УДК 371.4 ББК 74.200.52
ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА В ШКОЛАХ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Холмогоров Д. Н.
г. Чита, Забайкальский государственный гуманитарный педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с воспитанием, развитием и профессиональной ориентацией школьников в процессе становления общественно полезного производительного труда в школах. Особое внимание уделяется новому подходу к организации трудовой деятельности школьников, которая поможет им раскрыть творческий потенциал - задатки, способности, участвовать в разнообразных сферах трудовой деятельности, пробе сил, что будет решающим и в профессиональном самоопределении школьников.
Эффективность организации трудовой деятельности учащихся во многом определяется тем, насколько успешно при этом решаются вопросы воспитания, развития и профессиональной ориентации школьников. Не всякий труд воспитывает. Воспитывающий труд - это труд, вдохновляющий школьников поставленной целью, отвечающий их возрастным особенностям, уровню подготовки, требованиям научно-технического прогресса. Применяемые при этом формы и методы организации труда должны соответствовать цели. В процессе такого труда осуществляется нравственное, трудовое, эстетическое, экономическое и физическое воспитание. Все вышеперечисленные компоненты воспитания взаимосвязаны. Общественно полезный производительный труд при его правильной организации создает наиболее благоприятные предпосылки, прежде всего для нравственного и трудового воспитания. Именно в процессе труда осуществляется формирование
отношения человека к обществу, труду, людям, природе и к самому себе [6].
Подготовка подрастающего поколения к жизни, труду является первейшей обязанностью граждан нашей страны. В решении этой задачи важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Из всех условий, обеспечивающих успех в трудовом воспитании и трудовой подготовке школьников, наиболее важным является их участие в труде. Однако, как показывает педагогическая наука и практика, не всякий труд воспитывает. Только правильно организованный, соединенный с обучением общественно полезный производительный труд способствует формированию гармонически развитой личности, подготовке ее к труду.
Для того чтобы труд школьников был педагогически обоснованным, он должен отвечать определенным критериям:
- иметь развивающую, воспитывающую и обучающую направленность трудовой деятель-
ности школьников. При этом углубляются знания основ наук, формируются лучшие черты характера, потребность в труде как первой жизненной необходимости;
- конечным результатом труда должны являться материальные ценности. Участие в производстве конкретной продукции положительно влияет на формирование у учащихся таких экономических понятий, как себестоимость продукции, производительность труда, рентабельность производства и др.;
- содержание и условия труда должны соответствовать требованиям социального и научно-технического прогресса, труд должен быть интеллектуально насыщен, отличаться творческим характером, быть посильным, систематичным и разнообразным;
- включать школьников в реальные производственные отношения - участие их в производстве, распределении, обмене и потреблении созданных материальных ценностей наравне со взрослыми [1].
Трудовое воспитание - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Может, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трех начал. Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать.
В 1913 г. на Всероссийском съезде по народному образованию в одной из резолюций был определен ряд требований к усилению использования труда как педагогического средства улучшения развития и воспитания детей. Этот факт из истории русской педагогики заслуживает внимания, так как в нем отразилось всеобщее признание развивающей и воспитывающей роли труда [4].
В начале ХХ в. вопрос трудового воспитания в школе подробно не рассматривался, так как все дети были участниками трудовой жизни в семье и в стране в целом, на тот период главным и проблемным вопросом было обучение основным предметам. Обучение осуществлялось в сложных, трудных, неудобных условиях:
ЧИППКРО
во многих районах Читинской области отсутствовал свет, не было радио и специальных зданий для школ. Поэтому школы открывались в неприспособленных домах, так, например, первая школа в селе Беклемишево Читинского района Читинской области была размещена в четырех отдельных домах, между которыми было приличное расстояние, это конечно было неудобно для преподавателей. Классы были маленькими и неприспособленными, отапливались простыми кирпичными печками, от которых тепло в дальние классы практически не доходило, поэтому в холодное время учились в одежде, а в сильные морозы даже замерзали чернила. В этот период становления и развития образования трудовое воспитание осуществлялось через выживание и стремление учиться. Все необходимые работы по благоустройству школы выполнялись вместе с учениками: это и строительство школ, утепление классов, уборка и даже заготовка дров для отопления, где ученики вместе с учителями ездили в лес на заготовку дров и работали с ними на равных. Школьники этого времени были приспособлены, а точнее приучены к труду, так как трудовое воспитание носило повседневный характер. Тяжелые условия жизни воспитывали в детях трудолюбие, целеустремленность и высокую работоспособность.
