УДК 372.862 ГАВРИЛЕНКО А.П.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра архитектуры, Орловский государственный университет имени КС. Тургенева E-mail: [email protected] ВОЛКОВА Л. А.
кандидат архитектуры, доцент, кафедра архитектуры, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТАРАНЕНКО А.И.
доцент, кафедра архитектуры, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 372.862 GAVRILENKO A.P.
Candidate of pedagogics, associate professor, department of architecture, Orel State University named after
l.S. Turgenev E-mail: [email protected] VOLKOVA L.A.
Candidate of architecture, associate professor, department of architecture, Orel State University named
after l.S, Turgenev E-mail: [email protected] TARANENKO A.I.
Associate professor, department of architecture, Orel State University named after l.S. Turgenev E-mail: [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНЫХ
РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
THE SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF ORTHODOX
RELIGIOUS VALUES
Только в педагогически организованном процессе в решках современного инновационного образовательного процесса возможно возрождение русской православной культуры, совершенствование системы духовно-нравственного воспитания молодежи на исконно русских православных традициях, осознанное восприятие и принятие ими национальных и общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова: русская православная культура, духовно-нравственное воспитание, национальные и общечеловеческие ценности.
Only in a pedagogically organized process within the framework of modern innovative educational process, it is possible to revive the Russian Orthodox culture, to improve the system of spiritual and moral education of youth in the age-old Russian Orthodox tradition, conscious perception and acceptance of national and universal values.
Keywords: Russian Orthodox culture, spiritual and moral education, national and universal values.
Решение проблемы возрождения русской православной культуры невозможно без инновационного развития и совершенствования системы духовно-нравственного, эстетического воспитания молодежи на исконно русских православных традициях. Ценностью государства должна стать личность, способная творчески решать стоящие перед ней задачи, обладающая духовным богатством и высокой нравственной культурой.
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения как основы национального самосознания является одной из первостепенных ключевых задач современной государственной образовательной политики Российской Федерации и представляет собой важный компонент социального заказа образованию. Законопослушность, доверие власти, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Содержание духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. В целом, это сложный, многоплановый процесс, который неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [7].
Для людей, живущих в России, очевидно, что они не могут считать себя вполне образованными и культурными, если они не просвещены знаниями о духовной культуре Отечества, неразрывно связанной с Православием.
Только в педагогически организованном процессе в рамках современного инновационного образовательного процесса возможно духовно-нравственное развитие и становление личности гражданина России,
© Гавриленко А.П., Волкова JI.A., Тараненко А.И. © Gavrilenko А.Р., Volkova LA., Taranenko A.I.
осознанное восприятие и принятие им национальных и общечеловеческих ценностей: семейной жизни; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий, (включая Православие); особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни культурно-регионального сообщества: российской гражданской идентичности; всего мирового сообщества. При этом важным этапом развития национального самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения [7].
Таким образом, национальная образовательная система в России не может устраниться от духовного и нравственного воспитания личности в контексте православных религиозных ценностей. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.
Анализ состояния духовно-нравственного воспитания в вузах страны показал, что обучение, основанное на изучении православного культурного наследия молодым поколением в России жизненно необходимо, так как для большинства жителей страны православие - основа национального самосознания, основа нашего духовного бытия.
В программу школ и вузов России постепенно включаются предметы, которые, с одной стороны, призваны приобщить детей к традиционным духовным ценностям, а с другой - раскрыть заложенные в каждом человеке лучшие духовные качества. Преподавание истории русской православной культуры в ряде вузов нашей страны показал, что и сегодня усилия преподавателей направлены на поиск путей совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов [8].
Однако нужно обязательно сказать и о том. что есть дисциплины, которые затрагивают проблемы духовно-нравственного воспитания, и читают их не только священники, но, в большинстве своем, и светские люди, которые являются не только преподавателями философии, истории, но и педагогами в области архитектуры и. при этом, имеют ещё огромное внутреннее желание внести свой вклад в укрепление духовности.
У Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству [8].
