АВТОРИТАРНЫЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ КУРСАНТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ КАК ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
А.С. Эрдниев,
начальник курса Международно-правового факультета Московского Университета МВД России, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: konfuci@inbox.ru Научный руководитель: подполковник полиции Кушнаренко И.А., профессор кафедры профессиональной этики и эстетической культуры, доктор философских наук
Аннотация. В статье рассматривается степень влияния воспитательной среды образовательного учреждения на формирование профессиональных нравственных качеств курсантов. Автор исследует формы взаимодействия между курсантами, реализующие задачи по развитию моральных качеств личности сотрудника полиции.
Ключевые слова: духовность, нравственность, моральные качества, воспитание, формирование личности, стили управления, младшие командиры, образовательные учреждения МВД России.
AUTHORITARIAN AND DEMOCRATIC MANAGEMENT STYLES OF THE STAFF CADETS AS FACTORS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
A.S. Erdniev,
Head of the course of the International Law Department
of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, applicant for the degree of candidate ofpedagogical sciences
Annotation. The article considers the degree of impact of the educational environment of the educational institution the formation of professional moral qualities of students. The author explores the forms of interaction between the cadets for the implementation of the tasks on development of the moral qualities of the personality of a police officer.
Keywords: immateriality, morality, мoral quality, Attitude development, the formation of personality, management styles, junior leaders, educational institutions of the MIA of Russia.
В высших образовательных учреждениях МВД взаимоотношения между командным профессор-Росси используется ряд форм организации педаго- ско-преподавательским составом и курсантами, гического взаимодействия. К ним следует отнести: взаимоотношения между младшими командирами и
курсантами, взаимоотношения между первичными коллективами — взводами, взаимоотношения между микрогруппами и отдельными индивидами. Во всех указанных формах взаимодействия проявляются моральные качества личности и, что наиболее важно для нас, профессиональные нравственные качества сотрудников органов внутренних дел.
Безусловен тот факт, что доминирующим институтом формирования необходимого набора качеств личности сотрудника органов внутренних дел призвана быть сама субординированная, административно-командная система организации взаимодействия. Но проводниками данной системы являются люди, отдельные индивиды со своим набором качественных характеристик.
В этой связи наиболее интересным объектом для исследования и изучения выступают личности заместителей командиров учебных взводов, образующих первичный, непосредственный уровень в механизме достижения главной цели по формированию необходимого набора профессиональных значимых качеств сотрудников органов внутренних дел.
Здесь принципиальным представляется вывод М.В.Воропаева о том, что важным аспектом нормативности в организации взаимодействия в образовательных учреждениях МВД России является отчуждение функций управления от их субъекта: в силу существования нормативно предписанной схемы организации воспитательной работы педагоги, как правило, не вправе произвольно выбирать ее цели и формы1. Но вряд ли можно полностью согласиться с автором в его позиции о невозможности выбора методов достижения цели по формированию необходимого набора качеств личности сотрудника полиции. Вспоминая слова А.В.Мудрика о том, что для достижения поставленных задач предполагается включение членов коллектива и отдельных микрогрупп в процессы выдвижения общих целей, планирования путей их достижения, реализации намеченного, анализа проделанной работы2, следует под другим углом посмотреть на институт младшего командного состава в образовательном учреждении МВД России.
Несмотря на то, что высокая степень нормативной определенности во всех сферах организации взаимодействия является доминантой в ВУЗах МВД России, перед сотрудниками органов внутренних дел задача о беспрекословном подчинении приказам не стоит. Во главу угла ставится соблюдение законности и охрана институтов гражданского общество. «Приказное» взаимодействие, свойственное Вооруженным силам Российской Федерации, является не столько догмой, сколько средством достижения цели в правоохранительной среде. Отсюда следует, что концепция воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации не в полной мере подходит для решения задачи по формированию личности сотрудника полиции.
