самостоятельное средство представления информации. С помощью анимации можно представить поэтапное выполнение определенной задачи, а также наглядно показать объект изучения.
Помимо всех вышеперечисленных средств в обучающем процессе возможно использование презентаций, которые способны включать в себя и аудио (видео) контент, и графику, и анимацию, тем самым повышая свою информационную плотность.
Используя систему дистанционного обучения Moodle и различные средства представления информации можно создать курсы профессионально-ориентированной направленности с высокой информативностью. За счёт плюсов одних методов и средств обучения можно нивелировать недостатки других, тем самым создавая полноценные обучающие курсы.
Литература
1. Арабчикова Ю. И. Опыт использования Moodle в реализации проектного метода обучения студентов высшей школы // Новая наука: от идеи к результату, 2016. № 2-2. С. 30-32.
2. Арабчикова Ю. И. Использование игрового контента в электронных курсах, созданных на базе Moodle // Новая наука: проблемы и перспективы, 2016. № 5-2. С. 6-9.
3. Арабчикова Ю. И. Особенности организации контроля знаний студентов в электронных курсах, созданных на базе Moodle // Новая наука: проблемы и перспективы, 2016. № 3-2. С. 55-56.
Воспитание и современные социальные технологии
1 2 Мухаммадиев Б. Ж. , Норматова Р. Н.
1Мухаммадиев Бахтиёр Жураевич /Mukhammadiev Bakhtiyor Juraevich - преподаватель,
кафедра общей педагогики; 2Норматова Ранохон Неъматжoновна / Normatova Ranokhon Nematjonovna - студент, факультет физики и математики, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье обсуждается проблема внедрения в воспитательный процесс современных социальных технологий. Даётся обоснование особенностей технологий воспитания как педагогических технологий, подчёркивается их социокультурная уникальность. Обращается внимание на необходимость соотносить технологическую практику воспитания с ценностями общества и развёрнутой целью общественного воспитания, а не подменять её «универсальными» социальными технологиями.
Abstract: the article discusses the problem of implementation in the educational process of modern social technologies. We give justification features of education technology as a pedagogical technologies, emphasizes their socio-cultural uniqueness. Attention is drawn to the need to correlate technological practice education with the values of society and deployed the purpose of public education, and not replace it «universal» social technologies.
Ключевые слова: воспитание, социализация, технология воспитания, социальные технологии, управление образованием.
Keywords: education, socialization, education technology, social technology, education management.
Нам свойственно обращаться к истории культуры и науки не только для того, чтобы узнать, «как было до нас», но и для того, чтобы уловить хоть какую-то аналогию с сегодняшним днём и его проблемами. Иногда верится, что похожая ситуация в картине прошлого укажет, как поступать сегодня, какие достижения и ошибки предшественников учесть. Несмотря на давно известное: «в одну и ту же реку нельзя войти дважды», мы ищем исторические аналогии, и они находятся.
Одна из главных примет настоящего времени - технологизация всех сфер деятельности человека. Влияние процессов глобализации побуждает наше образование интегрироваться в образовательное пространство, встраиваться в образовательные системы «без границ». Это требует развития теории и стратегий управления образовательными системами. Можно наблюдать массовое распространение нового типа руководителя образовательными учреждениями -менеджера образования. В качестве стратегий управления образованием активно используются: динамическое моделирование, имитационное и игровое моделирование, управление проектами, ресурсно-образовательное прогнозирование, сценарное планирование и др. В таком контексте воспитание всё чаще рассматривается как раздел менеджмента образования, как управление образовательными системами, нуждающееся в универсальных технологиях. На наших глазах в этой роли всё активнее выступают социальные технологии как разновидность технологий управления.
Главная декларация разработчиков социальных технологий состоит в утверждении, что это - технологии управления любыми общественными процессами: экономическими, политическими, культурными, социальными, педагогическими. Социальные технологии открыто внедряются в образовательный процесс и претендуют на то, чтобы обеспечивать научно обоснованный (с учётом достижений современных наук о человеке) выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на участников образовательного процесса. Кроме того, своей миссией они считают выполнение определённого социального заказа государства, элиты общества, решение социально значимых проблем конкретного образовательного учреждения [1, стр. 28].
Но стоит иметь в виду, что социальные технологии всегда обращены к обобщённым универсальным социальным единицам: социальным слоям, классам, типам личностей и никогда не используются по отношению к конкретным людям. Социальные технологии исповедуют «стратификационно-классовый подход»: не просто учитывают неравенство в общественной жизни и в жизни детей из разных социальных групп, но и «работают» с неравенством, оправдывают его существование, нередко обосновывают его неизбежность.
Социальные технологии претендуют на оформление нового вида знания -«социального изобретения». С помощью отвлечённых логических манипуляций социальные процессы умозрительно расчленяются, измеряются, описываются, типизируются. Так, например, в абстрактной конструкции процесса воспитания выстраивается «нормативное общение типов личности», проектируются определённые модели поведения и предлагается их культивировать, реализуя «процедурные блоки» для педагогов, для учащихся, для родителей. В результате возникает стремление гарантированно результативно управлять поведением больших групп школьников, их родителей, учителей, не затрачивая времени и педагогических ресурсов на учёт личностных особенностей, индивидуальных различий, конкретных условий.