Поэтому нет ничего страшного в том, что студенты удивляются, когда помимо обычных предметов им кто-то рассказывает о вечных истинах, без которых трудно представить дальнейшее существование человечества с христианской точки зрения. Желание познать неизведанное. открыть непознанное, рождает настоящий живой исследовательский интерес. И. заражаясь таким здоровым интересом к исследованию нового и не по-
знанного, очень многие студенты становятся не просто внимательными слушателями, но и активными участниками изучения данных дисциплин.
Но все же, главной задачей видится не простая передача знаний, а возможность воплотить их в жизнь, особенно на занятиях по профессиональному макетированию. Студенты, будущие архитекторы, во время ведения таких дисциплин становятся более сознательными, они учатся выражать свою позицию, аргументировать выдвинутые идеи и, что крайне важно, соглашаться с теми ошибками, которые они невольно допускают.
Все более и более погружаясь в изучение религиозных и духовных мотивов с одной стороны, а с другой - культурных традиций нашего Отечества, многие ищут возможности каким-то образом сделать для других чего-нибудь полезное.
Такие студенты выезжают в детские дома, проводят благотворительные акции и аукционы по продаже изделий своего творчества и на вырученные деньги покупают подарки для детей сирог на Новый год. А в летнее время во время практики помогают в строительстве храмов, уборке городских парков. И здесь уже не может быть формального деления преподаватель - студент, есть лишь общее стремление к добру, милосердию, состраданию, любви к ближнему.
Современное преподавание дисциплин архитектурной направленности, затрагивающих проблемы духовно-нравственного воспитания и развития молодежи, отличается своим содержанием методики, что связано с той или иной концепцией архитектуры, принятой в данном вузе. Но все они, так или иначе, сохраняют основную идею - сформировать и развить мышление и творческие способности будущих архитекторов, сделать их кругозор более широким, а профессиональные умения и навыки более высокими.
Однако до сих пор в учебных программах проблема целенаправленной как творческой подготовки, так и духовно-нравственного религиозного воспитания молодёжи на исконно русских православных традициях, недостаточно обозначена. Это обстоятельство требует глубокого осмысления причин такого положения и поиска способов, путей и средств, необходимых для их устранения.
Введение в учебный план Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» учебной дисциплины «История пространственных искусств» на кафедре «Архитектура», имеет следующие цели и задачи:
- сделать архитектуру неотъемлемой частью процесса подготовки будущего специалиста на основе духовно-нравственного и художественного воспитания личности с учётом потенциальных возможностей каждого студента;
- решить задачу помощи в распознавании подлинного источника нравственности - Православия;
- формирование осознанной необходимости в нравственном совершенствовании.
Безусловно, преподавание дисциплины «История пространственных искусств» носит, в первую очередь, просветительский характер. Она призвана ввести студента в традиционное культурное пространство нашего Отечества, раскрыть основные христианские нравственные ценности, на основе которых исторически была сформирована наша национальная культура, сделать его готовым к различным вызовам современного мира.
При разработке учебной программы данной дисциплины авторы исходили из того, что профессиональное образование - это не только передача суммы знаний основ фундаментальных и специальных наук, но и формирование индивидуальной культуры посредством усвоения общечеловеческой культуры, развитие в этом процессе природы самого обучающегося, раскрытие его возможностей и творческих потенций, культивирование духовно-нравственных и эстетических ценностей как основы всей продуктивной деятельности, интеллектуального и эстетического развития, пробуждения гражданской активности и инициативы [1,2].
Архитектура, как проектная дисциплина, является наиболее важной, теоретически осмысленной деятельностью студента в области создания эстетически совершенных объектов, спроектированных и оформленных с учетом законов красоты. Духовно-нравственная, художественно-эстетическая, потребительная ценность любого сооружения привносится именно через проектные решения. И здесь особенно высокие требования должны быть предъявлены к преподавателю вуза, который призван развивать у студентов чувство прекрасного, формировать высокий художественно-эстетический вкус, а также, способный быстро реагировать на новые условия нашей жизни разработкой научных подходов в обучении и воспитании, базирующихся на православных традициях русской культуры, православных религиозных ценностях.
