Научная статья на тему 'Воспитание поликультурной компетентности как педагогический феномен'

Воспитание поликультурной компетентности как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДА / MULTICULTURAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER / EDUCATION / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Тамара Ивановна

В данном исследовании освещается тема воспитания поликультурной компетентности в рамках развития системы образования на всех уровнях функционирования в России. Автором в ходе работы были рассмотрены и проанализированы разные подходы отечественных и зарубежных авторов к дефиниции поликультурной компетентности в качестве педагогического феномена в современных условиях динамических изменений в образовательной среде. Выделены основные общности понятий, представленных в литературном анализе, очерчен круг расходящихся взглядов ведущих ученых сферы. В процессе освещения материала доказано, что результатом современного образования должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, то есть человека, который уважает себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в мыслях и открытого для другой точки зрения. Также автором отмечено, что успех решения рассматриваемой в исследовании проблемы прямым образом зависит от работников образовательной сферы, в связи с тем фактом, что именно от профессиональной компетентности педагога зависит формирование конкурентоспособности, ключевых компетентностей учащихся, их способности войти в мировое глобальное пространство. Кроме того, автором обозначены ключевые компетенции современной профессиональной деятельности педагога, который полноценно отвечает вызовам меняющейся среды. На основании проведенного аналитического исследования была определена роль поликультурной компетентности в системе элементов профессиональной компетенции педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of polycultural competence as a pedagogical phenomenon

This study highlights the issue of educating multicultural competence in the development of the education system at all levels of functioning in Russia. The author in the course of the work has considered and analyzed different approaches of domestic and foreign authors to the definition of multicultural competence as a pedagogical phenomenon in modern conditions of dynamic changes in the educational environment. The basic generalities of the concepts presented in the literary analysis are outlined; the circle of divergent views of the leading scientists of the sphere is outlined. In the process of material coverage it is proved that the result of modern education should be the emergence of a person capable of empathy, ready for a free humanistically oriented choice, an individual intellectual effort and independent, competent and responsible action in political, economic, professional and cultural life, who respects himself and others, tolerant of representatives of other cultures and nationalities, independent in thought and open to another point view. The author also noted that the success of the solution of the problem addressed in the study directly depends on the employees of the educational sphere, in connection with the fact that it is the professional competence of the teacher that determines the competitiveness, key competencies of students, their ability to enter the global global space. In addition, the author outlines the key competences of the modern professional activity of the teacher, which fully meets the challenges of the changing environment. On the basis of the conducted analytical research, the role of multicultural competence in the system of elements of the professional competence of the teacher was determined.

Текст научной работы на тему «Воспитание поликультурной компетентности как педагогический феномен»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 16-19. УДК 37

Т. И. Ковалева

Воспитание подикудьтурнои компетентности как педагогический феномен

В данном исследовании освещается тема воспитания поликультурной компетентности в рамках развития системы образования на всех уровнях функционирования в России. Автором в ходе работы были рассмотрены и проанализированы разные подходы отечественных и зарубежных авторов к дефиниции поликультурной компетентности в качестве педагогического феномена в современных условиях динамических изменений в образовательной среде. Выделены основные общности понятий, представленных в литературном анализе, очерчен круг расходящихся взглядов ведущих ученых сферы. В процессе освещения материала доказано, что результатом современного образования должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, то есть человека, который уважает себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в мыслях и открытого для другой точки зрения. Также автором отмечено, что успех решения рассматриваемой в исследовании проблемы прямым образом зависит от работников образовательной сферы, в связи с тем фактом, что именно от профессиональной компетентности педагога зависит формирование конкурентоспособности, ключевых компетентностей учащихся, их способности войти в мировое глобальное пространство. Кроме того, автором обозначены ключевые компетенции современной профессиональной деятельности педагога, который полноценно отвечает вызовам меняющейся среды. На основании проведенного аналитического исследования была определена роль поликультурной компетентности в системе элементов профессиональной компетенции педагога.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, профессиональная компетентность, педагог, образование, среда

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 16-15.