В 1950-е гг. в Читинской области в основном было восьмилетнее обучение, во многих районах области образование активно развивалось. Так с 1955 по 1958 гг. сельские школы стали с десятилетним обучением. В этот период стали появляться первые образовательные элементы трудового воспитания, в школах создавались трудовые комплексы. Первые мастерские школ имели ряд отличий и особенностей, в том числе и по назначению, так как специальных преподавателей не было. В Беклемишев-ской средней школе Читинского района Читинской области первые мастерские назывались «Кабинет электротехники», где совместно занимались девочки и мальчики, преподавателем был учитель физики Сиганько Вадим Петрович. В других школах трудовое обучение преподавалось в других направлениях, например, в
школе с. Верх-Чита Читинского района был создан кабинет для выращивания растений. В эти годы главным вопросом по-прежнему оставался процесс обучения основным предметам.
В 1960-е гг. трудовое воспитание носило повсеместный характер, практически во всех школах уже преподавалось трудовое обучение, где открывались оснащенные мастерские с раздельными цехами по столярному и слесарному делу. Предмет «Трудовое обучение» велся с 5 класса и по 8 класс. Мальчики и девочки обучались частично раздельно, у девочек преподавалось домоводство и столярное дело. В старших классах во многих школах ученики получали профессиональную подготовку, например водитель, тракторист. Школы активно озеленяли свои пришкольные участки, создавали парки и сады, где всю работу выполняли учащиеся. В эти годы высокими темпами развивалось сельское хозяйство - организовывались колхозы. Школы активно сотрудничали с колхозами, ученики помогали и участвовали в жизни предприятий, в свою очередь колхозы помогали школам в отоплении и в подвозе учеников.
В 1970-е гг. во многих сельских школах Читинского района трудовое воспитание осуществлялось через создание летнего лагеря труда и отдыха. Так, например, в Беклемишев-ской школе был создан летний лагерь на берегу озера Ундугун, в лагере ученики жили все лето по сменам, то есть менялись классами, вместе с ними жил преподаватель трудового обучения Малютин Анатолий Иванович. На берегу было построено большое здание, где были комнаты для отдыха и отдельная столовая. В лагере ребята занимались выращиванием овощных культур - капусты, картофеля, моркови и свеклы. Выращенные овощи частично продавались, а часть овощей шла в школьную столовую. Такая деятельность приносила много положительных результатов, это конечно трудовое воспитание, приобретение навыка по выращиванию овощей, помощь школе и здоровый образ жизни.
В весеннее время школьники с учителями помогали лесному хозяйству, они занимались выращиванием в теплицах саженцев сосны для лесопосадок, и в мае ездили в лес на лесопосад-
ки, где дети сами садили свои выращенные саженцы. Эта работа помогала детям понять, как много нужно времени, а точнее десятилетия для формирования и роста леса и, конечно же, после такой работы дети берегли и охраняли лес. Многие школы Читинского района создавали пришкольные участки возле школ, где тоже занимались выращиванием овощей для школьной столовой, а также садили на своем пришкольном участке деревья. Практически весь летний отдых ребята проводили в посильной трудовой деятельности, такая работа формировала в детях дисциплинированность, организованность и трудолюбие.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977) было обращено внимание на необходимость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии [3].
Совершенствуя всю систему трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся, органам народного образования необходимо, как указывалось в постановлении, «всемерно развивать различные формы участия школьников в общественно полезном труде -школьные мастерские, ученические производственные бригады, летние лагеря труда и отдыха и другие трудовые объединения».
В опыте ряда городских школ г. Читы сложилась традиция проводить опыты на учебноопытных участках в соответствии с учебными программами школы и по заданию ученых и передовиков производства сельского хозяйства.
Лето предоставляло большие возможности для организации работы по целенаправленной профессиональной ориентации учащихся. Важной составной частью является ознакомление школьников с массовыми профессиями, основными видами трудовой деятельности взрослых, с профессиональными требованиями к человеку и его здоровью, формирование на этой основе профессиональных намерений школьников с учетом интересов и склонностей личности и
потребности конкретного экономического района в квалифицированных кадрах; воспитание уважительного отношения к труду в различных сферах производства и обслуживания населения, особенно к труду рабочего человека.
Совершенствование системы управления трудовым воспитанием и профессиональной ориентацией учащихся городских школ летом осуществлялось отделами народного образования, шло по линии четкого определения цели, задач и содержания летних практических работ учащихся в соответствии с особенностями автономной республики, края, области, города и прежде всего с учетом экономического профиля и потребностей народного хозяйства в кадрах.
