Научная статья на тему 'Воспитание нравственности на уроках русского и английского языков в кыргызской школе'

Воспитание нравственности на уроках русского и английского языков в кыргызской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / UPBRINGING / MORALITY / SPIRITUAL DEVELOPMENT / TOLERANCE / MODERN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусурманова Г. С., Юлдашев М. Б.

В статье обосновывается необходимость формирования системы нравственности на уроках иностранного языка в школе. При этом современный учитель должен через обучение языку воспитывать у обучающегося толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у него уважение к культуре собственного народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the necessity of forming a system of morality in the lessons of a foreign language at school. At the same time, from the modern teacher, through the teaching of the language, it is necessary to educate the trainee of tolerance, a positive and interested perception of foreign culture, and at the same time, develop respect for the culture of his own people.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственности на уроках русского и английского языков в кыргызской школе»

4. Поляков А.А., Ковалев О.С., Любимцев И.А. Исторические и теоритические предосновы контроля за профессиональным и моральным развитием личности // В сборнике: Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII-XXI вв XII Всероссийская научная конференция, посвященная 90-летию Заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Александра Васильевича Бакунина. Материалы в 2-х томах. 2014. С. 576-581.

5. Профессионально-педагогическое становление офицера в военном вузе: проблемы, поиски, решения: коллективная монография / Под общ. ред. А.Г. Терещенко, М.В. Петровской. - Воронеж: изд-во ВАИУ (г. Воронеж), 2010. - 218 с.

6. Чашина Ж.В. Анализ межпредметных связей в процессе обучения на примере биоэтики // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 1 (78). С. 100-105.

Мусурманова Г.С., Юлдашев М.Б.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ В КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ

Баткенский государственный университет

Ключевые слова: воспитание, нравственность, духовное развитие, толерантность, современная школа.

Аннотация: в статье обосновывается необходимость формирования системы нравственности на уроках иностранного языка в школе. При этом современный учитель должен через обучение языку воспитывать у обучающегося толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у него уважение к культуре собственного народа.

Key words: upbringing, morality, spiritual development, tolerance, modern school.

Abstract: The article proves the necessity of forming a system of morality in the lessons of a foreign language at school. At the same time, from the modern teacher, through the teaching of the language, it is necessary to educate the trainee of tolerance, a positive and interested perception of foreign culture, and at the same time, develop respect for the culture of his own people.

Современное состояние общества характеризуется снижением нравственного и эстетического отношения к действительности,

отсутствием идеалов. Духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения должно быть приоритетным в государственной политике страны.

Развитие общества и его благосостояние зависят не только от материального уровня общества, но, прежде всего, от его духовного развития, от нравственного совершенствования людей. В связи с этим особую значимость приобретает нравственная закалка подрастающего поколения, формирование его нравственного сознания и нравственного поведения.

Как известно, проблема духовно-нравственного воспитания в первую очередь возлагается на школу и на сегодняшний день важнейшей задачей образования является формирование образовательной системы воспитания с опорой на национальную историю и культуру [1-2]. Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными членом общества необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения.

Среди множества учебных дисциплин кыргызской школы предметы русский и английский языки занимают особое место. Так как, особенность заключается в том, что в ходе их изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа и вместе с тем своего народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

Вот уже несколько десятилетий идет разговор о том, что заповеди Манаса и их основополагающие установки лежат в основе воспитания человека, становления его миропонимания, идеологии кыргызского народа, представлений о моральном характере взаимоотношений в обществе и других понятиях и ценностях. Эпос «Манас» историческое наследие человечества. В нем истинные ценности кыргызского слова, кыргызской культуры и истории, в нем сохранен живой дух кыргызского народа. Многие века эпос передается из поколения в поколение и является не только устным народным творчеством, передающей информацию о кыргызах, но и преемственным духовным наследием, близким по духу и природе населению Кыргызстана, в связи с чем изучение и воспитание на его основе подрастающего

поколения играет важнейшую роль в развитии государства. Эпос с начала до конца пронизан идеями единения и сплочения народов, идеями мира и дружбы, созидательного труда, любви и доброты.

В связи с этим необходимо включить тему эпоса в различные виды учебной и внеурочной работы, которая поможет в выработке у школьников необходимых моральных качеств.

Выбор способа воспитания на уроках обучения языкам осуществляется в соответствии с темой урока. Любая учебная тема позволяет включить в обсуждение вопросы, связанные с духовными и нравственными качествами личности. При обсуждении тем в ходе изучения языков рассматриваются проблемы толерантности, семьи, образования, национальной культуры.

Существуют разные методы и приемы, которые содействуют нравственному воспитанию учеников, одной из которых является работа в группах. Коллективное взаимодействие в решении поставленных задач выработает умение выслушивать мнение и уважать точку зрения друг друга.

Современный учитель должен уметь создать педагогические условия для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе обучения русскому или английскому языкам. Для решения этой проблемы требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения языку.

В данной статье мы бы хотели привести отрывки из эпоса «Манас» на трёх языках, который на наш взгляд может послужить дидактическим материалом для нравственного и духовного воспитания молодежи.

Только общая цель и интересы людей позволила легендарному Манасу создать кыргызское государство и противостоять иноземным захватчикам и поработителям. Так, в современных условиях данные положения послужат основой преодоления трудностей общественной жизни, таких как деление людей по нации и происходящие приграничные конфликты в регионах Кыргызстана.

Воспитание молодежи должно быть направлено на объединение людей разных национальностей и народностей, оно должно предполагать, что только через развитие традиций и обычаев как кыргызского, так и других этносов возможно развитие здорового общества. Дух Манаса, который объединял людей разных национальностей, служит основой в формировании добрососедства, открытости и дружбы с другими народами.