Выбирая метод развития необходимого набора
моральных характеристик сотрудника органов внутренних дел, следует сформулировать перечень профессиональных нравственных качеств как цель, которую мы достигаем в процессе подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России.
Профессиональные нравственные качества сотрудника полиции являются одной из главных составляющих профессионально-значимых качеств специалиста в области защиты правопорядка. Ведь помимо норм права, гарантами соблюдения которых являются сотрудники органов внутренних дел, существуют и нормы морали, формирующие механизмы и неписаные правила взаимодействия между индивидами в обществе. И, зачастую, нормы морали, не вступая в противоречия с нормами права, являются первичным стимулом, принуждающим личность к должному поведению.
Профессиональные нравственные качества сотрудника полиции являются приоритетной составляющей, влияющей на эффективность трудовой деятельности. Они выступают основой внутренних моральных ресурсов сотрудника полиции, предпосылкой профессиональной деятельности. Важно отметить, что эти качества сами шлифуются в ходе деятельности и способствуют развитию иммунитета профессиональной деформации сотрудника. Роль профессиональных нравственных характеристик различна по мере перехода от статуса воспитанника — курсанта образовательного учреждения МВД России до уровня самостоятельного профессионала — служителя правопорядка.
Наиболее важные профессиональные нравственные качества можно подразделить на группы:
1. Качества, выражающие отношение человека к обществу, социальной системе в целом: гуманизм; патриотизм; лояльность к службе, руководству, государственным институтам.
2. Качества, выражающие отношение личности к другим людям и самому себе: чувство справедливости; принцип уважения человеческого достоинства; чувство сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки; принципиальность.
3. Качества, отражающие отношение человека к труду, профессии, собственности: чувство долга; профессиональная честь; самодисциплина.
Вместе с тем, проводя исследования профессиональных нравственных характеристик в территориальных отделах МВД России по г. Москве, следует сделать вывод о том, что набор профессиональных нравственных качеств, на который в большей степени обращают внимание практические сотрудники, несколько отличается от теоретических представлений. Эмпирический материал подбирался на базе трех территориальных отделов органов внутренних дел: ОМВД России по району «Марьинский парк», ОМВД России по району «Кузьминки», 7 отдел полиции на Московском метрополитене.
В ходе исследования представителям различ-
ных служб и звеньев управления были предложены опросные листы, в которых отражались наиболее важные с профессиональной точки зрения моральные качества личности, такие как чувство долга, справедливость, толерантность, гуманизм, принципиальность, чувство взаимопомощи, профессиональная честь, самодисциплина, принципиальность, патриотизм, законность и т.д. Сотрудники территориальных отделов органов внутренних дел в большинстве случаев выделили в качестве наиболее значимых, с профессиональной точки зрения, следующие характеристики: долг, профессиональная честь, гуманизм и самодисциплина. Остальные качества выступили как вторичные, формирующиеся на основе вышеперечисленных.
Следует отметить тот факт, что уровень понимания этических принципов взаимодействия между субъектами напрямую зависел от трех основных факторов: от уровня образования, от должности, от специфики службы. Носители профильного образования, выполняющие организационно-распорядительные функции в подразделениях уголовного розыска и охраны общественного порядка, во многом легче справлялись с поставленными вопросами и значительно эффективнее определяли уровни градации профессиональных нравственных качеств сотрудника органов внутренних дел.
Одновременно развивать всю совокупность этих качеств — идея достаточно утопичная. Последовательность формирования того или иного набора качеств вариативна, она зависит от сложившегося характера взаимодействия членов коллектива. Характер взаимодействия в свою очередь зависит от стиля управления служебным коллективом, который выбран не руководителем подразделения, в нашем случае курса, а заместителем командира взвода — субъектом управления, являющимся равным по социальным признакам по отношении к объекту управления, но вместе с тем формально наделенным административными полномочиями.
