УДК/UDC 378.147 Т. М. Чурекова
^ Churekova
актуализация самостоятельной работы студентов в условиях реализации фгос
actualization of students' independent work
IN CONDITIONS OF FSES IMPLEMENTATION
Введение. Развитие современного общества потребовало определенных изменений в системе профессионального образования (среднего и высшего), в том числе в деятельности преподавателей, направленной на развитие не только профессиональных, но и личностных качеств студентов, ведущим из которых является самостоятельность. В статье обосновывается значимость самостоятельной деятельности студентов: акцентируется внимание на формировании их познавательной деятельности, культуры умственного труда.
Методология. Представлена ретроспектива развития проблемы самостоятельности личности.
Результаты заключаются в рассмотрении основных признаков самостоятельной работы, характеристике ее компонентов (мотивационного, содержательно-операционного, волевого] и типологии (воспроизводящей, частично-поисковой, творческой], отвечающей требованиям дифференциации и индивидуализации обучения. Аргументируются проблемы, которые препятствуют организации самостоятельной работы студентов.
Заключение. Автор отмечает, что в системе профессионального образования необходима определенная реорганизация процесса обучения, связанная не только с сокращением часов на аудиторные занятия, но и созданием организационно-педагогических условий.
Introduction. The development of modern society requires certain changes in the professional education system (secondary and higher education], also in lecturers' activity focused on the development of professional students' qualities as well as personal ones, the main quality of which is autonomy. The article substantiates the importance of students' independent work and focuses on shaping of their cognitive activity and intellectual work culture.
Materials and Methods. Retrospective of the development issue of personal autonomy is proposed.
Results. The results are the studying of the basic characteristics of independent work, characteristics of its components (conative, context-operational, volitional] and typology (reproductive, partial searching, creative], filling the requirements of differential and individual education. The difficulties which prevent the students' independent work organization are argued.
Conclusion. The author notes that the professional education system needs certain learning process reorganization related to reduction of classes' hours as well as creation of organization and pedagogic conditions.
Ключевые слова: самостоятельная работа, компоненты самостоятельной работы, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс.
Keywords: independent work, independent work components, FSES (Federal state educational standard], educational process.
Введение
Динамичность современного мира определяет нестабильность во всех сферах жизнедеятельности человека. Молодому человеку в условиях постоянной смены технологий, непрерывного потока информации необходимо непрерывно учиться и, возможно, переучиваться, переквалифицироваться. Посему основополагающим требованием общества к современной системе образования является формирование личности, устойчивой к внешним манипуляциям,
которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. «Самость» человека становится системообразующей. Философы, социологи, психологи, педагоги считают, что самостоятельность, самоорганизация — существенный признак человека как субъекта деятельности, как личности.
Требования ФГОС СПО и ВО определяют самостоятельную работа как важнейшую форму учебной деятельности и значимый элемент образовательного процесса, где на самостоятельную работу отводится 50 % от аудиторной учебной нагрузки, а для студентов заочной формы обучения самостоятельная работа становится основным видом деятельности по изучению дисциплин и формированию компетенций. В связи с чем необходимым является усиление роли самостоятельной учебной деятельности студентов, когда они из пассивных потребителей знаний переходят в активных их созидателей, умеющих сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, достичь оптимального конечного результата и доказать правильность выбранного пути.
Методология
Эффективность учебного познавательного процесса, разумеется, определяется прежде всего качеством преподавания, но не меньшее значение имеет и самостоятельная познавательная, проблемно-поисковая деятельность студентов, которая способствует формированию творческой личности, целеустремленной, настойчивой в достижении вершин профессионального образования. Эти два аспекта взаимосвязаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, умения, навыки, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда: прослушивание, понимание, усвоение устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, критический анализ и, как итог, интериоризация материала.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого, подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: восприятие, осознание, принятие и применение на практике. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живет в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь еще не решенных проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности студентов, их познавательные потребности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, приводящему к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Внимание ученых приковано к этой проблеме. Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Но свое начало проблема самостоятельности берет еще в древности. Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих рассуждениях они исходили из того, что мышление успешно развивается только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности — путем самопознания. Такая деятельность доставляет человеку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие мысли о сущности самостоятельности и самостоятельной деятельности получают в идеях Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, которые в эпоху мрачного Средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма
и зубрежки требовали обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Не менее актуальна данная проблема и для образования XX века. В 60-е гг. Б. П. Есипов [4] обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе, выделив три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения — познавательная, практическая и организационно-техническая. Учеными-дидактами самостоятельная учебная работа рассматривается как «... специфическое педагогическое средство» (П. И. Пидкасистый), «система мер по воспитанию активности и самостоятельности» (Б. Г. Иоганзин), «система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью» (В. Я. Ляудис).