T. I. KoVALEVA

Education of polycultural competence as a pedagogical phenomenon

This study highlights the issue of educating multicultural competence in the development of the education system at all levels of functioning in Russia. The author in the course of the work has considered and analyzed different approaches of domestic and foreign authors to the definition of multicultural competence as a pedagogical phenomenon in modern conditions of dynamic changes in the educational environment. The basic generalities of the concepts presented in the literary analysis are outlined; the circle of divergent views of the leading scientists of the sphere is outlined. In the process of material coverage it is proved that the result of modern education should be the emergence of a person capable of empathy, ready for a free humanistically oriented choice, an individual intellectual effort and independent, competent and responsible action in political, economic, professional and cultural life, who respects himself and others, tolerant of representatives of other cultures and nationalities, independent in thought and open to another point view. The author also noted that the success of the solution of the problem addressed in the study directly depends on the employees of the educational sphere, in connection with the fact that it is the professional competence of the teacher that determines the competitiveness, key competencies of students, their ability to enter the global global space. In addition, the author outlines the key competences of the modern professional activity of the teacher, which fully meets the challenges of the changing environment. On the basis of the conducted analytical research, the role of multicultural competence in the system of elements of the professional competence of the teacher was determined.

Keywords: multicultural competence, professional competence, teacher, education, environment

современных условиях общество находится в процессе перехода от одной социально-экономической системы к другой. Этот переход тесно связан с изменением образа жизни российского социума, переоценкой устоявшихся норм и ценностей, в том числе и в системе образования. В обществе сегодня актуальным остается вопрос о конкурентоспособности специалистов в условиях рыночной экономики, стремительных технологических изменений, глобализации.

Усовершенствование уровня профессиональной компетентности в педагогической сфере - одно из основных направлений реформирования современной системы образования. На современном этапе модернизации системы образования и воспитания в России особую остроту и актуальность приобретают вопросы повышения и развития поликультурной компетентности как педагогического феномена. Важно заметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно растут и требования к его профессиональной компетентности, уровню его профессионализма.

Профессиональной компетентности и педагогической культуре присущи большие возможности развития стабильности общества, поскольку они являются гарантом для решения проблемных вопросов между старшим и младшим поколениями, способствуют адаптации к новым условиям, более эффективному процессу социализации личности и т. п. Итак, современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость всестороннего изучения такого феномена, как поликультурная компетентность.

В толковом словаре С.И. Ожегова компетенция определяется как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-то полномочий, прав» [4, с. 289]. В толковом словаре современного русского языка под компетенцией понимают «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо авторитетно, имеет опыт, знания; круг полномочий, отрасль надлежащих для выполнения кем-либо вопросов, явлений» [5, с. 358]. В приведенных толкованиях компетенции общим является их содержательная основа: знания, которые должно иметь лицо; круг вопросов, в которых лицо должно быть осведомлено; опыт, необходимый для успешного выполнения работы в соответствии с установленными правами, законами, уставом. Знания, круг вопросов, опыт представлены как обобщенные понятия, не касающиеся конкретного лица, не являющиеся его личностной характеристикой. В приведенных толкованиях явно отражены когнитивный (знания) и регулятивный (полномочия, закон, устав) аспекты данного понятия.

Таким образом, компетенция - это определенная норма, достижение которой может свидетельствовать о возможности правильного

решения какой-либо задачи, а компетентность - это оценка достижения или недостижения этой нормы. Компетентность выступает как качество, характеристика личности, которая позволяет ей (или даже дает право) решать определенные задачи, принимать решения, суждения в определенной области. Основой этого качества является знание, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности человека. Тем самым подчеркивается интегративный характер понятия «компетентность».

Так, в проекте российского государственного стандарта общего образования (ФГОС) сформулированы определения компетенции как готовности ученика использовать умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Ключевым в этом определении является понятие «готовности» ученика, которое означает подготовленность к использованию знаний и способов деятельности (деятельностный аспект человека). Кроме того, готовность предполагает также согласие, желание что-нибудь сделать, то есть включает аспекты установление лица (сформированного внутреннего побуждения) на выполнение работы. Но для воспитания компетентности в какой либо сфере или по какому-либо аспекту в учащихся, безусловно, педагогу необ-ходиомо самому полноценно ею владеть.

