Научная статья на тему 'Использование поисковой деятельности как условие воспитания патриотизма у учащихся начальной школы'

Использование поисковой деятельности как условие воспитания патриотизма у учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1492
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / MORAL EDUCATION / YOUNGER SCHOOL STUDENT / SEARCH ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарчук Я. В., Мальчевская М. Л.

Статья раскрывает содержание понятия «патриотизм», который в настоящее время выступает как составной элемент мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам, и включает потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Основное внимание автор акцентирует на проведенной опытно-экспериментальной работе по изучению уровня проявления компонентов патриотической воспитанности у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарчук Я. В., Мальчевская М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SEARCH ACTIVITY AS THE CONDITION OF EDUCATION OF PATRIOTISM AT PUPILS OF PRIMARY SCHOOL

Article opens the content of the concept «patriotism» who acts now as a component of outlook and the relation to the native land, other nations and the people, and includes potrebnostno-motivational, cognitive and intellectual, emotional and sensual, behavioural and strong-willed components. The author focuses the main attention on the carried-out skilled and experimental work on studying of level of manifestation of components of patriotic good breeding at younger school students.

Текст научной работы на тему «Использование поисковой деятельности как условие воспитания патриотизма у учащихся начальной школы»

Анализ полученных данных показал, что у 4 чел. (12%) экспериментальной и у 3 чел. (9%) контрольной групп был выявлен высокий уровень; у 16 чел. (45%) экспериментальной и у 18 чел. (51%) контрольной групп был выявлен средний уровень; у 15 чел. (43%) экспериментальной и у 14 чел. (40%) контрольной групп был выявлен низкий уровень сформированности рефлексивного компонента профессиональной культуры.

Полученные результаты исследования выявили преобладание как среднего уровня, так и низкого уровня сформированно-сти рефлексивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования на начало опытно-экспериментальной работы.

В обобщенном виде результаты проведенного нами исследования на начало опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о преобладании у студентов экспериментальной и контрольной групп среднего и низкого уровней сформированно-сти профессиональной культуры по всем четырем компонентам.

Сравнение полученных данных сформированности компонентов профессиональной культуры у студентов экспериментальной и контрольной групп было выполнено при помощи статистического анализа путем вычисления и-критерия Манна-Уитни. В результате на начало опытно-экспериментальной работы, полученные эмпирические значения по когнитивному (иэмп - 574), по коммуникативному (иэмп - 535) и рефлексивному (иэмп - 596,5) компонентам находятся в зоне незначимости. Таким образом,

Библиографический список

между экспериментальной и контрольной группами статистически достоверных различий по названным компонентам не обнаружено, что подтверждает качественное сходство и равноценность групп.

Таким образом, изучение и анализ сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования в совокупности когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов позволяет сделать вывод о том, что значительная часть студентов, как в экспериментальной, так и контрольной группах не осознает значимости профессиональной культуры и ее ценностей. Полученные результаты определили в качестве приоритетной для дальнейшего исследования задачу выявления и реализации в системе среднего профессионального образования организационно-педагогических условий формирования профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования:

- актуализация знаний студентов о профессиональной культуре учителей и ее ценностях;

- организация диалогового пространства, способствующего формированию ценностного отношения студентов к профессиональной культуре учителей;

- включение студентов в имитационное моделирование, обеспечивающее реализацию освоенных ценностей профессиональной культуры учителей.

1. Новицкая, Е.Н. Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза (на материале подготовки учителя музыки): дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2002.

2. Крутецкий, В.А. Психология. - М., 2006.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2001.

4. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24.

Bibliography

1. Novickaya, E.N. Sistemnihyj podkhod k formirovaniyu professionaljnoyj kuljturih studentov pedvuza (na materiale podgotovki uchitelya muzihki): dis. ... kand. ped. nauk. - Saratov, 2002.

2. Kruteckiyj, V.A. Psikhologiya. - M., 2006.

3. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih / pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 2001.

4. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - T. 24.

