УДК 159.923.5
DOI: 10.23888/humJ20171101-112 © Назарова О.А., Маркова И.С., Жбанов Н.С., 2017
© Nazarova О.Л., Markova I.S., Zhbanov N.S., 2017
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ ВЫСОКО - РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
В РЯЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы по воспитанию и развитию студентов Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова в духе высоко -развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и высокий профессионализм.
Ключевые слова: воспитательно-образовательный процесс, РязГМУ, развитие личности, роль преподавателя.
EDUCATION OF YOUTH IN THE SPIRIT OF HIGH - PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE RYAZAN STATE MEDICAL
UNIVERSITY
Abstract. The article deals with issues for the upbringing and development of the students of the Ryazan State Medical University named after academician Pavlov in the spirit of highly-developed personality, combining spiritual wealth, moral purity and high professionalism.
Key words: the educational process, RjazGMU, personal development, the role of the teacher.
Человек - частица мироздания, вселенной, приходящий в наш мир с помощью врача-акушера. Для родившегося человека, будущей личности, жизненно важно какие руки примут его в наш удивительно-прекрасный мир. Необходимо, чтобы эти руки доктора, первые руки в жизни маленького человечка были: любя-
щие, профессиональные, честные, добрые. Это хорошее начало для новой жизни и залог правильного, доброго жизненного пути родившегося человека.
Врач в жизни каждого человека является помощником и наставником. Очень важно, какие учителя, преподаватели внесли частицу своих знаний, умений в формирование личности будущего доктора, учили его врачебному мастерству.
Медицина - это прекрасная и сложная наука о человеке и для человека, включающая в себя, в той или иной степени, почти все другие существующие науки.
Люди в «белых халатах», отдающие свой труд медицине, несут на себе огромную ответственность за жизнь, здоровье, судьбу людей, а в целом - за жизнь нашего общества.
Труд работников медицинского ВУЗа, а именно, преподавателей, почетен и ответственен, ведь мы, наставники, воспитываем и образовываем будущих молодых врачей.
Только здоровый человек может полноценно жить: учиться, трудиться, строить, изобретать, создавать - вносить свой труд в развитие нашей страны.
Богата Россия людьми талантливыми и гениальными - они наша поддержка, опора и лучшие учителя.
А.П.Чехов великий наш писатель и врач утверждал, что здоровье человека тесным образом связано с его образом жизни, с его мыслями, чувствами, поступками. Красивые, добрые мысли и поступки человека отражаются на его внешнем облике: в выражении его глаз, мимике его лица, тембре голоса, осанке, походке и т.д. Добрый человек с возвышенными мыслями - это всегда человек обаятельный. «Красота спасет мир» - широко известно и обнадеживающее, крылатое выражение. Значение высокого слова - «Красота», неотъемлемо от понятия не менее высокого слова - «Культура». Только благонравный, высокообразованный человек может вносить свой посильный вклад в общий уровень культуры нашего общества. Развитие нашего государства, прогресс возможны только с ростом общего
культурного уровня общества, что может быть процессом постепенным, эволюционным. Этический, нравственный фундамент - это основа всех видов нормальных личных и общественных взаимоотношений.
Вера в то, что личность сильнее всех анти-личностных идей и что гуманизм, в конце концов, торжествует в схватке с силами антигуманными, передана нам великим ученым в области культуры Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Твердая вера в непобедимость нравственного человека он сохранил и принес ее нам - последующим поколениям.
В настоящее время общий культурный уровень в обществе значительно снизился, сегодня роль учителя, преподавателя в обществе особенно важна.
Вчерашние школьники, а теперь студенты - личности, ранее формируемые семьей, социумом, школой, теперь продолжат свой личностный рост в стенах медицинского университета. Задача преподавательского коллектива - достойно обеспечить дальнейшее формирование личности, обогатить юных людей знаниями, умениями, навыками не только в их будущей профессии, но и в области жизни, т.е. продолжить воспитание молодежи в духе высокой морали, этики и культуры.
Личность формируется под воздействием окружающего общества, среды, в которой она находится, но и сама личность активно воздействует на общество. Большое значение имеет направленность личности, т.е. ее цели, побуждения, которыми руководствуется человек в течение всей своей жизни, деятельности, в том, как он, человек относится к окружающему миру, к своему профессиональному долгу, людям, самому себе.