Все компетентности можно условно разделяет на три группы: личностные (общекультурные, среди которых и поликультурные); функциональные; социальные [1, с. 92]. В отличие от присущих большинству специалистов предметных профессиональных компетенций, а также коммуникативных социальных компетенций, часто возникают сложности с дефиницией поликультурной компетентности.

Так, поликультурная компетентность охватывает совокупность знаний, связанных с национальными и мировыми культурно-художественными достижениями, менталитетом, этическими и эстетическими ценностями, а также предполагает наличие умения сосуществовать и содействовать в диалоге культур. Несколько другая плоскость анализа связи профессиональной и поликультурной компетентности возникает, если предметом изучения является конкретная профессиональная деятельность и система подготовки к этой деятельности, в частности профессиональная подготовка педагога.

Специфика педагогической деятельности обусловливает необходимость формирования поликультурной компетентности учителя как обязательной составляющей его профессиональной подготовки. Иными словами, поликультурная компетентность является одним из основных элементов в структуре педагогической профессиональной компетентности и предпосылкой педагогического мастерства. Для каждой профессии существуют устойчивые сочетания профессио-

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

нальных характеристик, которые определяют ключевые компетенции. Эти ключевые компетенции профессиональной компетентности обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную мобильность, производительность профессионального труда, профессиональный рост, повышение квалификации специалиста [7, с. 108].

В отечественной психолого-педагогической литературе поликультурная компетентность рассматривается как динамическое личностное образование, которое предполагает разработку специальных технологий его формирования. Например, поликультурная компетентность будущего учителя определяется Т. Живодровой., как целостное, интегрированное, многоуровневое, личностное новообразование, результат профессиональной подготовки человека, успешность которой обусловлена совокупностью сложившихся у специалиста компетенций, способствующих социализации личности, формированию у нее мировоззренческих и научно-профессиональных взглядов, формированию педагогического творчества и мастерства, которые определяют успешность деятельности, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию в течение жизни [2, с. 72]. По мнению автора, процесс формирования поликультурной компетентности заключается в ознакомлении студентов с культурой других народов, обучении студентов находить информацию об иноязычной культуре и постоянно обновлять ее в условиях непрерывной коммуникативной практики, а также в формировании умения применять знания в процессе педагогической деятельности [2, с. 74].

Ядром поликультурной компетентности педагога является база знаний, содержащая:

• осознание необходимости изучения проблем поликультурности;

• знания, которые помогут понять опыт и культурные характеристики этнических групп, населяющих определенную территорию;

• знания, которые помогут сформировать гибкий подход к восприятию национальных и культурных норм, осознание недопустимости расизма и дискриминации.

В отношении использования данных знаний на практике стоит отметить, что они базируются на способности педагога связывать содержание дисциплины, которую он преподает, с проблемами поликультурности. При чем, гуманитарные предметы имеют гораздо больше тем, связанных с поликультурностью, чем естественно-математические: например, историческая наука содержит огромный фактический материал, который способствует осознанию процессов становления и развития поликультурной среды, именно данная наука при изучении этнокультурных сообществ придает важное значение процессам их становления во времени и истории [6, с. 46].

В то же время, поликультурно компетентный педагог в своей деятельности должен подбирать методы, формы, приемы, способствующие атмосфере сотрудничества и уважения с целью повышения интереса учащихся к знаниям, которые им передает [3, с. 197]. К профессионально значимым качествам поликультурно компетентного педагога следует отнести:

• творческое отношение к профессиональной деятельности, что предполагает наличие творческого и креативного мышления и помогает педагогу выработать в себе ряд умений, например, видеть разные варианты решения одной и той же проблемы;

• стремление к новаторству на базе современных научных знаний - поможет педагогу приобретенный с мультикультурализ-мом опыт адаптировать к своей среде, найти именно те технологии, которые станут действенными в условиях российского общества;

• гуманистический характер общения с учащимися - восприятие, уважение мнения ученика (студента, воспитанника), умение через общение устанавливать психологический контакт, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, эмпатий-ность, толерантность;

• осознание себя носителем национальной культуры и поликультурности, посредником между культурой и образованием, что предполагает знание педагогом родного языка, культуры, истории своего народа и живущих рядом, понимание взаимодействия и взаимосвязи между культурными группами; осознание педагогом важности национального и поликультурного для развития личности) [3, с. 201].