Статья поступила в редакцию 29.04.13

УДК 37.035.6

Makarchuk Y.V., Malchevskaya M.L. USE OF SEARCH ACTIVITY AS THE CONDITION OF EDUCATION OF PATRIOTISM AT PUPILS OF PRIMARY SCHOOL. Article opens the content of the concept «patriotism» who acts now as a component of outlook and the relation to the native land, other nations and the people, and includes potrebnostno-motivational, cognitive and intellectual, emotional and sensual, behavioural and strong-willed components. The author focuses the main attention on the carried-out skilled and experimental work on studying of level of manifestation of components of patriotic good breeding at younger school students.

Key words: patriotism, patriotic education, moral education, younger school student, search activity of younger school students.

Я.В. Макарчук, канд. пед. наук, зам. директора по научной работе Института непрерывного педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: yanamakarchuk@mail.ru; М.Л. Мальчевская, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ*

Статья раскрывает содержание понятия «патриотизм», который в настоящее время выступает как составной элемент мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам, и включает потребност-но-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Основное внимание автор акцентирует на проведенной опытно-экспериментальной работе по изучению уровня проявления компонентов патриотической воспитанности у младших школьников.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, нравственное воспитание, младший школьник, поисковая деятельность младших школьников.

Одн°й из важных задач в°спитания п°драстающег° п°к°- данственности, так как именно в этом основа жизнеспособнос-ления всегда было и остается воспитание патриотизма и граж- ти любого государства. Современные исследования показыва-

ют, что проблема воспитания патриота своей страны все более становится актуальной. В связи с этим принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [1]. Принятый новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет следующие личностные результаты освоения ребенком основной образовательной программы: «Формирование российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности» [2, с. 5].

Патриотизм выступает как составной элемент мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам, но, приступая к определению сущности патриотического воспитания, мы вынуждены отметить, что возникает проблема смыслового содержания и границ этого понятия. Изучение современных исследований показывает, что существуют различные подходы к наполнению современного понятия патриотизма.

Так, например, Н.С. Белобородова рассматривает патриотизм как нравственное качество, включающее такие компоненты как содержательный, эмоционально-побудительный, деятельный. В содержательный компонент, по мнению автора, входит овладение детьми представлений и понятий об окружающем мире: культуре, традициях народа, природе родного края. Эмоционально-побудительный включает переживания личностью положительного отношения к окружающему миру. Деятельный компонент направлен на реализацию эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности [3, с. 17].

Ее выводы созвучны с мнением И.И. Валеева, который считает, что патриотизм в современных условиях включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвятить свой труд, силы и способности к расцвету родины [4, с. 8].

В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются И.Ф. Харламовым как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [5, с. 352].

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития, по мнению И.Ф. Харламова, является формирование потребностно-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, эмоционально-чувственного, поведенческого и волевого компонентов.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы. Например, создание ситуаций, способствующих переживанию учащимися чувства любви, гордости за свою Родину, восхищения ее историей, мужеством и храбростью народа. Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведении литературно-музыкальных гостиных, устных фольклорно-этнографических экспедиций, организации поисковой работы. Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Поведенческий и волевой компоненты - это формиро-

вание у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной, туристической и краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми [5, с. 351].

Современные исследователи в области педагогики активно разрабатывают направление в воспитании патриотизма, опирающееся на общечеловеческие национально-культурные ценности (М.К. Андреева, О.С. Газман, Д.С. Лихачев, В.А. Сластё-нин, А.В. Мудрик, М.И. Шилова и др.). Поэтому перед учителем стоит задача определить такие формы и средства воспитания, которые будут способствовать формированию и проявлению данного качества. Среди них, вслед за В. И. Андреевым, Л.В. Гурьевым, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, мы выделяем поисковую деятельность, сущность которой, по мнению Б.М. Неменского, заключается в том, что «если знания человек может получить в “готовом виде”, то личностные ценности он может выработать для себя только сам» [6, с. 122]. В связи с чем, поисковая деятельность рассматривается нами как процесс активного, самостоятельного познания детьми окружающего мира посредством решения проблемных ситуаций, самостоятельной оценки полученных результатов и использования их в практической деятельности.

