Научная статья на тему 'Воспитание ответственного отношения к семье как часть коммунистического воспитания молодежи'

Воспитание ответственного отношения к семье как часть коммунистического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание ответственного отношения к семье как часть коммунистического воспитания молодежи»

, известия -¡омского ордена октябрьской революции й ордена трудового красного' знамени политехнического института

Том 240

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ КАК ЧАСТЬ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МОЛОДЕЖИ

к. т. виниченко

(Представлена научным семинаром кафедры научного коммунизма)

Одним из требований научно обоснованной программы воспитания является определение того комплекса воспитательных задач, которые должны быть решены в процессе целенаправленного воздействия на личность. В этом комплексе задач свое определенное место занимает .воспитание у молодежи ответственного отношения к семье. В практике воспитательной работы мы исходим из основополагающего тезиса марксистской философии о решающей роли труда в жизни общества и человека. В центр всей воспитательной работы в социалистическом обществе ставится формирование профессионально-трудовых и общественно-политических качеств молодежи. Все другие задачи воспитания, связанные с регулированием свободного времени и досуга, развитием культурных ценностей в быту и взаимоотношениях между полами, подчинены этой важнейшей цели гражданского воспитания.

Однако диалектика воспитательного процесса далеко не исчерпывается наличием в нем основного звена задач. Другие задачи воспитания, в частности формирование коммунистического отношения к проблемам пола, брака и семьи, отнюдь не сводятся только к пассивному следствию решения главных проблем социальио-к л а с со в о-г о вое п и т а и и я.

Относительная самостоятельность поставленной нами проблемы обусловливается целым рядом факторов. Необходимо, например, учитывать, что сфера взаимоотношений между полами, совпадая в основном с социальными взаимоотношениями, вместе с тем обладает своим относительно самостоятельным содержанием:. Оно связано прежде всего с биологическими различиями полов и регулированием полового инстинкта. Этот своеобразный «остаток» от-

СЗ

ношений между полами объективно требует включения в систему коммунистического воспитания целого комплекса специфических проблем — формирование способности преодолевать неизбежно возникающие противоречия между природными инстинктами и нормами общественной морали, воспитания культуры чувств в отношениях любви, брака, семьи и т. п.

Поведение, которое формируется в этой своеобразной области личной жизни, далеко не безучастно к ценностям гражданских взаимоотношений человека с обществом, коллективом. Оно оказывает на эти ценности свое обратное активное воздействие, причем в отдельных случаях в зависимости от субъективных особенностей людей это воздействие может быть решающим. В чувстве индивидуальной половой любви А. М. Горький видел огромный социальный смысл. «Силою этого чувства, — говорил он, — человек стал существом неизмеримо более социальным, чем самые умные животные. Поэзия земного здорового романтизма в отношениях полов имела огромное социально-воспитательное значение»1).

У нас еще нередко бытует ложное представление о том, что быт в целом и так называемый микромир человеческих взаимоотношений (любовь, интимная жизнь и т. п.) не влияет насоциальный макромир—-отношение человека к обществу, государству, коллективу и т. д. — и что можно пренебреяь:«мелким» масштабом действий личности и теми познавательными и воспитательными проблемами, которые здесь возникают. Это пренебрежение наносит немалый ущерб развитию личности, коммунистическому воспитанию в целом.

Древнегреческие философы правильно подметили связь между заблуждениями и пороками людей. Демокрит писал, что дурные поступки совершаются «вследствие слепоты ума и безрассудства»2). В условиях, когда -социалистическое общество создает все большие социально-экономические условия для создания «коммунистически чувствующего, мыслящего и действующего человека3), недооценка роли-знаний и воспитания применительно ко всем областям культуры человеческого общения может создавать непосредственный источник антиобщественного поведения людей. Неосведомленность, беспомощность, негативное поведение в так называемой «неглавной»-сфере жизни может оказать доминирующее воздействие на развитие профессиональных и идейно-нравственных качеств человека. Если бы удалось количественно измерить, сколько талантов погибло для,,обществ а в результате личных семейно-бытовых коллизий, это была бы огромная . сумма потерь, возможно, сравнимая с потерями от стихийных бедствий и болезней.

