Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Педагогика
УДК 37.017.7
Н.П. Маюров*, И.Л. Миронов**
К вопросу о профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России
Данная статья посвящена проблеме формирования нравственного идеала сотрудника полиции в процессе обучения и воспитания курсантов и слушателей вузов МВД России. Рассмотрено понятие архетипа как важная методологическая предпосылка профессионально-нравственного воспитания будущих сотрудников полиции.
Ключевые слова: профессионально-нравственное воспитание, архетип, нравственный образ.
N.P. Mayurov*, I.L. Mironov**. On the professional and moral education of cadets and students of universities of the Ministry of the Interior of Russia. This article deals with the problem of formation of the moral ideal of a police officer in training and education of cadets and students of universities of the Ministry of the Interior of RF. The concept of the archetype is as an important methodological premise of professional and moral education of future police officers.
Keywords: professional and moral education, the archetype, the moral way.
На заседании «круглого стола» на тему «Духовность. Нравственность. Закон», проведенном в Московском университете МВД России 30 марта 2012 г., министр внутренних дел Российской Федерации отметил, что на протяжении многих веков одной из главнейших духовно-нравственных ценностей российского народа являлся патриотизм. Отрицание и критика традиционных духовнонравственных ценностей привела к тому, что система патриотического воспитания оказалась невостребованной. Между тем, вопросы формирования настоящих патриотов нашей Родины, подчеркнул министр внутренних дел, сегодня важны как никогда, особенно в ведомственных образовательных учреждениях МВД России, и должны находиться в центре социального внимания. В первую очередь, воспитание строится на героических подвигах наших предшественников (курсив авторов), великой истории нашего государства, нашей культуры и канонах веры [4].
Начальник Санкт-Петербургского университета МВД России В.А. Кудин в своем выступлении на Всероссийской научно-практической конференции в Смольном на тему «Деятельность полиции и права человека» 30 марта 2012 г. остановился на роли образовательных учреждений МВД России в формировании профессионально-нравственных качеств сотрудника полиции. Он, в частности, сказал: «Считаю, что главным в образовательном процессе должен стать принципиальный поворот на воспитание профессиональных и морально-нравственных качеств сотрудников, качественное улучшение всей системы кадрового обеспечения органов внутренних дел. Мы исходим из того, что каждый сотрудник обязательно должен быть вовлечен в воспитательный процесс, активно участвовать в общественной жизни университета. Уверен, что формирование у обучаемых в образовательных учреждениях МВД России профессиональных морально-нравственных, духовных качеств — таких как верность служебному долгу и Присяге, честность, неподкупность, человеколюбие, внимательное отношение к людям, общая и правовая культура, — обеспечит профессионально-нравственную состоятельность кадров органов внутренних дел, их устойчивость к воздействию негативных факторов и профессиональной деформации, а значит, повысит их надежность в противодействии преступности и положительно скажется на улучшении оперативно-служебной обстановки» [2].
Реализация задачи профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД в современных условиях затруднена, на взгляд авторов статьи, по следующим причинам:
— во-первых, в учебно-воспитательном процессе недостаточно сформирован конкретный нравственный образ-идеал современного сотрудника органов внутренних дел;
— во-вторых, современная массовая культура навязывает молодому поколению деструктивный образ полицейского, не способствует его нравственному воспитанию;
— в-третьих, средства массовой информации, как правило, освещают какой-либо негатив в деятельности полиции; подвиги, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел при выполнении профессиональных задач, часто остаются без внимания.
Так, защищая граждан от преступников, в 2011 г. погибли 322 сотрудника и 3602 получили ранения и увечья. Только за прошлый год зарегистрировано более 20 тыс. преступлений, совершенных в отношении сотрудников [4].
* Маюров Николай Петрович, начальник кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: mayurov2010@mail.ru.
** Миронов Игорь Леонидович, доцент кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: igmironov@mail.ru.
* Mayurov Nikolai Petrovich, the head of the department of personnel and educational work of the St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of RF, PHD, professor. Pilot Pilyutov str., 1, St. Petersburg, Russia. E-mail: mayurov2010@mail.ru.
** Mironov Igor Leonidovich, assistant professor, Department of personnel and educational work of the St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of RF, PHD, assistant professor. Pilot Pilyutov str., 1, St. Petersburg, Russia. E-mail: igmironov@mail.ru.