Исследованием проблемы использования поисковой деятельности в учебной деятельности занимались В.И. Андреев, С.П. Арсенов, Л.В. Гурьев, Г.В. Козлов, Л.М. Федоряк, З.А. Хай-ретдинова. В их работах подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Авторы также отмечают, что включение в поисковую деятельность, которая адекватна процессу познания в той или иной научной области, способствует наиболее успешному развитию личности ученика. Достаточно полно рассмотрена методика организация поисковой деятельности в дошкольных учреждениях в трудах П.Г. Са-моруковой. Под поисковой деятельностью она понимает совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение познавательных задач, возникающих в процессе познания мира. В процессе организации поисковой деятельности у детей дошкольного возраста появляется способность самостоятельно ставить поисковые задачи. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытия новых знаний и способов познания [7, с. 151].

Но, несмотря на многообразие исследований по данной проблеме, нерешенным остается вопрос организации поисковой деятельности с целью воспитания младших школьников, хотя отмечается, что организация поисковой деятельности способствует наиболее успешному развитию личности ученика. Поэтому мы решили обратиться к рассмотрению проблемы выявления возможностей организации поисковой деятельности в воспитании у младших школьников патриотизма.

Поисковая деятельность опирается на присущую ребенку от природы потребность познания действительности. Исследовательский интерес - качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. Младший школьник обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти интересующий его ответ; проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. Организация поисковой деятельности проходит в 3 этапа: постановка поисковой задачи; собственно организация поисковой деятельности; организация оформления и оценки результатов поисковой деятельности.

На начальном этапе развертывания поисковой деятельности учителю, прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы перед учениками возникла необходимость осуществления поиска. Для этого ребенка следует заинтересовать. Если учителю удалось поставить перед учениками поисковую задачу, его последующие усилия должны быть направлены на организацию ее решения, т.е. реализация второго этапа: организацию собственно поисковой деятельности. Демонстрация образца такой деятельности исключена, учителю остается только одно средство - попытаться включиться в поисковую деятельность учеников и организовать ее «изнутри». Это возможно при выполнении, по крайней мере, двух условий. Во-первых, учитель дол-

жен стать реальным участником совместного поиска, а не его руководителем. Во-вторых, он должен включиться в реальный, фактически осуществляемый учениками поиск, а не навязывать им (пусть даже в очень тактичной, демократической форме) «правильный» путь решения. Последним этапом должно стать оформление результатов поиска. Это может быть организация фотовыставки, написание сочинения, подготовка рефератов, выступлений и т.п. После чего эти результаты оцениваются совместно с учащимися. Совершенно очевидно, что совместная деятельность может быть успешной лишь в том случае, если она надлежащим образом организована, если усилия ее участников четко скоординированы. Сделать это может только учитель. Роль ученика в поисковой деятельности состоит не в точном исполнении указаний учителя, а в возможно более полной реализации создаваемых учителем предпосылок для осуществления поиска. Такое распределение «обязанностей» между учителем и учеником (первый создает предпосылки для решения поисковой задачи, второй их реализует) обусловливает и характер отношений между ними, которые строятся по типу делового партнерства, сотрудничества.

Воспитание у ребенка патриотических чувств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности и наиболее ценным является материал, отражающий особенности региона, в котором проживает ребенок. Краеведение, которое является первой ступенькой маленького человека на пути формирования патриота своей страны, должно занимать в воспитательной работе начальной школы существенное место. «Краеведение - это, прежде всего, краелюбие», -отмечает С.О. Шмидт [8, с. 24].

Местный материал доступен младшим школьникам для самостоятельного освоения, что позволяет на конкретных примерах усвоить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. При этом активное участие ребенка в познании родного края позволяет ему познать новые, неизвестные стороны в историческом развитии своей малой родины. Самостоятельно найденное ребенком, осмысленное, и пережитое является для него наиболее значимым и запоминающимся, а соответственно затрагивает его чувства и эмоции. В этом и лежат основы поисковой деятельности. Ребенок должен познать целостно, в единстве чувства и мысли, все личные связи с культурой, как родного народа, так и всего человечества.

