Научная статья на тему 'Формирование поликультурной компетентности средствами иностранного языка'

Формирование поликультурной компетентности средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫ / COMPETENCE / MULTICULTURAL COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE / CULTURE / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салина Анастасия Сергеевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме поликультурного образования. Автором статьи на основе теоретического анализа исследуемой проблемы обоснованы аспекты формирования поликультурной компетентности. Обобщены взгляды научных деятелей по определению и структуре поликультурной компетентности. Автор акцентирует особое внимание на потребности современного общества в установлении контакта и взаимодействии с представителями других культур. В статье проанализирована актуальность и методологические основы формирования поликультурной компетентности средствами иностранного языка. Кроме того, автор затрагивает вопрос об эффективных способах формирования поликультурной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка с целью вовлечь их в межкультурное общение и стимулировать интерес к проблемам многонационального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салина Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of multicultural competence by means of a foreign language

The article is devoted to a topical problem of multicultural education. The author of the article, basing on the theoretical analysis of the problem under consideration, defines the aspects of the multicultural competence. The views of scientists on the definition and structure of multicultural competence are generalized. The author draws special attention to the need of a modern society for making contacts and interacting with the representatives of other cultures. The relevance and methodological foundations of the formation of multicultural competence by means of a foreign language are analyzed. Besides the author touches upon the question of effective methods to develop students’ multicultural competence in foreign language classes in order to involve them in intercultural communication and to stimulate interest to the problems of a multinational society.

Текст научной работы на тему «Формирование поликультурной компетентности средствами иностранного языка»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018

№ 1 (31). С. 167-171. - f-щ f-щ

удк 37.01 А. С. Салина

Формирование подикудьтурнои компетентности средствами иностранного языка

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме поликультурного образования. Автором статьи на основе теоретического анализа исследуемой проблемы обоснованы аспекты формирования поликультурной компетентности. Обобщены взгляды научных деятелей по определению и структуре поликультурной компетентности. Автор акцентирует особое внимание на потребности современного общества в установлении контакта и взаимодействии с представителями других культур. В статье проанализирована актуальность и методологические основы формирования поликультурной компетентности средствами иностранного языка. Кроме того, автор затрагивает вопрос об эффективных способах формирования поликультурной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка с целью вовлечь их в межкультурное общение и стимулировать интерес к проблемам многонационального общества.

Ключевые слова: компетентность, поликультурная компетентность, иностранный язык, культура, межкультурное общение

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 18 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 167-171.

A. S. Salí na

The formation of multicultural competence by means of a foreign language

The article is devoted to a topical problem of multicultural education. The author of the article, basing on the theoretical analysis of the problem under consideration, defines the aspects of the multicultural competence. The views of scientists on the definition and structure of multicultural competence are generalized. The author draws special attention to the need of a modern society for making contacts and interacting with the representatives of other cultures. The relevance and methodological foundations of the formation of multicultural competence by means of a foreign language are analyzed. Besides the author touches upon the question of effective methods to develop students' multicultural competence in foreign language classes in order to involve them in intercultural communication and to stimulate interest to the problems of a multinational society.

Keywords: competence, multicultural competence, a foreign language, culture, intercultural communication

Общественные изменения, связанные с процессами глобализации и интеграции, происходящие почти во всех сферах жизни, определяют приоритетные направления развития современного образования. Особую актуальность приобретает процесс формирования свободной личности, способной отойти от этноцентризма и готовой жить в открытом общецивилизационном культурном пространстве. Учитывая это, задача образования не ограничивается трансляцией необходимых знаний, навыков и умений, а состоит также в организации поликультурной подготовки обучающихся и формировании поликультурной компетентности как интегрированного личностного качества. Объективная потребность перестройки содержания профессионального образования на поликультурной компетентностной основе вызывает необходимость обращения к принципу культу-росообразности, предполагающему внимательное изучение ценностей родной и иноязычной культур. Знание поликультурной компетентности становится неотъемлемой составляющей профессионального мастерства современного квалифицированного работника.

В психолого-педагогической литературе накоплен немалый опыт по проблеме компетентности, которая была освещена в научных трудах Н. Бибик, П. Зеера, И. Зимней, В. Сластёнина, А. Смирнова. Профессионально-педагогическая компетентность изучается в контексте проблемы реализации личностных характеристик учителя, развития его профессионального сознания и рефлексии, динамики профессионального самоопределения. Важным для нашего исследования являются труды ученых, касающихся феномена поликультурной компетентности. Несмотря на широкий спектр взглядов ученых на проблему профессиональной педагогической компетентности, вопрос поликультурной подготовки недостаточно раскрыт. В связи с этим считаем уместным рассмотреть поликультурную компетентность в контексте профессиональной компетентности педагога.

