-чо
О
182
- использование интернета в поиске информации по созданию докладов и сообщений по определенной тематике;
- учет национальных особенностей;
- взаимосвязь предметов образовательного процесса.
Реализация выделенного нами комплекса условий позволяет повысить эффективность процесса духовно-нравственного воспитания туркменских школьников средствами фольклора.
Вместе с тем, по нашему мнению, следует использовать следующие формы научной деятельности: реферат (сбор литературных источников с использованием современных средств компьютерного поиска); участие в конкурсах различного уровня; подготовка проектов; уроки-экскурсии, путешествия как ознакомление с историей края, исторические игры и вечера; знакомство с устным народным творчеством (чтение сказок, объяснение содержания пословиц и поговорок, слушание национальной музыки туркменского народа, разучивание танцев, подвижных игр); организация выставок предметов декоративно-прикладного искусства, национального костюма, орнамента.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в образовательном процессе необходимо педагогическое направление на воспитание подрастающего поколения на основах национальной культуры, что будет способствовать формированию чувства равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечению этнодиалога представителей различных национальностей. Все образовательные системы имеют определенные этнокультурные корни, определяющие своеобразие этнокультур, менталитета, их разнообразие, что создает этнокультурную образовательную динамикувзаимного обогащения и развития культур. Необходимо массовое информационное воздействие на общество для восстановления своих ценностей, своего языка и самобытности культуры.
Огромное значение имеет то обстоятельство, что каждый человек находится под влиянием многих культур, и формирование нравственных ценностей происходит в ситуации постоянного поиска, обмена, выбора. Человек, проживающий в поликультурном обществе, лучше понимает представителей иных культурных образований, толерантен в отношении с людьми в разных жизненных ситуациях, легко адаптируется в обществе. В настоящее время очень важно, чтобы социальный прогресс сопровождался прогрессом духовным с опорой на культурно-педагогическую самобытность наций и народностей. Следует отметить, что традиционная культура воспитания существенно влияет на активное формирование культуры межнационального общения, воспитания, уважения к обычаям, языку, истории народов страны. Диалог культур помогает лучше понять родную культуру, культуру другого народа, способствует формированию культуры межнационального общения. С помощью диалогового обучения представляется возможным уйти от стереотипности в обучении, что способствует созданию наиболее благоприятных условий для реализации индивидуального стиля учебной деятельности каждого ученика, его личностного роста. Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить: мы изучили и написали наиболее очевидные пути решения исследуемой проблемы; намеченные теоретические пути недостаточны для устранения данной проблемы, и поэтому в ее решении должны участвовать преподаватели, школьники, родители, семья.
Литература:
1. Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе: дис...канд.пед.наук. - Карачаевск, 2000. -221 с.
2. Чотчаева А.А. Технология использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах : автореф. дис.канд.пед.наук. - Карачаевск, 2000. - 23 с.
SONG COSSACKS FOLKLORE AS THE ETHNOCULTURAL COMPONENT IN MODERN PEDAGOGICAL SPACE Bliznichenko Marina Vladimirovna, Senior Professor
Ostrikova Irina Nikolaevna, Senior Professor,
Chair of Theory and Technique of Music Education,
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In the clause the analysis of a problem of preserving and revival of song culture of the Cossacks in aspect of a consolidating basis of a civil society that is especially actual for the North Caucasian region and historically multinational Stavropol Territory is performed.
Keywords: song folklore of the Cossacks; cultural-ethnographic; welfare phenomenon; civil consolidation; ethnocultural component; pedagogical space.
песенный фольклор казачества КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье осуществляется анализ проблемы сохранения и возрождения песенной культуры казачества в аспекте консолидирующей основы гражданского общества, что особенно актуально для Северо-Кавказского региона и исторически многонационального Ставропольского края.
Ключевые слова: песенный фольклор казачества; культурно-этнографический; социокультурный феномен; гражданская консолидация; этнокультурный компонент; педагогическое пространство.
УДК 398.221
© Близниченко М.В., 2011 © Острикова И.Н., 2011
Традиционная культура казачества и фольклор в частности, рассматривается нами, прежде всего, как социокультурный феномен, идентифицирующий казачество как субэтническое сообщество по культурно-этнографическим признакам. Созданный в процессе эволюционного поликультурного взаимодействия полиэтнических сообществ, и накопивший в себе лучшие духовно-нравственные ценности, песенный фольклор казачества является сегодня носителем и "бесценным кладезем", средствами которого пополнялись духовнонравственные ценности общества.
Представляется целесообразным обозначить проблемы сохранения и возрождения песенной культуры казачества в аспекте консолидирующей и интернациональной основы общества.
Традиционный песенный фольклор казачества как продукт эволюционного поликультурного взаимодействия этнических сообществ, как часть культуры целого, не может рассматриваться вне характеристики социальных условий современного общества в историческом контексте.