© Маюров Н.П., Миронов И.Л., 2012
Кроме того, сотрудники Министерства внутренних дел как ключевого государственного института в процессе оперативно-служебной деятельности постоянно подвергаются воздействию отрицательных эмоций и психологических стрессов.
Большинство сотрудников, которые служат сегодня в органах внутренних дел, честно выполняют свой профессиональный долг, ежедневно проявляют самоотверженность, мужество и героизм.
Отрицательное общественное мнение о полиции, непрестижность службы в органах внутренних дел, по-видимому, связаны и с недоработкой подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел в создании положительного образа сотрудника полиции.
Приказ МВД от 6 сентября 2011 г. № 995 «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» одной из ведущих задач указанных структурных подразделений и определяет формирование положительного образа сотрудника органов внутренних дел.
Бывший первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Чекалин на заседании «круглого стола» заявил, что, кроме ежедневных сводок о происшествиях, которые изучают полицейские начальники, они должны получать и данные о личном составе полиции, которые публикуются в СМИ. Это позволит своевременно проводить проверки и реагировать на негативные факты. В свою очередь, разбор таких ЧП, как в Кущевской, ОП «Дальний», происшествия с Евсюковым, по мнению Чекалина, должны быть включены в учебный курс подготовки сотрудников органов внутренних дел и станут, по его мнению, болезненной, но эффективной прививкой от рецидивов таких происшествий.
Идея А.А. Чекалина об использовании деструктивного образа сотрудника полиции в учебновоспитательном процессе вузов МВД в целях профилактики профессионально-нравственной деформации авторам статьи представляется актуальной.
При этом, по мнению авторов, уместно было бы обратиться и к истории советской милиции. Профессионально-нравственная деформация — явление, характерное не только для истории постсоветского периода полиции.
Так, в Музее истории милиции при Культурном центре ГУ МВД Росси по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области примечателен экспонат, представляющий образ Л.И. Пантёлкина — бывшего следователя военно-контрольной части дорожно-транспортной Чрезвычайной комиссии объединённых Северо-Западных железных дорог (1921 г.), а с 15 октября 1921 г. — агента-контролёра отдела ДТЧК по городу Пскову. После увольнения из органов внутренних дел Л. Пантелкин (кличка Ленька Пантелеев) обосновался в Петрограде, где собрал банду, в которую вошли: его сослуживец по Псковской ВЧК Варшулевич, бывший во время гражданской войны комиссаром батальона, член РКП(б) Гавриков и профессиональные уголовники. Примерно в то же время банда совершила ряд разбоев в г. Петрограде и его окрестностях. В данном случае мы имеем дело с проявлением крайней степени профессионально-нравственной деформации — сращиванием с криминальной средой [7, с. 81].
Проявление двойной морали, использование служебного положения в корыстных целях как признак профессионально-нравственной деформации сотрудника органов внутренних дел [2, с. 167] может иллюстрировать образ министра внутренних дел СССР Николая Анисимовича Щелокова. По материалам уголовного дела на Щелокова известно, что он во время пребывания на посту министра внутренних дел СССР (с 1966 по 1982 гг.) систематически злоупотреблял своим служебным положением в корыстных целях, в результате чего государству был причинен ущерб на сумму свыше 500 тыс. рублей. В возмещение ущерба членами его семьи было возвращено, а также изъято органами следствия имущества на сумму 296 тыс. рублей и 126 тыс. рублей наличных денег [6, с. 465].
Таким образом, наряду с положительными примерами выполнения своих служебных обязанностей, образы Л. Пантелкина, Н. Щелокова как отрицательные архетипы, могут также служить педагогическим средством воспитания у курсантов и слушателей вузов МВД устойчивости к антиморальному поведению.
Понимание данного тезиса обусловлено понятием архетипа в аналитической психологии и культурологии.
При этом если культурологи рассматривают идею архетипа в плоскости национальных традиций, на сознательном уровне [8], то автор психологической концепции архетипа К.Г. Юнг [9] определял его как подсознательную структуру коллективной психологии народа.
Юнг различал архетипы как бессознательные формы, лишенные какого-либо специфического содержания и архетипические образы как сознательные содержания этих форм. В соответствии с данной трактовкой архетип в культурологии суть архетипический образ.
Архетипы проявляются на поверхности индивидуального сознания в виде образов. Все многообразие индивидуальных образов обусловлено неким первообразом, в конечном итоге порожденным архетипической формой.
Традиционным воинским первообразом в Росси является изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея. Образ Георгия Победоносца пришел на Русь с христианством, включен в герб Российского государства.