Целью статьи является исследование аспектов формирования поликультурной компетентности средствами иностранного языка.

Составляющими современного информационного и глобализирующегося общества является технологический прогресс, международные средства массовой информации, Интернет, международное сотрудничество и т.д.. Существует много аспектов становления гражданина мира, где одним из важнейших является осведомленность и понимание многообразия и важности всех культур. Американский ученый Р. Хенвей считает, что «свобода культурного самоопределения индивида расширяет его ментальные возможности, создавая субъекта «гражданином мира», который способен верно понять те культурные артефакты, с которыми он сталкивается,

но не относящиеся к его культуре. (...) Человек начинает лучше понимать другого человека, «инаковость»которого уже не настораживает, а оценивается как необходимое условие продуктивного диалога» [2, с.17]. Понимание различных культур помогает людям адаптироваться к незнакомой среде, жить и работать с людьми, принадлежащими к различным культурам. Налаживание связей и позитивное отношение к другим культурам побуждает людей занимать активную гражданскую позицию в многокультурном обществе. Таким образом, возрастает потребность в дальнейшем внедрении поликультурного образования и формировании поликультурной компетентности личности.

В научно-исследовательской литературе существует несколько определений поликультурной компетентности и ее составляющих. Например, Э. Тейлор рассматривает поликультурное компетентность как преобразующий учебный процесс, в котором «чужой» развивает способность к адаптации, изменяя его или ее точку зрения, чтобы эффективно понять и удовлетворить требования культуры принимающей страны [1].

М. Шонхут предлагает определение поликультурной компетентности как способность «в рамках межкультурного контекста установить контакт в соответствующий способ и создать условия, которые являются приемлемыми для свободного выражения и эффективного обмена мнениями всех участников» [2, с.103].

А. Томас определяет поликультурную компетентность как способность «помочь формировать процесс межкультурного взаимодействия таким образом, чтобы избежать или контексту-ализировать недоразумение и в то же время создавать возможности для решения общих проблем таким образом, чтобы это было приемлемым и продуктивным для всех участников» [2]. Исследователь считает, что «поликультурная компетентность проявляется в способности признавать, уважать, ценить и продуктивно использовать - в собственной и других культурных условиях, и детерминантах - восприятие, суждения, чувства и действия с целью создания взаимной адаптации, толерантности к несовместимости и развития синергетических форм сотрудничества, жизнь вместе и эффективных моделей ориентации по отношению к интерпретации и формирования мира» [2]. Это определение подчеркивает важность целесообразности и эффективности формирования поликультурной компетентности у каждого человека. Оно обращает внимание на способность личности быть гибким в своем поведении в зависимости от ситуации и контекста. Для исследователей разных дисциплин важно определить компоненты межкультурной компетентности.

И. В. Васютенкова определяет поликультурную компетентность как интегративную характеристику, отражающую способность осуществлять

политику полилингвизма в поликультурном пространстве. Вслед за автором мы считаем, что поликультурная компетентность является системой качеств, помогающих ориентироваться в культурном отношении родной и иноязычной страны и обеспечивают достижения цели воспитания человека культуры. В основе поликультурной компетентности личности выделяется три структурных компонента: профессиональный компонент, в составе которого рассматривается культура общения, методическая (технологическая), информационная и рефлексивная культуры; культурологический компонент, который предполагает знание и понимание родной, мировой, иноязычной культур, культуры межкультурного общения и овладения культурой мира - культурой бесконфликтного существования; личностный компонент определяет совокупность качественных характеристик, отражает нравственную позицию, которая пронизывает все составляющие поликультурной компетентности [1, с.19].

Л.Ю. Данилова в структуре поликультурной компетентности личности выделяет следующие компоненты: мотивационно-ценностный компонент (мотивы, цели, ценностные установки); стремление к личностному самосовершенствованию; когнитивный компонент (совокупность знаний о культуре, сущность и способы самовоспитания поликультурной компетентности); владение иностранным языком; способность к систематизации и обобщению знаний; деятельный компонент (умения вступать в интеркультурную коммуникацию с носителями иноязычной культуры, передавать инструментарий самопознания и саморазвития, рефлексировать свою деятельность и поведение); эмоциональный компонент (положительное оценивание явлений с опорой на социальные и личностные значимые ценности, способность воспринимать внутренний мир другого и отождествлять себя с ним) [4, с.10].

