Научная статья на тему 'Роль преподавателя - математика в становлении личности врача'

Роль преподавателя - математика в становлении личности врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ЦЕЛОСТНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-МОТИВИРОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТА / THE EDUCATIONAL PROCESS / THE ROLE OF THE TEACHER / A HOLISTIC VIEW OF THE WORLD / INDIVIDUALLY MOTIVATED STUDENT RATIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова О. А., Прохорова Е. В.

Рассматриваются роль преподавателя ВУЗа в обучении дисциплин кафедры, вопросы, связанные с индивидуально-мотивированным отношением студентов к собственному обучению, его высоким моральным качествам при формировании профессионального уровня специалиста и личности врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MATHEMATICS TEACHER IN THE DEVELOPMENT OF DOCTOR''S INDIVIDUALITY

We consider the role of the teacher training college in the Department of disciplines, issues related to the individually motivated attitude of students to their own learning, his high moral qualities in the formation of the professional level of professional and medical identity.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя - математика в становлении личности врача»

УДК 159.923.5 © Назарова О.А., Прохорова Е.В.,2016

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - МАТЕМАТИКА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА

Аннотация. Рассматриваются роль преподавателя ВУЗа в обучении дисциплин кафедры, вопросы, связанные с индивидуально-мотивированным отношением студентов к собственному обучению, его высоким моральным качествам при формировании профессионального уровня специалиста и личности врача.

Ключевые слова: образовательный процесс, роль преподавателя, целостное миропонимание, индивидуально-мотивированное отношение студента.

©NazarovaO.A., ProkhorovaE. V.,2016

THE ROLE OF MATHEMATICS TEACHER IN THE DEVELOPMENT OF DOCTOR S INDIVIDUALITY

Abstract. We consider the role of the teacher training college in the Department of disciplines, issues related to the individually - motivated attitude of students to their own learning, his high moral qualities in the formation of the professional level of professional and medical identity.

Key words: the educational process, the role of the teacher, a holistic view of the world, individually - motivated student ratio.

Главной целью развития системы медицинского образования на современном этапе является формирование специалиста, готового к самостоятельной врачебной практике в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения. Для достижения поставленной цели предполагается существенное материально-техническое переоснащение отрасли: создание медицинских информационных систем нацеленных на высокотехнологичную медицинскую помощь. Где обучение и работа, возможна лишь при усло-

вии основательной подготовки по дисциплинам естественнонаучного цикла в процессе обучения в медицинском вузе. В связи с этим принципиальный смысл приобретает личностно-ценностный аспект образования. В процессе обучения студентов медицинского ВУЗа физике, математике, медицинской информатике должны использоваться инновационные технологии.

Однако качественная учебная и трудовая деятельность врача невозможна без основательной подготовки по дисциплинам естественнонаучного цикла в процессе обучения в медицинском вузе.

Врач - это первый человек, в руки которого попадает новорожденный. И жизненно важно, чтобы эти руки были чистыми, добрыми, теплыми, умными. Мы, работники мед. ВУЗа: руководители, преподаватели и т. д., несем на себе большую ответственность и чувство долга, чтобы эти «руки врача» состоялись и оставались всегда чистыми и честными.

Мы - преподаватели математики, изо дня в день вносим частицу своих знаний, своего опыта, принимает почетное участие в формировании личности настоящего врача. Понятие настоящий врач тесно связано с понятием «Человек с большой буквы Ч». Образовать высоконравственную личность врача - нелегкая задача для всего медперсонала и для самого студента - медика. Мы, наставники, должны выполнить перед будущим Врачом свой долг: научить его быть человеком и врачом. Микроклимат ВУЗа, впитавший в себя все лучшее от предыдущих поколений, является благоприятной средой для профессионального роста будущих врачей.

Преподаватель - это не только учитель научной дисциплины, это воспитатель и наставник.

Наш великий поэт А.С. Пушкин высоким слогом выразил свое отношение к воспитательной роли в его судьбе своего любимого учителя, профессора нравственных наук А.П. Купицина Царскосельского лицея: «Он создал нас, он

воспитал наш пламень... Заложил краеугольный камень, им чистая лампада возжена».[1]

Как нельзя обучать, не показывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников сложной системой математических знаний и навыков.

Профессия преподавателя ВУЗа особенно ответственна и почетна, гуманистична по сути, оптимистична по духу, проникнута верой в большие интеллектуальные и творческие силы и возможности студентов - медиков.