Смысл данного архетипа в следующем. Воин — всадник на белом коне (белый цвет — символ нравственной чистоты) поражает змея — образ государственного зла.
Данный христианский первообраз явно проявляется, например, в образе маршала Жукова по воспоминаниям дочери: «К Спасским воротам по территории кремля медленным шагом едет на белом коне всадник. Он крепок и силен, как Илья Муромец, и уверенно сидит в седле. Он снимает фуражку, незаметно налагает на себя крестное знамение... Он сосредоточен и внутренне взволнован. Через минуту будут бить часы на Спасской башне, и белый конь понесет его по Красной площади навстречу вечности.» [3, с. 61].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Педагогика
Архетип Георгия Победоносца, по-видимому, лег в основу идеи памятника Петру Первому — «Медного всадника», который является не только символом города, но и воинской доблести, проложившей путь российской государственности на берега Балтийского моря.
Архетипы проявляются как образы и одновременно как эмоции. Эмоциональность архетипических образов обеспечивает их динамическое действие. Соприкасаясь с индивидуальным сознанием, они могут пробудить подсознательную активность человека.
Данный психологический механизм был использован, например, И.В. Сталиным в целях духовнонравственной мобилизации Советской Армии в переломный период Великой Отечественной войны: обращение к образам великих полководцев прошлого, возрождение военной символики, открытие храмов, возвращение из ссылок и лагерей священнослужителей.
По-видимому, архетипический образ может стать важным средством профессиональнонравственного воспитания будущих сотрудников полиции и в современных условиях. В процессе профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД России могут быть использованы: кинематограф, художественная литература, изобразительное искусство и др. [5, с. 123].
На заседании «круглого стола» на тему «Духовность. Нравственность. Закон» Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подчеркнул, что огромную роль в повышении духовного и нравственного иммунитета полицейских, как и людей в погонах, идущих на защиту своей Родины, должны играть все общественные институты, а особенно традиционные религиозные организации. По его мнению, только представители ведущих религиозных конфессий «смогут сегодня привить новым полицейским нужный положительный опыт героя (курсив авторов), которому хочется подражать до мелочей. И только с таким героем в сердце юноши и девушки смогут противостоять преступной заразе» [4].
Выступление Патриарха актуально в аспекте реализации требований Приказа МВД № 80 от 11 февраля 2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», который определяет одним из ведущих направлений воспитательной работы «патриотическое воспитание, формирующее и развивающее у сотрудников личностные качества гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан» (п. 28.1).
Обращение к религии в целях воспитания государственного патриотизма у сотрудников полиции в настоящее время не случайно. Это обусловлено, с одной стороны, тем обстоятельством, что современная эпоха характеризуется как постсекулярная (постсекуляризм — возвращение к традиционным духовнорелигиозным ценностям, сформированным на протяжении истории общества; антипод секуляризма — вытеснения религии из общественной жизни). В постсоветский период сложились объективные условия для возврата к традиционным духовным ценностям. С другой стороны, это связано с тем, что традиционными религиями на протяжении многовековой истории нашей Родины накоплен огромный нравственный потенциал воспитания воинов. Русская православная церковь, например, в процессе общественного развития сформировала определенный нравственный идеал воина, который применим и для сотрудников полиции — воинов правопорядка, защитников граждан. Овеяны истинным патриотизмом, беззаветной преданностью Родине образы русских князей-христиан: Александра Невского, Дмитрия Донского, Андрея Боголюбского, образы великих полководцев — М. И. Кутузова, А. В. Суворова.
Не случайна инициатива командования и общественного актива Санкт-Петербургского университета МВД России в строительстве на территории вуза православного храма в честь князя Дмитрия Донского.
Использование традиционных духовно-нравственных образов воинов в учебно-воспитательном процессе вуза МВД, а также сотрудничество с религиозными организациями в деле профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей, по мнению авторов, позволит существенно повысить эффективность педагогических воздействий. Однако данный процесс должен основываться на правовых предпосылках.
Это, во-первых, требование ст. 28 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуальную или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.».
Во-вторых, п. 2 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» определяет, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее обеспечивает «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».
В свете вышеприведенных правовых требований, адекватным педагогическим методом использования нравственного идеала воина, сформированного отечественной религиозной традицией, в образовательном процессе вузов МВД может быть метод «нейтрального информирования». Он предполагает объективное, выдержанное изложение материала, без проповеди, навязывания религиозного мировоззрения курсантам и слушателям. При этом преподаватель не вступает в противоречие с законодательной базой в области свободы совести и религии.