Бытует не совсем верное мнение: чтобы видеть искусство, надо иметь прирождённый вкус. Вкус, а точнее, эстетический вкус - это не врождённое качество личности, а характеристика способности человека воспринимать, понимать и оценивать эстетические особенности конкретных предметов и явлений в природе, в общественной жизни, в продуктах материального и духовного производства, в художественном творчестве. Эстетический вкус воспитывается путём постоянного общения с искусством - миром, который учит красоте, гармонии, умению видеть прекрасное в совсем обыденных вещах. Развитие эстетического вкуса всегда находится в тесной связи с общим духовно-нравственным, культурным уровнем человека. Хороший эстетический вкус означает способность человека получать наслаждение от подлинно прекрасного [4].
Педагог передаёт студенту не только знания и профессиональные умения, а приобщает его к определённой культуре, человеческой культуре. Возникает вопрос, так ли уж нужно включать в методику преподавания дисциплины «История пространственных искусств» макетирование христианских соборов, церквей.
монастырей и других культовых сооружений?
Задаваясь подобным вопросом, следует задумываться о том, что церкви пусть изначально и были лишь местом, где люди собирались, чтобы сообща вознести молитвы Господу и принять участие в богослужении, являлись еще и памятниками искусства своего времени, а их возведение становилось событием в истории русской православной архитектуры. Сегодня мы восторгаемся этими памятниками, называя их выдающимися произведениями искусства или уникальными объектами архитектуры.
Каждый храм на Руси - это портрет века, в котором он был построен. Древние зодчие всегда вкладывали в сооружение самое лучшее, что было у людей того времени. Выбрав место для храмов, церквей, монастырей, монахи всегда приглашали для их строительства и оформления талантливых архитекторов, лучших резчиков по камню и дереву, известных художников, кузнецов. Все эти мастера - наши предки - делали резьбу по камню и дереву, создавали фрески, кресты на куполах, колокола и ограды виртуозно - с верой в красоту и в Бога [3,5].
В годы советской власти огромное число храмов было разрушено и поругано, сожжено и раскатано по бревнам, отдано под клубы и склады, оставалось в запустении. Для оздоровления общества необходимо привести наши святыни в хорошее состояние. Если не сделать этого сейчас, то многие, особенно деревянные святыни скоро разрушатся, как уже исчезли безвозвратно сотни храмов и церквей по всей России. Нам выпала честь найти эти храмы. СОХРАНИТЬ И ПЕРЕДАТЬ ПОТОМКАМ.
Работа над созданием проектов по воссозданию и реконструкции храмов сможет объединить неравнодушных людей, стремящихся сохранить древние святыни Православия и памятники древнего зодчества в Орловской. Воронежской. Архангельской и других областях нашего Отечества.
Таким образом, исходя из поставленных выше целей и задач, в учебную программ}' освоения практической части дисциплины «История пространственных искусств» студентам предлагалось разработать и создать макет-реконструкцию наших уходящих христианских святынь в технике бумагопластики, а также, предложить свою концепцию создания проекта православного духовно-культурного центра (ПДКЦ) в комплексе с храмом. В этом центре молодые люди получат возможность познакомиться с православным вероучением, приобщиться к искусству, смогут узнать что-то новое и важное, обменяться знаниями, опытом, мнениями. участвовать в различных мероприятиях, получат возможность для творчества и самовыражения, смогут с пользой проводить свое свободное время, что благотворно скажется и на их духовном развитии.
И что удивительно, большинство студентов, работая над созданием макета, не только подтвердили свое желание и потребность обратиться к истории русской духовной культуры, проникнуть в тайну происхождения мира, человека и в смысл бытия, но и попытались пере-
сказать все это средствами архитектуры.