Ученые, исследуя социальные условия современного общества, отмечают, что современная эпоха реформаторства, характеризующаяся, прежде всего, глобальными преобразованиями в различных сферах жизнедеятельности общества, обострили различные проблемы и выявили в общественном сознании следующие тенденции:
- переоценку ранее существующих нравственных ценностей и неоднозначное восприятие новых;
- поиск прочных жизненных ориентиров в качестве личностной, национальной и социальной системы нравственных ценностей;
- возрастание социально-психологической проблемы этнического сознания и его производной - межнациональных отношений и т.д. [1; 2; 3].
Характеризуя социокультурную ситуацию, можно отметить также, что она ознаменована возникновением своеобразного "этнического парадокса", суть которого заключается в том, что в обыденном сознании и научных подходах стали популярными проблемы общечеловеческих ценностей, планетарного или глобального мышления. В связи с чем, наметились, с одной стороны, тенденция сближения и объединения народов мира, ас другой - тенденция углубления кризиса межнациональных отношений.
Вполне закономерно, что в эпоху перемен, когда разрушаются многие моральные и этнические нормы, как справедливо отмечено научным сообществом, объединяющим и консолидирующим фактором в обществе остаются культура и образование, сохраняющие духовные ценности народа.
Отмечая социокультурную значимость традиционной культуры, важно подчеркнуть тезис о том, что глубина, многоаспектность, исключительная социокультурная значимость комплекса проблем этнического характера, до сих пор не осознана ни в нашей стране, ни в
БЛИЗНИЧЕНКО
Марина
Владимировна,
старший
преподаватель
■
183
ОСТРИКОВА
Ирина
Николаевна,
старший
преподаватель,
кафедра Теории
и методики
музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь
-чо
О
184
нашем регионе. Об этом свидетельствует хотя бы то, что до сих пор межэтнические, межнациональные конфликты решаются в основном политическими, экономическими или военными путями.
Ставропольский край в силу своего геополитического положения и исторического развития является полиэтническим регионом, населенным казачеством и народами, которые представляют различные культуры и религии. И это еще более усиливает этническое многообразие. Социально-политические процессы на Северном Кавказе конца XX века (неуправляемая миграция, вызванная политикой национального экстремизма и сепаратизма) обострили этнодемографическую обстановку и в Ставропольском крае, поскольку на Ставрополье иммигрировала значительная часть вынужденных переселенцев, беженцев из традиционно "казачьих" районов Чечни и других республик Северного Кавказа. Данные процессы дают основание современным политологам вполне справедливо называть Северо-Кавказский регион "местом синтеза и взаимообогащения цивилизаций, полигоном евразийства" [1, С. 25].
В контексте данного социально-геополитического положения и этнодемографических процессов, проблемы патриотического воспитания и гражданской консолидации в обществе приобретают особую остроту и актуальность, а также социально - общественную значимость и фактор социально-политической стабилизации на Кавказе.
И в этом контексте важно отметить консолидирующую роль народно-художественноготвор-чества, традиционной культуры и песенного фольклора, которые становится в современных условиях цементирующим фактором стабилизации общества.
Таким образом, актуализация проблемы сохранения и возрождения традиционной песенной культуры казачества Ставрополья, с точки зрения социализации общества, обоснована нарастанием в обществе социального противоречия: с одной стороны, повышается интерес к проблематике национального самосознания, самобытным народным традициям и культуре, а с другой - изменились личностные ценностные ориентации подрастающего поколения, развивающиеся без учета традиционныхдуховно-нравственных приоритетов.
Рассматривая региональную, традиционную культуру как этнокультурный компонент в процессе воспитания всего комплекса духовно-нравственных личностных ценностей, необходимо отметить взаимовлияние категорий духовно-нравственного и этнического. По мнению РМ. Белалова, "наличие интегративной целостности духовно-нравственного и этнического позволяет объединить эти составляющие в системное образование, специфически влияющее на развитие личностной культуры" [2, С. 4]. По
нашему мнению, именно оптимальное соотношение общечеловеческих и национальных ценностей и этнических ориентиров создает реальные условия для конструктивного межэтнического взаимодействия и согласия. Ряд ученых -Ю.В. Бромлей, Н.М. Лебедева, В.А. Николаев и другие - справедливо отмечают, что именно в национальных традициях и культуре аккумулируются, генерируются и закрепляются ценности духовно-нравственного порядка, которые затем передаются из поколений в поколения средствами традиционной культуры.
Хотя ни у кого не вызывает сомнения необходимость в условиях современного социума уделять особое внимание воспитанию личностных ценностей человека, отдельные вопросы все еще остаются за пределами внимания ученых. Так, например, еще недостаточно исследована эффективность традиционной культуры и народной музыки как средства в процессе формирования и воспитания духовно-нравственных личностных ценностей и этнической культуры будущих педагогов.
