражают содержательную основу процесса воспитания самостоятельности личности. Поэтому мы рассматриваем процесс воспитания самостоятельности учащихся в образовательной деятельности как процесс целенаправленного, закономерного формирования навыков и умений целепо-лагания, целевыполнения и анализа результатов деятельности, что обеспечивает наличие совокупности навыков и умений

к самоорганизации деятельности. Следуя вышесказанному, благоприятной областью деятельности для формирования таких навыков является научно-исследовательская деятельность учащихся. Такое наше понимание обусловлено логикой проведения научного исследования: выявление противоречий, формулирование проблемы, построение гипотезы, ее проверка, анализ полученных результатов. Совокупность навыков и умений, позволяющих осуществлять научное исследование, говорит о присутствии в структуре деятельностей субъекта самостоятельной исследовательской деятельности. К определению схемы научно-познавательного процесса можно подходить по-разному: в связи с психологическими механизмами творчества, в том числе «озарением» (Д. Дьюи, А. Пуанкаре) или подчеркивающие диалектический характер этого процесса (К. Дункер, Дж. Диксон, Б. М. Кедров, Д. Пойа). Теоретический анализ показал, что исследовательской деятельности посвящен целый ряд специальных работ (А. Н. Алексеевой, Г. Н. Александрова, С. И. Архангельского, В. И. Загвя-зинского, И. А. Зимней, М. И. Махмуто-ва, А. М. Новикова, Е. А. Шашенковой, Н. М. Яковлевой и многих других), где авторами раскрывается содержательная сторона исследовательской деятельности, определяются ее уровни и этапы, оговариваются методы и средства. Так, А. М. Новиков определяет научное исследование как возможность приобрести новое научное знание. Исследование рассматривается как субъективный процесс получение новых научных знаний отдельным индивидом - ученым, исследователем или группой, коллективом [9]. В Большой советской энциклопедии дается следующее определение научному исследованию: «Научное исследование - это процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования явля-

ются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулирование исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство». Следуя этимологическому анализу слов «исследование», «исследовать», можно определить исследование как нахождение «нечто из его следа, отпечатка», восстановление по косвенным признакам, определение свойств и поведение. Согласно А. В. Леонтовичу, исследование отличает от проектирования, конструирования и организации его главная цель - установление истины, наблюдение за объектом, без вмешательства в его внутреннюю жизнь. По мнению И. А. Зимней, исследование - сама работа, где есть процесс, активность субъекта и его деятельность, т. е.: процесс взаимодействия, активности субъекта деятельности с объектами реального мира или другими субъектами; форма активности субъекта, которая в исследовательской деятельности проявляется на всех уровнях развития субъекта: познавательном, сознательном, интеллектуальном, поведенческом, социальном. Таким образом, в процессе исследовательской работы, познавательная активность субъекта, направленная на «.. .объект, не модифицирует его, не разрушает, не конструирует, а отражается им и возвращается в виде знания об этом объекте» [9]. Все это характеризует исследовательскую деятельность как форму познавательной активности субъекта, конечным результатом которой является усвоение новых знаний.

Вышесказанное позволяет считать, что исследовательская деятельность в

своей структуре имеет: цель, мотив, предмет, действия, продукт, результат. Нужно отметить, что в контексте научно-познавательной деятельности целью исследовательской деятельности является получение нового знания, разработка технологий исследования, на реализацию его цели; позволяет удовлетворить основные познавательные потребности человека -познание окружающего мира и самого себя, что побуждает человека к осуществлению самой деятельности, придает осмысленность. Придерживаясь структуры познавательного процесса, предложенного А. С. Майдановым, определим содержание исследовательской деятельности: 1) формулирование проблемы; 2) создание поискового поля через организацию научно-исследовательской деятельности студентов, расширяя знания и умения; 3) поисковая деятельность, обеспечивающая получение научно-исследовательского результата; 4) верификация результатов, включающая операции по проверке, обоснованию и оценке полученной информации. Следовательно, самостоятельная исследовательская деятельность студентов - это мотивированная, самоорганизованная деятельность, в основе которой лежит совокупность навыков и умений, позволяющих осуществлять целепо-лагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработка информации в ходи поисковой деятельности, считывание и оформление, анализ и интерпретация полученной информации для построения логических выводов.

Поэтому в процессе воспитания самостоятельности средствами исследовательской деятельности можно выделить следующие содержательно-процессуальные уровни: усвоение студентами субъективно новых знаний и способов действий в конкретной научной области; самостоя-

тельная работа студентов по выработке объективно новых знаний.