Вариации стилей управления в среде курсантов универсальны для любого факультета вне зависимости от профиля подготовки. Этот вывод был сделан в ходе исследования различных моделей управления в курсантских коллективах факультета милиции общественной безопасности в 2003-2006 гг. (факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка), факультета подготовки следователей — 2003-2007 гг., и международно-правового факультета — 2010-2012 гг.
Вне зависимости от реализуемой общей стратегии по организации работы с личным составом многое зависит от руководителя первичного коллектива, в нашем случае факультета или курса. Прослеживается прямая зависимость от организационно-распорядительных навыков руководителя, от способности подбирать на должности младших командиров не столько квалифицированных, сколько способных к
адаптации сотрудников. Степень квалификации того или иного командира нарабатывается постепенно в ходе выполнения профессиональных функций.
Для достижения поставленных целей важно правильно подойти к вопросу подбора кандидатуры на должность заместителя командира взвода. Выбирая стили управления, мы придерживаемся общепринятой оппозиции авторитарного и демократического стиля. И в этом плане курсант, выдвинутый на должность младшего командира, должен обладать специфическим набором внутренних характеристик, и, в идеале, социальным опытом, необходимым для формирования и развития одного из двух стилей управления.
Авторитарный стиль управления предполагает наличие у своего носителя следующих характеристик: интеллектуальные способности выше среднего, аналитический склад ума, наличие социального опыта в среде власти-подчинения (желателен опыт службы в органах внутренних дел или Вооруженных силах), возрастные признаки различия (командир в среднем на три — четыре года старше подчиненных), хорошие физические данные, личная инициативность, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, упорство, слабая интеграция в социальную среду служебного коллектива.
Демократический стиль основывается на следующих характеристиках субъекта управления: средние интеллектуальные способности, интуитивное мышление, желателен социальный опыт (выпускники суворовских военных училищ), возрастные признаки различия минимальны или отсутствуют, обладание хорошими физическими данными и творческими талантами, инициативность, эмоциональность выше среднего, стремление к коллективному успеху, высокая интеграция в социальную среду служебного коллектива.
Важно, чтобы носители различных стилей управления были максимально интегрированы во всех формы служебного взаимодействия (учеба, служба, хозяйственные наряды, служба в суточных нарядах, общественная работа).
Публичность организации жизнедеятельности в образовательных учреждениях МВД России облегчает стихийную самоорганизацию взаимодействия в коллективе курсантов. Жизнь в социальной среде, превосходящей по плотности семейные отношения, приводит к тому, что межличностные взаимодействия быстро структурируются, приобретая формы зрелого коллектива. Постоянное нахождение в коллективе, который вовлечен в выполнение совместной деятельности, неизбежно приводит к определенным изменениям в личности и характере курсантов.3
Оба стиля управления обладают как положительными характеристиками, так и несут в себе ряд сложностей, для преодоления которых формируется особый институт наставников в лице преподавателей-кураторов.
Авторитарный стиль управления как метод формирования профессиональных нравственных характеристик основывается на таких качествах, как долг, профессиональная честь и самодисциплина и относит нас к качествам, отражающим отношения человека к профессии.
Все ключевые нравственные характеристики, проявляясь при авторитарном способе управления, формируют личность курсанта и ложатся в фундаментальную основу механизмов социального (служебного) взаимодействия в будущем. При авторитарном взаимодействии командир самостоятельно принимает решение по распределению служебной нагрузки, принуждая своих подчиненных следовать общепринятым нормам поведения. Данный факт зачастую вызывает недовольство в среде подчиненных курсантов на первоначальном этапе социализации членов служебного коллектива. В этот момент важно исключить попытки внешнего вмешательства в процесс распределения общественных ролей среди объектов воздействия. Любая попытка внешнего принудительного изменения правил взаимодействия, путем исключения из общей массы отдельных индивидов, наделяя их особыми правами по отношению к другим членам коллектива, в конечном итоге приводит к социальной напряженности, а по отношению к лицу, выделенному из общей среды, проявляется общественное презрение (эффект «Чучела»). В рассматриваемый момент формирования статуса будущего сотрудника правоохранительных органов наихудшее влияние оказывают необдуманные воздействия, исходящие со стороны родителей. Подобное вмешательство, в конечном счете, негативно скажется на профессионализме будущего сотрудника полиции.