Стремительное развитие трудового воспитания приходится на период 1980-х гг. В это время НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР разработал программы трудового обучения учащихся IV-VIII классов на основе конструкторско-технологической системы. Ведущая идея этой системы состояла в сочетании исполнительской и творческой деятельности учащихся. В соответствии с этой системой непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки. При этом школьники вначале решали ряд технических вопросов и только после этого переходили к обработке деталей, сборке изделия и т.д. В эти годы активно развивался производительный труд учащихся в подсобных хозяйствах, учебных мастерских, трудовых звеньях и отрядах, школьных лесничествах, летних лагерях труда и отдыха [6].
1. Подсобные хозяйства школ становились одной из форм организации общественно полезного, производительного труда и своеобразными центрами профориентации учащихся на профессии сельскохозяйственного производства. Подсобные хозяйства создаются и в городских школах. Создание подсобных хозяйств требовало расширение площадей школьных учебно-опытных участков. Дополнительные земельные участки выделяли базовые колхозы (совхозы). Деятельность школьников в подсобных хозяйствах была связана с растениеводст-
ЧИППКРО
вом, а в комплексных подсобных хозяйствах - и с растениеводством, и с животноводством. В подсобных хозяйствах учащиеся осваивали полный цикл сельскохозяйственных работ, что способствовало подготовке их к выбору профессии.
2. Производительный труд в учебных мастерских, учащихся весьма разнообразил и отличался от труда учеников в мастерских городских школ. Опыт работы сельских школ показывал, что в процессе учебных занятий по техническому труду и во внеурочное время на базе школьных мастерских учащиеся VI-IX классов изготавливали изделия различного назначения.
В школах Читинского района производительный труд учащихся V-VIII классов организовывался в мастерских по дереву и металлу. Объектами труда являются изделия, заказанные совхозами и предприятиями. Со всеми этими организациями школы заключали договоры. Совхозам школьники поставляли ручки для молотков и напильников, сальники для сельхозтехники, а также заклепки для ремонтных служб совхоза. Для местных ЖКО школы изготавливали уплотнительные прокладки из резины, картона, паронита, черенки для лопат, грабель, мотыг, швабры, совки для уборки мусора и снега, таблички на двери и т.п.
3. Производительный труд учащихся в трудовых звеньях, отрядах из учащихся VII-VIII классов. В отдельных случаях комплектовались звенья из учащихся V-VI классов, они выполняли работу по отдельным договорам с хозяйствами. Трудовые звенья учащихся рассматривались в школах как пионерские спутники ученических производственных бригад. Тем самым отрабатывается преемственность в организации общественно полезного, производительного труда учащихся школ.
Организация трудовых звеньев учащихся была распространена по всей стране. Например, в Читинской области в 1983-1986 гг. работали звенья животноводов под названием «Зоренька». Юные животноводы принимали участие в уходе и выращивании телят, овец, свиней и птицы. Ими заготавливались на зиму корма, сено и веточные корма. Юные животноводы Беклемишевской школы
взяли шефство над колхозом «Беклемишево» и помогали хозяйству выращивать крупнорогатый скот.
Важными объектами производительного труда учащихся V-IX классов служили сады, которые во многих хозяйствах области, которые находились в полузапущенном или в заброшенном состоянии. А ведь садоводство - одна из древних отраслей сельского хозяйства. Как показывал опыт работы звеньев и бригад юных садоводов, ребята с удовольствием трудились на садовых участках базовых хозяйств. Они не только ухаживали за отведенными им садами, но и проводили опытническую работу. Работа в коллективных садах помогала затем грамотно выращивать и ухаживать за садами в домашних условиях.
4. Школьные лесничества как форма соединения трудового обучения с производительным трудом школьников равнозначны ученическим производственным бригадам. Виды работ, выполняемые в школьных лесничествах, определялись их главной задачей - охраной и восстановлением лесных богатств области. Опыт деятельности школьных лесничеств во всех районах показывает, что школьники в этих трудовых объединениях заняты посадкой лесов в лесных зонах, деревьев и кустарников в зеленых зонах жилых районов городов и поселков, закладкой и уходом за питомниками, сбором семян древесных пород, хвойных шишек, лекарственного сырья, грибов и ягод, заготовкой кормов для зверей и птиц на зимний период, изготовлением и размещением гнездовий и кормушек, учетом и расселением муравейников, предотвращением лесных пожаров, борьбой и профилактикой с браконьерством и засорением лесных массивов, укреплением склонов оврагов, берегов озер и рек.