Результаты
Категории «активность» и «самостоятельность» являются одновременно предпосылкой и результатом развития личности студента, условием, средством и целью эффективной организации его самостоятельной учебной работы. Самостоятельность в учебной работе способствует развитию у студента заинтересованности в изучаемом материале, вырабатывает у него умение и потребность самостоятельно получать знания, что весьма важно, как мы уже указывали выше, для специалиста с профессиональным образованием. Повышение уровня активности студента достигается за счет четкого целеполагания, организации педагогического сопровождения, уменьшения внешнего управления, роста внутренней мотивации. Мы полагаем, самостоятельная работа есть следствие правильно организованной учебной деятельности на лекции, семинарском или лабораторном занятиях, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Основными признаками самостоятельной работы принято считать:
• наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
• проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач;
• владение умениями и навыками самостоятельной работы;
• осуществление самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студентов [5].
Изучение психолого-педагогической литературы и опыта работы преподавателей по организации самостоятельной работы студентов позволили нам выделить ее компоненты и типы. Основополагающим компонентом, с нашей точки зрения, является мотивационный, включающий познавательные, социальные и ситуативные мотивы, которые обусловливают целенаправленную деятельность по овладению знаниями, способами деятельности с ориентацией на будущую профессию. Важно перевести обучающихся с уровня безразличного отношения к учебной деятельности вообще к уровню самостоятельной работы, в частности к действенному, осознанному, ответственному отношению. Мотивация должна быть нацелена на избегание неудач, стремление к успеху. В качестве мотивирующих инструментов сегодня могут служить модульно-и балльно-рейтинговая системы оценивания, использование различных по содержанию и сложности заданий.
Содержательно-операционный компонент самостоятельной работы студентов включает в себя систему ведущих знаний и способов деятельности. Самостоятельной работе всегда предшествует этап накопления знаний. Любая задача различной сложности требует достаточно глубокого осмысливания, целенаправленной актуализации имеющихся знаний. Интеллектуальные, общеучебные и специальные умения составляют операционную сторону самостоятельной работы студентов. К интеллектуальным умениям мы отнесли умения анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать и другие на основе содержательно и логически усвоенного материала. К общим учебным умениям относятся умения планирования (ставить цель и определять задачи работы, ее этапы; распределять время на их осуществление; отбирать методы, приемы и средства достижения поставленных целей) и самоконтроля (контроль процесса и результатов самостоятельной работы). Специальные умения определяются будущей профессиональной деятельностью.
Волевой компонент самостоятельной работы студентов представляет собой готовность к совершению волевых усилий по ее реализации. Готовность мы рассматриваем как внутреннюю
убежденность студента и осознанность им необходимости выполнения данного рода работы, преодоление внутренних (усталость, отсутствие заинтересованности, необходимой подготовленности и др.) и внешних (нехватка источников необходимой информации, неблагоприятные условия труда и т. д.) трудностей [6].
Таким образом, рассматривая аспекты самостоятельной работы, мы акцентируют внимание прежде всего на внутренней мотивированности субъектов деятельности, их сознательном стремлении достигнуть поставленные цели, реализуя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных действий. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет студенту удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Изучение научной литературы дало нам возможность предположить, что в основу классификации типов самостоятельных работ могут быть положены уровни усвоения знаний. Следуя за В.П. Беспалько, под уровнем усвоения знаний будем понимать «способность учащегося выполнять некоторую целенаправленную систему действий по решению определенного класса задач на основе информации, сообщенной ученику в процессе обучения» [1]. Существует довольно много точек зрения на данную проблему, и, соответственно, выделяются различные уровни усвоения знаний. В. П. Беспалько представляет уровни усвоения знаний в виде последовательности: знания — знакомства, знания — копии, знания — умения, знания — навыки. Проанализировав все названные уровни, мы предлагаем следующую классификацию типов самостоятельной работы: воспроизводящий, с указанием способа выполнения (конспектирование, заполнение таблиц, схем); частично-поисковый (подготовка и защита рефератов с презентационным представлением материала, составление аннотаций и др.); творческий (выполнение учебно-исследовательских заданий, анализ проблемной ситуации, разработка проектов и т. п.).
Рассматриваемые типы самостоятельной работы отвечают требованиям дифференциации и индивидуализации обучения, современная трактовка которых не связана с тем, что одним студентам дается больший, а другим — меньший объем материала для самостоятельной работы. Каждый проходит через полноценный учебный процесс, который ни для кого не может быть ограничен требованиями минимума.