Основываясь на полученных знаниях по истории русского православного зодчества, знании русской иконописи, фресковой живописи, православных, художественных традиций со всеми компонентами - иконографией, символикой, атрибутами изображений, приёмами изобразительного языка, обучающиеся проявляли творческие подходы, как бы заново воссоздавая храмы; выдвигали оригинальные решения, соблюдая при этом традиции и каноны русского православного церковного строительства. При работе над данной темой студенты ставили перед собой и решали сложнейшие задачи.
В процессе макетирования, выполняя макеты православных храмов, работая над созданием проектов по их реконструкции, студенты актуализировали собственные идеалы; подвергали анализу сам процесс развития древнерусской православной архитектуры, пытаясь отобразить своё представление о культурных религиозных ценностях, заложенных в христианской культуре. Отсюда - чёткая структура построения макетов храмов, куполов церквей, часовен.
На занятиях важно готовить молодых людей принимать вещи такими, какие они есть. Говорить, что белое есть белое, а черное - черное. Что эгоизм, зависть, безудержная тяга к наслаждениям, гордыня, гнев ведут к разрушению личности и целого общества. На против же, любовь, доброта, желание помочь и понять ближнего, воля к добру, милосердие, воздержанность и понимание меры необходимого - залог гармоничного и счастливого развития любого человека.
Макетирование в технике бумагопластики формирует способность нестандартного мышления и аналитический характер деятельности. Макет - это основной узел, где пересекаются исследовательская и проектная деятельность. Он выступает как носитель конструктивно-образного и логического мышления автора.
Основными требованиями в работе над созданием макетов из бумаги являются: простота формы и экономичность решения, продуманность пропорций, правильное использование механических свойств бумаги, высокое качество исполнения и культура подачи (высокое исполнительное мастерство). Только при выполнении этих условий будет получаться четкая, конструктивная и законченная форма сооружения, логически обоснованная в декоративно-ритмическом, пропорциональном и эстетическом отношении. А гарантия успешного и грамотного выполнения макета - в его целостности, художественной целесообразности и функциональной выразительности [4].
В процессе проектирования используются различные макеты - черновые и поисковые, с помощью которых студент материализует свои первые представления об изделии до выполнения демонстрационного (чистового) макета, представляющего результат проектирования. С помощью черновых и поисковых макетов определяют и отрабатывают в деталях проектное решение.
Черновые и поисковые макеты самые простые по технологии и материалам. Изготовление макетов из бумаги (материала наиболее доступного и обладающего хорошими пластическими свойствами) не требует специального оборудования и сложных навыков работы.
Заключительной стадией проектирования является изготовление демонстрационного (чистого) макета. С помощью чистового макета закрепляют ранее найденное решение. По нему можно оценить результаты проектирования с производственной, экономической и потребительской точек зрения.
Следует отметить, что занятия по макетированию в технике бумагопластики вырабатывают такие качества как: усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, что особенно важно для формирования личности молодых людей, их профессионального становления.
Одним из основных материалов, используемых студентами в практической работе, служила бумага - материал, обладающий великолепными конструктивными и пластическими свойствами. Технология макетирования из бумаги как особый вид творчества предполагает наличие суммы сведений из различных областей искусства: умение читать простейшие чертежи и схемы, достаточно развитое логическое и художественно-образное мышление, способность чувствовать пространственную среду.
Ещё одна из особенностей предлагаемой методики обучения студентов - это использование при макетировании бумаги только чисто белого цвета. И это не случайно. Известно, что цвет - это форма, с которой исторически начиналось освоение красоты человеком. Цветное, яркое привлекает внимание, недаром, чувство цвета является самым популярным эстетическим чувством. Однако есть удивительная особенность чисто белой бумаги: белизна бумаги, преобразованной в полу
- или объёмную конструкцию, вбирает в себя тончайшие нюансы цветовых рефлексов окружающей среды, что оказывает потрясающее воздействие на зрителя; происходит удивительное духовное единение изображаемого в композициях и макетах со зрителем.
