способствует при рассеянном внимании внутренней свободе и раскрепощению" [3].
с;
0 х г □ I..п
о
о
-чо
О
174
Рисунок 1 - Средства артпедагогики в физическом воспитании студентов
Организация артпедагогического процесса в физическом воспитании студентов осуществлялась в следующей последовательности:
1. Создание педагогических условий в физическом воспитании студентов, побуждающих личность к проявлению творческих способностей.
2. Интеграция средств физической культуры и искусства в художественно-творческой и двигательной деятельности.
3. Обеспечение знаниями в области артпе-дагогики и физической культуры для самоопределения и творческой самореализации личности.
4. Ориентация педагогического процесса в области физической культуры на индивидуализацию, дифференциацию и личностно-развивающее обучение.
5. Содействие гармоническому развитию в единстве духовного и телесного компонентов, формирование физической культуры личности студентов.
6. Творческая самореализация студентов в процессе физического воспитания на основе во-
ображения, гибкости мышления, оригинальности идей.
Последний, заключительно-обобщающий этап исследования, позволил сделать выводы о высокой эффективности включения средств артпедагогики в процесс физического воспитания студентов. Констатация анкетных данных проведенных на этом этапе свидетельствует, что использование артпедагогики в процессе занятий способствует повышению работоспособности (84,6%), улучшению эмоционального состояния (68%), физической формы (27%) и др. (мнение 56 респондентов).
Таким образом, представленные материалы подтверждают, что интеграция искусства и физических упражнений в процессе физического воспитания студентов способствует оздоровлению организма, развитию творческого мышления, формированию физической культуры личности; создает творческую атмосферу на занятиях, повышает эрудицию, интерес студентов к физкультурно-спортивной деятельности, модифицирует учебную информацию, стимулирует их познавательную и творческую активность; формирует предпосылки для самоактуализации и самосовершенствования студентов в образовательном процессе вуза.
Как заметил Герман Канн: "Учиться на прошлом может каждый, но сегодня этого уже мало. Сегодня нужно уметь учиться на будущем" [2].
Литература:
1. Ангеловски К.Учителя и инновации/ К. Ангеловски.- М.: Просвещение, 1991.- 156 с.
2. Высшее образование сегодня. - 2007. - № 6. - С. 36.
3. Раздрокина Л. Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально - игровые тренинги / Л. Л. Раздрокина - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - 157 с.
4. Шумакова Н. Ю. Артпедагогика: гуманизация образования в области физической культуры: монография / Н. Ю. Шумакова. - М.: Хлекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2010. - 308 с.
BREEDING PATRIOTISM AS ONE OF THE PRIORITIZED ASPECTS OF WORKING WITH YOUTH Kozyreva Inessa Valerievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor,
Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: inessa-1972@mail.ru
Romanova Natalya Georgievna, PhD of Art Criticism, Senior Professor,
Stavropol Regional College of Arts, Stavropol E-mail: ivnata@nm.ru
Gaponova Vera Mihaylovna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting,
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
Educating youth in modern Russian society is carried out under the conditions of economical and political reformation in the course of which the socio-cultural life of upcoming generation, principles of functioning of educational institutions, mass-media, children and youth organisations have drastically changed.
Keywords: patriotism; morality; responsibility; patriotic education; civic consciousness.
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ОДНОГО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
УДК 37.017.4
Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.
Ключевые слова: патриотизм; нравственность; ответственность; патриотическое воспитание; гражданственность.
© Козырева И.В., 2011 © Романова Н.Г., 2011 © Гапонова В.М., 2011
О
гч
*чО
□
*
©
Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.
Воспитание патриотизма как сложного личностного качества является одним из направлений в работе с молодежью.
Поскольку нравственность является составным компонентом патриотизма, то можно говорить, что воспитание нравственности является составляющей патриотического воспитания. Воспитанию нравственности посвящено множество работ.
В воспитании патриотизма весьма существенная роль принадлежит формированию у человека ответственности, являющейся одной из составляющих его основ. Родоначальником изучения ответственности был Жан Пиаже. Его исследование морального суждения ребенка стимулировало в дальнейшем многих ученых этого научного направления. Так, Хайдер предложил пять уровней атрибуции ответственности. Колберг выделяет шесть стадий морального развития.
Воспитание патриотизма неразрывно связано с формированием у человека самосознания, ориентированного на саму личность, выступающей субъектом и объектом познания [3,79].
Характерной особенностью современного этапа развития российского социума, который сложился к началу XXI в., является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сфор-мированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения [2,96].
Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.