Изучение историко-культурных аналогий и путей разрешения противоречия между культурными и этническими системами нравственных нормативов позволяет высказать предположение о том, что выходом из сложившейся ситуации может стать целенаправленное и планомерное приобщение будущих педагогов к традиционной культуре в процессе их профессиональной подготовке в вузе как носителей нравственно-этнической культуры. Совершенствование процессуальных основ подготовки педагогических кадров, в свою очередь, позволит реализовать на практике программу сохранения и возрождения традиционной культуры и ретрансляции ее нравственных идеалов и образцов подрастающему поколению.
Совершенно очевидно, что предпринимаемые в последние годы меры по возрождению этнокультурных ценностей не принесут желаемого результата без восстановления национальной системы образования, а следовательно, возрождения и сохранения традиционной этнической культуры. Сегодня сохранение культуры, традиций и обычаев, помогавших этносам выживать и развиваться на протяжении веков, несмотря на неблагоприятные природные, социальные, демографические условия, должно рассматриваться в числе приоритетных государственных задач.
Эта проблема в свою очередь предполагает и научное осмысление содержания, методов и средств воспитания применительно к реалиям сегодняшнего времени. Формирование цивилизованной личности, гуманиста, патрио-та-интернационалиста в современных услови-яхтребует поиска инновационных подходов к патриотическому воспитанию, новыхтехноло-гий в организации такой деятельности. Что, в свою очередь, предполагает учет этнической
специфики регионов, которая предопределяется такими национально-этническими особенностями, как язык, быт, обычаи, культура и другими условиями.
Современную тенденцию регионализации российского образования можно охарактеризовать как исторически обусловленный, закономерный процесс, который раньше искусственно сдерживался в интересах определенной идеологии.
Созданные в ряде регионов модели национальных образовательных систем не только отражают специфику (историческую, географическую, экономическую и национальную) того или иного региона, но и оказывают влияние на социальное развитие региона.
Огромным потенциалом в этом отношении обладает искусство, в том числе и народная музыка, создавая которую народ вместил в нее все свои ценности и чувства, пережитые в историческом и настоящем. Народная музыка -это культура, накопленная поколениями, одна из высших форм духовной деятельности человека и выражение эстетического отношения к миру.
Некоторый анализ теории и практики в системе регионального образования Ставрополья позволяет выявить ряд проблем.
Во-первых, на самом высоком уровне отсутствует концептуальный подход в образовательном пространстве края в понимании роли и значения традиционной культуры казачества и народной музыки как регионального компонента в целостной образовательной системе.
Во-вторых, проблемы этнически ориентированного воспитания школьников и молодежи на основе традиционной народной музыки теоретически не разработаны и, как следствие, от-
сутствует программное обеспечение всей многоуровневой системы регионального образования учебно-методическими комплексами.
Таким образом, традиционная культура и фольклор казачества в процессе воспитания духовно-нравственных личностных ценностей представляется нам важнейшим этнокультурным, содержательным культурообразующим компонентом региональной образовательной системы и консолидирующей социокультурной основой в полиэтническом обществе, а регионализм выступает гарантией самоопределения образовательной системы, обеспечивающей организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования с учетом социальной структуры региона, его традиций, этнических и конфессиональных особенностей.
Примечания:
1. Аникеев А.А. Концепция Северо-Кавказской
цивилизации как современная парадигма кавказоведения // Научная мысль Кавказа. - 2000. -№ 2. - С. 25-28. -
2. Белалов Р.М. Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе. дисс. к. п.н. (на правах рукописи). - Грозный, 2003. -175 с.
3. Гутнов Ф.Х. Социумы Северного Кавказа в XV
- XVII вв. // Северный Кавказ: геополитика, история, культура : материалы всеросс. науч. конференции, 11-14 сентября 2001 г. : в 2-х ч. - М.; Ставрополь, 2001. - Ч. 1. - С. 194-198.
4. Лисак с.в. Воспитание гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов. дисс. к.п.н. (на правах рукописи). - Ставрополь, 2005.
- 175 с.
5. Масалов А.Г. Возрождение казачества на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI века.
- Ставрополь, 2002. - 175 с.
■
185
ANTHROPOLOGICAL BASES OF FORMING OF SPIRITUALLY-MORAL INSTALLATIONS OF THE MODERN TEACHER Gaponova Vera Mixailovna, Senior Professor,
Chair of Choral Conducting,
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In the clause anthropological bases of forming of spiritually-moral installations of the modern teacher are researched. As in modern understanding - the anthropology - is a science about the moral, spiritual beginning in the person an anthropological basis of forming of spirituality of the teacher is the aspiration of the teacher to spirituality.
Keywords: anthropology; spiritually-moral installations from the teacher.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УДК377.6 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В статье исследуются антропологические основы формирования © Гапонова В.М., 2011 духовно-нравственных установок современного учителя. Поскольку в современном понимании антропология является наукой о нравственном, духовном начале в человеке, то антропологической основой формирования духовности учителя является стремление самого учителя к духовности.