На основании вышеизложенного отнесем к специфическим особенностям процесса воспитания самостоятельности студентов средствами исследовательской деятельности: поддержку интереса студента к определенной научной отрасли независимо от наличия ее в образовательных стандартах; использование времени за пределами учебного занятия на основе согласования мотива и цели деятельности студента; развитие мотивации личности студента к познанию и творчеству. На первом шаге исследуемого процесса воспитания самостоятельности студентов происходит создание поискового поля на основе сформулированных преподавателем исследовательских проблем, что ведет к усвоению студентами субъективно новых знаний и способов действий, необходимых для решения обозначенных проблем. Создание такого поискового поля происходит под руководством педагога, но предполагает процессуальную новизну результата деятельности, так как студент производит подбор познавательных средств для решения задачи. В основе данной деятельности должен быть мотив решения исследовательской проблемы, что обеспечит активную самостоятельную работу за пределами занятий с преподавателем. Для достижения результата на первом шаге студентом совместно с преподавателем определяется, какие знания, навыки и умения необходимы для решения исследовательской проблемы. Затем происходит освоение этих знаний и способов действий - целевыполнение. Усвоенные студентом новые знании - результат самостоятельной исследовательской деятельности на первом шаге - основа проектирования деятельности на втором содержательно-процессуальном шаге. Целевыполнение второго шага представляет собой конструирование способов

действий по решению исходной исследовательской проблемы. Результатом деятельности является разрешение реальных проблем или попытка осуществления этого. Таким образом, проходит процесс воспитания самостоятельности студентов в процессе их исследовательской деятельности.

Итак, воспитание самостоятельности у студентов - педагогическая деятельность, в ходе которой образовательная задача усвоения новых знаний определяется не как цель, а как средство преобразования познавательной активности студентов в ее продукт - познавательную и личностную самостоятельность. А самостоятельность в целом определяется как качество личности, которое выражается в способности к самоопределению в деятельности, основанной на умениях поставить определенную цель, ответственно, сознательно и инициативно добиваться ее выполнения собственными силами, действовать не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет общепризнанного определения категории самостоятельной образовательной деятельности. Мы же будем придерживаться следующего определения: самостоятельная образовательная деятельность - это целенаправленная, систематическая, управляемая самим субъектом познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. При этом субъект сам (или с помощью руководителя) определяет образовательную цель, содержание познавательной деятельности, объем и организацию своей работы.

Самостоятельная образовательная деятельность - это в первую очередь познание. Указание на его целенаправленность и систематичность дает возможность отделить его от стихийной, неорганизованной познавательной деятельно-

сти. Отмечая в определении, что деятельность управляется самим субъектом (студентом), мы тем самым подчеркиваем ее отличие от всех видов самостоятельных работ, организуемых преподавателем в процессе обучения, независимо от удельного веса в них самостоятельного познания. В определении подчеркивается и то, что самостоятельность в образовательной деятельности совершается по внутренним побуждениям личности, носит добровольный характер. В условиях самостоятельного получения знаний познание может выступать как индивидуальная, так и коллективная деятельность студента. Соотношение между познанием в процессе обучения и познанием в процессе образовательной самостоятельности может быть очень сложным, границы между ними могут быть размыты. В одном случае эти две деятельности могут быть органически соединены, поддерживая друг друга, что положительно сказывается на повышении уровня всего учебно-воспитательного процесса, в другом случае могут протекать параллельно, независимо друг от друга,

развиваясь достаточно противоречиво, одно за счет другого, конфликтуя друг с другом.

Самостоятельность в образовательной деятельности студента отличает и то, что она протекает при интенсивном формировании личности, росте его самосознания, определении призвания, жизненных планов. Поэтому самостоятельная образовательная деятельность у студентов всегда соединяется с их самовоспитанием, с выбором нравственных принципов, воспитанием характера. Таким образом, воспитание самостоятельности в образовательной деятельности студентов представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на реализацию на разных уровнях активности самостоятельности студентов, включенных в исследовательскую деятельность

Воспитание самостоятельности в образовательной деятельности сводится к воспитанию у личности стремлений к постоянному совершенствованию своих знаний, умений самостоятельно совершать познание и его организовывать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н. Г. Самостоятельность // Педагогическая энциклопедия: В 3-х т. Т. 3: Н-СМ / Под ред. И. А. Колерова, Ф. Н. Петрова. М.: Сов. энциклопедия, 1966.

2. Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Изд. дом «БАХРАР-М», 2000. Т. 2. 544 с.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.176 с.

4. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Мн: Харвест; М.: Аст, 2001. 799 с.

5. Кон И. С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

6. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1984. 174 с.

7. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И. В. Гребенников, В. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. 317 с.

8. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 272 с.

9. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996.

10. Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Изд. дом «БАХРАР-М», 2000. Т. 2. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.