УДК 371.015:151.7 ББК 88.840:88.834.022
Вихорева Ольга Александровна
кандидат педагогических наук г. Челябинск Vihoreva Olga Alexandrovna
Candidate of Pedagogics Chelyabinsk
Теоретические основы развития самостоятельности старших подростков в процессе исследовательской деятельности в учреждении дополнительного образования
Theoretical grounds of senior juvenile self-study skills development through research work at extracurricular educational institutions
В статье раскрывается содержание исследовательской деятельности учащихся, дается определение самостоятельной исследовательской
деятельности старших подростков, анализируется процесс развития самостоятельности старших подростков средствами исследовательской деятельности в условиях учреждения дополнительного образования детей.
The given article highlights the essence of juvenile student research work. It offers the definition of the term “self-study research work”. The approach to senior juvenile self-study skills development while doing a research work is described within extracurricular educational institutions.
Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная
исследовательская деятельность старших подростков, целеполагание, целевыполнение, анализ результатов деятельности, система развития самостоятельности старших подростков.
Key words: self-study skills, self-study research work, aim-building, aim-achieving, work results analyzing, the system of senior juvenile self-study skills development.
Самостоятельность как качество личности в психолого-педагогической науке связывается с умением субъекта ставить перед собой цели как результат деятельности и в соответствии с ними определять направления своей деятельности для их достижения собственными силами. Как показывает анализ педагогической литературы, самостоятельность учащихся связывается со становлением их субъектности, прежде всего в учебной деятельности, и предполагает умения актуализировать свои знания, навыки, т.е. осознанное их применение [4; 5;6].
В соответствии с результатами теоретического анализа и опытноэкспериментальной работы самостоятельность можно представить как интегральное качество личности, проявляющееся в процессе деятельности через инициативность, критичность, адекватность самооценки, личную ответственность за свою деятельность. Таким образом, самостоятельность личности определяет наличие у нее самостоятельной деятельности, субъект которой в процессе целеполагания предвидит ее результат и соотносит с ним необходимые средства деятельности в условиях согласованности мотива и цели. Исходя из результатов теоретического анализа, необходимо выделить в качестве типичных, следующие элементы самостоятельной деятельности учащегося:
а) целеполагание, то есть выделение цели деятельности;
б) целевыполнение, то есть определение предмета, средств деятельности
реализацию намеченных действий;
в) анализ результатов деятельности, то есть соотнесение достигнутых
результатов с поставленной целью.
Обозначенные элементы отражают содержательную основу процесса развития самостоятельности личности. На основании этого можно утверждать, что развитие самостоятельности учащихся старшего подросткового возраста -это процесс целенаправленного, закономерного формирования навыков и умений целеполагания, целевыполнения и анализа результатов деятельности, что обеспечивает наличие инициативности, критичности, адекватности самооценки, личной ответственности за свою деятельность.
Как доказывает проведенная опытно-экспериментальная работа, благоприятной областью деятельности для формирования таких навыков является научно-исследовательская деятельность учащихся. Это обусловлено содержанием научного исследования: выявление противоречия, формулирование проблемы, построение гипотезы, ее проверка, анализ полученных результатов. Наличие совокупности навыков и умений, позволяющих осуществлять научное исследование в рассматриваемой логике позволяет говорить о присутствии в структуре деятельностей субъекта самостоятельной исследовательской деятельности. Поскольку нами рассматривается исследовательская деятельность учащегося в контексте научного исследования, то в данное понятие включаются такие составляющие, как процесс и результат научной деятельности. Как было определено в процессе опытно-экспериментальной работы, содержание исследовательской деятельности, осуществляемой старшими подростками, складывается из следующих элементов:
1) формулирование проблемы;
2) создание поискового поля путем организации учебно-познавательной деятельности, расширяющей знания и умения учащихся в области технологических проблем познания
3) поисковая деятельность, обеспечивающая получение научноисследовательского результата;
4) верификация результатов, включающая операции по проверке, обоснованию и оценке полученной информации.