Гражданин Б., старший научный сотрудник, талантливый изобретатель в области техники. Однако в семейной жизни это слабовольный, беспомощный человек.-У него нет элементарной моральной -ответственности за свои поступки в отношении к жене и детям. Как только от него требуется усилие мысди, выполнение обязанностей перед семьей, он становится неудачником в собственных глазах и покидает одну семью за другой. Б. находился з трех юридических браках, подвергался судебной ответственности как двоеженец. В личной жизни он создал -такой клубок противоречий

') М. Горький. Статьи и памфлеты, стр. 160, Л. 1949.

2) - Ф. 'А. Селиванов.-Заблуждейи'я и пороки; Томск, стр. 15, 1965«л

3) К. Цеткин. Заветы-В. И. Ленина женщинам всего мира. М., стр. 24, 1958.

и конфликтов, которые сказали пагубное влияние иа его деятельность в области науки и техники1).

Реальная действительность всегда сложнее, богаче и многостороннее. чем те идеальные схемы, которые создает о ней наше теоретическое сознание. Разграничение иа «главные» и «неглавные» стороны жизни человека, верное в общеисторическом плане, не всегда может иметь место на тех или иных этапах формирования и развития отдельных личностей. Внутренний мир человека нельзя уподобить механическому устройству, состоящему из множества отделений. В одном, большем по размеру отделении, трудовая общественная жизнь, в другом — сугубо индивидуальная: любовь. брак, семья. Прав Ю. Рюриков, когда он пишет: «В нас глубоко сидят представления старой психологии, и мы привыкли думать, что мир чувств человека, как апельсин из долек, состоит из отдельных чувств, обособленных друг от друга»5). Те или иные чувства могут получить такую степень своего развития, что становятся не отдельными чувствами наряду с другими, а особым состоянием всех проявлений личности: жажда познания и творческого поиска, увлеченность искусством, поэзией и т. д. Психологи говорят, что страх — это особое состояние всего организма человека, паралич всех чувств, воли, сознания. То же самое, очевидно, можно сказать и о любви. В зависимости от психологических особенностей личности и различных возрастных этапов ее развития это чувство также может быть особым состоянием всей психики человека, всех его мыслей и ощущений. Успехи или неудачи в учебе и в общественной жизни студентов нередко оказываются непосредственным образом связанными с успехами или неудачами в любви, в личных в з а и moot ношен и я х.

Микропроцессы отличаются от макропроцессов в области естественных явлений. Нечто подобное имеет место и в обществе. На уровне социальных микроструктур (личность, малые социальные группы, отношения между мужчиной и женщиной, брак, семья) усиливается взаимодействие и взаимовлияние между всеми сторонами человеческих взаимоотношений, возрастает влияние быта на производственную и общественную деятельность людей, на их многогранные связи с обществом. Теплота семейных отношений — источник и начало многих социальных ценностей: любви к Родине и своему народу, уважения человеческого достоинства, человечности и благородства, ненависти к социальной несправедливости. Мир семейного родства — это своеобразный конденсатор, усилитель гражданских чувств человека. Недаром в нашей песне о Родине мы поем: «Как невесту Родину мы любим, бережем как ласковую мать».

Конечная цель коммунизма — всестороннее счастье каждого члена общества. По мере возрастания социально-экономических возможностей для развития личности все более важную роль приобретает создание такого масштаба воспитательной работы, который охватывал бы все стороны общественной и личной жизни человека. Без всесторонности воспитания, без дополнения гражданских воспитательных проблем проблемами формирования культуры отношений между полами остается почва для диспропорций в общественном и индивидуальном сознании и поведении людей, для общественных потерь, связанных с несовершенством человека.

Современная научно-техническая революция неизмеримо уси-

*) Московский Городской суд, дело Л"» 2-2552. 1962 г.

5) Ю. Рюриков. Три влечения, стр. 10, М., 1967.