Но самое главное, ведущие специалисты в области социальных технологий (А. А. Шиян, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др.) однозначно утверждают, что основная задача социальных технологий - обеспечить социализацию молодого поколения в современном обществе и, по существу, заместить общественное воспитание [3]. Воспитание, между тем, педагогическим способами вполне успешно
53
может создавать значительный фонд социального опыта ребёнка, организовывать его социальную адаптацию, а, кроме того и главным образом, выстраивает его индивидуальность, его духовную уникальность.
Но стоит обратить внимание, что одновременно с потребностями государства, экономических и политических элит в массовом управлении действуют другие, не менее мощные социокультурные тенденции. Современное информационное постиндустриальное общество, провозгласившее основой своего существования «индустрию знаний», неизбежно увеличивает значимость интеллектуальной собственности, её ценность. А это означает, что носитель интеллектуальной собственности - личность заявляет о себе как о значимом субъекте социальной жизни. Это ставит под сомнение приоритеты политики, экономики, социального планирования, а выдвигает на первый план в качестве регулятора социальной жизни культуру, религию, мораль, нравственные идеалы. Это уже - «территория» воспитания. Постижение воспитания как интегрального социокультурного феномена требует освободиться от магии универсальности социальных технологий и определить своеобразие технологий воспитания, утвердить для них своё уникальное «поле».
Каковы же особенности технологии воспитания? Не стоит представлять технологию воспитания как жестко алгоритмизированное управление поведением детей и подростков. Воспитание - это всегда обращение, в первую очередь, к мотивационно-ценностной системе личности, а не к поведению. Воспитание невозможно без воодушевления, доверия, сотрудничества. Поэтому успех в решении воспитательной проблемы часто определяет не отработанная технология, а личностные качества педагога, масштаб его человеческой культуры, его вера в ребёнка.
Технология воспитания, как гуманитарная технология, никогда не претендует на полную технологизацию воспитательного процесса. Живой процесс воспитания трудно поддаётся алгоритмизации и расчленению на элементы, а, главное, результаты технологических усилий воспитателя во многих случаях трудно оценить в ближайших временных границах и в конкретных поведенческих проявлениях [2, стр. 122].
Не всякое явление в области воспитания можно абстрактно смоделировать или, выстроив последовательность педагогических действий, реализовать её адекватно, да ещё и многократно получить один и тот же успешный результат. Воспитание имеет дело с переживаниями, духовной рефлексией воспитанников и совместным «событием» взрослого и ребёнка. Технология воспитания чаще всего функционирует как теоретически обоснованная последовательность процедур и методов воспитательной деятельности и используется для решения конкретных педагогических задач.
В современной практике общественного воспитания следует различать:
1) повседневные технологии воспитания (технологии педагогической диагностики, планирования воспитательной работы, организации поручений);
2) ситуативные технологии воспитания (технологии преодоления конфликта в коллективе, педагогической оценки, создания ситуации успеха, соревнования);
3) системные (перспективные) технологии воспитания (технологии игры, клубной деятельности, мероприятия, коллективной творческой деятельности) [2, стр. 120].
Стоит ли стремиться к радикальному отмежеванию воспитания от социальных технологий? Конечно, нет. Современная педагогика активно изучает механизмы взаимосвязи воспитания и социализации, ищет обоснования педагогических средств, которые способствуют становлению социального опыта детей, позиции субъекта социализации. Технологии педагогической поддержки, социального самоопределения, социального проектирования во внеучебной деятельности позволяют реализовывать именно воспитательные основы социализации. Но пытаться за счёт социальных технологий решать все проблемы введения молодого поколения в культуру общества, освоения им жизненных ценностей - дело бесперспективное и
54
даже вредное. Мнение некоторых авторов о том, что широкое использование социальных технологий в воспитании позволит увеличить «КПД воспитателя», эффективность его деятельности, сократить временные и материальные затраты тоже не очень убедительно. Социальные технологии с их универсальностью, экономичностью и манипулятивностью нужны для массового управления, для воспроизводства «массового потребителя товаров и услуг».
Воспитание обращено к «искусству жизни» конкретного человека, а не типа личности или условного носителя каких-то социальных интересов. Но пока в стране не будет ясной национальной идеи, идеологически обоснованной доктрины личности - гражданина нашего государства, до тех пор вместо общественного воспитания останется воспитательная практика, подобная «домашнему рукоделию», где царит и высокое творчество, и эклектика, смешение разных теоретических подходов, и бережное сохранение традиций, и откровенные манипуляции.
Литература
1. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1 / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М., 1983. С. 28.
2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4 / Сост.: М. Д. Виноградова, А. А.Фролов. М., 1984. С. 120-122.
3. Шиян А. А. Руководство по социальным технологиям. [Электронний ресурс]: А. А. Шиян. Режим доступа: http://soctech.narod.ru.