Литература
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление// Развитие личности. 2002. № 2. с.17-23
2. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 3. с. 19-23
3. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. с. 66-85
4. Давыдова Н. Н, Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С. 49-54.
5. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. с. 3-12
6. Медуница Т. Н. Целостно-интегрированный подход к изучению предметов в начальной школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 2. С. 47-53.
7. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. № 1 (90). 2012. С. 56-65
8. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 25-30.
9. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
10. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения. // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.
11. Сиденко Е. А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.35-48.
12. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащих-ся..2012..№ 9. С. 57-64
13. Штейнберг В. Э. Теория и практика инструментальной дидактики // Образование и наука. 2009. № 7. С. 3-12
Асатрян Альберт Артушович
директор МБОУ ДОД «Армянская воскресная школа» почетный работник общего образования РФ
г.Уфа
У ^
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Л_Г
Аннотация. Автор раскрывает основные цели армянской воскресной школы: сохранение национальной самобытности (языка, истории, культуры); интеграция детей мигрантов в общероссийское культурно - образовательное пространство; укрепление межнационального согласия и дружбы в среде подрастающего поколения в контексте развития диалога культур.
Задачей системы дополнительного образования, с позиции автора, является воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение педагога ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей, эмоционально и психологически поддерживать его, обеспечивает интерес воспитанников к школе, опыт которой описывается.
Ключевые слова: Республика Башкортостан, система дополнительного образования детей, национальные воскресные школы, условия творческой работы педагогов, фестиваль дружбы
Целью моей статьи является распространение передового опыта по созданию и развитию национальных воскресных школ в системе дополнительного образования детей в различных регионах РФ, а также укрепление единства народов России и интегрирования детей мигрантов в общероссийское культурно-образовательное пространство [4,5,6].
Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и являлись наи-
более ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан - это воскресные школы, для мусульман - пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные. Название «воскресная» образовано от дня проведения занятий, они обычно проводятся в воскресный день. Есть и такой термин «одно-
дневные школы». Поэтому даже сегодня воскресная школа в представлении большинства людей - это дореволюционные конфессиональные школы различных вероисповеданий. Такие школы тоже работают при православных церквях, занимаются духовным воспитанием детей. Но в обществе есть еще и другая острая потребность, а именно необходимость сохранения родных языков тех национальностей, которые веками проживают на территории Российской Федерации [1,2,3].
Что такое национальные воскресные школы (НВШ) в системе дополнительного образования детей? Во-первых, они являются муниципальными, то есть государственными. Во-вт воскресные школы национальные воскресные школы Система дополнительного образования детей которых, мы их называем школами нового поколения, которые соответствуют современным требованиям, и их образовательный характер имеет национально-культурную направленность, где воспитательный компонент является первичным, нежели образовательный. Большое место придается внеклассной деятельности.
Система дополнительного образования детей включает в себе такие учреждения как центры, дворцы, дома, станции детского и юношеского творчества, спортивные школы, секции, которые реализуют воспитательно-образовательные программы по разным направлениям. Среди множества учреждений системы дополнительного образования в Республике Башкортостан созданы и благополучно работают два десятка национальных воскресных школ, деятельность которых, на мой взгляд, недостаточно широко освещается в РФ.
Первые НВШ в системе дополнительного образования детей появились после распада СССР и одними из первых в Российской Федерации в Республике Башкортостан в 90-х годах прошлого столетия [7,8,9].
Наша школа работает по воскресным дням на базе средней общеобразовательной школы № 10 города Уфы. Мы используем здание этой школы на основе безвозмездной аренды. В нашем распоряжении классные комнаты, спортивные и актовые залы. Созданы все условия для творческой работы педагогов, воспитательной и образовательной деятельности УДО. Совместная работа двух образовательных учреждений способствует интеграции общего и дополнительного образования, о котором сейчас так много говорится. Мы вместе организуем разные мероприятия: концерты, праздники, вечера, встречи с известными людьми. Дополнительно организуются кружковые занятия по арменоведческим дисциплинам. Два раза в неделю дети посещают эти кружки после занятий в общеобразовательной школе. Основная цель кружков - подготовка детей к различным конкурсам, фестивалям и праздникам.
Благодаря тесному сотрудничеству и интеграции общего и дополнительного образования, учителям двух ОУ удается совместно воспитать у школьников этику межнационального общения, толерантность, интернациональное и гражданско-патриотическое сознание. Мы не являемся конкурентами для средних общеобразовательных школ, а лишь дополняем друг друга.
На наш взгляд, интеграция общего и дополнительного образования закономерна, так как во многих аспектах одно не повторяет другое, а взаимно дополняет.
Каждая НВШ Республики Башкортостан уникальна, потому что в ней есть особые традиции, присущие только данному образовательному учреждению. Если школе удается занять в судьбе своего обучающегося важное место, значит, педагогам удалось создать для него атмосферу добра, тепла, уюта. Значит каждому хорошо и комфортно в этом образовательном учреждении.
В нашей воскресной школе, как и в других, имеются свои традиционные праздники, которые проводятся для того, чтобы ребенок с раннего возраста приобщался к родной культуре, знал язык и историю своего народа. На праздничные мероприятия приглашаются воспитанники других национальных воскресных школ. Эти праздники проходят в теплой интернациональной обстановке, происходит взаимопроникновение (диалог) культур, основанное на взаимоуважении и направленное на сближение народов. В условиях многонационального общества эффективна только многовариантная национально-языковая политика, которая является одним из важных компонентов межнационального согласия и мира. Проводимая в республике национальная политика основывается именно на принципах равноправия народов, уважения их культур, языка, традиций и обычаев.
