Научная статья на тему 'Опыт трудового воспитания и профессионального обучения школьников в годы Великой Отечественной войны'

Опыт трудового воспитания и профессионального обучения школьников в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ШКОЛА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / A SCHOOL / LABOUR UPBRINGING / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малхасян Надежда Вадимовна

Статья посвящена освещению деятельности учительской интеллигенции по трудовому воспитанию и профессиональному обучению школьников в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Labour Upbringing and Vocational Training of Schoolboys in the Great Patriotic War Days

The article deals with teachers' intelligence activity in Schoolchildren labour upbringing and professional education during the years of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Опыт трудового воспитания и профессионального обучения школьников в годы Великой Отечественной войны»

Опыт трудового воспитания и профессионального обучения школьников в годы Великой Отечественной войны

Н. В. Малхасян

Статья посвящена освещению деятельности учительской интеллигенции по трудовому воспитанию и профессиональному обучению школьников в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая отечественная война, школа, трудовое воспитание, профессиональное обучение.

Experience of Labour Upbringing and Vocational Training of Schoolboys in the Great Patriotic War Days

N. V. Malkhasyan

The article deals with teachers' intelligence activity in Schoolchildren labour upbringing and professional education during the years of the Great Patriotic War.

Key words: The Great Patriotic War, a school, labour upbringing, professional education.

Актуальность темы определяется возрастающим значением формирования социальной активности молодежи, усилением ее роли во всех сферах общественной жизни и в первую очередь в области экономики. К сожалению, в последние годы в молодежной среде девальвируются ценности добросовестного отношения к труду, профессиональной, качественной производственной деятельности, уступая место стремлению получить жизненные блага не за счет труда, а путем легкой наживы, не брезгуя никакими, даже аморальными средствами.

В этих условиях обращение к опыту работы советской школы по трудовому воспитанию учащихся представляется особенно социально значимым. Несмотря на специфичность деятельности школы в военное время, накопленный в те годы опыт воспитания учащихся в процессе труда, привлечения их к социально-экономической жизни страны может быть творчески востребован и сегодня.

Рассматриваемая проблема еще не получила широкого освещения в отечественной литературе. Больше внимания уделяется становлению и развитию системы трудовых резервов, подготовке специалистов через сеть ремесленных училищ, школ фабрично-заводского обучения и других профессиональных учебных заведений и курсов [1; 4; 5; 6].

В статье ставится задача рассмотреть обозначенную проблему через анализ деятельности общеобразовательных школ Костромской и Ярославской областей в годы Великой Отечественной войны. Главную источниковую базу работы составляют материалы государственного архива и центра документации новейшей истории Яро-

славской области, в состав которой в годы войны входил Костромской край.

С началом Великой Отечественной войны в план школы были введены две новые учебные дисциплины - основы сельского хозяйства и допризывная военная подготовка.

Введение в школьные программы курса основ сельского хозяйства было связано с тем, что в годы войны труд школьников широко использовался в сельскохозяйственном производстве. Это нововведение рассматривалось как одно из важнейших мероприятий военно-патриотического воспитания школьников, ведь «тракторист - это будущий танкист, водитель бронемашины». Подготовку к сельскохозяйственному труду в рамках учебного процесса проходили учащиеся 7-10 классов. Методисты разработали для преподавания этого курса специальные программы. По завершении обучения курса основ сельского хозяйства школьники были готовы к активному участию в таких видах сельхозработ, которые соответствовали их возрастным особенностям и уровню общеобразовательной подготовки [12, с. 9-11]. Принимая участие в уборке урожая 1941 г., 75820 учащихся и 2660 учителей ярославских школ области выработали 382415 трудодней. В школах области была развернута широкая сеть кружков по изучению основ агроминимума, а также по подготовке кадров трактористов, комбайнеров, машинистов сельскохозяйственных машин. Руководителями большинства кружков были учителя. На июнь 1942 г. из числа школьников было подготовлено 4696 трактористов, 1726 комбайнеров, 3356 машинистов конной тяги, обучено агроминимуму 59 тыс. человек [13, д. 423, л. 154]. Во время страды 1942 г. учащиеся и педагоги области выработали 2,3 млн трудодней. Еще