А. Н. Щеглова рассматривает поликультурную компетентность как комплексное, личностное качество, которое формируется в процессе профессиональной подготовки на основе толерантности, которая характеризуется сознанием собственной многокультурной идентичности [1, с.94]. Исследователь выделяет в структуре поликультурной компетентности три компонента, а именно: когнитивный - освоение образцов и ценностей мировой культуры, в том числе различных национальных культур, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов; ценностно-мотивационный, направленный на формирование ценностно-ориентированной и социально-установочной готовности студента к межкультурной коммуникации и обмену, развитие толерантности по отношению к представителям других культурных групп; де-ятельностно-поведенческий, направленный на развитие способности решать профессиональ-

ные задачи при взаимодействии с представителями различных культурных групп [2, с.94].

В нашем исследовании под поликультурной компетентностью мы понимаем овладение достоянием культуры, понимание различий и равнозначности всех народов, рас и этносов, культурных, языковых и религиозных предпочтений, а также способность жить в мире с представителями других культур.

Мы убеждены, что приобщаться к культурным ценностям представителей другого образа мышления и поведения и общаться на международном толерантном уровне позволяет изучение иностранного языка. Формирование поликультурной компетентности возможно на уровне разговорной практики и ознакомления с линг-вострановедческие материалом. Несомненно, основным источником поликультурной информации выступают аутентичные художественные тексты, аудио и видеоматериалы, которые своим содержанием раскрывают отдельные аспекты культуры страны изучаемого языка. Эти источники создают эффект реалистичной инокультурной и иноязычной среды, несут визуальную и слуховую текстовую информацию как о смысле, так и о формах, которые воплощают язык и культуру страны. Кроме того, эти средства позволяют излагать материал в неразрывном единстве языка и культуры. Такие источники вызывают у учащихся стремление понять и оценить услышанное или прочитанное, распознать связи между культурными явлениями.

Не менее важным средством познания человеком поликультурного мира, по мнению ученых (Г. Элизарова, Л. Халяпина, И. Макаренко), считается сеть Интернет [5].

И.А. Макаренко предлагает педагогическую технологию использования учебных проектов в качестве средства расширения иноязычной коммуникативной компетенции студентов в процессе углубления поликультурной направленности их языковой подготовки. В основе метода проектов положена развитие познавательной деятельности студента, его критического и творческого мышления, формирование умений находить необходимый материал в информационном пространстве поликультурного мира, самостоятельно приобретать знания. Углубление поликультурной направленности языковой подготовки учащихся в условиях глобального образования выступает фактором формирования толерантного сознания личности.

Несомненно, эффективным для формирования поликультурной компетентности является проведение занятий в форме конференций, линг-вострановедческих викторин, виртуальных экскурсий, дебатов, диспутов, творческих конкурсов и презентаций, проектов и дней национальной культуры. Так, для организации межкультурного общения на занятиях по практическому курсу иностранного языка требуется создание учебных

коммуникативных ситуаций, определяющих условия и цели общения. К примеру, аудиторная работа по теме «A World Guide to Good Manners» на иностранном языке дает возможность обучающимся углубиться в особенности культур разных стран и народов при обсуждении тем поликультурной проблематики (Manners around the world, How to be have abroad, International dining etiquette and others). Примерами учебно-коммуникативных ситуаций и упражнений с вышеупомянутой темы могут быть:

1. Write an email letter to your friend sharing your impressions after visiting the Philippines. Remember the structure of an informal letter.

2. Prepare a brochure for a tourist giving advice how to behave in different countries.

3. Can you guess the country? 1. In this country greetings between strangers consist of handshakes with normal eye contact. Between friends, hugs or slaps on the shoulder are common. They are proud of themselves, their culture and contributions to art, literature, and other areas. As their Orthodox Church plays a big role in the society and this country has endured many conflicts, it's best to avoid religion or politics in conversation. If invited to a home for a meal, it's common to be «Socially late», usually from 15 to 30 minutes; this is not considered rude. A gift is polite, but gift giving is often reciprocal. Presenting an expensive or ornate gift puts a burden on the receiver to return it. When dining, wait to be seated and the oldest person is usually served first. Wait to eat until the host or hostess does. 2. In this country, society is very egalitarian; people are treated as equals and humility is a virtue. It's considered poor taste to talk excessively about

oneself and to boast or brag. Even individuals who are wealthy tend to dress and act plainly and avoid ostentation. Greetings are brief and firm handshakes accompanied with a smile and eye contact. If invited to someone's house in this country, it's important to show up on time. Punctuality is expected and being late is considered rude. A small gift is appropriate, and flowers are usually well received, provided they are lilies or white flowers, which are associated with funerals. When dining, almost all meals, including sandwiches are eaten with utensils. Toasts are common by the host and should be returned with a toast in turn. A guest should thank the hostess with the phrase talk for matter, which means «thanks for the meal».