В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Отмечая повышение общественного статуса воспитания в обществе, учёные и педагоги отмечают, что сложившееся в настоящее время положение требует более активных и действенных мер госу-
КОЗЫРЕВА Инесса Валерьевна,
кандидат
педагогических наук,
доцент, кафедра
Хорового
дирижирования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт, Ставрополь
inessa-1972@mail.ru
РОМАНОВА Наталья Георгиевна,
кандидат
искусствоведения,
преподаватель,
Ставропольский
краевой колледж
искусств, Ставрополь
ivnata@nm.ru
ГАПОНОВА Вера Михайловна,
ст. преподаватель,
кафедра Хорового
дирижирования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт, Ставрополь
175
0
X
г
□ I..п
о
о
-чо
о
176
дарства, системы образования, всего общества по воспитанию у детей и молодежи качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения. Для этого необходимо добиваться согласованности усилий всех основных социальных институтов воспитания. Общество нуждается в новом уровне сотрудничества в деле воспитания детей и молодежи государства, семьи, Церкви и других традиционных религиозных организаций народов России, политических партий, общественных объединений, средств массовой информации. В теоретическом аспекте остается актуальной разработка мировоззренческих и духовно-нравственных основ российской гражданственности и патриотизма, предусматривающих достижение широкого общественного согласия, конструктивную интеграцию общенациональных мировоззренческих и культурных ценностей, в том числе тех, которые ранее исключались по идеологическим причинам. Необходимо восстановить баланс двух основных сторон образования - обучения и воспитания, в связи, с чем в образовательных учреждениях увеличить ресурс времени на воспитывающую деятельность, занятия детей по интересам, приобретение опыта социального взаимодействия, приобщения к национальной культуре. Совместными усилиями государства и общества следует восстанавливать и развивать инфраструктуру детства: клубы, центры, детские комнаты, площадки, кинотеатры, туристические станции, студии и т.п.
Как отмечает А.А. Гирин [1,278], в содержании обучения и воспитания в государственной системе образования должен быть принят и разработан механизм реализации приоритета общероссийских гражданских ценностей. В связи с этим целесообразно провести коррекцию ориентировочных минимумов образования (образовательных стандартов) по гуманитарным дисциплинам, образовательным областям "Искусство", "Филология", "История и обще-ствознание". Молодые россияне должны обучаться обращению с государственными символами (герб, флаг, гимн), государственными реликвиями и общенациональными святынями.
В содержании общего образования нельзя допускать подмены базового федерального ком-
понента гуманитарного образования национально-региональным, снижения учебной нагрузки по базовым гуманитарным учебным курсам, направленным на воспитание общероссийской гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического общения в российском обществе, формирующих единую общероссийскую гражданскую общность.
В национальных школах всех видов, в том числе в государственных школах с этнокультурным компонентом образования, актуально обеспечение приоритета единого общероссийского гражданского образования и воспитания. Все национальные школы народов России должны воспитывать, прежде всего, граждан России, сохраняя бережное и внимательное отношение к языку и культуре всех народностей и этнических групп Российской Федерации. Актуальным является издание на языках народов России художественных и публицистических произведений, учебной литературы гражданской, патриотической направленности.
Взаимодействие образовательных учреждений и семьи должно строиться на основе уважения института семьи, воспитания высокого ценностного отношения к семье, ориентации на создание многодетной семьи, выработку у учащихся самостоятельности и ответственности в области семейной жизни, способствующих более раннему достижению молодыми людьми социальной зрелости, необходимой для создания современной семьи; целомудренного и ответственного поведения в отношениях с противоположным полом.
В деятельности всех социальных институтов воспитания, особенно в системе образования, работе общественных объединений молодежи, необходимо отдавать приоритет содержанию и методикам воспитания, направленным на высокие духовные образцы личностного развития в противовес пропаганде бездуховности, безнравственности, цинизма, асоциального поведения и приспособленчества.
Литература:
1. Гирин А.А. Воспитание патриотизма в ученической среде // Воспитание школьников. - 2006. - № 1.-391 с.
2. Дерябин И. С. Нравственность, как одна из проблем воспитания
// Воспитание школьников. - 2005. - № 11. - 214 с.
3. Основы патриотического воспитания / под ред. Г.В. Спирина. -
М., 2006. - 191 с.
SCIENTIFIC APPROACHES TO DETERMINING THE NATURE OF FOLKLORE
Kormiltseva Olga Vitalevna, Student, Faculty of Arts,
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: patriotsea 19@yandex. ru
This article explores scientific approaches put forward by scholars in the process of establishing folklore as a scientific direction. Identifies the essential characteristics of the folklore research approaches in defining the notion of "folklore".
Keywords: folklore; folklorizm; folk poetry; people's literature; folk art.