Организуя поисковую деятельность по патриотическому воспитанию с учащимися начальной школы, можно выделить следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое и экологическое.

Географическое краеведение будет направлять учащихся на изучение особенностей местности, животный мир и растительный мир родного края. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т.п. Экологическое краеведение направлено на формирование интереса и бережного отношения к родной природе. Предметом внимания кра-еведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население.

Все эти направления в совокупности помогут ребенку осознать уникальность его малой Родины, вызвать интерес к обычаям и традициям народа, гордость за культурные и социальные достижения, уважение к историческому прошлому. При этом главное в организации краеведческой работы должен стать активный поиск информации ребенком об истории родного края и деятельность, направленная на осознание ребенком принадлежности к своей Родине. На этом была построена опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию, основанная на включении младших школьников в активную поисковую деятельность. В процессе этой работы нами разработана и реализована программа патриотического воспитания младших школьников на базе МБОУ «СОШ № 10» г. Абакана Республики Хакасия. Реализация программы рассчитана на один и учебный год и включает в себя четыре направления краеведческой работы: историческое, художественное, географическое и экологическое. По каждому направлению работы запланированы и проведены занятия в различных формах.

Реализация данной программы предполагает формирование у учащихся системы краеведческих знаний, устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры, любви и бережного отношения к природе, посильного служения Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознание значимости труда. Особенностью данной программы стали задания краеведческого характера, направленные на самостоятельный активный поиск информации об истории и социально-культурных реалиях родного края, своей семьи. Основными источниками краеведческой информации для поисковой деятельности учеников являлись: периодическая печать (газеты, журналы, альманахи); художественная литература; архивные фонды; фонды музеев; всякого рода планы и карты; материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры); материалы статистики; устные свидетельства старожилов.

Задания поискового характера были предложены как для индивидуальной работы (например, подготовка фотомонтажа «Герои в моем доме», составление генеалогического древа своей семьи, выставки-рассказа «Ремесло моей семьи»), так и для групповой (фотовыставка «Улицы моего города», реферат «Тайна хакасских менгир» и т.п.). В процессе работы дети собирали информацию о фауне нашей республики, об истории происхождения названий города, улиц, исторических зданий. Результатом данной работы стало представление собранной информации в виде фотовыставок, альбомов, стенгазет, творческих работ учащихся как на уроках, посвященных изучению особенностей региона, так и во внеурочное время на классных часах, праздниках, посвященных знаменательным датам, заседаниях клуба выходного дня.

Так, например, перед проведением внеклассного занятия по теме «Улицы моего города» с учащимися была проведена подготовительная беседа об элементах украшения, используемых в архитектуре. Опираясь на опыт детей, было выяснено, что и в нашем городе есть здания с деревянной резьбой. На основе этого детям было предложено задание найти эти здания и сделать зарисовки элементов орнамента, используемых для украшения старинных домов нашего города. Подведение итогов поисковой деятельности учащихся было проведено в форме творческой мастерской, где ребята поделились своими впечатлениями и сделали вывод, что для орнамента характерно использование необычных, фантастических животных и птиц. Далее им было предложено практическое задание: в парах составить и изобразить свой орнамент для украшения наличников, основываясь на народных традициях. В конце творческой мастерской детьми был сделан вывод о том, что деревянные произведения искусства на улицах нашего города - это большое богатство, представляющее собой необыкновенную красоту. Не потерять эту красоту, сохранить и продолжить ее - значит ценить и развивать русскую культуру.

Основа патриотического воспитания закладывается в семье: это любовь к родителям, к семейным традициям. Поэтому при знакомстве с народными традициями и обычаями на одном из уроков изобразительного искусства в качестве домашнего задания детям было предложено задание подготовить рассказ о традиционных ремеслах своей семьи. В результате этой деятельности была организована выставка старинных изделий, выполненных руками бабушек и дедушек учащихся. Рассматривание выставки сопровождалось рассказами детей о том, кем выполнено изделие, что символизирует узор на каждом из них. При подведении итогов выставки была проведена беседа о красоте и неповторимости русских и хакасских ремесел. Эта выставка вызвала живой интерес у учащихся, желание продолжать традиции семейного мастерства, позволила ощутить гордость за свою семью [9].