Но для контроля над деятельностью командира необходим внешний институт, указывающий на недостатки в административной деятельности и корректирующий упущения по службе. Как было указано выше, административное вмешательство в становление социальных связей исключает возможность в полной мере провести процесс формирования необходимого набора качеств сотрудника полиции. Альтернативой принуждению к корректировке служебного поведения является метод убеждения, подкрепленный практическим социальным опытом, который может быть рационально доведен до объекта воздействия путем привлечения института кураторства. В связи с этим возникает потребность в подборе на должность куратора сотрудника из числа преподавательского состава, также обладающего рядом профессиональных характеристик. К таким следует отнести: наличие неформального авторитета, как в среде курсантов, так и в среде младших командиров; наличие социального опыта взаимоотношения с курсантами; небольшое возрастное различие по отношению к курсантам (5 — 10 лет).
При возникновении конфликтных ситуаций в системе отношений власти-подчинения и в струк-
туре налаживания социальных связей внутри служебного коллектива внешний институт в лице преподавателя-куратора, обладающий необходимым набором вышеуказанных характеристик, способен скорректировать служебное поведение командира и восстановить некогда утраченный баланс между единоначалием и демократическими основами управления.
Итогом коллективного труда уже ко второму году обучения будет вертикально ориентированная структура управления служебным коллективом, в котором каждый индивид выполняет свою социальную роль и работает на решение поставленных перед взводом служебных задач. Что касается отдельных личностей в коллективе подразделения, то в момент налаживания социальных связей усиленно формируется качественная характеристика долга, на которую впоследствии ложится самодисциплина и честь. На этом фундаменте в конечном итоге эффективно формируются и остальные качественные характеристики, необходимые для выполнения служебных обязанностей будущим сотрудником полиции.
Демократический принцип взаимодействия как способ формирования моральных качеств личности сотрудника тяготеет к таким характеристикам, как справедливость, человеческое достоинство, взаимопомощь и принципиальность. Данные качества отражают в первую очередь отношение личности к служебному коллективу.
Рассматриваемые нравственные характеристики помогают формировать служебные коллективы органов внутренних дел, основывая все профессиональные взаимодействия на доверии и взаимовыручке. При демократическом стиле управления решение по распределению служебных обязанностей носит коллегиальный характер. В этот момент командир является не инструментом административного воздействия, а инстанцией, обобщающей и выражающей общую волю коллектива. Большинство организационных мероприятий при таком стиле управления организуются по схеме, предложенной Б.А. Федуловым, повторяющей методику организации коллективной творческой деятельности4.
Положительным является тот факт, что каждый из субъектов взаимодействия получает желаемую роль, но не статус по принуждению. Однако одновременно может проявиться незаинтересованность некоторых из субъектов воспитания интегрироваться в общественные процессы. Это обстоятельство может породить негативные последствия: во-первых, возникает неравномерность в распределении нагрузки между подчиненными; во-вторых, в случае наличия в среде коллектива неформальных лидеров с деструктивным мышлением возникает опасность уклонения отдельных индивидов или даже микроколлективов от выполнения служебных обязанностей.