Великая задача всего педагогического коллектива ВУЗа, задать правильный вектор направленности молодым людям и в первую очередь, показать своим личным примером отношения к своему долгу учить и образовывать поколение молодых людей, будущих врачей, докторов наук, ученых и т.д.
Основной побудительной силой деятельности личности являются потребности. В современном мире возводятся в высокую степень значимости потребности низшего порядка.
Потребность есть нужда организма к определенным условиям жизни, без которых организм не может обходиться. Потребности материального порядка - потребности в пище, одежде, жилище. К высшим потребностям относятся потребности духовного порядка - эстетические, моральные, нравственные.
Мы, преподаватели медицинского ВУЗа, своим умеренным отношением к материальным ценностям, обязаны воспитывать у молодежи чувство меры и стремление к удовлетворению потребностей высшего порядка.
В нынешнем времени материального изобилия предельно важно ориентировать молодежь на истинные ценностные приобретения - получение знаний, умений, формирование в себе волевых, моральных, нравственных качеств.
Основой мировоззрения личности является идеал - образ того, к чему стремиться человек во всем своем поведении и деятельности. Наличие высокого нравственного идеала у конкретной личности способствует формированию высокого уровня развития данной личности.
Каждый студент характеризуется индивидуальными признаками, свойствами, особенностями характера, присущими только ему. В работе с учащимися необходим личностный подход, способствующий продуктивности усвоения студентами знаний, умений, навыков.
Человек становиться личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления). Становление полноценной, т.е. созидающей творческой личности, процесс длительный, сложный, противоречивый, начинается он с момента рождения и продолжается в течении всей жизни человека.
Большая надежда на учителей и преподавателей ВУЗов, воспитывающих молодежь, будущих членов общества, какими они будут, каковы будут их ценностные ориентиры в жизни, зависит от их наставников.
Мы, преподаватели РязГМУ им. акад. И.П. Павлова, своим личным примером общения друг с другом, отношением к своим должностным обязанностям, образом своих мыслей, качеством своих поступков должны служить добрым примером для молодежи, для будущих врачей. Актуально воспитывать у подрастающего поколения стремление и умение вносить в окружающую действительность элементы красоты, преображать черты своей личности и стороны общественной жизни, быть активными, смелыми в своей готовности к посильному изменению отрицательных, низменных сторон, к сожалению, существующих в нашей действительности.
Высокое качество и прочность знаний наших студентов, их умений и навыков, приобретаемых в вузе в процессе обучения, успех воспитания молодежи, формирование у них способностей, интересов, потребностей, убеждений, мировоззрения в огромной степени зависит от общего психологического климата, существующего в университете. От нас, преподавателей, от нашей каждодневной подготовленности к занятию, от нашего мастерства и творческого подхода к процессу обучения и воспитания будущих врачей, зависит общий образовательный и профессиональный уровень студента. Одной из главных задач преподавателя является формирование личности врача, формирование человека.
В нашем ВУЗе парни и девушки приобретают первый взрослый жизненный опыт, здесь они учатся общаться, дружить, любить, жертвовать чем - то ради блага ближнего. В большей степени, именно в университете у молодых людей формируется система взглядов, ценностей, привычек, определяется модель поведения, отношение к окружающим, воспитывается чувство милосердия.
Профессия врача требует не только больших профессиональных знаний и умений, которые в процессе труда пополняются и совершенствуются, но и таких
качеств, как выдержка, терпение, психологическая устойчивость, которые, к сожалению, с течением длительного времени врачебной деятельности, могут ослабевать, если они не основаны на прочном фундаменте любви и милосердия к ближнему.
Только любовь к человеку может поддерживать у врача постоянное желание оказания помощи своим пациентам, не смотря на тяжесть их заболеваний, на их принадлежность к социальному слою, их характеру и т.д. Любовь и только любовь может вызывать в людях, врачах, истинное бескорыстное желание оказывать помощь нуждающимся, без всяческих моральных и волевых усилий.
Любовь - это чувство, приобретающее свое настоящее значение тогда, когда оно становится действием. В Библии этому посвящены удивительные по своей силе и наполненности слова: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ...» (первое послание коринфянам 13, 4-8).