Существуют тысячи оттенков белого, и человеческий глаз способен воспринимать многие из них. И если осветить, например, макет русского православного храма лампой искусственного освещения, то изделие получит двустороннюю цветовую характеристику. Со стороны источника дневного света (окна) оно будет голубоватым, а со стороны лампы искусственного освещения - желтовато-оранжевого оттенка. Это обогащает колористическое состояние изделия в целом. Белый цвет
- самый светоносный и всепроницающий из всех цветов и, поэтому, ассоциируется с душевной чистотой и целомудрием, в нём есть особая, строгая красота.
Если человек способен видеть красоту, то и душа его становится намного чище и светлее, так как все творческие свершения и победы, стремления к самосовершенствованию и самореализации православного христианина связаны с именем Христа, обращены
к нему. Реальным подтверждением тому являются выставки - презентации творческих работ, выполненные студентами с подчёркнутой индивидуальностью их творческой деятельности, имеющие неподдельный интерес у посетителей.
Таким образом, главная задача в методике преподавания дисциплины «История пространственных искусств» заключается в том, чтобы научить студентов самостоятельно реализовывать теоретические знания по основам архитектуры в способность профессионального творчества, позволяющую посредством мыслительной и художественно-практической деятельности, трансформировать определённые, эстетически значимые, духовно-нравственные понятия в ценности
материально-художественной культуры.
Приобщение молодежи к духовной культуре способствует воспитанию любви к Отечеству, чувства собственного достоинства, гордости за свою историю, за свои корни - христианские ценности.
Воспитание ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религий, норм морали и нравственности, человеческого достоинства, в конечном счете, будет способствовать взаимообогащению и взаимоуважению различных культур.
Это счастье - видеть, как люди радуются, соприкасаясь с искусством, как возрождается духовность...
Библиографический список
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е
изд. М.: Просвещение, 1977. 30 с.
2. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учебное пособие дня студентов и преподавателей педагогических вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей, Иваново: ИПК и ППК, 2001. 124 с.
3. Неделин В.М., Ромашов В.М. Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Книга вторая. Орел: «Вешние воды», 2009. 192 с. Прил.: 88 с.
4. Нестеренко О.II. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994. 315 с.
5. Шшявский B.II, Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. Архитектура. С., 2003. 512 с.
6. Церкви и монастыри города Орла : библиографический справочник / Орловская обл. публ. б-ка им. И. А. Бунина ; [сост.: Попов О. Н, Реуцкая Р. П., Сидоров В. Г.]. Изд. 2-е, доп. Орел : Фолиант, 2007. 96 с.
7. Православный ученый в современном мире. Ценности православного мира и современное общество: сборник материалов Г/МНПК, 25-26 сент. 2015 г., Салоники, Греция. Воронеж: ИСТОКИ, 2015. 330 с.
8. [Электронный ресурс] www.patriarchia.ru. Официальный сайт московского патриархата.
References
1. LeontievA.N. Activities. Consciousness. Personality. 2nd ed. M .: Education, 1977. 30 p.
2. Muraveva G.E. Teaming Technologies Design: A manual for students and teachers of pedagogical universities, students and teachers training courses of teachers. Ivanovo: IPK and PPK, 2001. 124 p.
3. Nedelin V.M., Romashov IA I. Architectural antiquities of the Orel region (bygone). Book Two. Orel: "Spring Water", 2009. 192 p. App .: 88 p.
4. Nesterenko O.I. Brief Design Encyclopedia. M .: Young Guard, 1994. 315 p.
5. Pilyavsldi VI., Tietz A.A., Ushakov Yu.S. The history of Russian architecture: textbook for high schools. Architecture. C, 2003. 512 p.
6. Churches and Monasteries of Orel: bibliographical reference / Orel regional public library named after I.A. Bimin; [Ed .: Popov O.N., Reutskaya R.I.,. Sidorov V.G.]. Ed. 2nd, ext. Orel: Folio, 2007. 96 p.
7. Orthodox scholar in the modem world. The values of the Orthodox world and modem society: a collection of PBMCs IV materials, Sept. 25-26. 2015 Thessaloniki, Greece. Voronezh: ORIGINS, 2015. 330 p.
8. [Electronic resource] www.patriarchia.nl. The official website of the Moscow Patriarchate.