Для системы оценивания самостоятельной работы важно определить критерии, которые будут поняты и приняты студентами. Это прежде всего умение студента использовать теоретические знания при решении практических задач, уровень усвоения учебного материала, обоснованность и четкость его изложения, а также оформление материала в соответствии с установленными требованиями (доклад, реферат, презентация). Сложность, логичность в подборе и предъявлении материала для самостоятельной работы студентов — важный когнитивный компонент профессиональной деятельности преподавателя. При этом обучающийся должен сам выбрать посильный для себя на конкретном этапе обучения тип самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы студентов является одной из сложнейших задач преподавателя. По мнению Н. А. Голикова, многие преподаватели с этой задачей не справляются, подходят к организации самостоятельной работы формально, безответственно, тем самым наносят серьезный ущерб знаниям студентов, их нравственному совершенствованию. Получается замкнутый круг: с одной стороны, студентам встречается педагог, не способный квалифицированно организовать их самостоятельную работу, с другой — студентов не научили этому в школе. От отсутствия четкости в организации и от несформированности самоорганизации обучающихся в результате страдает дело — подготовка высококвалифицированного специалиста [2]. Большинство преподавателей стараются продумывать систему самостоятельной работы студентов, опираясь на следующие принципы: возможности выбора студентами задания, полного и своевременного их информирования, дифференциации заданий по сложности, установления правил и рамок [3]. Но до сих пор при организации самостоятельной работы студентов преподаватели сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, у многих студентов, особенно первого курса, слабая базовая (знаниевая) основа, не сформирована самостоятельность как личностная характеристика. Профессиональная школа может подготовить мыслящих, развитых работников только на базе школьных знаний, но преодолеть барьер незнания, низкой мотивации к познанию, неумения учиться профессиональная школа не может. Во-вторых, при планировании самостоятельной работы студентов преподавателю необходимо знать их возрастные и индивидуальные особенности для того, чтобы педагогически целесообразно проду-
мать систему самостоятельной работы, рассчитанную на студентов определенной группы (а это достаточно затруднительно, особенно на первом курсе). В-третьих, по мере изучения дисциплины задания для самостоятельной работы должны постепенно усложняться.
Заключение
Для решения обозначенных проблем и повышения эффективности самостоятельной работы в процессе нашего исследования был выявлен ряд условий: методически правильная организация самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей студентов; обеспечение правильного сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы; обеспечение студентов необходимыми методическими материалами и информационными ресурсами; систематический контроль за организацией и ходом самостоятельной работы.
Первое условие — это изменение отношения между студентом и преподавателем: от активной созидательной позиции преподавателя и ведомого им студента на первом курсе к самообразованию на старших курсах, с постепенным усложнением заданий. При составлении системы заданий необходимо предусмотреть их соответствие учебным возможностям обучаемого и постепенность его развития в процессе выполнения. Учебное задание должно иметь четко поставленные познавательные задачи и алгоритм их решения, критерии отчетности и оценивания.
Второе условие связано с необходимостью структурирования учебного плана и программ для разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы с правильным определением трудоемкости вышеназванных ее типов.
Третье условие — создание материальной основы для проведения самостоятельной работы студентов: читальные залы, методические кабинеты, компьютерные классы, финансовая поддержка преподавателей в создании учебно-методических комплексов учебных дисциплин.
Четвертое условие предусматривает в рабочем учебном плане на каждый семестр отведение времени преподавателю для консультаций, проверочных занятий со студентами, которые их дисциплинируют, позволяют выработать у большинства студентов уже на первом курсе более или менее удовлетворительные навыки самостоятельной работы, способствуют успешному усвоению ими учебного материала.
Таким образом, для актуализации и успешного осуществления самостоятельной работы студентов необходим комплексный подход к ее организации, сочетание всех ее уровней, обеспечение эффективности контроля со стороны преподавателя — для чего в индивидуальной нагрузке должны быть обязательно выделены часы контроля самостоятельной работы студентов.
Литература
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
2. Голикова Н. А. Профессиональные затруднения преподавателя высшей школы и их коррекция. М., 2007.
3. Демьянова М. В. Принципы организации самостоятельной работы студентов как фактор повышения эффективности обучения // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 54-58.
4. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961. 239 с.
5. Казакова А. Г. Организация самостоятельной работы студентов. М., 1997. 29 с.
6. Чурекова Т. М. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 69-73.
References
1. Bespalko V. P. The terms of pedagogical technology [Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii]. Moscow, 1989. (In Russian).
2. Golikova N. A. Professional difficulties of the teacher of higher education and their correction [Professional'nye zatrudnenija prepodavatelja vysshej shkoly i ih korrekcija]. Moscow, 2007. (In Russian).
3. Demyanova M. V. Principles of organization of independent work of students as a factor in increasing the effectiveness of training. Theory and practice of social development [Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija]. 2013. № 12. P. 54-58. (In Russian).
4. Esipov B. P. Self-study of students in the classroom [Samostojatel'naja rabota uchashhihsja na urokah]. Moscow, 1961. 239 p. (In Russian).
5. Kazakova A. G. Organization of independent work of students [Kazakova A. G. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov]. Moscow, 1997. 29 p. (In Russian).
6. Churekova T. M. The organization of independent work of students in the context of the implementation of the competence approach. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2014. № 3 (15). P. 69-73. (In Russian).