Сообщение знаний о воинских духовных традициях будет уже само по себе оказывать воспитывающее воздействие на сотрудников. Подвиги русских воинов-христиан прошлого — наглядный пример для такого воздействия.
Безусловно, истинное понимание духовно-нравственного облика воина, сформировавшегося в отечественной традиции, возможно только с религиозной точки восприятия. Однако и сам этот идеал, по-видимому, может оказать воспитательное воздействие на сотрудников органов внутренних дел.
Положительный нравственный заряд в служебный коллектив могут внести и сами верующие своим примером добросовестного исполнения служебных обязанностей, дисциплинированности. Данное обстоятельство основано на таком социально-психологическом явлении, возникающем в
межличностных отношениях, как подражание. Подражание — это воспроизведение одним человеком действий, движений или поступков другого человека, который воспринимается как желаемый образец.
Нравственный образ воина, сформированный традиционной религией на протяжении тысячелетней истории нашей Родины, архетипичен для россиян, а следовательно, может быть использован в учебно-воспитательном процессе вузов МВД России.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
1. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей вузов МВД России является приоритетным направлением реформирования органов внутренних дел на современном этапе.
2. Современные технологии профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД России должны основываться на конкретных традиционных духовнонравственных образах сотрудников полиции.
3. Использования отрицательного архетипа сотрудника полиции в учебно-воспитательном процессе вуза МВД оправдано в аспекте формирования нравственной «резистентности» (устойчивости) у курсантов и слушателей.
4. Сотрудничество с традиционными религиозными организациями в направлении профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД позволит повысить эффективность педагогического процесса. При этом необходимо руководствоваться требованиями ст. 28 Kонституции РФ, а также Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях».
Список литературы
1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел РФ : учебник I под ред. В.Я. ^котя. — М.: ЦОСТ МВД РФ, 2009. — 480 с.
2. Всероссийская научно-практическая конференция «Деятельность полиции и права человека» 30 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:I Iwww.univermvd.ru. (Дата обращения 22.07.2012).
3. Жукова, М. Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души. — М.: [Б.и.], 1999.
4. Заседание круглого стола «Духовность. Нравственность. Закон» II http:IIwww.dko-mvd.ruI events-view-130.html.
5. Миронов, М. Л. Aрхетип в педагогике нравственного воспитания воина II Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях: Материалы международной научнопрактической конференции 5—б марта 2011 г. — Пенза — Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. — С. 122—124.
6. Лижник, Н. С. Министры внутренних дел Российского государства (1802 -2002) : биобиблиографический справочник I Н.С. Нижник, В.П. Сальников, И.И. Мушкет. — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002. — 584 с.
7. Профессиональная этика сотрудника органов внутренних дел : учебник I под ред. Ю.С. Aракелова, В.В. Балахонского. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 200б. — 241 с.
8. Шпенглер, О. Закат Европы. — Т. 1. Образ и действительность I О. Шпенглер. — Новосибирск: Наука, 1993. — 592 с.
9. Юнг, К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного II Aрхетип и символ I K.K Юнг.
- М.: Ренессанс, 1991. - С. 95-128.
УДК 373.524
Л.И. Лурье*, Р.В. Помазной**
Проблема преемственности общего среднего и высшего военного профессионального образования в системе МВД России по специальностям кинологического профиля
В статье рассматриваются проблемы преемственности общего среднего и высшего военного профессионального образования, основанные на культурологическом подходе к образованию. Указано, что взаимодействие школ и военного вуза нуждается в кардинальных изменениях, обеспечивающих единство учебного процесса и комплекса мер по организации воспитательной работы.
Ключевые слова: проблема преемственности, система образования, непрерывное кинологическое образование, довузовское обучение, вузовское образование, послевузовская подготовка, допризывная подготовка.
* Лурье, Леонид Израилевич, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: lourieleonid@gmail.com.
** Помазной, Роман Викторович, адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВД России. E-mail: roman8007@mail.ru
* Lurie, Leonid Izrailevich, doctor of education, professor E-mail. lourieleonid@gmail.com.
** Pomaznoy, Roman Victorovich, post-graduate student at the Perm military institute of interior forces for home affairs department of Russia. E-mail: roman8007@mail.ru
© Лурье Л.И., Помазной Р.В., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012