«Ырыс алды ынтымак» «Залог счастья - в единении» «The pledge of happiness is unity».

"Бузукунун C63YH6, Тегеле кулак салба. Бузулушуп тууганга, Кошуун курап барба" "Не слушай ты никогда Того, в чьих словах вражда. Собрав войско, не ходи Никогда против своей родни" "Do not listen you never The words of squabbler. Do not muster troops Against your related groups."

Героические события эпохи Манаса несут в себе положительное влияние на воспитание военно-патриотического чувства, на смелость, на храбрость, на справедливость.

"Элдуу киши эр экен, Э десе кеби эм экен. Элсиздин сeзY кем экен, Элирген элдин шору экен. Эли жок эркин болгуча, Жигитке eлYм он экен." "С народом человек герой, С народом его слова крепки. Без народа его слова низки, Без героя народ слепой. Чем быть свободным без народа, Встреть смерть свою ты лучше гордо" "With his people a man is a hero, With his people his words are strong. Without his people his words are low, Without a hero his people goes wrong. Without your people you cannot bi free, Face your death with dignity, it s better for thee."

"Туура бийде тууган жок, Туугандуу бийде ыйман жок"

"У праведного судьи не бывает родни,

У судьи ж с роднёю - правду не найти" "The fair judge does not have relatives, If he has ones, there are alternatives. "

"Адал пейил, адал сез, Шамдай жанган эки кез" "Чистое сердце, искренние слова, Глаза горят как искорок два" "Pure heart, sincere words, Eyes burn as two sparkles. "

«Байлыкты артык болжобо, Адамдан малды артык - деп, 03yh,^ e3YH кордобо» «Не ставь богатство превыше всего, Не ставь скотину превыше человека И не мучай себя самого» "Do not consider riches above all, Do not consider a cattle above a person, Why would you want to go to such trouble?"

Основная мысль эпоса заключается в воспитании в народе духа свободы и независимости, в умении чтить общие человеческие ценности, свято чтить независимость родины, проявлять беззаветное служение своему отечеству. Ум, терпение, совесть, порядочность воплощены в образе Манаса. Среди личных достоинств человека, раскрытых в эпосе, можно отметить: здоровье и долголетие, трудолюбие, доблесть, долг, честь, скромность и сдержанность, мудрость, любовь к детям, гостеприимство, щедрость, гуманизм, терпеливость, стойкость, доброжелательность, уважение к старости, национальная честь и патриотизм.

Процесс нравственно воспитания на уроках обучения языкам становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов и если соединяется с жизнью, с реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора [3-4].

Следует отметить, что в определённой степени деятельность учителя в целом зависит также от качества учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, поскольку, так или иначе учителю приходится решать также педагогические задачи, изложенные в учебных пособиях. Исходя из этого, ряд умений по

конструированию педагогических задач по идейно-нравственному воспитанию учащихся в процессе обучению языкам касается, в первую очередь, авторов учебных пособий. Следовательно, учителя иностранных языков опираются на заложенный фундамент и от них требуются следующие умения [5-6]:

• отбирать, анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал из художественных произведений в соответствии с целями и задачами идейно-нравственного воспитания учащихся;

• определять дидактические возможности обучаемого языка как учебного предмета при формировании нравственного сознания и поведения учащихся, осуществлять дидактическую переработку этических понятий и материалов преподавания;

• преобразовывать учебный материал и неадаптированные тексты с идейно-нравственным содержанием, с учётом нравственного опыта учащихся и в соответствии с конкретными задачами по идейно-нравственному воспитанию учащихся;

• педагогически обосновано строить урок по обучению языкам, рассматривая его как звено в системе идейно-нравственного воспитания учеников;

• выявлять и приводить в движение потенциальные идейно-нравственные возможности различных видов деятельности учащихся;

• давать учебно-воспитательные поручения отдельным учащимся и целому классу, менять их логику в соответствии с целями и задачами идейно-нравственного воспитания учащихся;

• целесообразно применять методы обучения и воспитания с точки зрения идейно-нравственного воспитания в процессе преподавания языка;

• владеть приёмами и средствами педагогической техники в изменяющихся условиях нравственного климата в классе;

• определять изменение психического состояния, нравственного сознания и поведения учащихся в результате нравственно-педагогического воздействия на уроках обучения языкам.

Таким образом, современный учитель должен через обучение языку воспитывать у обучающегося толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у него уважение к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего мира ученика, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков.

Список литературы

1. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук . - Тамбов, 2011. - 523 с.

2. Свердлова Н.А. Адаптивность контактирующих языковых систем в условиях билингвизма // В сборнике: Актуальные вопросы русской филологии в поликультурном пространстве I Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Ататюркский университет, Отделение русского языка и литературы. 2013. С. 247250.

3. Вербина Г.Г. Введение в психоанализ. - Чебоксары, 2010. - 230

с.

4. Свердлова Н.А. Особенности процесса интерференции в коммуникации "человек-машина-человек" // В сборнике: Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет материалы V Международной научной конференции. Redakcia naukowa Ludmila Szypielevicz. 2012. С. 1201-1205.

5. Искандарова Г.Р., Хуснутдинова Ф.А. Лексико-грамматическое тестирование в обучении немецкому языку в юридическом вузе // В сборнике: Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку и переводу в ВУЗе Материалы Пятой ежегодной международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов. 2010. С. 218-220.

6. Свердлова Н.А. Методологические особенности лингвистической концепции Отто Есперсена // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Иркутск, 2004. - 180 с.

Николаев А.В., Мягков В.А., Дубровский А.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ

ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: офицер-воспитатель, профессионально-значимые качества, профессиональная компетентность.

Аннотация: В статье рассматриваются профессионально-личностные качества офицера-воспитателя, определяющие эффективность ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.