Н. В. Малхас26

больший размах приняло участие учителей и школьников в сельскохозяйственных работах летом 1943 г. За период 1942-1944 гг. на полях только Ярославской области в общей сложности трудилось 252 тыс. пионеров и школьников, которые выработали 6,6 млн трудодней, заработали в совхозах 694 тыс. рублей [13, д. 1417, л. 19]. Между школами и школьными отрядами повсеместно разворачивалось социалистическое соревнование за лучшую организацию сельхозра-бот. По итогам социалистического соревнования педагоги и учащиеся, добившиеся лучших показателей в работе, награждались грамотами и премиями. К примеру, в 1942 г. исполком Облсовета и бюро обкома ВКП(б) наградили похвальными листами Обкома ВКП(б) и Облсовета депутатов трудящихся за хорошее руководство работой учащихся и большую помощь, оказанную в проведении политической и культурной работы на селе 12 педагогов, а также за отличную работу 27 учащихся школ области [13, д. 790, л. 28, 29]. Четверо из двенадцати учителей были награждены денежными премиями в размере 300 руб. каждый [14, д. 30, л. 11].

Помимо сельскохозяйственных работ, школьники под руководством учителей принимали самое активное участие в подготовке школ к новому учебному году [10, с. 5], в работах на торфоразработках и лесозаготовках, участвовали в строительстве и ремонте стратегических и хозяйственных объектов; в летнее время учащиеся городских школ трудились на предприятиях города [3, д. 110, л. 19; д. 239, л. 70; 9].

В целях укрепления материальной базы и улучшения трудовой подготовки и профессионального обучения учащихся при школах и детских домах организовывались учебно-производственные мастерские. Помощь в оборудовании учебных мастерских и плановое снабжение их промышленного производства осуществлялось силами шефов. Производительный труд детей в годы войны имел огромное воспитательное значение, так как трудовая деятельность является важнейшим средством нравственного формирования личности. Помимо обеспечения эффективного воспитательного воздействия, мастерские приносили учебным заведениям ощутимую экономическую пользу. Несмотря на сложность условий военного времени, число мастерских при учебных заведениях области ежегодно увеличивалось, что позволяет сделать вывод об их социальной состоятельности и значимости [2, д. 122, л. 3; 11]. На декабрь 1944 г. производственные мастерские были организованы в 52 из 80 детских домов Ярославской области. Основным

недостатком в работе всех видов мастерских был острый недостаток оборудования, что лишало возможности осуществления полного охвата производственным обучением всех детей, достигших 12-летнего возраста. Работники детдомов пытались ликвидировать этот недостаток за счет организации трудовых кружков, которых всего в детских домах области было организовано 71, контингент охваченных ими детей составил 1923 человека [13, д. 1334, л. 24 об, 25].

С целью бесперебойного обеспечения школьников горячим питанием Наркомпрос РСФСР обязал местные отделы народного образования создавать повсеместно пришкольные участки. Вслед за сельскими, пришкольные участки стали организовывать и многие городские школы. Засеивались участки огородными культурами [2, д. 112, л. 8]. С целью улучшения продовольственной базы, помимо пришкольных участков, школам выделялись дополнительные земельные участки. Их распределение осуществлялось по следующему принципу: средняя школа - 1 га, неполная средняя школа - 0,5 га, начальная школа -0,25 га. Участки эти в основном обрабатывались силами учащихся [2, д. 112, л. 8]. Развитие пришкольных участков в годы Великой Отечественной войны имело не только экономическое значение. Совершенно очевидной была и воспитательно-образовательная ценность труда на этих участках.

Наряду с пришкольными участками организовывались и подсобные хозяйства. Так в 1942 г. на приобретение птицы и кроликов для школ и детских домов Ярославской области было выделено 650,7 тыс. рублей, на приобретение поголовья крупного рогатого скота - 706,2 тыс. рублей. Приобреталось и другое хозяйство: овцы, свиноматки, пчелосемьи и др. [2, д. 113, л. 8, 10, 27].