Происхождение названий городов и населенных пунктов всегда интересно. В Сибири немало названий странных, порой интригующих. Так, например, наш город Абакан получил свое имя по названию реки, на берегах которой он раскинулся. Внеклассное занятие по теме «История названия города Абакана» было проведено в форме коллективного творческого дела, которое проводилось в 2 этапа. Первый этап предполагал самостоятельные выступления учащихся. Для этого перед проведением занятия учащиеся получили поисковую задачу: необходи-

Таблица 1

Результаты тестирования «Изучение уровня сформированности патриотизма младших школьников» контрольного и экспериментального классов на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Уровни сформированности патриотизма Контрольный класс Экспериментальный класс

Кол-во в % Кол-во в %

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 28% 32% 24% 48%

Средний 36% 40% 36% 36%

Низкий 36% 28% 40% 16%

Таблица 2

Результаты диагностики «Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления патриотизма у младших школьников» контрольного и экспериментального классов на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы

Уровни сформированности патриотизма Контрольный класс Экспериментальный класс

Кол-во в % Кол-во в %

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 16% 20% 12% 32%

Средний 40% 44% 40% 44%

Низкий 44% 36% 48% 24%

Результаты выявления когнитивно-интелектуального компонента патриотизма представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики «Символы» контрольного и экспериментального классов на констатирующем и контрольном этапах опытно - экспериментальной работы

Уровни сформированности патриотизма Контрольный класс Экспериментальный класс

Кол-во в % Кол-во в %

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 12% 20% 8% 40%

Средний 40% 40% 40% 44%

Низкий 48% 40% 52% 16%

Таблица 4

Результаты исследования уровня сформированности патриотизма у учащихся контрольного и экспериментального классов на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы

Уровни сформированности патриотизма Контрольный класс Экспериментальный класс

Кол-во в % Кол-во в %

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 24% 28 % 16% 36 %

Средний 32% 40 % 36% 44%

Низкий 44% 32 % 48% 20%

мо было найти легенды, связанные с историей возникновения названия города. Дети нашли несколько легенд, которые были оформлены в альбом.

Вторым этапом работы стало групповое создание панно «Праздничный город», посвященного сохранению традиций в современном городе. Для этого детям, прежде всего, необходимо было выяснить, какие традиционные праздники организуются в нашем городе, как они отмечаются, чему посвящаются. В результате этого появились панно, посвященные традиционным русским (праздник Масленицы, Праздник Святой Пасхи) и хакасским (Праздник встречи хакасского нового года - Чыл Пазы, праздник первого молока и т.п.) праздникам. Результаты работы учащихся были оформлены в экспозицию, которая украшала школьный коридор. Следует отметить, что данный материал был не только красочен, но и информативен, поскольку к каждому представленному панно прилагалась информация о празднике и связанных с ним народных традициях и обычаях.

Важным моментом каждого мероприятия в рамках нашей программы было самостоятельное подведение итогов учащимися, в которых дети формулировали выводы о неповторимости культуры Хакасии, ее традициях, говорили о необходимости бе-

режного к ним отношения. Все это говорит о ценностном содержании проводимой работы и эмоционально - положительном принятии ребенком культуры, национальных ценностей своего региона.

Результаты внедрения программы были проверены исследованием патриотической воспитанности учащихся двух вторых классов школы. Для этого нами были использованы три диагностические методики: тест «Изучение уровня сформированности патриотизма младших школьников», «Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления патриотизма у младших школьников» М.И. Шиловой [10] и диагностика «Символы» О.Н. Юденко [11]. Диагностическая методика «Изучение уровня сформированности патриотизма младших школьников» направлена на выявление уровня сформирован-ности когнитивно-интеллектуального и эмоционально-чувственного компонентов патриотизма. «Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления патриотизма у младших школьников» направлена на выявление сфор-мированности поведенческого, волевого и потребностно-моти-вационного компонентов патриотизма. Диагностика «Символы» ориентирована на определение когнитивно-интеллектуального

компонента патриотизма. В исследовании принимали учащиеся вторых классов.