Как бы это парадоксально ни звучало, но потен-
циально отрицательное воздействие на коллектив, организующий свою деятельность по демократическим принципам управления, могут оказывать подразделения, организующие общественные куль-турно-досуговые мероприятия. В момент внешнего вмешательства у курсантов, входящих в состав структурного подразделения, возникает подмена целей и общих идей, интересы коллектива заменяются туманной перспективой своей ожидаемой значимости в более крупных социальных организациях. Нерациональное вмешательство культурно-досуговых институтов в конечном итоге приводит к профессиональной невостребованности будущего сотрудника и социальной изоляции внутри первичного коллектива. Проиллюстрируем эту проблему на примере культурного центра. Работа данного подразделения в рамках образовательного учреждения МВД, безусловно, имеет позитивную направленность: вовлечение в культурно-досуговую работу творчески одаренных личностей с перспективой развития каких-либо талантов, для организации концертов, участия в творческих вечерах, конкурсах и т.д. Курсанты, вовлеченные в культурно-досуговую работу, первоначально с рвением принимаются за интересное их дело, тем более возникает возможность выхода из личных ограничений, обусловленных учебным процессом и организацией повседневной служебной деятельности. Когда привлечение курсантов к внеслужебной общественной деятельности носит не систематический характер, служебным коллективом подобная форма реализации отдельной личности воспринимается позитивно. Но как только курсант перестает ощущать себя структурной единицей взвода и в большей степени соотносит себя с творческим внеслужебным процессом, начинают возникать проблемы во взаимоотношениях как по горизонтали, так и по вертикали.
Для корректировки служебного поведения и правильной структуризации системы взаимодействия членов коллектива, как и при авторитарном подходе к управлению, необходимо внешнее воздействие. В данном случае равную пользу приносят в совокупном взаимодействии как институты принуждения, так и институты убеждения. Институтом принуждения является вышестоящий руководитель, деятельность которого в данном случае в основном направлена на административное принуждение отдельных индивидов, входящих в состав служебного коллектива, вопреки их желаниям и внешним факторам выполнять возложенные на них служебные и социальные обязанности. Носителем метода убеждения, как и в условиях авторитарного стиля управления, является преподаватель-куратор, корректирующий служебное поведение командира.
Необходимые профессиональные характеристики преподавателя-куратора заключаются в следующем: наличие формального авторитета, обладание фундаментальными теоретическими знаниями,
существенное различие в возрасте (люди разных с субъектами воспитания поколений).
Возможность корпоративного воздействия на членов служебного коллектива призвано исключить избыточное влияние внешних институтов, скорректировать служебное поведение отдельных индивидов и будет способствовать развитию профессиональных важных моральных качеств. В целом это призвано блокировать характерные для демократического стиля управления тенденции дезорганизации воспитательной среды.
Этот стиль управления способствует формированию благоприятной коллективной среды с устойчивыми неформальными связями, стимулирует к выполнению служебных обязанностей без принуждения и способствует развитию одного из наиболее важных принципов выполнения служебных обязанностей сотрудником полиции — принципа гуманизма.
Основываясь на эмпирическом материале, собранном нами на протяжении нескольких лет руководства курсовым подразделением, можно сделать ряд выводов. В независимости от выбранной модели организации взаимодействия между курсантами и руководящим звеном очень важна последовательность в формировании организационно-распорядительной, а вместе с ней и воспитательной среды. Если мы формируем авторитарный порядок управления, то должны придерживаться всех основных его характеристик, проявляя минимум творческой инициативы вне зависимости от факторов окружающей среды. Что же касается демократического принципа управления, то, следуя ему, необходимо задействовать максимум творческой активности, стараться найти сфокусированный индивидуальный подход к объектам воспитания, проявлять больший интерес к личностям, входящим в коллектив. Вне зависимости от стиля управления следует отметить тот факт, что непоследовательность в организации воспитательной среды может привести к слабости позиции руководителя и как итог — потере контроля и управления личным составом. Стихийная же организация взаимодействия между субъектами управления не позволяет на должном уровне сформировать устойчивый набор необходимых профессиональных нравственных качеств сотрудника полиции.
1 См.: Воропаев М.В. Социальное воспитание в военизированных учебных заведениях / монографические исследования. — М.: Academia, 2009 — С. 264.
2 См.: Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 317
3 См.: Воропаев М.В. Социальное воспитание в военизированных учебных заведениях / монографические исследования. — М.: Academia, 2009 — С. 266.
4 См.: Федулов Б.А. Воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России / Методические рекомендации. — Юридический институт МВД России — Барнаул, 2002 г.