В годы войны активизировалось тимуровское движение. В июле 1941 г. в «Учительской газете» было опубликовано обращение к пионерам, в котором излагалось содержание тимуровской работы: «Возьмите под свою защиту и заботу семьи и квартиры красноармейцев, помогайте их женам в хозяйстве, ухаживайте за малолетними детьми» [7, с. 97]. Только в 1942/43 учебном году руководством комсомольской и пионерской организаций г. Ярославля было создано 77 тимуровских команд. Часто при одной пионерской организации действовало несколько тимуровских объединений. К примеру, пионерской организацией СШ № 3 г. Рыбинска было организовано 4 тимуровские команды [13, д. 16580, л. 26]. Тимуровское движение было прочно связано с трудовым воспитанием. Оно продемонстрировало в

27

Н. В. Малхасян

годы войны высокие идейные и моральные качества советских школьников. Трудовая деятельность позволяла детям проявлять в конкретных делах патриотизм, что являлось важным аспектом нравственного воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, будучи активными участниками широкой трудовой деятельности, школьники чувствовали себя частью борющегося народа. Невзирая на сложность условий, учительская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны сумела изыскать необходимые резервы и возможности, чтобы по-новому и успешно организовать первоначальную профессиональную подготовку школьников, позволившую учащимся стать активным звеном трудового тыла и надежным резервом для фронта. Военная обстановка вынуждала к максимальному перенапряжению всех духовных и физических сил народа, в том числе и детей, поэтому при организации трудовой деятельности не всегда удавалось экономическую необходимость труда школьников подчинить педагогической целесообразности, требованиям связи его с обучением. Политехнизация обучения нередко напрямую подменялась узкопрофессиональной подготовкой. Не всегда соблюдался принцип посильности и нормы санитарной гигиены труда школьников. Тем не менее, суровый опыт производительного труда учащихся, приобретенный в годы войны, был очень значительным. Именно он во многом определил стремительные темпы восстановительного процесса экономики и хозяйства страны в послевоенный период, так как они во многом определялись созданным в годы войны трудовым, профессиональным потенциалом. Вчерашние школьники становились трудовой опорой восстановления экономики и культуры.

Библиографический список

1. Аблаев, Э. А. Трудовое воспитание учащихся в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Э. А. Аблаев // Советская педагогика. - 1986. - № 3. -С. 96-97.

2. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). - Ф. Р-2224. - Оп. 1.

3. ГАЯО. - Ф.Р-1075. - Оп. 1.

4. Дрыночкин, В. В. 1941-1945 гг. : трудное это было время (из истории подготовки специалистов в техникумах страны) [Текст] / В. В. Дрыночкин // Специалист. - 1993. - № 6. - С. 23-24.

5. Круглянский, М. Р. Так готовились специалисты в годы Великой отечественной войны (1941-1945) [Текст] / М. Р. Круглянский // Вестник высшей школы. - 1975. - № 5. - С. 8-12.

6. Маин, В. Н. Школы рабочей молодежи (19431945 гг.) [Текст] / В. Н. Маин, И. З. Захаров // Советская педагогика. - 1984. - № 7. - С. 96-99.

7. Михайлова, Е. Н. Нравственное воспитание школьников в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Е. Н. Михайлова // Советская педагогика, 1986. - № 2.

8. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980) / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмако-вой. - М. : Педагогика, 1986.

9. Северный край. - 1997. - 25 января.

10. Спасибо русским женщинам [Текст] // Ветераны и молодежь. - 2008. - № 6-7. - С. 5.

11. Учительская газета. - 1943. - 13 января.

12. Хитарян, М. Т. Первоначальная профессиональная подготовка школьников во время войны [Текст] / М. Т. Хитарян // Школа и производство. -1985. - № 5.

13. Центр документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИЯО). - Ф. 272. - Оп. 224.

14. ЦДНИЯО. - Ф. 2795. - Оп. 1.

Опыт трудового воспитания и профессионального обучения школьников в годы Великой Отечественной войны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.