Результаты методики «Изучение уровня сформированнос-ти патриотизма младших школьников», направленной на выявление сформированности когнитивно-интеллектуального и эмоционально-чувственного компонентов патриотизма показали, что ученики экспериментального класса после внедрения программы патриотического воспитания достаточно легко определяют понятие «патриотизм», правильно дают характеристику гражданина РФ. С вопросами о символике страны справляются без затруднений. Наглядно сравнительные количественные результаты исследования учащихся контрольного и экспериментального классов представлены в таблице 1.

Анализ таблицы показывает, что в экспериментальном классе высокий уровень сформированности патриотизма после внедрения нашей программы вырос на 24%, а низкий наоборот изменился в сторону уменьшения на 24%; в контрольном классе также произошли изменения, но значительно меньшие. Это свидетельствует об эффективном формировании когнитивно-интеллектуального и эмоционально-чувственного компонентов патриотизма у учащихся экспериментального класса.

При изучении поведенческого, потребностно-мотивационно-го и волевого компонентов патриотизма учащихся были также выявлены положительные изменения в поведении детей экспериментального класса. У них изменилось отношение к родной природе, они стали более активно участвовать в деятельности по ее охране под руководством учителя. Дети стали проявлять интерес к историческому прошлому страны и республики. Положительная динамика отмечена во взаимоотношениях второклассников, их умение работать в мини группах на коллективный результат, подчинять личные интересы общему делу. Все это свидетельствует об успешном формировании поведенческого, волевого и потребностно-мотивационного компонентов патриотизма в экспериментальном классе. Сравнительный анализ результатов по второй методике представлен в таблице 2.

Анализ таблицы показывает, что показатели высокого уровня в экспериментальном классе увеличились на 32%, а низкого

уменьшились на 36%. Ребята экспериментального класса стали более уверено ориентироваться в государственных символах, большой интерес для них представляют значения цветов и отдельных элементов символики страны и республики, что позволяет говорить о более успешном формировании когнитивноинтеллектуального компонента у учащихся экспериментального класса.

Общая динамика результатов исследования в контрольном и экспериментальном классах представлена в таблице 4.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективном влиянии внедрения программы патриотического воспитания на основе использования поисковой деятельности на сформированность потребностно-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, эмоционально-чувственного, поведенческого и волевого компонентов патриотизма у учащихся экспериментального класса. При этом следует отметить, что при организации поисковой деятельности направленной на воспитание патриотизма учитель должен сам свободно владеть краеведческим материалом; уметь интересно преподносить задания учащимся, мотивировать к их выполнению; оказывать помощь учащимся, направлять поиск, указывать источники информации; интересоваться промежуточными успехами детей при выполнении заданий.

Таким образом, использование поисковой деятельности в процессе воспитания патриотизма может стать эффективным средством для всестороннего изучения учащимися природных, социально-культурных и исторических условий родного края, что поможет им осознать свою связь с окружающим миром, научиться эффективно взаимодействовать с ним, ценить значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

* Статья печатается при поддержке гранта РГНФ Региональный конкурс № 13-16-19002 «Мониторинг межнациональных и межконфессиональ-ных отношений в детской и молодежной среде».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы: Государственная программа [Э/р]. - Р/д: http:// www.soldatru.ru/art/art/art155.php

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2011.

3. Белобородова, Н.С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе. - Уфа, 1999.

4. Валеев, И.И. Этнопедагогические аспекты патриотического воспитания в образовательном процессе. - Уфа, 2008.

5. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М., 2000.

6. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. - М., 2007.

7. Саморукова, П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. - М., 1991.

8. Шмидт, С.О. Краеведение и документальные памятники. - Тверь, 1992.