Высокий уровень адаптации выпускника медицинского вуза на рабочем месте может быть обеспечен только на основе качественной подготовки по всем направлениям, развитой логики мышления и умения применять полученные знания на практике. Требования к естественнонаучной подготовке особо оговариваются в документах, определяющих квалификационные характеристики современного врача - разного рода компетенции (ОК, ПК). Это связано с продвижением в систему медицинского образования последних достижений естественных наук, имеющих общенаучное значение, содействующих формированию у будущих врачей целостного миропонимания и естественнонаучного стиля мышления, позволяющих повысить качество их фундаментальной подготовки. Современный этап развития общества характеризуется качественным изменением деятельности врача, которое связано с широким внедрением в эту деятельность математических моделей, имеющих место в медицинской практике.

Огромную роль играют базовые курсы естественно-математических и медико-биологических дисциплин - такие, как химия, биология, физиология, физика, высшая математика, медицинская информатика.

Естественнонаучные знания в значительной степени определяют возможности и степень готовности специалиста в освоении частных медицинских методик, новых медицинских технологий. Скорость, с которой происходят об-

новления естественнонаучных знаний, обусловливает необходимость не только их изучения, но и эффективного применения, а это, в свою очередь, требует обучения умению будущих специалистов учиться в процессе своей профессиональной деятельности, и существенная роль в решении данной задачи принадлежит педагогической науке в системе высшего медицинского образования.

Время течет как река, изменяя все на своем пути, привнося в жизнь мед. ВУЗа что-то новое и унося в прошлое многое хорошее, доброе, приобретаемое многочисленными годами: открытость людей, искренность, иногда добропорядочность, к сожалению. Мы - преподаватели, руководители и др. работники ВУЗа, каждый, находясь на своем месте должны не только перед самим собой, перед друг другом, перед студентами, но в первую очередь перед историей своей страны, своей Родины, быть достойными последователями великих учителей, врачей, ученых, отдавших свой великий труд во благо развития науки, прогресса и всего необходимого для жизни людей.

Новое время меняет климат не только в природе, но и в жизни каждого человека, общества, института. Перемены, связанные с прогрессом во всех сферах науки и искусства - это наша радость, гордость и надежда на лучшее. К большому сожалению «река времени» привнеся в жизнь людей, в жизнь учебных заведений, других социальных институтов большие удобства, связанные с инновациями, беспощадно уносит в небытие много хорошего, связанного с понятием «Человечность» Мы - преподаватели старшего поколения, приходившие свои учебные программы по советской социалистической программе, впитавшие в себя все лучшее из социалистического образования обязаны уметь противостоять уходу всего лучшего, что было в системе социалистического образования.

Мы - дети СССР, запечатлевшие в своей памяти лучшие образцы педагогического поведения, межличностных отношений, участники образовательных процессов, должны каждодневно делать свое дело честно, опираясь на опыт

лучших наших учителей. Все, что есть в современной школе образования ВУЗа вольно и невольно воспитывает и формирует нашего студента. Молодые люди, девушки и парни, всеми своими органами чувств наблюдают, запоминают, чувствуют, думают, подражают, очаровываются и наоборот приспосабливаются ит.д. Они впитывают в себя ту атмосферу, которая влияет на их характер, взаимопонимание, отношение к себе и к окружающему миру.

Мы - преподаватели, должны каждодневно оттачивать свой опыт, полученный в течение лет и десятилетий, стараться быть друг для друга хорошим примером, учиться друг у друга, перенимать лучшее, доброе, во благо себе и окружающим нас людей.

Кафедра математики на сегодняшний день достигает успехов в преподавательской деятельности с помощью использования своих многолетних наработок, а также наработок и идей передовых специалистов, владеющих педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы студентов - медиков к математике, умеющие создавать на занятии атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах всей группы.

Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н. Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитываешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния». [2]

Коллектив кафедры МФиМИ в нашем ВУЗе разновозрастный - это люди, умудренные жизненным опытом, люди зрелого возраста и молодые преподаватели. Все мы, преподаватели разных поколений, и это хорошо, что мы, старшее поколение, можем учиться у молодых, а молодое поколение у нас, людей с

жизненным и профессиональным опытом. У нас, преподавателей, общая задача: учить и воспитывать не только студентов, но и самих себя. Процесс образования человека непрерывен, длиною в жизнь. Кафедра математики в мед. ВУЗе - одна из кафедр, вносящая свой вклад в образование молодого поколения врачей.