Таким образом, самостоятельная исследовательская деятельность старших подростков - это мотивированная, самоорганизованная деятельность учащихся старшего подросткового возраста, в основе которой лежит совокупность навыков и умений, позволяющих осуществлять целеполагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации в ходе поисковой деятельности как целевыполнение; считывание и оформление, анализ и интерпретацию полученной информации для построения логических выводов.
В соответствии с результатами теоретического анализа нами выделено в процессе развития самостоятельности старших подростков средствами исследовательской деятельности в учреждении дополнительного образования детей два содержательно-процессуальных уровня:
1 уровень - усвоение учащимися субъективно новых знаний и способов действий в конкретной научной области;
2 уровень - самостоятельная работа учащихся как осознанный процесс овладения и воспроизводства объективно новых знаний.
На первом уровне исследуемого процесса развития самостоятельности старших подростков происходит создание поискового поля на основе сформулированных преподавателем исследовательских проблем. Это выражается в усвоении учащимися субъективно новых знаний и способов действий, необходимых для решения обозначенных проблем. Такое создание поискового поля происходит под руководством педагога, но предполагает процессуальную новизну результата деятельности, так как учащийся производит подбор познавательных средств для решения задачи. В основе каждого из этих уровней ведущим должен быть мотив решения исследовательской проблемы. Это обеспечивает активную самостоятельную работу учащихся за пределами занятий с педагогом (поиск литературы, знакомство с ней, разработка программы исследовательской работы и т.д.).
Поэтому отсутствие в структуре образовательного процесса системы дополнительного образования детей выполнения домашних заданий как резерва учебного времени для педагога не влияет на темп работы учащегося.
Для достижения результата на первом уровне ребенком совместно с педагогом определяется, какие знания, навыки и умения необходимы для решения исследовательской проблемы. Таким образом, целеполагание на первом уровне осуществляется ребенком совместно с педагогом. Затем происходит освоение этих знаний и способов действий, т.е. осуществляется целевыполнение. Усвоенные учащимися новые знания представляют собой результат самостоятельной исследовательской деятельности на первом уровне, который является ориентировочной основой проектирования деятельности на втором содержательно-процессуальном уровне. В итоге
целеполагание деятельности по решению исследовательской проблемы на втором уровне включает в себя определение достаточности знаний и способов действий, которые явились результатом самостоятельной исследовательской деятельности учащегося подросткового возраста на первом уровне.
Целевыполнение второго уровня представляет собой конструирование
способов действий по решению исходной исследовательской проблемы. Результатом деятельности этого уровня является разрешение реальных проблем или попытка осуществления этого. Как показывает собственный педагогический опыт и доказывает проведенная опытно-экспериментальная работа, именно таким образом осуществляется процесс развития
самостоятельности старших подростков в процессе их исследовательской деятельности.
Система развития самостоятельности старших подростков в процессе их исследовательской деятельности в учреждении дополнительного образования детей представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, определяющих средства и методы, необходимые для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на процесс развития самостоятельности старших подростков. Схематично система развития самостоятельности старших подростков в процессе исследовательской деятельности в учреждении дополнительного образования детей представлена на рис.1.
І
і
І
-1^
00
Содержательная подсистема
-►
я
I
и
н о К о Й о = я г Щ н и а з
к я 1 ♦ і о ра -►
5 №
о я
€ 33
а
я 1
Я
т
с
£
-►
Развитие самостоятельной исследовательской деятельности старших подростков
Информационно- Личное 1 МО-
познавательный ДСЯ ie.ll.IIOC III 1.1 и
элемент элемент
4—►
Опыт самостоятельной исследовательской деятельности (инициативность, критичность, адекватность самооценки,личная ответственность за свою деятельность) _________________*________________
і
&
Создание поискового ПОЛЯ
Овладение элементами теоретических знаний в конкретной научной области
Участие в формах
научной
коммуникации
Опыт целеполагания исследовательской деятельности
і
&
Реализация
самостоятельной
исследовательской
деятельности
Конструирование Представление
способов действий результатов
по решеншо иссле- самостоятельной
довательской задачи йеследовательг
с кои деятельности
75
Опыт цешевыиолнения и анализа результатов исследовательской деятельности
Формы организации и средства:
• Групповые и индивидуальные занятия в секциях НОУ
• Научные сборы и слеты ® Экспедиции
• Олимпиады и форумы
• Жаучно-практриеские конференции и т.д.