ьэ

лила связь всех сторон жизни человека с производством. Она требует максимальной отдачи творческих сил и способностей человека, рационального управления всеми его связями с обществом и природой. Несовершенство системы образования и воспитания становится несовместимым с требованиями современного производства. Подобно тому, как наука становится непосредственной производительной силой общества, организация быта, свободного времени и досуга превращается в один из решающих факторов развития всесторонних творческих способностей человека. Рост требований современной научно-технической революции к интеллектуальному, нравственно-психологическому развитию человека повышает значимость каждого звена в процессе образования и воспитания людей— главной производительной силы общества. Одним из необходимых звеньев этого процесса является формирование культуры: взаимоотношений между полами, подготовка молодежи к браку и воспитанию детей.

Таким образом, важное место воспитания ответственного отношения к семье в системе коммунистического воспитания молодежи обусловливается относительной самостоятельностью сферы отношений пола, активным воздействием этой сферы на труд и общественную жизнь человека, конечной целью коммунизма, а также требованиями'современной научно-технической революции.

Во многих вузах страны созданы или создаются конкретные программы или перспективные планы воспитания студентов на весь период обучения. В Томском политехническом институте авторским коллективом кафедры научного коммунизма также создана Программа воспитания студентов дневного отделения на весь период:, обучения в институте. Как в этой программе решается поставленная нами проблема и в какой мере она учитывает специфические задачи воспитания, связанные с половозрастными этапами формирования личности студента?

Одним из достоинств программы является то, что она не уходит от постановки вопроса о научно обоснованном управлении взаимоотношениями полов. Задача воспитания ответственного отношения к семье ставится в разделе «Идейно-политическое и нравственное воспитание». Это соответствует тому, что основные задачи подготовки молодого человека к браку и семье сводятся к решению проблем нравственного характера. Однако нравственность здесь неразрывно связана с эстетическими ценностями, с чувством меры» гармонии и красоты. Поэтому едва ли правильным является то, что ■в разделе «Эстетическое воспитание» проблемы воспитания взаимоотношений между полами полностью отсутствуют.

В разделе «Идейно-политическое и нравственное воспитание» задачи полового воспитания формулируются по отношению к студентам I и II курсов. Вероятно, авторы предполагали, что к III курсу студент уже подготовлен к созданию семьи. Однако вряд ли можно согласиться с тем, что молодой человек в возрасте 20-21 года уже сформировал в себе все качества, необходимые для выполнения функции воспитателя детей, обязанностей Отца (Матери). Этот процесс длительный и, в сущности, он продолжается всю жизнь.

Внимание общественности к воспитанию качеств воспитателей, на наш взгляд, должно быть усилено на старших курсах. Именно на этот период падает наибольшее число студенческих свадеб. Перед студентами уже не абстрактно, а конкретно-практически встает вопрос о создании своеобразного и сложного семейного коллектива, о воспитании детей. И от того, как сложится этот новый

коллектив, может в решающей степени зависеть будущая профессиональная и общественно-политическая деятельность специалиста. Счастливая супружеская и семейная жизнь повышает творческую активность и эффективность труда. И наоборот, семейные конфликты, неудовлетворенность личной жизнью снижают эмоциональный настрой. У человека, как говорится, все валится из рук, внимание рассеивается, приходится затрачивать большие усилия, чтобы справиться с тягостным настроением, отвлечься от личных неприятностей и включиться в ритм трудового дня.

Воспитательная работа со студентами на старших курсах должна включать в себя помощь студенческой семье.

Студенческая семья — это реальное, естественное и неизбежное явление жизни современной советской высшей школы.

Согласно данным Центральной лаборатории социальных исследований Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, процент семейных студентов колеблется от 5 до 156).

По материалам Дворца бракосочетаний г. Томска, в политехническом институте ежедневно создается в среднем одна студенческая семья. Мы далеки от того, чтобы поощрять легкомысленные браки. Но естественность вступления в брак студентов не только старших, но и младших курсов (пришедших в вуз с производства, из армии) делает особенно настоятельной задачу воспитания ответственного отношения к любви и браку, задачу оказания помощи студенческим семьям. Это необходимо не только с точки зрения развития личности, но и с точки зрения улучшения учебно-воспитательного процесса Своевременная помощь в устройстве личной жизни студентов — это один из резервов сокращения отсева студентов и количества студен то в - т р ое ч н и к ов.