Пока молодой врач побуждается к деятельности внешней необходимостью, не перешедшей в его внутреннюю потребность, не ставшей его собственной волей, он действует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.
Преподаватели РязГМУ вооружают студентов системой научных знаний, умений, навыков, предусмотренных учебными программами, развивают внимание, память, наблюдательность, воспитывают волю, умение творчески мыслить, что оказывает большое влияние на их мировоззрение и идеалы.
В нашем университете, как известно, одним из профилирующих изучаемых дисциплин является химия, но изучении химии невозможно без знаний математики. На кафедре математики, физики и медицинской информатики студенты развивают свое логическое и абстрактное мышление, упражняют свой мозг, учатся со-
образительности, целесообразности, четкости, последовательности, точности, вариативности, терпению, трудолюбию.
В познании точных дисциплин, таких как математика, ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям, что требует развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать. Здесь студенты усваивают основное правило: благодаря труду, большому труду, терпению, выдержке, наблюдательности, поддается решению любая, самая трудная математическая задача, что помогает впоследствии молодым врачам использовать это в любой жизненной ситуации. Знания по информатике, физике позволяют будущим врачам осваивать новую современную медицинскую технику, облегчающую труд врача.
Быстрое, грамотное, гибкое, многовариативное мышление - залог успеха молодого доктора. Решая конкретную задачу, поиск оптимально целесообразного способа действий включает процесс мышления. Более успешными в этом процессе всегда бывают студенты владеющие умением внимательного наблюдения и терпения. Наблюдательность необходимое качество в работе врача. И.П. Павлов предложил начертать на здании одной из своих лабораторий слова: «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность».
По дисциплинированности, ответственности, решительности, душевным качествам, культурному уровню преподаватель должен быть образцом для студентов, будущих врачей.
Способность педагога владеть речью во многом обуславливает качество, продуктивность учебно-воспитательной работы. Речь каждого преподавателя должна отличаться грамматической правильностью, логической стройностью, ясностью и доступностью, эмоциональной выразительностью, точностью, конкретностью, умеренным темпом. Совершенно недопустимо, чтобы речь преподавателя была вялой, монотонной, скучной. Преподаватель обязан вносить творчество в процессе своего труда, особенно, когда его работа направлена на образование
студентов медицинского университета, в большей степени гуманитариев по своей сути.
Творческий преподаватель - это педагог, ищущий новые оригинальные методы обучения и воспитания и новые пути активизации деятельности учащихся на всех этапах учебной работы, - это наставник, постоянно обогащающий свой ум новыми знаниями, совершенствующий свое мастерство.
По мнению великого русского писателя А.М. Горького, человек по своей натуре является художником. Человек устроен таким образом, что он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту. Эстетическое начало, гармония изначально заложены в самом человеке, в его труде, в деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности.
Осознание и переживание труда как единого целого физических и духовных сил, как явление возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляет фундамент эстетического развития личности.
Для того чтобы труд врача не превращался в монотонность и рутину, а приносил врачу и его пациенту положительные эмоции, удовлетворение, пользу, этот труд должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью - оздоровление больного, отмечен красотой и точностью движений, строгой рациональностью в трате времени, вдохновением, увлеченностью, гармонией физических движений, внешнего вида врача. Все это способствует формированию внутренней духовной красоты, проявляется в ритме, четкости, радости, самоутверждении. Духовная красота воспринимается и оценивается людьми как большая эстетическая ценность.
Деятельность, связанная с учебным процессом, студенту может доставлять много эстетических впечатлений. В математике, например, нередко говорят «красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность и гармония.
Есть своя эстетика в искренних, здоровых человеческих взаимоотношениях между студентами и преподавателями, между самими учащимися. Примитивные, грубые, неискренние отношения между людьми глубоко ранят человека и оставляют свой печальный след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, доброжелательные отношения преподавателей и студентов, справедливая требовательность, способствуют процессу воспитания и образования будущих врачей в духе высокой культуры, эстетики и морали.