■г» Я
Й
н
и
Я
и
В
о
К
в
я
■р. к
я
н
1
с.
о
=
о
№
и
§
0
Рис. 1. Система развития самостоятельности старших подростков в процессе исследовательской деятельности в
учреждении дополнительного образования детей
На основе теоретического анализа процесса развития самостоятельности старших подростков средствами исследовательской деятельности и результатов опытно-экспериментальной работы мы можем считать, что навыки и умения учащихся к самоорганизации исследования, полученные в результате учебнопознавательной деятельности, определяют развитие самостоятельности в процессе исследовательской деятельности. Таким образом, системообразующим фактором исследуемой нами системы является цель - развитие способностей старших подростков к самоорганизации исследовательской деятельности.
Поскольку рассматриваемая система определяется развитием самостоятельности в процессе исследовательской деятельности, мы должны выделить ее мотивационный аспект, так как деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, всегда подчиняется «побуждающим ее мотивам» [2, с.181]. В соответствии со структурой деятельности, обоснованной А.Н. Леонтьевым, мы выделяем мотивационную подсистему, назначение которой - формирование у подростков внутреннего мотива к исследовательской деятельности, понимаемого соответственно как опредмеченная потребность.
Рассмотрим содержательный аспект представленной системы. В основу содержательной подсистемы заложен процесс решения исследовательских проблем. На основе этих проблем формулируются учебные задачи, которые отвечают следующему критерию - отсутствие заранее известных способов действий, обеспечивающих правильное решение, и результатов решения. Таким образом создается ситуация научного исследования: неясен продукт и сроки завершения работы. Методологической основой для данного подхода являются теоретико-экспериментальные работы В.И. Загвязинского, П.И. Пидкасистого по вопросам поисково-исследовательской технологии обучения, которая предполагает возможность включения науки в учебную деятельность через соответствующую организацию учебного материала и способы формирования у учащихся опыта самостоятельной познавательной деятельности [1,4,5].
В содержательной подсистеме мы выделяем информационно -познавательный и личностно-деятельностный элементы, которые реализуются на двух уровнях в соответствии с выявленными содержанием и спецификой процесса развития самостоятельности старших подростков средствами исследовательской деятельности.
Информационно-познавательный элемент включает:
• овладение элементами теоретических знаний в конкретной научной области (1 уровень);
• конструирование способов действий по решению исследовательской задачи (2 уровень).
Таким образом, информационно-познавательный элемент предполагает приобретение учащимися старшего подросткового возраста определенного объема знаний, навыков и умений, позволяющих осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность и собственно самостоятельную исследовательскую деятельность.
Личностно-деятельностный элемент включает в себя:
• участие в формах научной коммуникации (1 уровень);
• представление результатов самостоятельной исследовательской деятельности (2 уровень), то есть реализует в данной системе общение.
Основываясь на теоретических разработках А.М. Новикова, мы выделяем в научном общении приоритет его коммуникационной функции [3, с.63]. Под научной коммуникацией нами понимается специально организованное общение учащихся между собой, с ученым (педагогом) по поводу процесса и результата научного исследования (запланированного, проводимого, осуществленного). К формам научной коммуникации старших подростков относятся научные сборы и слеты, форумы, научно-практические конференции. Внутри этих форм можно выделить: пресс-конференции, диспуты, «круглые столы», симпозиумы, секции по направлениям.