Итак, воспитание поликультурной компетентности в качестве педагогического феномена невозможно без изучения родного языка, литературы и истории страны. Одной из задач современного образования становится создание условий для того, чтобы учащиеся приобретали опыт межкультурного общения, развитие умений и навыков общения с представителями других национальностей, в процессе которого происходит развитие поликультурной компетентности.

Поликультурная компетентность - это интегра-тивное качество, которое содержит совокупность знаний, умений, навыков, которые выражены в знаниях о культуре своего народа, осведомленность в содержании, средствах и способах взаимодействия с другой культурой. Поликультурная компетентность реализуется в способности свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и содержание, положительно взаимодействовать с носителями другой культуры. Указанные формы и методы работы в сфере педагогики способствуют развитию у буду-

щих специалистов и, в целом, членов общества поликультурной компетентности, готовят их к профессиональной деятельности в условиях интеграции России в мировое образовательное и информационное пространство, формируют мо-

бильность и способность работать и действовать в новых социокультурных обстоятельствах, создающих широкий спектр возможностей обмена профессиональным опытом с представителями других культур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменко Е.В. Поликультурная компетентность педагога как источник формирования толерантной личности студента // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. Т. 23. № 9 (172). С. 91-93.

2. Живодрова Т.А. К вопросу о термине «поликультурная компетентность» // Проблемы современного образования. 2017. № 3. С. 70-75.

3. Мельник О.А. Содержание и теоретические подходы к понятию «поликультурная компетентность» // Зборнт навуковых прац Акадэмп паслядыпломнай адукацьп. 2016. № 14. С. 196-209.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений. М.: Мир и Образование, 2016. 736 с.

5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 800 с.

6. Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурная компетентность учителя в условиях многокультурного общества // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 21. С. 47-52.

7. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность : учеб. пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. М.: Издательство Юрайт, 2018. 162 с.

REFERENCES

s. б.

Abramenko E. V. Multicultural competence of a teacher as a source of formation of student's tolerant personality // Proceedings of Volgograd state technical University. Series: problems of social and humanitarian knowledge. 2015. Vol. 23. no. 9 (172). pp. 91-93. (in Russian)

Zhivotova T. A. To the question about the term "multicultural competence". Problems of modern education. 2017. No. 3. pp. 70-75. (in Russian)

Miller O. A. Contents and theoretical approaches to the concept of "multicultural competence". Collection of scientific works of the Academy of Postgraduate Education. 2016. no. 14. pp. 196-209. (in Russian)

Ozhegov S. I. dictionary of Russian language. 100,000 words, terms and expressions. Moscow, Peace and Education Publ., 2016. 736 p. (in Russian)

Ushakov D. N. Explanatory dictionary of the modern Russian language. Moscow, Adelant Publ., 2013. 800 p. (in Russian) Fakhrutdinova G. Zh. Multicultural competence of a teacher in a multicultural society. Priority scientific directions: from theory to practice. 2016. no. 21. pp. 47-52. (in Russian)

Formation of professional competence of the teacher. Multicultural and informational competence: studies. the allowance for high schools / N. Azizov, N. A. Savotina, M. I. Bocharov, S. V. Zenkin. Moscow, Yurait Publishing House, 2018. 162 p.

Информация об авторе Ковалева Тамара Ивановна

(Россия, Элиста) Старший преподаватель, кандидат педагогических наук Калмыцкий Государственный Университет им. Б.Б. Городовикова E-mail: [email protected]

Information about the author

Kovaleva Tamara Ivanovna

(Russia, Elista) Senior lecturer PhD in Pedagogical Sciences Kalmyk State University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.