Математика - "царица всех наук". Медицина тесно связана с математикой. Из физики развилась такая наука как биофизика, изучающая действие физических факторов на живые организмы, цель которой - создание фундамента практической медицины, установление прочной связи медицины с точными науками, а математика представляет собой основу для моделирования физических, химических, биологических процессов. Она как воздух необходима как для обработки статистических данных в ходе наблюдения за пациентами и составления отчетов, и для научной работы врача, отслеживания динамики заболевания.

Однако в последние годы отмечается затруднение, и непонимание целей студентами-первокурсниками. В качестве основного фактора, специалисты выделяют значительную степень оторванности содержания и форм традиционного курса обучения от возрастных и личностных потребностей студентов. Мотивация на первых курсах весьма низкая, да и та - внешняя (зачет). Медицинская информатика математика и физика в медицинском вузе, как правило, не осознаётся студентами как одна из профильных дисциплин. Они не видят ценностно-смысловых аспектов ее изучения, путей дальнейшего использования знаний, приобретенных при изучении физики и математики в профильных дисциплинах. Процесс обучения не осознается студентами как целостный, между компонентами которого существуют преемственные связи. Кроме того, с каждым годом возрастает дефицит времени, отводимого для изучения огромного объема содержания учебного материала по физике, математике, информатике.

Одной из важнейших дисциплин, изучаемых в медицинских вузах в последнее десятилетие, является медицинская статистика. Ее развитие идет не

только в соответствии с традициями этой дисциплины, но и в тесном взаимодействии с развитием и достижениями математической статистики, информационных технологий. Знание медицинской статистики и опыт ее использования необходимы каждому врачу, в медицинских научных исследованиях, при работе в медицинских информационных системах.

Однако освоение медицинской статистики первокурсниками пока еще слабо мотивировано. Роль этого предмета для студента неясна и связана с тем, что, обучаясь на первом курсе, они недостаточно представляют области применения математической статистики в медицине и вследствие этого мало заинтересованы в освоении изучаемого материала. Сейчас на кафедре имеется набор учебной литературы по математике и статистике для каждого факультета. В которой представлено достаточное количество задач биологического, физиологического, медицинского содержания, адекватных уровню знаний первого курса.

Уровень знаний студентов медицинского ВУЗа в различных областях статистических методов, и в умении их адекватного использования - остается низким. Необходимо делать основной акцент в преподавании этого предмета на практическом использовании методов статистики в решении задач, приближенных к медицинским исследованиям и практическим работам студентов не только на первом курсе, но и более старших. Студентам необходимы базовые знания, для составления отчетов по профилактической и лечебной работе, подготовки аттестационных материалов для присвоения квалификационной категории.

Применение статистики необходимо для создания отчетов по практике потому, что в этих материалах требуется указывать оценки заболеваемости по нозологическим формам, количество проконсультированных и пролеченных больных за определенный период времени, число больных, прошедших курсы реабилитации, представлять соотношение обратившихся к врачу и пролечен-

ных больных, подразделять их по возрасту и полу. В таких отчетах для сопоставления обычно используются абсолютные значения (число больных, прошедших лечение в поликлинике или стационаре), а также точечные выборочные оценки, нередко с использованием доверительных интервалов, в соответствии с требованиями практики управления здравоохранением и квалификационных комиссий.

Преподавание математического статистического анализа должно сочетаться с рассмотрением и рекомендациями в области использования современных офисных программ. Математика учит молодых людей мыслить сложными категориями. Студенческое время - это плодотворное время интеллектуальных приобретений.

Кафедра МФиМИ усилиями коллектива создает все необходимые условия для тренировки мыслительной способности студентов, способствует образованию у молодого организма новый сложных нейронных связей в мозге, чем способствует развитию новых творческих возможностей для деятельности молодого человека. Творчество необходимо человеку, занятому любой деятельностью, а будущему врачу, которому предстоит лечить человека, это необходимо, как чистый воздух для легких. Мы - работники кафедры постоянно обновляем свои учебные программы, приемы, методы, в зависимости от общей подготовки вновь пришедших студентов. Кафедра МФиМИ имеет свои хорошие традиции: сотрудники щедро делятся своими творческими находками в области методических и дидактических пособий образования и воспитания. В своей работе мы руководствуемся принципом: "доступно и интересно" но не в ущерб должного базового образовательного программного материала.