9. Макарчук, Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики // Теория и практика в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - СПб., 2012. - Т. 1.

10. Шилова, М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников (с программами пед. диагностики учащихся нач., сред. и ст. кл.) // Клас. рук. - 2000. - № 6.

11. Юденко, О.Н. Особенности формирования национального самосознания дошкольников. - Красноярск, 2003.

Bibliography

1. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyjskoyj Federacii na 2011-2015 godih: Gosudarstvennaya programma [Eh/r]. - R/d: http:// www.soldatru.ru/art/art/art155.php

2. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart nachaljnogo obthego obrazovaniya. - M., 2011.

3. Beloborodova, N.S. Formirovanie rodinovedcheskikh ponyatiyj u deteyj starshego doshkoljnogo i mladshego shkoljnogo vozrasta v obrazovateljnom processe. - Ufa, 1999.

4. Valeev, I.I. Ehtnopedagogicheskie aspektih patrioticheskogo vospitaniya v obrazovateljnom processe. - Ufa, 2008.

5. Kharlamov, I.F. Pedagogika: ucheb. posobie. - M., 2000.

6. Nemenskiyj, B.M. Pedagogika iskusstva. - M., 2007.

7. Samorukova, P.G. Metodika oznakomleniya deteyj s prirodoyj v detskom sadu. - M., 1991.

8. Shmidt, S.O. Kraevedenie i dokumentaljnihe pamyatniki. - Tverj, 1992.

9. Makarchuk, Ya.V. Patrioticheskoe vospitanie mladshikh shkoljnikov sredstvami muzeyjnoyj pedagogiki // Teoriya i praktika v sovremennom

mire: materialih mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevralj 2012 g.) / pod obth. red. G.D. Akhmetovoyj. - SPb., 2012. - T. 1.

10. Shilova, M.I. Teoriya i tekhnologiya otslezhivaniya rezuljtatov vospitaniya shkoljnikov (s programmami ped. diagnostiki uchathikhsya nach.,

sred. i st. kl.) // Klas. ruk. - 2000. - № 6.

11. Yudenko, O.N. Osobennosti formirovaniya nacionaljnogo samosoznaniya doshkoljnikov. - Krasnoyarsk, 2003.

Статья поступила в редакцию 06.05.13

УДК 159.9

Saburova S.L. THE MEANING OF MUSICIAN'S PROFESSIONAL ACTIVITY This article describes the meaning of a musician's professional activity. It shows that musical performing activity is characterized by personal-semantic, cognitive, valuable and creative attitudes of a subject. The specificity of the meaning of a musician's professional activity, appearing from the nature of this type of art is the focus on the process of the activity. A musician is the subject of his own professional activity carried out by valuable and semantic foundation in the mode of service. Assignment of the meanings of a musician's professional activity, active and personal, becomes the means of self-actualization, selfdevelopment and spiritual development of a musician.

Key words: professional activity, a musician, need, meaning, motive of service, value.

С.Л. Сабурова, старший преп. Дальневосточного института психологии и психоанализа,

г. Хабаровск, E-mail: swetl.saburova@yandex.ru

СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТ А-ИСПОЛНИТЕЛЯ

В статье описан смысл профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Обосновывается вывод о том, что музыкально-исполнительская деятельность характеризуется личностно-смысловым, познавательным, ценностным, творческим отношением к ней субъекта. Спецификой смысла профессиональной деятельности музыканта-исполнителя, вытекающей из природы данного вида искусства, является направленность на сам процесс деятельности. Музыкант-исполнитель - субъект собственной профессиональной деятельности, осуществляемой ценностно-смысловой основой в модусе служения. Присвоение смыслов профессиональной деятельности музыканта-исполнителя является активным и личностным, становится средством самопознания, саморазвития, духовного совершенствования музыканта.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, музыкант-исполнитель, потребность, смысл, мотив служения, ценность.