5. Производительный труд школьников в летних лагерях труда - одна из испытанных форм трудового обучения и воспитания школьников еще в 1970-е гг. Лагерь труда и отдыха -трудовое объединение школьников VIII-XI классов, деятельность которого имела сезонный характер в основном, как указывалось ранее, связана с сельскохозяйственным производством и лесным хозяйством. Продолжительность работы
не превышала 4 часов в день. Эта форма производительного труда школьников старших классов все более расширялась; в ряде случаев ЛТО становятся своеобразными производственными подразделениями хозяйств в летний период, в них внедряются новые премиальные формы оплаты труда школьников и учителей, обеспечивающих педагогическое руководство жизнью и трудовой деятельностью школьников.
ЛТО как одна из форм трудового обучения и воспитания имела большие возможности. Его отличительными особенностями являются возможность ощутить суть производственных взаимоотношений внутри разновозрастного трудового коллектива; возможность продемонстрировать свои умения в организации не только своего труда, но и досуга; возможность проверить на практике свои знания, умения и навыки, приобретенные ранее в процессе трудового обучения в школе, УПК.
Труду, как и всякому другому виду творческой деятельности, надо учиться [1]. До овладения определенной системой знаний, умений и навыков по какой-либо специальности человек проходит более или менее длительный этап обучения. Эмпирически уже давно установлено, что успешность обучения зависит от степени сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности, от методов и приемов обучения, наконец, от индивидуальных качеств обучающегося, или иначе от его психофизических особенностей. Между этими основными факторами, от которых зависит степень успешности трудового обучения, имеется определенная взаимозависимость. Так, нельзя обучать ребенка специальности до возникновения у него определенного уровня физического или речевого развития. С другой стороны, установлено, что само содержание обучения, если оно находится в «зоне ближайшего развития» ребенка, способствует ускорению развития его психофизических способностей.
Общественно полезный производительный труд учащихся должен быть непрерывным и посильным, построен от простых операций к сложному труду творческого характера. Именно такой подход к организации трудовой дея-
тельности школьников поможет им раскрыть творческий потенциал — задатки, способности, участвовать в разнообразных сферах трудовой деятельности, пробе сил, что будет решающим и в профессиональном самоопределении школьников.
Список используемой и цитируемой литературы
1. Антонов, Ф. А. Нормирование технического труда учащихся IV-VII классов [Текст] / Ф. А. Антонов. - Ташкент, 1987.
2. Атутов, П. Р. Политехническое образование школьников [Текст] / П. Р. Атутов. - М. : Педагогика, 1986.
3. Воспитание школьников во внеурочное время [Текст] / под ред. Л. К. Балясной. - М. : Просвещение, 1980.
4. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная
работа во вспомогательной школе [Текст] / Г. М. Дульнев. - М. : Просвещение, 1981.
5. Катханов, К. Н. Педагогические основы производительного труда [Текст] / К. Н. Катханов. - М. : Высш. шк., 1987.
6. Корольский, В. В. Общественно полезный производительный труд учащихся [Текст] / В. В. Корольский, В. Д. Симоненко. - М. : Просвещение, 1990.
7. Крючков, А. Ф. Общественно полезный производительный труд [Текст] / А. Ф. Крючков. - М. : Просвещение, 1984.
8. Ктиторов, А. Ф. Организация производительного труда учащихся в УПК [Текст] / А. Ф. Ктиторов. - М. : Просвещение, 1986.
9. Производительный труд школьников [Текст] / под ред. В. А. Полякова. - М. : Педагогика, 1986.
Актуальные направления модернизации дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики: Материалы межрегиональной научно-практической конференции: в 2 ч. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.
В сборнике представлены статьи, отражающие актуальные направления модернизации дополнительного профессиональнопедагогического образования, эффективный опыт в области организации и технологий дополнительного профессиональнопедагогического образования в условиях инновационного развития экономики в Российской Федерации и Челябинской области.
Во 2 часть сборника включены материалы заочной научнопрактической конференции, проведенной кафедрой начального образования ГОУ ДПО ЧИППКРО, вызвавшие наибольший интерес у участников и объединенные следующими актуальными проблемами современного начального общего образования: реализации деятельностного и компетентностного подходов, в свете апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения; информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе; психологопедагогические аспекты преемственности начального и основного образования; содержательное и организационно-педагогическое обеспечение деятельности учителя - классного руководителя; специфика работы с одаренными детьми.