Развитие эстетической культуры тесно связано с образовательно-воспитательным, профессиональным процессом. В медицинском ВУЗе работает студия художественной студенческой самодеятельности, где учащимся прививается чувство прекрасного. В творческой студии студенты учатся слаженным, гармоничным движениям танца, тем самым развивая в себе чувство ритма; учатся петь; совершенствуют грамоту выразительного, эмоционального чтения стихов, учатся слушать и слышать музыку поэтического слога. Играя роль в художественной сценке, молодые люди осваивают мастерство перевоплощения и особенно эмоционально отзываются на патриотические произведения, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, любящие свою страну, свой народ, свое дело.
В РязГМУ им. акад. И.П.Павлова широкое распространение имеют творческие вечера, беседы. Встречи, лекции «за круглым столом», с людьми, непосредственно работающими в области культуры и искусства.
Эстетическое воспитание в нашем ВУЗе, являясь одной из многих частей целостного образовательного процесса, призванного сформировать у будущих врачей стремление и умение строить свою жизнь по законам «добра и красоты».
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию в искусстве и действительности. В процессе эстетического развития у студентов происходит формирование художественных представлений, взглядов и
убеждений, обеспечивающих понимание истинных эстетических ценностей. Наши студенты охотно знакомятся с шедеврами мирового искусства, организуются коллективные поездки и походы в музеи и театры, проводятся лекции на тему «Литературное искусство, поэзия». Все это расширяет художественный кругозор, организует человеческие чувства, обеспечивает духовный рост личности, регулирует и корректирует поведение учащихся, а в будущем - молодых врачей.
Если мы, преподаватели, научили своих воспитанников, молодых парней и девушек, чувствовать красоту положительного поступка, высоту творческого труда, это обязательно положительно отразится на результатах их дальнейшей трудовой деятельности.
Врачи, нарушающие нормы общественной морали, оставляют в душе пациента неизгладимый след боли и разочарования. К сожалению, подобное явление имеет место в нашем современном мире. Так называемые «врачи», далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы, прививаемые им в ВУЗе, не стали, к сожалению, их внутренней принадлежностью.
Скульптор О. Роден: «Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает уяснить свое призвание».[2]
Постигая историю искусств, студенты учатся анализировать произведения изобразительного искусства, что дает исчерпывающий ответ на вопрос - что служило побуждающим мотивом в создании этого художественного произведения? Внимательное рассмотрение творческой работы художника позволяет раскрыть идеалы, которыми руководствовался художник в своей изобразительной деятельности.
В РязГМУ им. акад. И.П. Павлова регулярно проводятся спортивные состязания, которые возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества.
В воспитании у молодого поколения истинных идеалов - главная задача каждого педагога. Преподаватель постоянно должен стимулировать развитие волевых качеств личности, особенно необходимых нынешним студентам в будущем, для достижения высоких результатов в своей врачебной практике.
Готовность и решимость личности достигать поставленные цели непосредственно связано с волей. Она представляет собой несводимую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основной функцией которой является регуляция поведения и деятельности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сластенин В.Л., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Миляков Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, - 4-е изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. 512с.
2. Кузин В.С. Психология, учебник. - М.: «Высшая школа», 1974. 280с.
3. Лихачев Д. Я вспоминаю. - М.: Прогресс, 1991. 256с.
4. Хьелл Лари А., Зиглер Дэниел Дж. Теории личности.- СПб.: Питер, 2000. 608с.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.2: Психология образования. 608с.
REFERENCES:
1. Slastenin VL., Isaev IF., Mishhenko AI., Miljakov EN. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij [Pedagogy: Textbook for students of teacher training institutions], - 4-e izd. - M.: Shkol'naja Pressa, 2002. 512s. (in Russian)
2. Kuzin VS. Psihologija, uchebnik [Psychology, textbook]. - M.: «Vysshaja shkola», 1974. 280s. (in Russian)
3. Lihachev D. Ja vspominaju [I remember]. - M.: Progress, 1991. 256s. (in Russian)
4. H'ell Lari A., Zigler Djeniel Dzh. Teorii lichnosti [Theories of personality] .-SPb.: Piter, 2000. 608s. (in Russian)
5. Nemov R.S. Psihologija: Ucheb. dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij: V 3 kn. [Psychology: Proc. For the stud. Supreme. Ped. Training. Institutions: In 3 kn] - 4-e izd.- M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000. - Kn.2: Psihologija obrazovanija. 608s. (in Russian)