Такого типа задания дают возможность ознакомиться с манерами и этикетом разных стран; помогают осознать особенности культуры других народов, формируя таким образом поликультурную компетентность; обеспечивают коммуникативную направленность обучения; способствуют развитию практических умений и творческих способностей студентов путем стимулирования активной деятельности их мышления и речи.

Итак, мы можем сделать выводы, что поликультурное образование базируется на взаимодействии разных культур, развивает и сохраняет многообразие культурных ценностей, знакомит с морально-этическими достижениями разных народов, дает знания о моделях поведения в разных странах, учит находить информацию в глобальной сети Интернет по иноязычной или национальной культурах и вести диалог культур, тем самым формируя поликультурную компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаренко И.А. Интернет как способ изучения поликультуры в условиях глобального образования. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2004/2005 учебный год: Книга 2. М: «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2005. С. 145.

2. Максимова, Л.И. Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе на основе интегративного подхода. // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2012. 22 с.

3. Новикова И.А. Воспитание культуры межнационального общения старшеклассников: монография / И.А. Новикова. Барнаул: АКИПКРО, 2014. 160 с.

4. Салаватова С.С., Сандулова Л.М. Формирование поликультурной компетентности у будущих учителей национальных школ // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-4. С. 855-859.

5. Ферзилаева М. М. Инновационные технологии обучения иностранным языкам как орудие формирования поликультурной личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S15. С. 46-50.

6. Fantini А.Е. Exploring and assessing intercultural competence. [Электронный ресурс]. URL:: http://digitalcollections.sit.edu/ cgi/viewcontent.cgi?artide=1001&context=worldleaming_publications (дата обращения: 15.02.2017 г.)

REFERENCES

1. Makarenko I.A. Internet kak sposob izucheniya polikul'tury v usloviyakh global'nogo obrazovaniya. Festival' pedagogicheskikh idei «Otkrytyi urok». Sbornik tezisov. 2004/2005 uchebnyi god: Kniga 2 [Internet as a way of studying polyculture in the context of global education. Festival of pedagogical ideas "Open lesson". Collection of abstracts]. Moscow, Pervoe sentyabrya Publ., 2005. p. 145. (in Russian)

2. Maksimova L.I. Formirovanie polikul'turnoi kompetentnosti budushchikh pedagogov v vuze na osnove integrativnogo podkhoda. //Avtoref. dis.... kand. ped. Nauk [Formation of multicultural competence of future teachers in the university on the basis of an integrative approach. / Author's abstract. Diss. Ped. Sciences]. Kaluga, 2012. 22 p. (in Russian)

3. Novikova I.A. Vospitanie kul'tury mezhnatsional'nogo obshcheniya starsheklassnikov: monografiya [Education of the culture of interethnic communication of senior pupils: monograph]. Barnaul: AKIPKRO Publ., 2014. 160 p. (in Russian)

ft. Salavatova S.S., Sandulova L.M. Formirovanie polikul'turnoi kompetentnosti u budushchikh uchitelei natsional'nykh shkol [Formation of multicultural competence in future teachers of national schools]. Fundamental'nye issledovaniya - Fundamental

research. 2014. no. 12-4. pp. 855-859. (in Russian)

5. Ferzilaeva M. M. Innovatsionnye tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam kakorudie formirovaniyapolikul'turnoi lichnosti [Innovative technologies of teaching foreign languages as a tool for the formation of a multicultural personality]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept» - The Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept". 2015. no. 15. pp. 46-50. (in Russian)

6. Fantini A.E. Exploring and assessing intercultural competence. Available at:: http://digitalcollections.sit.edu/cgi/viewcontent.cg i?article=1001&context=worldlearning_publications (accessed 15.02.2017)

Информация об авторе Салина Анастасия Сергеевна

(Россия, Бирск) Старший преподаватель Башкирский государственный университет E-mail: [email protected]

Information about the author

Salina Anastasia Sergeevna

(Russia, Birsk) Senior teacher Bashkir State University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.