Мы, педагоги, работаем на поддержание атмосферы мира, дружбы, согласия и сотрудничества в молодежной среде Башкортостана. Несомненно, небольшая толика заслуги в этом принадлежит и национальным воскресным школам Республики Башкортостан. Кроме того, в городе Уфе часто организуются городские конкурсы, фестивали, мероприятия, которые подразумевают показ культурного богатства разных народов, проживающих в республике. Мы всегда участвуем везде, где нас приглашают, и, поскольку представители различных национальностей хотят как можно красочней и интересней показать своё творчество, в итоге получается яркий фестиваль дружбы. Отрадно, что между молодыми людьми из разных школ устанавливаются дружеские отношения. И это бесценно. Участие в школьных и городских массовых мероприятиях способствует также развитию скрытых способностей наших воспитанников. Всем известно, что дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором воспитанники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Такие мероприятия лишний раз подтверждают, что в нашем городе проживают представители разных народов и культур, и участие в них повышает интерес горожан, и особенно подрастающего поколения, к активной деятельности в разных областях культуры и искусства. Диалог включает в себя готовность принятия и взаимодействия различных культур, как это показывает практика. Эти мероприятия создают условия для самоутверждения и самореализации в творческой деятельности, формируют активную жизненную позицию и развивают социальную
активность личности. Понимание данной особенности и есть первый шаг на пути к диалогу, одна из предпосылок для эффективного межкультурного взаимопонимания.
Надо отметить и то, что основными целями армянской воскресной школы являются:
1. Сохранение национальной самобытности (языка, истории, культуры).
2. Интеграция детей мигрантов в общероссийское культурно - образовательное пространство.
3. Укрепление межнационального согласия и дружбы в среде подрастающего поколения в контексте развития диалога культур.
Участие в подобных мероприятиях является неотъемлемым компонентом основного направления внеурочной деятельности нашего образовательного учреждения, ее целей и задач.
Приоритетной задачей системы дополнительного образования, в том числе и нашей школы, является именно воспитание. Ведь в процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение педагога ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей, эмоционально и психологически поддерживать его, обеспечивает интерес воспитанников к нашей школе. К нам приходят и отличники основного образования, и слабоуспевающие по основным школьным дисциплинам дети. У нас все могут оказаться в числе лидеров, потому что они, например, умеют хорошо петь, танцевать, рисовать, играть в театрализованных представлениях, уверенно держаться на сцене. Наши воспитанники выступают также с собственными импровизациями в роли ведущих концертов, вечеров и других мероприятий. Образовательные программы предполагают также подготовку детей к национальным фольклорным праздникам.
Мы стараемся формировать и пропагандировать идеологию, поддерживающую патриотизм, традиционные и нравственные ценности народов Российской Федерации, а также здоровый образ жизни.
Считаем необходимым в каждом Российском миллионном городе открывать как можно больше муниципальных НВШ системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ, где по воскресным дням организация учебно-воспитательного процесса может быть реализована посредством договора о безвозмездной аренде. В этом случае здания общеобразовательных школ будут более эффективно использоваться в плане организации занятий с детьми в свободное от основной школы время (как показывает практика Республики Башкортостан).
Свою задачу мы видим в формировании и воспитании равноправного члена Российского общества, полноценного гражданина и патриота России.
Хотелось бы напомнить, что почти 70 лет назад наши отцы, сражаясь бок о бок, вместе отстояли независимость нашей общей Родины, которая тогда называлась СССР. И я горжусь тем, что мой отец, ветеран Великой Отечественной войны, был в их числе.
Излишне объяснять, что межнациональные конфликты и разногласия - не менее коварный враг для
целостности любого государства. Мы призываем объединить усилия, чтобы в нашей многонациональной стране достойно и мирно жили и трудились, преумножая её благосостояние, носители разных культур, считающих Россию своей Родиной.
Подводя итог, нужно отметить, что межкультурный диалог и межкультурная интеграция являются важными компонентами для успешного развития современного общества, и это должно осуществляться через творчество. Участие подрастающего поколения в разнообразных праздниках, фестивалях, концертах объединяет представителей различных народов. Для нас это один из путей достижения взаимопонимания с теми, кто готов к диалогу культур. Таким образом, национальные воскресные школы вносят свою лепту в интегрирование самобытных национальных традиций в общероссийское культурное пространство и укрепление межнационального согласия.
Литература
1. Асатрян А. А. Диалог культур в процессе воспитания молодежи // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.74-76.
2. Асатрян А. А. Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.35-37.
3. Асатрян А. А., Ахоян Ш. Г. Воскресная школа как одна из форм системы этнокультурного образования. Материалы республиканской научно-методической конференции, проведенной в рамках II Съезда Ассамблеи народов Башкортостана. Диалог культур народов Башкортостана: политико-правовые, исторические, социокультурные аспекты. Уфа: АН РБ, Гилем. 2009. С. 70-82.
4. Ахоян Ш. Г. Национальная воскресная школа как часть системы дополнительного образования детей. // Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей. Уфа. 2012. 46с. С.36-37.
5. Ахоян Ш. Г. Развитие дополнительного образования детей в контексте современной образовательной политики. Материалы всероссийской научно - практической конференции. С. 245-256. Челябинск. 2011.
6. Копылова Е. А. Диалоговые стратегии в дидактическом взаимодействии как фактор смыслообразования. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 6. С. 22-27.
7. Лобок А. М., Никонова Л. М., Ярославцева Е. А. Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективности. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1.С.25-32.
8. Семенова Ю. Л. Диалог культур в билингвальном образовании как ресурс формирования коммуникативной компетенции учащихся. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3.С.45-50.
9. Фатхуллина А. Г. Роль межкультурного диалога молодежи в процессе творческой деятельности.// Педагогическое мастерство: материалы международной заочной конференции. М.: Буки-Веди, 2012. С.236-238.