Рассмотренные элементы реализуются в определенных формах организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие самостоятельности старших подростков в процессе их исследовательской деятельности. В соответствии с результатами опытно-экспериментальной работы к таким формам нами отнесены групповые и индивидуальные занятия в секциях научного общества учащихся, экспедиции, научные сборы и слеты, олимпиады, форумы, научно-практические конференции. Средством их реализации являются целевые программы (дополнительные образовательные программы, воспитательно-образовательные программы, обеспечивающие развитие форм научной коммуникации). Таким образом, возможно целевое обеспечение индивидуальных потребностей развития личности, которое, согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, есть процесс целеобразования и, соответственно, развитие действий субъекта [2].
При конструировании и обновлении программ, содержательно обеспечивающих развитие самостоятельности старших подростков в процессе
исследовательской деятельности в учреждении дополнительного образования детей, необходимо ориентироваться на принципиально значимые идеи, которые составляют научное обеспечение разработанной системы.
Принцип социальной значимости для ребенка исследовательской деятельности как по процессу, так и по результату выражается в широком спектре актуальных научных направлений, предлагаемых подростку для выбора им конкретной направленности самостоятельной исследовательской деятельности, в том числе и с учетом текущей конъюнктуры рынка профессий.
Принцип этапности исследовательской деятельности старших подростков означает реализацию двухуровневости процесса развития самостоятельности старших подростков в процессе исследовательской деятельности. Он реализуется при наличии в дополнительных образовательных программах двух обязательных блоков:
• блок усвоения теоретических знаний в конкретной научной области;
• блок разрешения исследовательской проблемы.
Следует выделить принцип успешности учащегося в исследовательской деятельности. Данный принцип определяется необходимостью реализации мотивационной подсистемы.
В соответствии с разработанной системой развития самостоятельности старших подростков в процессе их исследовательской деятельности организацию учебно-познавательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей возможно представить как целенаправленное развитие мотивационной, волевой и познавательной сфер ребенка. Данная стратегия обеспечивает перевод извне организованной исследовательской деятельности в ее самоорганизацию, что согласно нашим выводам означает развитие самостоятельности старших подростков в процессе исследовательской деятельности.
Библиографический список
1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Изд. центр “Академия”, 2001. - 192 с.
2. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. / А.Н. Леонтьев ; под ред. В.В. Давыдова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
3. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2002. - 320 с.
4. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 640 с.
5. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
6. Шамова, Т.И. Дальтон-технология / Т.И. Шамова // Завуч. - 2001. - № 1. -С. 42-49.
Bibliography
1. Zagvyazinsky, V.I. The Theory Of Training: Modem Interpretation: Studies. The Grant For CSt. High. Ped. Studies Institutions / V.I. Zagvyazinsky. М.: The Center Academy, 2001. - 192 P.
2. Leontev, A.N. The Selected Psychological Products: In 2 T. Т. 2. / A.N. Leontev ; Under Int. V.V. Davidov, V.P. Zinchenko, A.A. Leontev, A.V. Peterovsky. -М.: Pedagogic, 1983. - 320 P.
3. Novikov, A.M. The Methodology Of Education / A.M. Novikov. - М.: Agves, 2002. - 320 P.
4. The Pedagogic: Studies. The Grant For Students Ped. High Schools And Ped.
Colleges / Under. Int. P.I. Pidkasistyj. - 3 Iss., Rew. - М.: Ped. S-ty. Russia, 1998. - 640 P.
5. Pidkasistyj, P.I . The Independent Cognitive Activity Of Schoolboys In Training: The Theory-experimental Research / P.I. Pidkasistyj. - М.: Pedagogic, 1980. -240 P.
6. Shamova, T.I. Dalton- technology / T.I. Shamova // The Director Of Studies. -2001. - № 1. - Р. 42-49.