Нельзя не признать, что администрация и общественные организации вузов, в том числе и политехнического института г. Томска, по отношению к студенческой семье занимают в основном негативную позицию. Они видят здесь лишь одну сторону — семья создает дополнительные трудности в учебе, особенно для студенток, ставших матерями. Но реальное противоречие, связанное со студенческой семьей, состоит не только в этом. Что такое браки после окончания вуза? Это один из серьезных факторов развития наметившейся в нашей стране тенденции к сокращению рождаемости и депопуляции населения. Эта тенденция нежелательна. Демографы, экономисты и социологи ищут пути для поощрения материнства как раз в этом возрасте (21—22 года), который падает на студенческие годы7).

В свете этого факта высшая школа должна взять на себя значительно больший объем задач как в деле нравственной подготовки молодежи к созданию семьи и воспитанию детей, так и по созданию материально-бытовых условий студенческим семьям.

Итак, студенческая семья — это реальное общественное явление, заслуживающее практического внимания и теоретического исследования.

В теоретическом анализе этой проблемы важное место занимает выяснение специфики студенческой семьи.

Студенческая семья несет на себе печать не только нашего социалистического общества в целом, но и особенностей студенчества как социальной группы. Эти особенности отражаются на ней

'■) «Комсомольская правда» за 24 декабря 1970 г.

7) Возраст 21-22 года, как утверждают специалисты в области демографии, наиболее благоприятный с точки зрения роста рождаемости.

двояко: в одном отношении они способствуют созданию благоприятного психологического климата семьи, в другом — создают почву для серьезных жизненных испытаний.

Положительным фактором является одинаковый образ жизни студентов, равенство социального положения полов. Общий, в целом, уровень образования, культуры, интеллектуального, нравственного и эстетического развития, духовных потребностей и ценностных ориентаций, равенство в бытовом самообслуживании и т. д. — все это создает благоприятные условия для достижения взаимопонимания, взаимопомощи, равенства между мужем и женой в выполнении семейных обязанностей. Исследования показывают, что с ростом образования разрыв в затратах времени мужа и жены на домашний труд сокращается в сторону выравнивания. Разница в затратах времени на домашний труд наименьшая там, где муж и жена имеют высшее образование8).

С другой стороны, на студенческой семье отражаются особенности, связанные с социальным статусом студенчества и его ролью в системе общественного производства. Студент — это учащийся. Он не включен еще в систему постоянной производственной деятельности и не имеет поэтому самостоятельного устойчивого истопника дохода. Он живет либо за счет стипендии и временной работы, либо за счет стипендии и помощи со стороны родных. Жи-лищно-бытовые условия чаще всего не благоприятствуют созданию семьи и тем более рождению и воспитанию детей. Бывает даже так, что вступление в брак не приводит к созданию общего семейного крова, муж и жена живут порознь. Что касается системы строительства студенческих общежитий в целом по стране, то она, к сожалению, не учитывает такой категории, как семейный студент. Со стороны администрации и общественности отношение к жилищной проблеме семейных студентов нередко пассивное. В более лучшем положении находятся студенты-общественники. Они попадают в число тех, о ком проявляют заботу и стремятся предоставить отдельные комнаты в общежитии.

Нам представляется, что в условиях повышения требований к воспитанию молодежи вполне правомерна постановка вопроса о необходимости дифференцированного подхода к работе со студентами, учета различных групп внутри студенчества и, в частности, категории семейных студентов. Не случайно эта проблема поднимается и на страницах газеты «Комсомольская правда»9).

Итак, воспитание ответственного отношения в семье есть неотъемлемая составная часть коммунистического воспитания молодежи, одно из условий дальнейшего совершенствования воспитательной работы в высшей школе на современном этапе.

«Литературная газета» за 4 июня 1969 года. э) «Комсомольская правда» за 24 декабря 1970 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.