Конечно, обучение должно строиться как единый, целостный процесс, ориентированный на преемственные связи общеобразовательных дисциплин с профильными. Вот и приобретает смысл личностно-ценностный аспект образования. Важнейшими ставятся вопросы индивидуально-мотивированного отно-

шения человека к собственному обучению, его уровню и качеству. При обучении студентов медицинского вуза физике, математике и информатике очень важно использовать инновационные технологии, к которым можно отнести дидактические средства обучения, ориентированные на реализацию ценностно-смысловых аспектов материала изучаемых дисциплин. Это позволит научить первокурсников понимать принципы действия медицинской аппаратуры, анализа и управления информационными потоками в медицине; точно и логически корректно формулировать научные и практические задачи; выбирать адекватные методы и инструменты для их решения, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня их адаптации к эффективной деятельности в области медицины.

Преподаватель кафедры МФиМИ по велению времени обязан хорошо ориентироваться в разных отраслях науки, основы которой преподает, знать ее возможности для решения социально - экономических, производственных и медицинских задачах, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности преподавателя кафедры является научно - педагогическое мышление, основным признаком которого является диалектичность.Это проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет преподавателю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.

Для благоприятного процесса обучения должна поддерживаться благо-распологающая обстановка на кафедре. Отношения сотрудников кафедры всегда доброжелательные, добросовестные и открытые. Насущные вопросы, диктуемые новым временем, должны обсуждаться всем коллективом до степени

приемлемости и удовлетворения интересов каждого участника взаимодействующего коллектива, объединенного одной целью: максимально обогатить нашего студента нравственно и интеллектуально, который в свою очередь, понесет по жизни то доброе и хорошее, что он получил от нас, другим людям и т.д.,чтобы доброе начало имело бесконечное продолжение. Благотворно на самочувствие студентов и преподавателей воздействует окружающая обстановка: оформление интерьеров учебных помещений, цвет, свет, цветы на подоконниках, чистый воздух, уют, тепло. Все это необходимо для эмоционального и эстетического удовлетворения потребностей студентов и их наставников. Преподаватель на каждом месте своего пребывания должен быть ответственен за "чистоту места" во всех смыслах этого выражения. Внешний вид и поведение преподавателя должны соответствовать классическому образу, переходящего из поколения в поколение, образу "человеку - учителю", умному, доброму, хорошо воспитанному и аккуратному в одежде и в поступках, достойного учить и воспитывать будущих врачей - "людей в белых халатах". Белый цвет - это символ чистоты, как белый чистый снег, как свет солнца, свечи.

Мы, сотрудники кафедры МФиМИ, давно сплоченный коллектив, имеющий хорошие традиции в труде, стараемся и должны сохранить на кафедре все лучшее, наработанное общими усилиями всех членов коллектива в течение деятельности для новых поколений.

Математика - наука точная, строгая и красивая. Красивое решение задачи демонстрирует его красоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Отношения между людьми на кафедре, преподавателями, студентами, должны быть особенно здоровыми, ведь мы взаимодействуем в стенах медицинского ВУЗа. Примитивные, черствые, неискренние отношения между коллегами, преподавателями и их воспитанниками глубоко ранят личность и оставляют след на всю жизнь. И наоборот: тонкие, дифференцированные меж-

личностные отношения, справедливая требовательность друг к другу, формируют уклад жизни кафедры в духе высокой эстетики и морали.

Поведение преподавателя в процессе образования должно пробуждать у студентов стремление утверждать красоту всюду, где они находятся. На кафедре поддерживается стремление поддерживать и преумножать красоту (информация на стендах, красивые цитаты великих людей и т.д.) Эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформулировать у будущих врачей стремление и умение строить свою жизнь "по законам красоты".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пушкин А.С. Полн. собрание соч. в 10 т. т.2 - Л, 1977, с. 351

2. Толстой Л.Н. Ед. соч. - М, 1953, с. 72

3. Кузнецов В.Г., Дорошина Н.В., Дмитриева М.Н. ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ДЕЛУ... (ПАМЯТИ М.П. БУЛАЕВА) [Электронный ресурс] / В.Г. Кузнецов, Н.В. Дорошина, М.Н. Дмитриева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 1 (12). Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.ra/art&id=199 (дата обращения: чч.мм.гггг).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.