В последние десятилетия отечественные ученые с возрастающей активностью исследуют, с одной стороны, различные аспекты проблемы смысла жизни (Б.С. Братусь, В.Т. Ганжин, Д.А. Леонтьев, Н.Л. Карпова, В.Э. Чудновский, А.В. Суворов и др.). С другой - проблемы достижения человеком вершины в своем развитии как индивида, как личности и как субъекта деятельности (К.А. Абульханова, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, И.Н. Семенов и др.). Одним из направлений ведущихся работ - проблема соотношения между смыслом жизни и профессиональной деятельностью человека.

Говоря о личностной ценностно-смысловой «вовлеченности» человека в избранный им вид профессионального труда является важнейшим фактором эффективного осуществления последнего, а так же достижения субъектом высокого профессионального мастерства. Но сама по себе «вовлеченность» конкретного субъекта в определенный вид труда (даже «доказанная» определенными профессиональными успехами) еще не означает, что психическое обеспечение профессиональной деятельности этого человека отвечает таким смысло-жизненным определениям, как приобщенность его к высшим общечеловеческим ценностям (истины, добра, красоты). Не является такая «вовлеченность» и бесспорным свидетельством того, что в профессиональной деятельности субъект действительно реализует и развивает свой творческий потенциал (свое «высшее Я»), осуществляя тем самым и свое дальнейшее личностное развитие [1; 2].

С.Л. Рубинштейн [1] видит смысл человеческой жизни в том, что бы «быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества». В.Э. Чуднов-ский [3] определяет смысл жизни так: это «идея, содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенная им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка».

Как известно, под смыслом жизни в психологии понимается отраженная, в сознании и переживаниях человека как субъективно предельно значимая для него и превратившаяся в главный регулятор его поведения ценность, ставшая его собственной, самой большой ценностью. Смысл жизни как способ отношения к миру реализуется личностью в профессии. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение к профессии [3].

Направление ведущейся работы - проблема соотношения между смыслом жизни и профессиональной деятельностью му-зыканта-исполнителя. Мы исходили из того, что такое направление работы имеет не только практическую, но и теоретичес-

кую «составляющую»: рассмотрение данной связи должно помочь лучшему пониманию функционирования механизмов смысла жизни. В литературе есть указания на наличие такой связи. Л.И. Анцыферова [4] пишет об особом отношении профессионала к своему труду, который становится для него центральной жизненной ценностью, основанием жизненного самоопределения личности, источником самоактуализации, самоуважения. А.К. Маркова [5] отмечает, что профессионализм подразумевает в качестве обязательной составляющей наличие определенного отношения человека к своему труду, ценностные основания и смыслы, на которых он выстраивает свою профессиональную деятельность. Профессионализм рассматривается ею с двух сторон: мотивационной и операциональной. Ключевым моментом первого представляется духовное направление профессии, под которым подразумевается увлеченность профессией, стремление работать на благо других людей, стремление к профессиональному росту, отсутствие профессиональных деформаций, внутренний локус контроля. Ключевым моментом второй, операциональной составляющей, называется «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии, в которое в частности включается развитие себя средствами профессии, приведение себя в соответствие с требованиями профессии, внесение творческого вклада в развитие профессиональной области. Таким образом, рассмотрение смысложизненных ориентаций в профессиональной деятельности, являются, прежде всего, особенности мотивации личности, система ценностных ориентаций, смысл профессиональной деятельности для самого человека.

Специальный интерес представляет рассмотрение данной проблемы применительно к профессиональной деятельности музыканта-исполнителя: по-видимому, в этом случае проблема профессионального смысла, который становится смыслом жизни, особенно значима.

Исполнитель - музыкант интерпретирует замысел композитора на основе его познания и собственного воображения. Художественная реакция публики на воспринимаемое содержание произведения и одновременно на выражение интепретатором личностной сути - все это явление, требующего особого чувственного опыта музыканта-исполнителя [6]. По выражению Б. Ананьева, - образы человека, формирующие в этом чувственном опыте восприятия человека человеком, регулируют общение между композитором, исполнителем, слушателем в музыкально-информационном пространстве. Такая творческая деятельность сводится не только к освоению предметного содержания произведения, а требует целостного проявления всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.